Автор: Орлова Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №28 г. Благовещенска"
Населённый пункт: г. Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие произвольной памяти старших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие произвольной памяти
старших дошкольников.
В
современном
мире
присутствуют
ограниченные
возможности
включения
дошкольника
и
взрослого
в
совместную
деятельность.
Это
обусловлено
тем,
что все основное время у родителей сосредоточено на
работе
и
карьере,
дети
в
большей
степени
предоставлены
сами
себе.
В
результате
затрудняется
передача
через
поколения
игровых
действий
и
возможностей.
Происходит
смена
потребностей
реализации
игры
посредством
электронной
атрибутики:
просмотр
телевизионных
передач,
фильмов, компьютерные игры. Инновационная система трансляции занимает
основное время досуга и является зависимым источником эмоциональных
впечатлений
у
дошкольного
возраста,
препятствуя
тем
самым
здоровому
развитию важных психических и мыслительных процессов у детей.
На основе современных исследовательских данных у многих детей в
старшем дошкольном возрасте в игровом проигрывании наиболее выражены
бытовые сюжеты, в то время как сюжеты профессиональной направленности
и общественно-политического характера подвергаются явному вытеснению
за счет телевизионных поведенческих моделей. Это лишь подтверждает, что
проблема межличностного разрыва общения и понимания между взрослым и
ребенком
присутствует
почти
в
каждой
современной
семье.
Основной
трудностью для создания внутренних сценариев сюжета профессиональной и
социальной направленности у детей является отсутствие надлежащего опыта
и
соответствующих
представлений
образа
взрослости.
Жизненный
опыт
дошкольников образует четкие границы начиная от повседневного быта до
виртуальных персонажей, заимствованные с компьютеров или телевизоров.
Актуальность данной статьи определяется социальной значимостью в
использовании
в
процессе
воспитательной
и
образовательной
работы
в
условиях
дошкольного
учреждения
сюжетно-ролевых
игр
с
целью
полноценного развития личности ребенка.
1
Игра занимает одну из центральных позиций в жизни дошкольника,
являясь
доминирующим
видом
самостоятельной
деятельности.
Самые
важные новообразования происходят под воздействием сюжетно-ролевых игр
в период дошкольного воспитания и обучения. В процессе дошкольного
обучения
процессуальная
функция
сюжетно-ролевой
игры
качественно
видоизменяется согласно возрастным данным дошкольников. Для младшего
дошкольника основой для игры служит подражание чужим действий, а для
старшего дошкольника в сюжетно-ролевых играх отводится личностная роль
осознанной
имитации
отношений
и
действий
других
людей
на
уровне
детского понимания и создание их по собственному усмотрению в игровой
обстановке.
Таким
образом, понимание
сюжетно-ролевой
игры
для
старшего дошкольного возраста представляется нами как сознательная и
самостоятельная
деятельность,
характеризующаяся
детской
имитацией
и
воссозданием процессуальных действий взрослых в собственных игровых и
воображаемых
условиях
через
создание
модуляций
их
поведенческих
взаимоотношений
согласно
возрастному
уровню
детского
понимания
взрослой ситуации.
Значительным
подтверждением
значимости
сюжетно-ролевых
игр
являются многочисленные труды ученых в области психологической науки
Л.С.Выготский,
Д.Б.
Эльконина,
А.Н.
Любинской,
Сл.Рубинштейн).
Они
считали,
что
игра
–
это
ведущая
деятельность
в
дошкольном
периоде,
поскольку
именно
под
ее
влиянием
осуществляются
существенные
благоприятные изменения в психике ребенка с целью перехода на более
высокую ступень развития.
Особенность
сюжетно-ролевых
игр
заключается
в
активизации
активных
точек
психический
функций,
способствующих
формированию
важных качеств и особенностей личности старших дошкольников. Стоит
отметить,
влияние
которое
оказывает
сюжетно-ролевая
игра
на
произвольность
психических
процессов,
таких
как
память
и
внимание.
Игровые
условия
сюжетно-ролевой
игры
требует
от
ребенка
огромных
2
усилий
в
сосредоточенности
на
предметах
и
содержательном
процессе
разыгранной
деятельности.
Помимо
этого
влияние,
которое
оказывают
сюжетно-ролевые
игры
распределяется
на
проецирование
определенного
поведения и особого видения модели взаимоотношений у взрослых, которое
может стать прототипом поведенческой и речевой деятельности у детей. Под
воздействием
четких
правил
в
рамках
организации
игры
запускаются
воспитательные
механизмы
для
осуществления
контроля
и
регуляции
поведения,
сдержанности
импульсивности
и
рассеянности,
тем
самым
формируя основу характера личности ребенка.
