Автор: Кормщикова Елена Владимировна
Должность: ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС№17
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ АНЖЕРО- СУДЖЕНСКИЙ ГО
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АНЖЕРО- СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
« ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №17»
«Двигательная активность в организованных
формах обучения»
Консультация инструктора по физической культуре для педагогов
Кормщикова .Е.В., инструктор по физкультуре МБДОУ ЦРР-ДС №17,
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Пусть он работает, действует,
бегает - находиться в постоянном движении"
Ж. Руссо
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку
природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития
функций всех систем организма, раскрытия способностей, становления личности.
Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного,
физического развития, образования, воспитания и оздоровления
Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому развитию, стимулировать
потребность у педагогов в познании двигательной активности детей.
Задачи:
1. Формировать преставление педагогов о понятии «двигательная активность»
(ДА).
2.Формы организации двигательной активности.
3. Способы повышения двигательной активности детей старшего возраста на
занятиях по физической культуре.
Содержание «программы детского сада» предусматривает значительный объем
знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей.
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое
воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном
возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического
развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление
двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения
биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной
активности
в
расширении
функциональных
возможностей
развивающего
организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток
движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно
нормативно-правовым
документам,
регламентирующим
санитарно
-
эпидемиологические
правила
и
нормы
для
дошкольных
образовательных
учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей
3-7 лет составляет 5,5- 6 часов.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения
биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной
активности
в
расширении
функциональных
возможностей
развивающего
организма, в совершенствовании двигательной деятельности.
Двигательная активность (ДА) - суммарное количество двигательных действий,
выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.
В теории и методике физического воспитания выделяют:
- регламентированную ДА
- частично – регламентированную ДА
- нерегламентированную ДА
Регламентированная двигательная активность - суммарный объем специально
избираемых
и
направленно
воздействующих
на
организм
дошкольников
физических упражнений и двигательных действий.
Частично-регламентированная
двигательная
активность
-
это
объём
двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач
(например, во время выполнения подвижных игр).
Нерегламентированная
двигательная
активность
-
объём
спонтанно
выполняемых двигательных действий (например, в быту).
Двигательная
активность -
биологическая
потребность
организма,
от
удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Двигательная активность является производной не только от индивидуальных
особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском
учреждении и дома.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно
высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети
все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием,
просмотром
телепередач.
Все
больше
ограничивается
самостоятельная
двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается
продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.
Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении,
удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития
ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому
Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению
потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной
продуманности, четкой организации режима детей:
- чередование активной и пассивной деятельности;
- увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания;
- использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по
физическому воспитанию.
- отсутствие творчества в двигательной деятельности.
Воспитатель, с учетом перечисленных отклонений, активизирует интерес к
движению или учит управлять движениями и выполнять их точно, обогащает
состав движений и содержание деятельности в целом или развивает двигательное
творчество. Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация
двигательной активности детей.
Двигательная активность способствует:
• повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
• росту физической работоспособности;
• нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
• появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического
здоровья.
Первое место
в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно –
оздоровительным занятиям:
- утренняя гимнастика
- гимнастика после дневного сна
- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок
- физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой
Второе место
в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по
физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и
развития оптимальной ДА детей.
Третье
место
отводится
самостоятельной
двигательной
деятельности,
возникающей по инициативе детей
Первое
место
в
двигательном
режиме
детей
принадлежит
физкультурно-
оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной
активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во
время
прогулок,
физкультминутки
на
занятиях
с
умственной
нагрузкой,
динамические паузы и т.д.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного
режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и
мышечного тонуса детей.
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12
мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных
условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, все форточки и
фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные
программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на
физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.
Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:
Формы организации утренней гимнастики
• Традиционный комплекс утренней гимнастики
• Утренняя гимнастика в игровой форме
• С использованием полосы препятствий
• С включением оздоровительных пробежек
• С использованием простейших тренажеров.
Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами
помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также
способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует
проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно
использовать различные варианты гимнастики:
Варианты гимнастики после дневного сна:
- разминка в постели и самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
- пробежки по массажным дорожкам.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на
прогулке, являются:
- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми,
более сложными движениями;
- совершенствование, имеющихся у детей навыков в основных видах движений,
путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
- развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со
сверстниками.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно
через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни, игра выступает в
роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и
взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игры часто
подразумевают «исполнение» детьми определенных социальных ролей взрослых,
взрослые часто используют игры для того, чтобы лучше познать мир (деловые
игры), повысить уровень «внутреннего я» (спортивные игры) и др. Игра основана
на восприятии определенных правил, тем самым ориентирует ребенка на
соблюдение правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший
способ добиться развития творческих, активно развитых способностей ребенка без
использования методов принуждения. Из всего выше сказанного ясно какую роль
должна занимать игровая активизация в современном воспитательном процессе и
насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольника.
При правильной организации и содержании п/и у детей воспитывается внимание и
наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями,
а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно
подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.
При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя,
которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее
процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно
пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное
действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных
и выделять предварительно паузой.
Младший возраст.
Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.
Поощрять самостоятельные игры с автомобилями, мячами, шарами. Развивать
навыки лазания, ползания. Вводить различные игры со сменой видов движений.
Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать
движения, ориентироваться в пространстве.
С бегом «Мыши и кот»
С прыжками «Воробышки и кот», «Кролики»
С лазанием «Наседка и цыплята»
С бросанием и ловлей «Кто бросит дальше»
На ориентировку в пространстве «Найди свой домик»
Средний возраст
Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с мячами,
скакалками,
обручами
и
т.д.
Развивать
психофизические
качества,
пространственную
ориентировку,
воспитывать
самостоятельность
и
инициативность в организации знакомых игр. Приучать к концу года к
выполнению
правил
без
напоминания
воспитателя.
Развивать
творческие
способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование
движений)
С бегом «Самолеты в ангар»
С прыжками «Прыгай выше»
С ползанием «Пролезай и убегай»
С мячом «Мяч через сетку», «Подбрось – найди»
На ориентировку в пространстве, на внимание «Найди где спрятано»
Народные игры «У медведя во бору»
Старший возраст
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные
игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у
детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх эстафетах,
учить спортивным играм и упражнениям «Хитрая лиса»
С бегом «Ловишки», «Мышеловка»
С прыжками «Классы»
С лазанием «Пчелы и медведи»
С метанием «Охотники и зайцы»
С элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто выше»
Народные «Горелки»
Подготовительная группа
Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по
содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования,
способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота,
выносливость, гибкость), координации движений, умение ориентироваться в
пространстве, самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со
сверстниками. Справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей;
Придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявлять творческие
способности, развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки,
бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей).
С бегом «Горелки», «Жмурки», «Сельдь в бочке»
С прыжками «Лягушки и цапля»
С метанием и ловлей «Кого назвали, тот ловит мяч»
С ползанием и лазанием «Перелет птиц», «Веселые обезьянки»
Эстафеты: «С обручами»
С элементами соревнований «Одевайся – раздевайся», «Игрушки» А. Барто.
Народные «Горелки», «Ручеек», «Калачи».
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного
возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с
режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают
игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные
игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения
на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по
физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет
10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в
остальные
дни.
Вечером
подвижным
играм
и
физическим
упражнениям
необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие
возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и
закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал,
физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.
Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр
("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).
Физкультминутка.
Физкультминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий
достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
Физкультминутка
(кратковременные
физические
упражнения)
проводятся
в
средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а
также в процессе самого занятия.
Цель:
- повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятия
- обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда
значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища.
Особенно спины находятся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей
руки.
Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы
ребёнка
путём
двигательной
активности,
снимающей
утомление,
восстанавливающей
эмоционально-положительное
состояние
психики.
Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у
стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание
туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную
клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка
между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и
упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является
свежий
воздух
(открытые
фрамуги,
окна).
По
окончании
упражнения,
непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут
заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.
Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование,
физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по
физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и
развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической
культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе в
старшем дошкольном возрасте). Продолжительность занятий в детском саду для
детей 2-3 лет – 9мин., 3-4 лет – 15-мин., 4-5 лет 20-мин.,5-6 лет- 25-мин., 6-7 лет –
30 - мин.
Основные типы физкультурных занятий:
• традиционное
•тренировочное
•игровое
• сюжетное
•с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства
•по интересам
•тематическое
• комплексное
•контрольно-проверочное
Третье
место
отводится
самостоятельной
двигательной
деятельности,
возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме играет
самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного
вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были
пособия,
стимулирующие
разнообразную
двигательную
активность.
Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки,
шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных
игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.
Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует
овладению новыми видами движений. Это обеспечивается поисками новых форм и
содержания ролевых игр.
Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и
выносным
оборудованием
(скакалки,
футбольные
и
баскетбольные
мячи,
самокаты,
мешочки
для
метания
на
дальность).
Размещение
его
должно
способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у
детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует
предоставлять
детям
больше
самостоятельности,
не
стеснять
инициативу,
стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх:
личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности,
позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять
деятельность каждого ребёнка.
Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для
проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная
деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Продолжительность
ее
зависит
от
индивидуальных
проявлений
детей
в
двигательной деятельности.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику
дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий
двигательного
характера,
взаимосвязанные
с
комплексом
закаливающих
мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К
таким занятиям относятся:
Дополнительные виды занятий двигательного характера
- оздоровительный бег на воздухе в теплое время года;
- пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
- двигательная разминка во время перерыва между занятиями;
- индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА
детей на вечерней прогулке;
- прогулки-походы в парк;
- корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;
- использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также
с последующими играми в бассейне.
Оздоровительный бег на воздухе.
Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе является важнейшим средством
воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с
детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в
дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. При
проведении
оздоровительного
бега
должен
осуществляться
индивидуально-
дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем
ДА (двигательной активности) предлагают пробежать два круга (500м), а детям с
низким уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА
пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга.
Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом
начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними,
следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а
других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель
находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в
колонну
и
бегут
в
равномерном
темпе.
Выносливым
детям
предлагают
самостоятельно
пробежать
еще
один-два
круга.
При
этом
воспитатель
контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с
выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.
Двигательная разминка.
Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после
умственной нагрузки и вынужденной статической позы.
Основное
ее
назначение
состоит
в
том,
чтобы
предотвратить
развитие
утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с
умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию
программного материала.
Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа
«Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой
петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных
физкультурных пособий.
Игровые
упражнения
должны
быть
хорошо
знакомы
детям,
просты
по
содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12
мин.), доступны детям с разным уровнем ДА.
Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной
разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения.
Продолжительность двигательной разминки не более 10минут. Местом проведения
может быть любое хорошо проветриваемое помещение.
Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию
необходимо
строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-
типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего
возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна
быть естественной и органической частью общего педагогического процесса.
Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только
предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например, по его образцу,
но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей в небольшие группы
целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения
этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых
детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную
деятельность и т.д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и
работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства,
чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы,
показывающего прогресс психического и физического развития детей.
Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное
значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким
мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-
спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования,
радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.
Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в
помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего
дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника
Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов
В двигательный режим старших дошкольников входят также вне групповые
дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по
разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная
физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания,
физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в
физкультурно-оздоровительных
массовых
мероприятиях
дошкольного
учреждения).
Вывод:
Таким образом, важно учитывать, чтобы все формы двигательной активности
и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания
в дошкольных учреждениях, как организованные, так и самостоятельные,
индивидуальные, благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом
и психическом здоровье детей.
Модель двигательного режима в ДОУ
Вид деятельности
Возрастные группы
Периодичность
1.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Утренняя гимнастика
Группа раннего
возраста
(1,5-3л)
Ежедневно
3-5 мин.
2 младшая группа
(3-4 лет)
Ежедневно
5-6 мин.
Средняя группа
(4-5 лет)
Ежедневно
6-8 мин.
Старшая группа
(5-6 лет)
Ежедневно
8-10 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Ежедневно
10-12 мин.
«Оздоровительно-
игровой час»
-динамические
разминки
в форме:
физических упражнений;
танцевальных движений;
п/игр малой и большой
подвижности
Группа раннего
возраста
(1,5-3л)
1раз в неделю
10 мин.
2 младшая группа
(3-4 лет)
1 раз в неделю
15 мин.
Средняя группа
(4-5 лет)
1 раз в неделю
20 мин.
Старшая группа
(5-6 лет)
1 раз в неделю
25 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
1 раз в неделю
30 мин.
