Автор: Сазонова Ирина Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №2, корпус 2
Населённый пункт: г. Бийск Алтайского края
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие музыкального руководителя с родителями для развития гармонично развитой личности ребенка
Раздел: дошкольное образование
Сазонова И.А.,
(музыкальный руководитель, МБОУ Гимназия №2, корпус 2», Бийск)
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями для
развития гармоничной личности ребенка
Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в
том, чтобы приобщить ребенка к одному из величайших творений
человека – музыке. Благодаря удивительному миру музыки, дети учатся
понимать
ее
красоту,
наслаждаться
и
восхищаться
ею,
развивать
музыкально-творческие
способности,
формировать
нравственно-
эстетическое отношение ко всему живому.
В
дошкольных
учреждениях
музыкальным
воспитанием
детей
непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его
музыкальной культуры, педагогического мастерства в большой степени
зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в
конечном счете, успех музыкального развития детей зависит не только от
педагогов ДОУ, а также от родителей. Ведь вне музыкальных занятий
имеются
иные
возможности
обогащения
детей
музыкальными
впечатлениями.
Влияние семьи на формирование начал музыкальной
культуры ребенка определяется её традициями, отношением членов семьи
к музыкальному искусству, общей культурой. Поэтому главная задача
педагогов – установить взаимодействие и организовать совместную работу
для гармоничного развития ребенка.
Основная проблема во взаимодействии с родителями – непонимание
ими значимости музыкального образования детей. В связи с этим,
необходимо ставить такие задачи, как:
сблизить детей со своими родителями;
научить их взаимодействовать посредством музыки;
пробудить интерес к познанию.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения
лежит
идея
о
том,
что
за
воспитание
детей
несут
ответственность родители, а все другие социальные институты призваны
помочь,
поддержать,
направить,
дополнить
их
воспитательную
деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых
отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений
определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной
деятельности, которая осуществляется с помощью общения, восприятия,
понимания и оценивания людей другими людьми, самих себя.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями
ФГОС
родители
являются
непосредственными
участниками
образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной
деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей –
особенно актуален в наши дни.
В связи с этим в работе с родителями выделены основные цели и
задачи взаимодействия:
1. Изучение семьи – её музыкально – индивидуальных возможностей
и интересов;
2. вовлечение родителей в музыкально-педагогический процесс
дошкольного образовательного учреждения;
3. повышение музыкальной культуры родителей;
4. совместное создание музыкальной предметно – развивающей среды
в детском саду и дома.
Для
вовлечения
родителей
в
музыкально-образовательное
пространство детского сада, были выбраны следующие направления:
Музыкальное просвещение родителей.
Приобщение к совместной музыкальной деятельности.
С целью анализа особенностей музыкальных приоритетов в семье,
выявления уровня компетентности родителей в вопросах музыкального
воспитания, готовности родителей к сотрудничеству,
было проведено
анкетирование родителей. В опросе участвовало 67 человек. Им было
предложено ответить на ряд вопросов, разработанных мною. Обработав
результаты проведённого анкетирования, сделаны следующие выводы. К
сожалению, музыкальная образованность наших родителей оставляет
желать лучшего. Всего 21% родителей когда-то занимались музыкальными
видами деятельности. Хотя 100% родителей не считают музыку пустой
забавой, всё же в 42% случаев она не занимает в их жизни значительное
место. Однако считают, что развивать музыкальные способности детей
нужно как в детском саду, так и в семье - 95% родителей.
Приятно
отметить, что на вопрос «Делится ли ваш ребёнок впечатлениями о
музыкальном
занятии
в
ДОУ?»
большинство
родителей
дали
положительные ответы: «да» или «почти всегда» - 82%. 38% детей любят
устраивать для родителей домашние концерты, используя музыкальный
материал, выученный в детском саду. А вот огорчает то, что дети дома
практически
не
знакомятся
с
классическими
музыкальными
произведениями,
в
основном
слушают
современную
музыку,
что
значительно обедняет их музыкальные впечатления. Концерты посещают
5% семей, 7%
посещают театры, выставки. Это говорит о том, что
создание условий в развитии музыкального художественно-эстетического
вкуса недостаточно в большинстве семей. Анализ ответов родителей
показал, что 98% родителей готовы к сотрудничеству с детским садом.
Но
для этого им необходима помощь педагогов.
Исходя из проведённого анализа анкет, намечены разные формы и
методы участия родителей в учебно-воспитательной работе нашего ДОУ с
учетом их личных способностей и умений.
Самая
распространённая
форма
наглядной
агитации
это
информационные
стенды.
На
них
представлены
расписание
музыкальных занятий, размещается перечень рекомендуемой литературы
по музыкальному воспитанию, а также музыкальные игры и упражнения,
которые можно делать в домашних условиях. Папки – передвижки более
подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию
дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в
определённом возрасте при систематическом посещении музыкального
занятия в детском саду.
На консультациях, в личных беседах, в доступной форме родители
узнают, как можно создать музыкальную среду дома, с какого возраста и
как
начинать
слушать
с
детьми
музыку,
какую
музыку
слушать
предпочтительнее,
какие
музыкальные
игрушки
и
инструменты
приобретать или делать своими руками, как организовать детский
праздник, как создать музыкальный «музей» дома.
Проведение групповых собраний
действенная форма работы с
коллективом родителей, форма организованного ознакомления с задачами,
содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в
условиях детского сада и семьи. В этом направлении работы были
проведены нетрадиционные родительские собрания «Воспитывать любовь
к музыке начинаем с колыбели
»,
« Что мы слушаем и какое воздействие на
организм человека оказывает классическая музыка»
в форме беседы с
элементами практикума.
Фоторепортажи на темы: «Моя музыкальная семья», «Музыкальная
жизнь группы», «Традиции семьи», «Как мы проводим праздник с семьей»
особенно
привлекали
внимание
пап
и
мам.
Они
сопровождались
небольшими стихотворениями, краткой информацией. Организованные в
ДОУ выставки совместных работ родителей и детей с рисунками и
рассказами: «Моя любимая мама», «Музыкальная жизнь группы», «Рисуем
музыку»,
«Сказка
в
музыке»,
познакомили
с
музыкально
–
художественным творчеством, как детей, так и родителей.
Подготовку к городским конкурсам, невозможно реализовать без
участия родителей. С большим азартом и удовольствием они шьют
костюмы к спектаклям, к различным выступлениям, оказывают помощь в
изготовлении декораций, предлагают свои идеи в оформлении зала.
Конкурс-выставка
музыкальных
инструментов,
изготовленных
родителями совместно с детьми «Шумовой оркестр», а также «Самая
прелестная шляпка» и семейный «Конкурс частушек» был совместным
творческим испытанием для детей и их родителей
Мы уверены, что традиционные праздники в детском саду станут
эффективной формой общения детей со своими родителями, если изменить
их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для
родителей в средство формирования культуры общения со своим
ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми, и взрослыми. С
этой целью нами проводятся ряд таких праздников как: «День пожилого
человека», «Папа, мама, я – спортивная семья», «9 мая», «8 марта»,
«Выпускной» и другие. Родители в таких праздниках - полноправные
участники
от
идеи
до
воплощения:
происходит
обмен
идеями,
разучиваются
стихи, песни, танцы, проходит работа над ролью,
подготавливаются реквизиты, оказывается
помощь в изготовлении
сюрпризов и подарков.
Таким образом, если правильно и в системе выстраивать работу по
музыкальному воспитанию, использовать разные формы работы, то
родители становятся не посторонними наблюдателями и критиками, а
участниками
музыкального
образовательного
процесса
с
детьми
и
художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет
отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы.