Напоминание

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие произвольной памяти старших дошкольников.


Автор: Орлова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №28 г. Благовещенска"
Населённый пункт: г. Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие произвольной памяти старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие произвольной памяти

старших дошкольников.

В

современном

мире

присутствуют

ограниченные

возможности

включения

дошкольника

и

взрослого

в

совместную

деятельность.

Это

обусловлено

тем,

что все основное время у родителей сосредоточено на

работе

и

карьере,

дети

в

большей

степени

предоставлены

сами

себе.

В

результате

затрудняется

передача

через

поколения

игровых

действий

и

возможностей.

Происходит

смена

потребностей

реализации

игры

посредством

электронной

атрибутики:

просмотр

телевизионных

передач,

фильмов, компьютерные игры. Инновационная система трансляции занимает

основное время досуга и является зависимым источником эмоциональных

впечатлений

у

дошкольного

возраста,

препятствуя

тем

самым

здоровому

развитию важных психических и мыслительных процессов у детей.

На основе современных исследовательских данных у многих детей в

старшем дошкольном возрасте в игровом проигрывании наиболее выражены

бытовые сюжеты, в то время как сюжеты профессиональной направленности

и общественно-политического характера подвергаются явному вытеснению

за счет телевизионных поведенческих моделей. Это лишь подтверждает, что

проблема межличностного разрыва общения и понимания между взрослым и

ребенком

присутствует

почти

в

каждой

современной

семье.

Основной

трудностью для создания внутренних сценариев сюжета профессиональной и

социальной направленности у детей является отсутствие надлежащего опыта

и

соответствующих

представлений

образа

взрослости.

Жизненный

опыт

дошкольников образует четкие границы начиная от повседневного быта до

виртуальных персонажей, заимствованные с компьютеров или телевизоров.

Актуальность данной статьи определяется социальной значимостью в

использовании

в

процессе

воспитательной

и

образовательной

работы

в

условиях

дошкольного

учреждения

сюжетно-ролевых

игр

с

целью

полноценного развития личности ребенка.

1

Игра занимает одну из центральных позиций в жизни дошкольника,

являясь

доминирующим

видом

самостоятельной

деятельности.

Самые

важные новообразования происходят под воздействием сюжетно-ролевых игр

в период дошкольного воспитания и обучения. В процессе дошкольного

обучения

процессуальная

функция

сюжетно-ролевой

игры

качественно

видоизменяется согласно возрастным данным дошкольников. Для младшего

дошкольника основой для игры служит подражание чужим действий, а для

старшего дошкольника в сюжетно-ролевых играх отводится личностная роль

осознанной

имитации

отношений

и

действий

других

людей

на

уровне

детского понимания и создание их по собственному усмотрению в игровой

обстановке.

Таким

образом, понимание

сюжетно-ролевой

игры

для

старшего дошкольного возраста представляется нами как сознательная и

самостоятельная

деятельность,

характеризующаяся

детской

имитацией

и

воссозданием процессуальных действий взрослых в собственных игровых и

воображаемых

условиях

через

создание

модуляций

их

поведенческих

взаимоотношений

согласно

возрастному

уровню

детского

понимания

взрослой ситуации.

Значительным

подтверждением

значимости

сюжетно-ролевых

игр

являются многочисленные труды ученых в области психологической науки

Л.С.Выготский,

Д.Б.

Эльконина,

А.Н.

Любинской,

Сл.Рубинштейн).

Они

считали,

что

игра

это

ведущая

деятельность

в

дошкольном

периоде,

поскольку

именно

под

ее

влиянием

осуществляются

существенные

благоприятные изменения в психике ребенка с целью перехода на более

высокую ступень развития.

Особенность

сюжетно-ролевых

игр

заключается

в

активизации

активных

точек

психический

функций,

способствующих

формированию

важных качеств и особенностей личности старших дошкольников. Стоит

отметить,

влияние

которое

оказывает

сюжетно-ролевая

игра

на

произвольность

психических

процессов,

таких

как

память

и

внимание.

Игровые

условия

сюжетно-ролевой

игры

требует

от

ребенка

огромных

2

усилий

в

сосредоточенности

на

предметах

и

содержательном

процессе

разыгранной

деятельности.

Помимо

этого

влияние,

которое

оказывают

сюжетно-ролевые

игры

распределяется

на

проецирование

определенного

поведения и особого видения модели взаимоотношений у взрослых, которое

может стать прототипом поведенческой и речевой деятельности у детей. Под

воздействием

четких

правил

в

рамках

организации

игры

запускаются

воспитательные

механизмы

для

осуществления

контроля

и

регуляции

поведения,

сдержанности

импульсивности

и

рассеянности,

тем

самым

формируя основу характера личности ребенка.