Физкультминутки
Группа раннего
возраста
(1,5-3л)
Ежедневно по мере
необходимости, в зависимости от
вида и содержания занятий (1-2
мин.)
2 младшая группа
(3-4 лет)
Ежедневно по мере
необходимости, в зависимости от
вида и содержания занятий (1-3
мин.)
Средняя группа
(4-5 лет)
Ежедневно по мере
необходимости, в зависимости от
вида и содержания занятий (2-3
мин.)
Старшая группа
(5-6 лет)
Ежедневно по мере
необходимости, в зависимости от
вида и содержания занятий (2-3
мин.)
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Ежедневно по мере
необходимости, в зависимости от
вида и содержания занятий (2-3
мин.)
Группа раннего
возраста
Ежедневно
2-3 мин.
Подвижные игры
во время утреннего
приема детей
(1,5-3л)
2 младшая группа
(3-4 лет)
Ежедневно
3-5 мин.
Средняя группа
(4-5 лет)
Ежедневно
5-7 мин.
Старшая группа
(5-6 лет)
Ежедневно
7-10 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Ежедневно
10-12 мин.
Подвижные игры:
Сюжетные
Бессюжетные
Игры-забавы
Соревнования
Эстафеты
Аттракционы
Группа раннего
возраста
(1,5-3л)
Ежедневно в помещении и на
прогулке 10-15 мин.
2 младшая группа
(3-4 лет)
Ежедневно в помещении и на
прогулке 15-25мин.
Средняя группа
(4-5 лет)
Ежедневно в помещении и на
прогулке 15-25мин.
Старшая группа
(5-6 лет)
Ежедневно в помещении и на
прогулке 25-30 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Ежедневно в помещении и на
прогулке 25-30 мин.
Игровые упражнения:
С различными видами
основных движений
- лазание
- прыжки
- бросание
- метание
- равновесие
- гибкость
Группа раннего
возраста
(1,5-3л)
Ежедневно в помещении и на
прогулке.
Форма организации и
длительность зависят от
индивидуальных особенностей и
потребностей детей
2 младшая группа
(3-4 лет)
Средняя группа
(4-5 лет)
Старшая группа
(5-6 лет)
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Физические упражнения
и игры:
Игры с элементами
логоритмики
Артикуляционная
гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная
Гимнастика
Группа раннего
возраста
(1,5-3л)
Ежедневно сочетая упражнения
по выбору 2-3 мин.
2 младшая группа
(3-4 лет)
Ежедневно сочетая упражнения
по выбору 3-5 мин.
Средняя группа
(4-5 лет)
Ежедневно сочетая упражнения
по выбору 6-8 мин.
Старшая группа
(5-6 лет)
Ежедневно сочетая упражнения
по выбору 8-10 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Ежедневно сочетая упражнения
по выбору 10-12 мин.
Различные виды
массажей:
- точечный
- массаж определённых
частей тела
Индивидуальная работа
по развитию движений
Группа раннего
возраста
(1,5-3л)
Ежедневно в помещении и на
прогулке 2-3 мин.
2 младшая группа
(3-4 лет)
Ежедневно в помещении и на
прогулке сочетая упражнения по
выбору 3-5 мин.
Средняя группа
(4-5 лет)
Ежедневно в помещении и на
прогулке, сочетая упражнения по
выбору 6-8 мин.
Старшая группа
(5-6 лет)
Ежедневно в помещении и на
прогулке, сочетая упражнения по
выбору 8-10 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Ежедневно в помещении и на
прогулке, сочетая упражнения по
выбору 10-12 мин.
«Минутки здоровья»-
гимнастика после сна с
элементами
корригирующих
упражнений с
контрастными
воздушными ваннами
Группа раннего
возраста
(1,5-3л)
Ежедневно
3-5 мин.
2 младшая группа
(3-4 лет)
Ежедневно
5-6 мин.
Средняя группа
(4-5 лет)
Ежедневно
6-8 мин.
Старшая группа
(5-6 лет)
Ежедневно
8-10 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Ежедневно 10-12 мин.
Упражнения
на релаксацию
Группа раннего
возраста
(1,5-3л)
По необходимости в течение дня
1-2 мин.
2 младшая группа
(3-4 лет)
По необходимости в течение дня
1-3 мин.