Создание
сюжетно-ролевой
игры,
как
правило
ориентируется
на
определенную
структуру,
которая
подразделяется
на
следующие
этапы
действий:
сюжет,
содержание,
роль.
Если
сюжет
направлен
на
область
реализации социальной действительности в детско-игровом проигрывании,
то содержательная часть будет связана с отражением глубины человеческих
взаимоотношений.
Таким
образом,
содержание
игры
формирует
уровень
развития игровой деятельности детей.
На основе теоретического осмысления этапов развития игры по Д.Б.
Эльконину, мы определили
несколько уровней развития сюжетно-ролевой
игры:
роль,
проявляющая
в
форме
игровых
действий
(смысл
игры
заключается в игровой деятельности с предметами); роль, проявляющая в
форме
сюжета
(осуществляется
роль
и
сопутствующее
ей
действия,
определяемые
сюжетом);
роль,
проявляющая
в
форме
отношений
(реализуются действия, основанные на отношение к окружающим).
Условия
сюжетно-ролевых
игр
дают
огромное
преимущество
перед
другими педагогическими методами и способами, участвующих в развитии
личности ребенка. Например, ребенку выступающего в роли покупателя в
процессе
мотивационно-игрового
проигрывания
ситуации
требуется
приобрести определенные предметы, следовательно он находится на стадии
решения
определенной
задачи,
что
позволяет
включить
механизм
расширения границ словарного запаса в своем арсенале и активизировать
3
вдумчивое запоминание, по сравнению, если бы этот процесс происходил
вследствие
организации
других
условий.
Классификация
видов
памяти
обычно подразделяется по степени активности, по целевой направленности
(произвольная
и
непроизвольная
память),
длительности
запоминания
и
удерживание
определенного
объема
материала.
Развитие
произвольной
памяти в старшем дошкольном возрасте закладывает целевые установки и
способность
работать
в
определенно
заданных
условиях,
осуществлять
контроль
сознания
и
воспитание
волевых
усилий.
Таким
образом
произвольная память играет определяющую роль в личностном развитии
детей. Механизм работы произвольной памяти состоит из таких действий как
запомнить цель и сопутствующие задачи, удержание в голове, вследствие
этого применить этот опыт в виде знаний для будущих действий. Поэтому
наиболее
благоприятные
условия
для
развития
произвольной
памяти
у
дошкольников является игра.
Проблемой изучения произвольной памяти детей дошкольного возраста
занимались такие ученые как П.И. Зинченко, З.М. Истомина, Н.А. Корниенко,
А.Н. Леонтьев, А.Н. Раевский и др.
Особое
внимание
З.М.
Истомина
уделяла
изучению
произвольной
памяти у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Автором было отмечено, что эффективность развития произвольной памяти
посредством сюжетно-ролевых игр происходит с помощью решения ряда
игровых задач и целей, возникающие перед старшим дошкольником.
Согласно
глубокому
изучению
данного
вопроса,
ученые
в
области
педагогики
и
психологии
говорят
о
том,
что
в
сюжетно-ролевых
играх
качественные результаты запоминания демонстрируются значительно выше,
при
этом
данный
силовой
эффект
показателей
сохраняется
в
процессе
дошкольного
периода.
Повышение
уровня
запоминания
в
процессе
реализации
сюжетно-ролевых
игр
осуществляется
с
помощью
провоцирования
мыслительных
операций
на
основе
реализации
содержательной части игры ребенком. Погружение в определенную взрослую
4
роль
старший
дошкольник
запускает
механизм
запоминания
предметов,
количества, названий необходимых ему в игровой обстановке. Можно также
заметить, что содержательная составляющая сюжетно-ролевых игр в старшем
дошкольном возрасте преобразуется в виде ухода от предметных действий
людей
к
приближению
действий
во
взаимоотношениях,
выполнению
определенных правил, осуществляющие регулятивные функции поведения и
памяти.
П.И.
Зинченко
занималась
вопросами
сравнительного
анализа
относительно проявлений эффективности произвольного и непроизвольного
запоминания.
По
мнению
автора,
эффективность
непроизвольного
и
произвольного запоминания находится на одинаковой плоскости в младшем
дошкольном возрасте, по сравнению со средним и старшем дошкольном
возрасте,
в
котором
непроизвольное
запоминание
выступает
значительно
выше произвольного.
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие произвольной памяти у
старшего
дошкольного
возраста
осуществляется
на
основе
реализации
следующих задач:
1.
Обучить дошкольника в плане понимания смыслового значения
поставленных задач. Для реализации этой задачи игра помогает «запомнить и
вспомнить» при многократном проигрывании роли, все предметы, факты,
явления и т.д.
2.
Освоить
и
передать
способы,
участвующие
в
приобретении
четкой цели «запомнить и воспроизвести» действия ролевого поведения. В
данном случае требуется развитие приема «повторения».