Создание

сюжетно-ролевой

игры,

как

правило

ориентируется

на

определенную

структуру,

которая

подразделяется

на

следующие

этапы

действий:

сюжет,

содержание,

роль.

Если

сюжет

направлен

на

область

реализации социальной действительности в детско-игровом проигрывании,

то содержательная часть будет связана с отражением глубины человеческих

взаимоотношений.

Таким

образом,

содержание

игры

формирует

уровень

развития игровой деятельности детей.

На основе теоретического осмысления этапов развития игры по Д.Б.

Эльконину, мы определили

несколько уровней развития сюжетно-ролевой

игры:

роль,

проявляющая

в

форме

игровых

действий

(смысл

игры

заключается в игровой деятельности с предметами); роль, проявляющая в

форме

сюжета

(осуществляется

роль

и

сопутствующее

ей

действия,

определяемые

сюжетом);

роль,

проявляющая

в

форме

отношений

(реализуются действия, основанные на отношение к окружающим).

Условия

сюжетно-ролевых

игр

дают

огромное

преимущество

перед

другими педагогическими методами и способами, участвующих в развитии

личности ребенка. Например, ребенку выступающего в роли покупателя в

процессе

мотивационно-игрового

проигрывания

ситуации

требуется

приобрести определенные предметы, следовательно он находится на стадии

решения

определенной

задачи,

что

позволяет

включить

механизм

расширения границ словарного запаса в своем арсенале и активизировать

3

вдумчивое запоминание, по сравнению, если бы этот процесс происходил

вследствие

организации

других

условий.

Классификация

видов

памяти

обычно подразделяется по степени активности, по целевой направленности

(произвольная

и

непроизвольная

память),

длительности

запоминания

и

удерживание

определенного

объема

материала.

Развитие

произвольной

памяти в старшем дошкольном возрасте закладывает целевые установки и

способность

работать

в

определенно

заданных

условиях,

осуществлять

контроль

сознания

и

воспитание

волевых

усилий.

Таким

образом

произвольная память играет определяющую роль в личностном развитии

детей. Механизм работы произвольной памяти состоит из таких действий как

запомнить цель и сопутствующие задачи, удержание в голове, вследствие

этого применить этот опыт в виде знаний для будущих действий. Поэтому

наиболее

благоприятные

условия

для

развития

произвольной

памяти

у

дошкольников является игра.

Проблемой изучения произвольной памяти детей дошкольного возраста

занимались такие ученые как П.И. Зинченко, З.М. Истомина, Н.А. Корниенко,

А.Н. Леонтьев, А.Н. Раевский и др.

Особое

внимание

З.М.

Истомина

уделяла

изучению

произвольной

памяти у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Автором было отмечено, что эффективность развития произвольной памяти

посредством сюжетно-ролевых игр происходит с помощью решения ряда

игровых задач и целей, возникающие перед старшим дошкольником.

Согласно

глубокому

изучению

данного

вопроса,

ученые

в

области

педагогики

и

психологии

говорят

о

том,

что

в

сюжетно-ролевых

играх

качественные результаты запоминания демонстрируются значительно выше,

при

этом

данный

силовой

эффект

показателей

сохраняется

в

процессе

дошкольного

периода.

Повышение

уровня

запоминания

в

процессе

реализации

сюжетно-ролевых

игр

осуществляется

с

помощью

провоцирования

мыслительных

операций

на

основе

реализации

содержательной части игры ребенком. Погружение в определенную взрослую

4

роль

старший

дошкольник

запускает

механизм

запоминания

предметов,

количества, названий необходимых ему в игровой обстановке. Можно также

заметить, что содержательная составляющая сюжетно-ролевых игр в старшем

дошкольном возрасте преобразуется в виде ухода от предметных действий

людей

к

приближению

действий

во

взаимоотношениях,

выполнению

определенных правил, осуществляющие регулятивные функции поведения и

памяти.

П.И.

Зинченко

занималась

вопросами

сравнительного

анализа

относительно проявлений эффективности произвольного и непроизвольного

запоминания.

По

мнению

автора,

эффективность

непроизвольного

и

произвольного запоминания находится на одинаковой плоскости в младшем

дошкольном возрасте, по сравнению со средним и старшем дошкольном

возрасте,

в

котором

непроизвольное

запоминание

выступает

значительно

выше произвольного.

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие произвольной памяти у

старшего

дошкольного

возраста

осуществляется

на

основе

реализации

следующих задач:

1.

Обучить дошкольника в плане понимания смыслового значения

поставленных задач. Для реализации этой задачи игра помогает «запомнить и

вспомнить» при многократном проигрывании роли, все предметы, факты,

явления и т.д.

2.

Освоить

и

передать

способы,

участвующие

в

приобретении

четкой цели «запомнить и воспроизвести» действия ролевого поведения. В

данном случае требуется развитие приема «повторения».

