Напоминание

«Специфика работы концертмейстера в ДШИ»


Автор: Яцкова Лариса Вячеславовна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Унечская ДШИ"
Населённый пункт: Брянская обл., г.Унеча
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: «Специфика работы концертмейстера в ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Унечская детская школа искусств»

Методические рекомендации

Тема:

«Специфика работы концертмейстера в ДШИ»

Подготовила преподаватель

высшей квалификационной категории

Яцкова Л.В.

г.Унеча

2022г.

Содержание:

1. Концертмейстер в ДШИ – специфика.

2. Концертмейстер в инструментальном классе.

3. Концертмейстер в классе хореографии.

4. Заключение.

5. Список использованной литературы.

Концертмейстер в ДШИ – специфика

Определение: Концертмейстер (нем.Konzertmeister) – пианист, помогающий

вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и

аккомпанирующий им на репетициях и в концертах. ( Большой

энциклопедический словарь. Музыка.1998г.). Это определение в общем,

верное, но, тем не менее, не отражает всей специфики концертмейстерской

работы. Мастерство концертмейстера многосторонне и включает в себя

много знаний и умений.

Концертмейстер – профессионал – это пианист, хорошо владеющий

инструментом, обладающий артистизмом, психологической устойчивостью,

отменной реакцией в нестандартных ситуациях.

Кроме этих данных пианист – концертмейстер в ДШИ должен владеть

знаниями в области детской психологии.

Работа концертмейстера в ДШИ многогранна. Концертмейстер – пианист

очень часто работает с разными музыкантами, что является обычной

практикой в ДШИ и ДМШ. Поэтому концертмейстер должен уметь

переключаться на работу с обучающимися различных специальностей, т.к. у

каждого музыканта – своя специфика работы, о которой должен знать и

помнить концертмейстер. Например, в классе духовых инструментов надо

всё время помнить о том, что исполнителю необходимо брать дыхание ( то

же – и в классе вокала). Струнники показывают начало исполнения взмахом

смычка и т.д. Но есть существенные различия в работе концертмейстера в

классе инструменталиста и в классе хореографии. В чём они заключаются?

Концертмейстер в инструментальном классе.

1. В классе инструменталиста ( скрипка, виолончель, духовые инструменты)

концертмейстер работает с тем музыкальным материалом, который для

ученика выбрал преподаватель. Я не знаю ни одного случая, когда бы

педагог советовался с концертмейстером по поводу выбора репертуара для

обучающегося. Собственно, это вполне логично. Преподаватель прежде всего

нацелен на то, чтобы подобрать для ученика наиболее подходящий именно

для данного ученика репертуар. Концертмейстер работает на уроках вместе с

учеником и исполняет аккомпанемент как бы «под ученика». Т.е., играет в

том темпе, в котором исполняет произведение ученик, постоянно

контролируя своё исполнение с тем, чтобы не перекрывать звучание юного

музыканта. Задача концертмейстера состоит в том, чтобы вместе с учеником

максимально раскрыть музыкальный образ. Вместе с тем концертмейстер

должен помнить, что он работает с начинающим музыкантом, у которого ещё

недостаточно опыта игры с пианистом. Исполняя музыкальное произведение

с инструменталистом концертмейстер всегда находится чуть - чуть «в тени».

Музыкальный материал, как правило, распределяется таким образом: у

солиста – мелодическая линия, у концертмейстера – аккомпанемент.

Концертмейстер должен очень внимательно вслушиваться в игру ученика.

Даже так называемые «проигрыши» у пианиста должны звучать сообразно

общему исполнению.

2. В продолжении к сказанному необходимо обратить внимание на весьма

существенный фактор, а именно – выступление на сцене. Выступление-

результат напряженного творческого труда обучающегося, преподавателя и

концертмейстера. В обязанности пианиста – концертмейстера обязательно

входит помощь обучающимся в подготовке к выступлению. Концертмейстер

при публичном выступлении играет просто колоссальную роль. Пианист

должен быть максимально собран, знать практически наизусть свою партию

и партию солиста, быть готовым к любым неожиданностям. А какие это

бывают неожиданности – это знает каждый концертмейстер с большим

опытом работы. Ученик может забыть текст и затем заиграть с неожиданного

такта, может не вовремя вступить после фортепианного проигрыша и т.д.