3.
Получить
возможность
осуществлять
контроль
результатов,
самостоятельно проверять.
Как правило, процесс запоминания начинает сформировываться уже к
5-6
годам
ребенка.
Этот
процесс
обусловлен
попытками
устанавливать
логические
связующие
значения
между
запоминаемыми
словами.
Это
становится
заметно,
когда
ребенок
способен
при
перечислении
ему
5
определенных предметов изменять порядок их воспроизведения, способен
выделять общее и объединять их по предназначению. Развитие произвольной
памяти
у
старшего
дошкольника
осуществляется
побудительно-целевой
направленностью
дошкольника
к
осознанному
воспроизведению
своих
действий и опыта в игровой деятельности. Также важной особенностью
сюжетно-ролевой является принцип и требование «запомнить», это вызвано
потребностями процесса игры для успешного развития произвольной памяти
у дошкольников. Целевое назначение игры для ребенка при выполнении
определенной
роли
имеет
наглядный
и
конкретный
смысл
в
развитии
произвольной
памяти.
Следовательно,
сюжетно-ролевая
игра
формирует
целенаправленную игровую мотивацию, подчиняет ребенка к запоминанию
целей, предметов, а также осознавать способы реализации той или иной
деятельности.
Участие важного момента в развитии памяти дошкольника проявляется
в связи с возникновением личных воспоминаний, в основе которых лежат
события,
успехи,
взаимоотношения.
Сюжетно-ролевые
игры
помогают
формированию произвольной памяти за счет возрастания регуляции в речи,
выработки
умения
подчинять
собственные
действия
в
соответствии
с
поставленными отдаленными целями. Дети старшего дошкольного возраста
осознают некоторые приемы запоминания, используя их исходя из знаний
некоторых видов деятельности. Под руководством воспитателя в сюжетно-
ролевые
игры
могут
включаться
логические
приемы
запоминания
в
сопровождении
с
мыслительными
операциями:
смысловое
соотнесение,
группировка и классификация, схематизация.
Исходя
из
анализа
теоретических
исследований
одним
из
определяющих
психолого-педагогическим
условием
развития
сюжетно-
ролевой игры становится процесс активного принятия взрослым заданной
игровой
позиции.
Отсутствие
во
многих
дошкольных
учреждениях
формирования самостоятельной организации игровой среды и установление
времени ее реализации педагогом предопределяет препятствия в развитии
6
личности
ребенка:
недоразвитию
внутренней
мотивации
ребенка;
поведенческие реакции становятся зависимыми от ситуативных факторов.
Следует
также
отметить
значимость
педагога,
который
является
важным регулятором и организатором сюжетно-ролевых игр. Именно педагог
с
помощью
демонстрации
собственного
примера,
создания
творческих
проблемных ситуаций, грамотных выстроенных вопросов, стимулирующих
фантазию,
«подбрасывания»
интересных
сюжетов,
рассказов,
сказок,
историй, все это активизирует функции произвольной памяти, закладывает
определенный мыслительный процесс в игровой деятельности.
Практическое
назначение
сюжетно-ролевых
игр
в
современных
условиях особенно нуждается в формировании у родителей и педагогических
работников правильного отношения к игровой деятельности дошкольников, а
также выстраивании стратегии дошкольного воспитания, ориентируясь на
полноценное развитие сюжетно-ролевой игры.
Список литературы:
1.
Виноградова,
Н.
А.
Сюжетно-ролевые
игры
для
старших
дошкольников:
практическое
пособие
/
Н.
А.
Виноградова,
Н.
В.
Позднякова. - 2-е изд. - Москва: Айрис-пресс, 2008. – 125 с.
2.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский. - М.:
ЭКСМО, 2003- 501 с.
3.
Зинченко,
П.
И.
Непроизвольное
запоминание:
избранные
психологические труды / П. И. Зинченко ; под ред. В. П. Зинченко и Б.
Г. Мещерякова.. - Москва ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 543 с.
4.
Истомина, З.М. Развитие памяти: Учеб.-метод. пособие для студентов-
заочников
I
и
II
курсов
пед.
ин-тов
/
З.М.
Истомина.
-
Москва
:
Просвещение, 1978. - 120 с.
5.
Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в
детском саду/ Н. Ф. Комарова. - Москва: Скрипторий 2003, 2010. – 157
с.
7
6.
Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры: для детей дошкольного
возраста: [0+] / Н. В. Краснощекова. - Изд. 9-е. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2016. – 250 с.
7.
Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов
высших
учебных
заведений,
обучающихся
по
направлению
и
специальностям психологии / Д. Б. Эльконин. - 5-е изд., стер. - Москва:
Академия, 2008. – 383 с.
8