Автор: Шешенева Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Ивантеевка "Гимназия №3"
Населённый пункт: город Ивантеевка Городского округа Пушкинский Московской области
Наименование материала: Разработка урока
Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа» (Окружающий мир 4 класс, УМК «Школа России»
Раздел: начальное образование
Конспект урока
по теме «Великая Отечественная война и Великая Победа»
(Окружающий мир 4 класс, УМК «Школа России»)
Разработала учитель начальных классов
Шешенева Лариса Анатольевна
МБОУ «Гимназия № 3» города Ивантеевки,
г.о. Пушкинский, Московской области
Технологическая карта урока
Предмет
окружающий мир
Класс 4
Тема урока
Великая Отечественная война и Великая Победа
Тип урока
Уроки с использованием технологии интегрированного обучения (2 урока
окружающего мира, 2 урока - 1занятие ВД Уроки нравственности и 1 занятие
ИЗО студия)
Цели
Создать условия для формирования представления о ВОВ, анализа ее главных
событий, оценивания значимости Великой победы для нашей страны и всего мира.
Задачи:
образовательная – сформировать представление о ВОВ и ее значимых событиях,
расширить знания учащихся о причинах и следствиях ВОВ и Великой Победы.
развивающая - развивать умения анализировать исторические события и
составлять их хронологическую последовательность работать с различными
источниками информации, способствовать развитию навыка исследования
исторических и географических объектов, совершенствовать коммуникативные
навыки через организацию групповой работы;
воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень
своих знаний, оценивать значимость результатов своей учебной деятельности,
выражать свою гражданскую позицию.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, раздаточный
материал
Основная и
дополнительная
литература по теме урока:
1.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2019. – С. 96–101
2.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.:
Просвещение, 2019. С. 50 – 51
3.
Дополнительная информация, подготовленная учителем
4.
Сеть интернет.
Методы и формы
проведения урока:
Частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технологии:
Интегрированное обучение, технология развития критического мышления,
проектная деятельность, элементы проблемной технологии и коллективной
совместной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Научиться анализировать значимые
события Великой Отечественной
войны 1941 — 1945 гг., выявлять
основные ценности Великой
Победы, оценивать героизм и
патриотизм народа, осознавть
значимость Дня Победы как
всенародного праздника.
Получить возможность научиться
определять общую цель в
совместной деятельности и пути ее
Коммуникативные
:
формирование умений
работать в группах
Регулятивные
:
умение нести
ответственность за собственный выбор и
результаты своей деятельности
Познавательные
:
умение проводить
рефлексию своей деятельности
Формирование ИКТ-компетентности -
работать с информацией, представленной в
разных (таблица, карта)
Работать с учебником, данными календаря
формирование основ
российской гражданской
идентичности, чувства
гордости за свою Родину,
российский народ и историю
России, развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения
не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных
достижения, договариваться о
распределении функций и ролей,
осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное
поведение и поведение
окружающих.
наблюдений
ситуаций Осознание ценности
Великой Победы для нашей
страны и для сохранения
целостности мира,
многообразия взглядов на на
это событие;
Основные понятия, изучаемые на
уроке
Великая Отечественная война, СССР, Советский Союз, фашизм, фашист, натиск,
оккупация, оккупант, Рейхстаг, В
еликая Победа, Города – герои: Москва,
Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск,
Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь,
Киев, Минск, Брестская крепость-герой.
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание учебного
материала.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
1 урок Окружающий мир
1 этап.
Организационный
момент.
Приветственное слово
учителя:
Памятка об успешной
работе.
Приветствуют учителя,
Настраиваются на урок,
психологически
готовятся к общению.
Личностные
-проявление
интереса к поставленной
проблеме
Регулятивные
- умение
планировать деятельность в
соответствии с поставленной
целью
Коммуникативные
- вступать в
речевое общение, участвовать в
диалоге
2. Этап мотивации
познавательной
деятельности
Целеполагание
Определение задач и
составление плана
действий
Распределение на группы
Лист продвижения по
теме
Проанализировать
события ВОВ и оценить
вклад наших предков в
Великую Победу.
7 значимых событий – 7
групп
Составили план
действий исходя из
учебных задач:
1.Собрать информацию
2.Выделить основные
части события
3.Представить
результаты работы
всему классу.
Познавательные: слушать
вопросы учителя, выдвигать
гипотезы и обосновывать их;
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками –
определение целей, функций
участников, способов
взаимодействия
Личностные УУД
Формирование мотивационной
основы учебной деятельности
3. Этап изучения
новых знаний и
способов действий
Поиск информации.