Опытный концертмейстер должен быть готов к любым неожиданностям и

молниеносно на них среагировать. Правило в данном случае здесь очень

простое: пианист – концертмейстер должен выручать солиста, «ловить» его.

Недопустимо, чтобы пианист лихорадочно искал – где в данный момент

играет ученик. Поэтому не редки случаи, когда, казалось бы, прекрасный

пианист не может и не хочет работать концертмейстером в

инструментальном классе. Причина одна: данная работа напрямую связана с

публичными выступлениями, а далеко не каждый пианист готов выходить на

сцену. Поэтому хороший, опытный концертмейстер у преподавателей

ценится чрезвычайно высоко.

3. На сцене концертмейстер работает вместе с учеником. Оба исполняют

произведение, над которым вместе работали. И в данной ситуации

педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста

ряда специфических знаний и навыков, и в первую очередь умения

корректировать обучающегося в зависимости от конкретных обстоятельств.

Хотя не всё на сцене зависит от концертмейстера. Например, очень важно

взять правильный темп. Если есть вступление у пианиста, то темп задаёт,

естественно, он. Если же первым начинает играть ученик, то именно он

задаёт темп всему исполнению. И концертмейстер не вправе этот темп

менять ( даже если взят темп очень быстрый или, наоборот, затянутый).

4. Очень важна психологическая совместимость обучающегося,

преподавателя и концертмейстера. Иногда концертмейстеру приходится

исполнять и функции педагога. В своей концертмейстерской практике я

неоднократно выступала с солистами – инструменталистами на конкурсах,

где сам преподаватель отсутствовал. В данном случае на концертмейстера

ложится огромная ответственность. Пианист для ученика – друг и наставник,

педагог и психолог. О работе концертмейстера в последнее время стали чаще

писать. Появились методические работы и разработки по вопросу специфики

работы концертмейстера. Некоторые авторы пытаются найти и обосновать

правила работы пианиста – концертмейстера. Безусловно, каждое мнение

имеет право на существование. Для меня самое главное в работе

концертмейстера в инструментальном классе – это умение слышать всё

произведение в целом. Только тогда исполнение с учеником будет

убедительным, стилистически верным и профессионально грамотным.

5. Подведём небольшой итог. Концертмейстер в классе преподавателя –

инструменталиста – лицо очень важное, но в некотором роде ограниченное

возможностями и способностями обучающегося. Он исполняет то

произведение, которое выбрал для ученика преподаватель и исполняет

аккомпанемент не так, как он представляет, а, прежде всего, руководствуясь

требованиями и пожеланиями педагога с одной стороны и способностями и

исполнительскими возможностями ученика с другой стороны. Тем не менее,

и в данной ситуации исполнительское мастерство пианиста необходимо.

Концертмейстер в классе хореографии.

На уроках хореографии с обучающимися работают педагог - хореограф и

музыкант. Таким образом, дети получают не только физическое развитие, но

и музыкальное. Искусство танца не может существовать без музыки. Танец и

музыка существуют в гармоническом единстве, поэтому на уроках

хореографии музыкальное сопровождение обязательно. Уроки хореографии

от начала и до конца проходят под музыку. Музыкальное оформление

занятий – важная составляющая учебного процесса. У обучающихся

постепенно формируются первичные эстетические представления. Очень

важно, чтобы на уроке классического танца звучала классическая музыка, а

на уроке народного танца – народная. Дети, таким образом, от урока к уроку

начинают понимать различие между народной и классической музыкой.

Можно сказать, что концертмейстер ненавязчиво знакомит обучающихся с

музыкой разных эпох, жанров, стилей. Специфика работы концертмейстера в

классе хореографии обусловлена определёнными сложностями. Он работает

с детьми разного возраста, и с педагогами разных танцевальных направлений

– народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить

музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром

данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто.

Поэтому, даже опытный концертмейстер постоянно находится в поиске

нового музыкального материала.

Чем отличается работа концертмейстера в классе хореографии?