3.

Получить

возможность

осуществлять

контроль

результатов,

самостоятельно проверять.

Как правило, процесс запоминания начинает сформировываться уже к

5-6

годам

ребенка.

Этот

процесс

обусловлен

попытками

устанавливать

логические

связующие

значения

между

запоминаемыми

словами.

Это

становится

заметно,

когда

ребенок

способен

при

перечислении

ему

5

определенных предметов изменять порядок их воспроизведения, способен

выделять общее и объединять их по предназначению. Развитие произвольной

памяти

у

старшего

дошкольника

осуществляется

побудительно-целевой

направленностью

дошкольника

к

осознанному

воспроизведению

своих

действий и опыта в игровой деятельности. Также важной особенностью

сюжетно-ролевой является принцип и требование «запомнить», это вызвано

потребностями процесса игры для успешного развития произвольной памяти

у дошкольников. Целевое назначение игры для ребенка при выполнении

определенной

роли

имеет

наглядный

и

конкретный

смысл

в

развитии

произвольной

памяти.

Следовательно,

сюжетно-ролевая

игра

формирует

целенаправленную игровую мотивацию, подчиняет ребенка к запоминанию

целей, предметов, а также осознавать способы реализации той или иной

деятельности.

Участие важного момента в развитии памяти дошкольника проявляется

в связи с возникновением личных воспоминаний, в основе которых лежат

события,

успехи,

взаимоотношения.

Сюжетно-ролевые

игры

помогают

формированию произвольной памяти за счет возрастания регуляции в речи,

выработки

умения

подчинять

собственные

действия

в

соответствии

с

поставленными отдаленными целями. Дети старшего дошкольного возраста

осознают некоторые приемы запоминания, используя их исходя из знаний

некоторых видов деятельности. Под руководством воспитателя в сюжетно-

ролевые

игры

могут

включаться

логические

приемы

запоминания

в

сопровождении

с

мыслительными

операциями:

смысловое

соотнесение,

группировка и классификация, схематизация.

Исходя

из

анализа

теоретических

исследований

одним

из

определяющих

психолого-педагогическим

условием

развития

сюжетно-

ролевой игры становится процесс активного принятия взрослым заданной

игровой

позиции.

Отсутствие

во

многих

дошкольных

учреждениях

формирования самостоятельной организации игровой среды и установление

времени ее реализации педагогом предопределяет препятствия в развитии

6

личности

ребенка:

недоразвитию

внутренней

мотивации

ребенка;

поведенческие реакции становятся зависимыми от ситуативных факторов.

Следует

также

отметить

значимость

педагога,

который

является

важным регулятором и организатором сюжетно-ролевых игр. Именно педагог

с

помощью

демонстрации

собственного

примера,

создания

творческих

проблемных ситуаций, грамотных выстроенных вопросов, стимулирующих

фантазию,

«подбрасывания»

интересных

сюжетов,

рассказов,

сказок,

историй, все это активизирует функции произвольной памяти, закладывает

определенный мыслительный процесс в игровой деятельности.

Практическое

назначение

сюжетно-ролевых

игр

в

современных

условиях особенно нуждается в формировании у родителей и педагогических

работников правильного отношения к игровой деятельности дошкольников, а

также выстраивании стратегии дошкольного воспитания, ориентируясь на

полноценное развитие сюжетно-ролевой игры.

Список литературы:

1.

Виноградова,

Н.

А.

Сюжетно-ролевые

игры

для

старших

дошкольников:

практическое

пособие

/

Н.

А.

Виноградова,

Н.

В.

Позднякова. - 2-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2008. – 125 с.

2.

Выготский, Л.С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский. - М.:

ЭКСМО, 2003- 501 с.

3.

Зинченко,

П.

И.

Непроизвольное

запоминание:

избранные

психологические труды / П. И. Зинченко ; под ред. В. П. Зинченко и Б.

Г. Мещерякова.. - Москва ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 543 с.

4.

Истомина, З.М. Развитие памяти: Учеб.-метод. пособие для студентов-

заочников

I

и

II

курсов

пед.

ин-тов

/

З.М.

Истомина.

-

Москва

:

Просвещение, 1978. - 120 с.

5.

Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в

детском саду/ Н. Ф. Комарова. - Москва: Скрипторий 2003, 2010. – 157

с.

7

6.

Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры: для детей дошкольного

возраста: [0+] / Н. В. Краснощекова. - Изд. 9-е. - Ростов-на-Дону:

Феникс, 2016. – 250 с.

7.

Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов

высших

учебных

заведений,

обучающихся

по

направлению

и

специальностям психологии / Д. Б. Эльконин. - 5-е изд., стер. - Москва:

Академия, 2008. – 383 с.

8



В раздел образования