Напоминание

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями для развития гармонично развитой личности ребенка


Автор: Сазонова Ирина Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №2, корпус 2
Населённый пункт: г. Бийск Алтайского края
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие музыкального руководителя с родителями для развития гармонично развитой личности ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сазонова И.А.,

(музыкальный руководитель, МБОУ Гимназия №2, корпус 2», Бийск)

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями для

развития гармоничной личности ребенка

Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в

том, чтобы приобщить ребенка к одному из величайших творений

человека – музыке. Благодаря удивительному миру музыки, дети учатся

понимать

ее

красоту,

наслаждаться

и

восхищаться

ею,

развивать

музыкально-творческие

способности,

формировать

нравственно-

эстетическое отношение ко всему живому.

В

дошкольных

учреждениях

музыкальным

воспитанием

детей

непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его

музыкальной культуры, педагогического мастерства в большой степени

зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в

конечном счете, успех музыкального развития детей зависит не только от

педагогов ДОУ, а также от родителей. Ведь вне музыкальных занятий

имеются

иные

возможности

обогащения

детей

музыкальными

впечатлениями.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной

культуры ребенка определяется её традициями, отношением членов семьи

к музыкальному искусству, общей культурой. Поэтому главная задача

педагогов – установить взаимодействие и организовать совместную работу

для гармоничного развития ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с родителями – непонимание

ими значимости музыкального образования детей. В связи с этим,

необходимо ставить такие задачи, как:

сблизить детей со своими родителями;

научить их взаимодействовать посредством музыки;

пробудить интерес к познанию.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного

учреждения

лежит

идея

о

том,

что

за

воспитание

детей

несут

ответственность родители, а все другие социальные институты призваны

помочь,

поддержать,

направить,

дополнить

их

воспитательную

деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых

отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений

определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не

принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной

деятельности, которая осуществляется с помощью общения, восприятия,

понимания и оценивания людей другими людьми, самих себя.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями

ФГОС

родители

являются

непосредственными

участниками

образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной

деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей –

особенно актуален в наши дни.

В связи с этим в работе с родителями выделены основные цели и

задачи взаимодействия:

1. Изучение семьи – её музыкально – индивидуальных возможностей

и интересов;

2. вовлечение родителей в музыкально-педагогический процесс

дошкольного образовательного учреждения;

3. повышение музыкальной культуры родителей;

4. совместное создание музыкальной предметно – развивающей среды

в детском саду и дома.

Для

вовлечения

родителей

в

музыкально-образовательное

пространство детского сада, были выбраны следующие направления:

Музыкальное просвещение родителей.

Приобщение к совместной музыкальной деятельности.

С целью анализа особенностей музыкальных приоритетов в семье,

выявления уровня компетентности родителей в вопросах музыкального

воспитания, готовности родителей к сотрудничеству,

было проведено

анкетирование родителей. В опросе участвовало 67 человек. Им было

предложено ответить на ряд вопросов, разработанных мною. Обработав

результаты проведённого анкетирования, сделаны следующие выводы. К

сожалению, музыкальная образованность наших родителей оставляет

желать лучшего. Всего 21% родителей когда-то занимались музыкальными

видами деятельности. Хотя 100% родителей не считают музыку пустой

забавой, всё же в 42% случаев она не занимает в их жизни значительное

место. Однако считают, что развивать музыкальные способности детей

нужно как в детском саду, так и в семье - 95% родителей.

Приятно

отметить, что на вопрос «Делится ли ваш ребёнок впечатлениями о

музыкальном

занятии

в

ДОУ?»

большинство

родителей

дали

положительные ответы: «да» или «почти всегда» - 82%. 38% детей любят

устраивать для родителей домашние концерты, используя музыкальный

материал, выученный в детском саду. А вот огорчает то, что дети дома

практически

не

знакомятся

с

классическими

музыкальными

произведениями,

в

основном

слушают

современную

музыку,

что

значительно обедняет их музыкальные впечатления. Концерты посещают

5% семей, 7%

посещают театры, выставки. Это говорит о том, что

создание условий в развитии музыкального художественно-эстетического

вкуса недостаточно в большинстве семей. Анализ ответов родителей

показал, что 98% родителей готовы к сотрудничеству с детским садом.

Но

для этого им необходима помощь педагогов.

Исходя из проведённого анализа анкет, намечены разные формы и

методы участия родителей в учебно-воспитательной работе нашего ДОУ с

учетом их личных способностей и умений.

Самая

распространённая

форма

наглядной

агитации

это

информационные

стенды.

На

них

представлены

расписание

музыкальных занятий, размещается перечень рекомендуемой литературы

по музыкальному воспитанию, а также музыкальные игры и упражнения,

которые можно делать в домашних условиях. Папки – передвижки более

подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию

дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в

определённом возрасте при систематическом посещении музыкального

занятия в детском саду.

На консультациях, в личных беседах, в доступной форме родители

узнают, как можно создать музыкальную среду дома, с какого возраста и

как

начинать

слушать

с

детьми

музыку,

какую

музыку

слушать

предпочтительнее,

какие

музыкальные

игрушки

и

инструменты

приобретать или делать своими руками, как организовать детский

праздник, как создать музыкальный «музей» дома.

Проведение групповых собраний

действенная форма работы с

коллективом родителей, форма организованного ознакомления с задачами,

содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в

условиях детского сада и семьи. В этом направлении работы были

проведены нетрадиционные родительские собрания «Воспитывать любовь

к музыке начинаем с колыбели

»,

« Что мы слушаем и какое воздействие на

организм человека оказывает классическая музыка»

в форме беседы с

элементами практикума.

Фоторепортажи на темы: «Моя музыкальная семья», «Музыкальная

жизнь группы», «Традиции семьи», «Как мы проводим праздник с семьей»

особенно

привлекали

внимание

пап

и

мам.

Они

сопровождались

небольшими стихотворениями, краткой информацией. Организованные в

ДОУ выставки совместных работ родителей и детей с рисунками и

рассказами: «Моя любимая мама», «Музыкальная жизнь группы», «Рисуем

музыку»,

«Сказка

в

музыке»,

познакомили

с

музыкально

художественным творчеством, как детей, так и родителей.

Подготовку к городским конкурсам, невозможно реализовать без

участия родителей. С большим азартом и удовольствием они шьют

костюмы к спектаклям, к различным выступлениям, оказывают помощь в

изготовлении декораций, предлагают свои идеи в оформлении зала.

Конкурс-выставка

музыкальных

инструментов,

изготовленных

родителями совместно с детьми «Шумовой оркестр», а также «Самая

прелестная шляпка» и семейный «Конкурс частушек» был совместным

творческим испытанием для детей и их родителей

Мы уверены, что традиционные праздники в детском саду станут

эффективной формой общения детей со своими родителями, если изменить

их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для

родителей в средство формирования культуры общения со своим

ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми, и взрослыми. С

этой целью нами проводятся ряд таких праздников как: «День пожилого

человека», «Папа, мама, я – спортивная семья», «9 мая», «8 марта»,

«Выпускной» и другие. Родители в таких праздниках - полноправные

участники

от

идеи

до

воплощения:

происходит

обмен

идеями,

разучиваются

стихи, песни, танцы, проходит работа над ролью,

подготавливаются реквизиты, оказывается

помощь в изготовлении

сюрпризов и подарков.

Таким образом, если правильно и в системе выстраивать работу по

музыкальному воспитанию, использовать разные формы работы, то

родители становятся не посторонними наблюдателями и критиками, а

участниками

музыкального

образовательного

процесса

с

детьми

и

художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет

отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы.



В раздел образования