Концертмейстер и преподаватель – хореограф работают в тесном контакте.

Между ними должно быть полное взаимопонимание во всех вопросах. Для

концертмейстера, с одной стороны, должно быть обязательным

рекомендации и пожелания преподавателя. С другой стороны, обычно эти

рекомендации носят несколько общий характер, поэтому – какое именно

произведение исполнять на занятиях – выбирает концертмейстер ( если

только не разучивается какой то конкретно танец). Т. е., выбор музыкального

сопровождения – за концертмейстером. В классе хореографии

концертмейстер сразу должен исполнять произведение в темпе, в характере,

чётко выдерживая метроритм и с учётом всех стилевых особенностей. Т.е.,

по существу, концертмейстер в классе хореографии выступает как сольный

исполнитель. Конечно, исполнение музыкального материала должно быть в

определённых рамках и подчинено определённым требованием, но в целом,

особенно на уроках классического танца, у пианиста – большая свобода в

исполнении. В этом состоит отличие работы в классе хореографии от работы

с инструменталистами. Концертмейстер в классе хореографии должен

постоянно пополнять свой репертуар. Если, работая с инструменталистом,

концертмейстер очень долго играет небольшое количество произведений, то

в классе хореографии такого просто не может быть. Хотя, конечно, здесь –

последнее слово – за преподавателем – хореографом. Каждый педагог

предъявляет свои требования к репертуару пианиста. Одни предпочитают

один и тот же музыкальный материал на определённых хореографических

движениях и не хотят его менять на протяжении всего учебного года. Другие,

наоборот, считают правильным менять музыкальное сопровождение, т.к.

постоянное звучание на уроках одного и того же музыкального материала

неизбежно ведёт к механическому выполнению упражнений. Подбор

музыкального материала на занятиях хореографии ведётся концертмейстером

в соответствии с программными требованиями. И здесь педагог – хореограф

и концертмейстер выступают «на равных», в тесном содружестве.

Действительно, только так можно подобрать наиболее удачное музыкальное

сопровождение для каждого года обучения. Вначале это – простые для

восприятия и образного мышления музыкальные примеры, очень яркие по

характеру и ясной жанровой основе. В дальнейшем, при усложнении

комбинаций, усложняется и музыкальный материал. При этом пианист при

выборе репертуара, должен объективно оценивать свои исполнительские

возможности. Недопустимо, чтобы исполнение на занятиях звучало с

фальшивыми нотами, неритмично, хаотично или в неправильном темпе. В

настоящее время, время интернета, можно найти любой музыкальный

материал, исходя из своих исполнительских возможностей.

Вспомним опять о работе в классе инструменталиста, где концертмейстер

обязан исполнять конкретное произведение и зачастую строго следовать

указаниям преподавателя.

Заключение.

Деятельность концертмейстера многогранна и очень интересна. В данной

методической разработке я затронула некоторые аспекты работы

концертмейстера, а также рассмотрела специфику концертмейстерской

работы в разных исполнительских классах. Если в классе хореографии

пианист выступают с солирующей ролью, то в классе инструменталиста роль

концертмейстера более скромная, но от этого не менее важная. Пианист,

решивший заняться концертмейстерской деятельностью, должен чётко

представлять свои обязанности и специфику работы в данном конкретном

случае. Каждый пианист находит себя в определённом амплуа и развивает

его. Конечно, есть концертмейстеры – универсалы. В основном же, в каждой

школе искусств, концертмейстеры работают в классе определённого

педагога, и с годами накапливают солидный репертуар по тому или иному

направлению. В принципе, пианист, хорошо владеющий инструментом,

практически всегда становится и хорошим концертмейстером. Для этого

надо только очень полюбить эту профессию.

Список использованной литературы.

1. Л. Сафронова «Уроки классического танца» Санкт – Петербург, 2003 г.

2. В. Костровицкая «100 уроков классического танца» Ленинград,

«Искусство» Ленинградское отделение 1981 г.

3. Э. Фишер «Музыкальные наблюдения» , Москва, вып.8, 1977г.

4. Н. Базарова, В. Мей « Азбука классического танца» Ленинград



В раздел образования