Предлагает каждой
группе теоретический
материал по значимым
событиям ВОВ (кратко,
обобщенно), а так же
предлагает
воспользоваться
дополнительными
источниками в сети
Интернет,
дополнительной
литературой,
результатами беседы с
родственниками.
Изучают предложенные
материалы,
распределяют функции в
группе, анализируют.
Личностные УУД
Формировать умение
способности к саморазвитию
Коммуникативные УУД
умение находить несколько
вариантов решения проблемы;
умение работать в группе,
слушать собеседника, выражать
свои мысли
Регулятивные УУД
проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве и в
сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи.
4.Этап закрепления
изученного,
обобщения и
систематизации
Выполнение задания в
группах, подготовка к
презентации
результатов
деятельности
Систематизируют
результаты
исследований ( занятие
Уроки нравственности)
Результаты оформляют
на презентационном
листке (оформляют на
занятий ВД – ИЗО
студия), Составляют
текст для выступления
перед классом
Познавательные УУД
Самостоятельное и групповое
исследование и выполнение
заданий
Коммуникативные УУД
умение презентовать результаты
совместной деятельности
2 урок Окружающий мир
5.Мотивационно-
целевой этап
Повторное озвучивание
темы, целей и задач
урока, плана действий.
Включаются в работу,
отвечают на вопросы,
озвучивают Ц и З урока.
Личностные
-проявление
ответственного отношения к
совместной работе, своей
гражданской позиции.
6.Этап презентации
результатов
деятельности
Обеспечивает условия
для успешной работы
групп
Поочередно по группам
представляют
результаты работы (на
доске размещают
през.листы и озвучивают
подготовленный текст)
Познавательные УУД
Самостоятельное и групповое
исследование и выполнение
заданий
Коммуникативные УУД
умение презентовать результаты
совместной деятельности
6.Этап подведения
итогов
Достигли ли мы Ц и З
урока, все ли выполнили?
Каков вклад наших
предков в Великую
Победу?
Чем мы, потомки, можем
увековечить этот вклад?
Сбор листков
продвижения по теме и
листа оценивания,
выставление оценок за
урок
Отвечают на вопросы
учителя, делают выводы
по результатам работы
- Помнить героический
подвиг нашего народа и
чтить память об
участниках ВОВ
Ценить тот вклад,
который внесли наши
предки в Великую
Победу.
Личностные: развитие
развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
бережному отношению к
материальным и духовным
ценностям.
Коммуникативные УУД
умение работать в коллективе,
слушать собеседника, выражать свои
мысли
7.Этап рефлексии
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Учащиеся в устной
форме рассказывают о
полученных на уроке
знаниях и умениях.
Регулятивные УУД: осознавать
самого себя как движущую силу
своего научения, свою способность к
самокоррекции.
8.Домашнее задание
Повторить материал
учебника (с96-101),
подготовиться к
проверочной работе
Готовятся дома на
знание основных
сведений о значимых
событиях ВОВ
Итоговый контроль:
Великая Отечественная война началась ___ июня _____ года. Она продолжалась ___ года,
_____ дней. С ____ по ______года Ленинград был взят врагом в кольцо - блокада Ленинграда.
Битва под Москвой происходила с _________ по _______ _____ года. С _____ года по февраль
____года наши войска вели бои за оборону Сталинграда. С ______ по____ _______ года
продолжалась Курская битва. В _____ году силами Советской Армии и всего Советского
народа фашисты были изгнаны с территории СССР, произошел перелом ВОВ. Подписание акта
о полной капитуляции, окончание войны и объявление Победы _____ ______года. Парад
Победы в Москве на Красной площади состоялся ___ июня ________ года.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
22 июня
1941года
8-9 мая
1945 года
С июля 1942
года по
февраль
1943 года
Июль –
август
1943
Почти 4
года
(1418
дней)
С 8 сентября
1941 по 27
января 1944
года
Октябрь
–
декабрь
1941
24 июня
1945 года
1944 год
Самые значимые события Великой Отечественной войны:
1.
22 июня 1941 года
– начало Великой Отечественной войны. Оборона
Брестской крепости.
2.
С 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года
– блокада Ленинграда.
3.
Октябрь – декабрь 1941
– битва за Москву.
4.
С июля 1942 года по февраль 1943 года
– оборона Сталинграда и
Сталинградская битва.
5.
Июль – август 1943
– Курская битва.
6.
1944 год
– изгнание фашистов с территории СССР.
7.
8-9 мая 1945 года
- Подписание акта о полной капитуляции, окончание войны и
объявление Победы
8.
9 мая 1945 года
– День Победы.
9.
24 июня 1945 года
- Парад Победы в Москве на Красной площади
Никогда не забывайте историю своей страны!
Помните о героях, не щадивших собственную жизнь из-за жизни на Земле!