Средняя группа
(4-5 лет)
По необходимости в течение дня
2-3 мин.
Старшая группа
(5-6 лет)
По необходимости в течение дня
3-5 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
По необходимости в течение дня
5-7 мин.
Психогимнастика
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
2 раза в неделю
10-15 мин.
2. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре
Физкультурные
занятия:
тематические;
сюжетно-игровые;
игровые;
диагностические
-
проверочные
Группа раннего
возраста
(1,5-3л)
2 раза в неделю
10 мин.
2 младшая группа
(3-4 лет)
2 раза в неделю
15 мин.
Средняя группа
(4-5 лет)
2 раза в неделю
20 мин.
Старшая группа
(5-6 лет)
3 раза в неделю
(3 занятие на прогулке)
25 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
3 раза в неделю
(3 занятие на прогулке)
30 мин.
Музыкально-
ритмические движения
Группа раннего
возраста
(1,5-3л)
На музыкальных занятиях
3-5 мин.
2 младшая группа
(3-4 лет)
На музыкальных занятиях
5-7 мин.
Средняя группа
(4-5 лет)
На музыкальных занятиях
8-10 мин.
Старшая группа
(5-6 лет)
На музыкальных занятиях
10-12 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
На музыкальных занятиях
12-15 мин.
3.Организация самостоятельной двигательной деятельности
Самостоятельная
двигательная
деятельность
Группа раннего
возраста
(1,5-3л)
Ежедневно во всех группах в
помещении и
на открытом воздухе.
Характер и продолжительность
зависят от погодных условий,
индивидуальных данных и
потребностей детей.
2 младшая группа
(3-4 лет)
Средняя группа
(4-5 лет)
Старшая группа
(5-6 лет)
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
«Час двигательного
творчества»-
2 младшая группа
(3-4 лет)
1 раз в неделю в групповых
помещениях и физкультурном
Средняя группа
полоса препятствий с
использованием
разнообразных модулей
(4-5 лет)
зале.
Характер и продолжительность
зависят от возрастных
особенностей, индивидуальных
данных и потребностей детей.
Старшая группа
(5-6 лет)
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
4. Физкультурно-массовые мероприятия
Неделя здоровья
2 младшая группа
(3-4 лет)
2- раза в год
(апрель, ноябрь)
.
Средняя группа
(4-5 лет)
Старшая группа
(5-6 лет)
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Физкультурный досуг
2 младшая группа
(3-4 лет)
1- раз в месяц
30-40 мин.
Средняя группа
(4-5 лет)
Старшая группа
(5-6 лет)
1- раза в месяц
50-60 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Спортивный праздник
2 младшая группа
(3-4 лет)
2 раза в год
50-75 мин.
Средняя группа
(4-5 лет)
Старшая группа
(5-6 лет)
2 раза в год
75-90 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Игры-соревнования
между возрастными
группами
Старшая группа
(5-6 лет)
1-2 раза в год
не более 40 мин.
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Спартакиады вне
детского сада
Старшая группа
(5-6 лет)
1 -2 раза в год
не более 120 мин.
5. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи
Игровые тренировки
Средняя группа
(4-5 лет)
По необходимости.
Определяются
воспитателем и
инструктором по
физ.культуре в целях
совершенствования
двигательных
умений ребенка
Воспитатели,
инструктор
по
физкультуре
Старшая группа
(5-6 лет)
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Физкультурные
занятия
детей совместно с
родителями в
дошкольном
учреждении
2 младшая группа
(3-4 лет)
По потребностям
ДОУ и родителей
воспитанников
Воспитатели,
инструктор
по
физкультуре
Средняя группа
(4-5 лет)
Старшая группа
(5-6 лет)
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Участие родителей в
физкультурно-
оздоровительных
мероприятиях
детского сада
2 младшая группа
(3-4 лет)
По потребностям
ДОУ и родителей
воспитанников
Воспитатели,
инструктор
по
физкультуре
Средняя группа
(4-5 лет)
Старшая группа
(5-6 лет)
Подготовительная
группа
(6-7 лет)
Пешие прогулки и
экскурсии
2 младшая группа
(3-4 лет)
В течение учебного
года и во время
каникул.
В летний период 1
раз в месяц.
Воспитатели
Средняя группа
(4-5 лет)
Старшая группа
(5-6 лет)
Подготовительная
группа
(6-7
лет)