Напоминание

"ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ"


Автор: Кормщикова Елена Владимировна
Должность: ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС№17
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ АНЖЕРО- СУДЖЕНСКИЙ ГО
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЖЕРО- СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

« ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №17»

«Двигательная активность в организованных

формах обучения»

Консультация инструктора по физической культуре для педагогов

Кормщикова .Е.В., инструктор по физкультуре МБДОУ ЦРР-ДС №17,

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он работает, действует,

бегает - находиться в постоянном движении"

Ж. Руссо

Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку

природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития

функций всех систем организма, раскрытия способностей, становления личности.

Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного,

физического развития, образования, воспитания и оздоровления

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому развитию, стимулировать

потребность у педагогов в познании двигательной активности детей.

Задачи:

1. Формировать преставление педагогов о понятии «двигательная активность»

(ДА).

2.Формы организации двигательной активности.

3. Способы повышения двигательной активности детей старшего возраста на

занятиях по физической культуре.

Содержание «программы детского сада» предусматривает значительный объем

знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей.

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое

воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном

возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического

развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление

двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения

биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной

активности

в

расширении

функциональных

возможностей

развивающего

организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток

движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно

нормативно-правовым

документам,

регламентирующим

санитарно

-

эпидемиологические

правила

и

нормы

для

дошкольных

образовательных

учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей

3-7 лет составляет 5,5- 6 часов.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения

биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной

активности

в

расширении

функциональных

возможностей

развивающего

организма, в совершенствовании двигательной деятельности.

Двигательная активность (ДА) - суммарное количество двигательных действий,

выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

В теории и методике физического воспитания выделяют:

- регламентированную ДА

- частично – регламентированную ДА

- нерегламентированную ДА

Регламентированная двигательная активность - суммарный объем специально

избираемых

и

направленно

воздействующих

на

организм

дошкольников

физических упражнений и двигательных действий.

Частично-регламентированная

двигательная

активность

-

это

объём

двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач

(например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная

двигательная

активность

-

объём

спонтанно

выполняемых двигательных действий (например, в быту).

Двигательная

активность -

биологическая

потребность

организма,

от

удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Двигательная активность является производной не только от индивидуальных

особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском

учреждении и дома.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно

высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети

все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием,

просмотром

телепередач.

Все

больше

ограничивается

самостоятельная

двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается

продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении,

удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития

ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому

Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению

потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной

продуманности, четкой организации режима детей:

- чередование активной и пассивной деятельности;

- увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания;

- использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по

физическому воспитанию.

- отсутствие творчества в двигательной деятельности.

Воспитатель, с учетом перечисленных отклонений, активизирует интерес к

движению или учит управлять движениями и выполнять их точно, обогащает

состав движений и содержание деятельности в целом или развивает двигательное

творчество. Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация

двигательной активности детей.

Двигательная активность способствует:

• повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

• росту физической работоспособности;

• нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

• появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического

здоровья.

Первое место

в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно –

оздоровительным занятиям:

- утренняя гимнастика

- гимнастика после дневного сна

- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок

- физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой

Второе место

в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по

физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и

развития оптимальной ДА детей.

Третье

место

отводится

самостоятельной

двигательной

деятельности,

возникающей по инициативе детей

Первое

место

в

двигательном

режиме

детей

принадлежит

физкультурно-

оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной

активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во

время

прогулок,

физкультминутки

на

занятиях

с

умственной

нагрузкой,

динамические паузы и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного

режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и

мышечного тонуса детей.

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12

мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных

условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, все форточки и

фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные

программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на

физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.

Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

Формы организации утренней гимнастики

• Традиционный комплекс утренней гимнастики

• Утренняя гимнастика в игровой форме

• С использованием полосы препятствий

• С включением оздоровительных пробежек

• С использованием простейших тренажеров.

Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами

помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также

способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует

проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно

использовать различные варианты гимнастики:

Варианты гимнастики после дневного сна:

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на

прогулке, являются:

- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми,

более сложными движениями;

- совершенствование, имеющихся у детей навыков в основных видах движений,

путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

- развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со

сверстниками.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно

через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни, игра выступает в

роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и

взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игры часто

подразумевают «исполнение» детьми определенных социальных ролей взрослых,

взрослые часто используют игры для того, чтобы лучше познать мир (деловые

игры), повысить уровень «внутреннего я» (спортивные игры) и др. Игра основана

на восприятии определенных правил, тем самым ориентирует ребенка на

соблюдение правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший

способ добиться развития творческих, активно развитых способностей ребенка без

использования методов принуждения. Из всего выше сказанного ясно какую роль

должна занимать игровая активизация в современном воспитательном процессе и

насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольника.

При правильной организации и содержании п/и у детей воспитывается внимание и

наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями,

а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно

подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя,

которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее

процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно

пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное

действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных

и выделять предварительно паузой.

Младший возраст.

Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.

Поощрять самостоятельные игры с автомобилями, мячами, шарами. Развивать

навыки лазания, ползания. Вводить различные игры со сменой видов движений.

Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать

движения, ориентироваться в пространстве.

С бегом «Мыши и кот»

С прыжками «Воробышки и кот», «Кролики»

С лазанием «Наседка и цыплята»

С бросанием и ловлей «Кто бросит дальше»

На ориентировку в пространстве «Найди свой домик»

Средний возраст

Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с мячами,

скакалками,

обручами

и

т.д.

Развивать

психофизические

качества,

пространственную

ориентировку,

воспитывать

самостоятельность

и

инициативность в организации знакомых игр. Приучать к концу года к

выполнению

правил

без

напоминания

воспитателя.

Развивать

творческие

способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование

движений)

С бегом «Самолеты в ангар»

С прыжками «Прыгай выше»

С ползанием «Пролезай и убегай»

С мячом «Мяч через сетку», «Подбрось – найди»

На ориентировку в пространстве, на внимание «Найди где спрятано»

Народные игры «У медведя во бору»

Старший возраст

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные

игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у

детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх эстафетах,

учить спортивным играм и упражнениям «Хитрая лиса»

С бегом «Ловишки», «Мышеловка»

С прыжками «Классы»

С лазанием «Пчелы и медведи»

С метанием «Охотники и зайцы»

С элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто выше»

Народные «Горелки»

Подготовительная группа

Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по

содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования,

способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота,

выносливость, гибкость), координации движений, умение ориентироваться в

пространстве, самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со

сверстниками. Справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей;

Придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявлять творческие

способности, развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки,

бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей).

С бегом «Горелки», «Жмурки», «Сельдь в бочке»

С прыжками «Лягушки и цапля»

С метанием и ловлей «Кого назвали, тот ловит мяч»

С ползанием и лазанием «Перелет птиц», «Веселые обезьянки»

Эстафеты: «С обручами»

С элементами соревнований «Одевайся – раздевайся», «Игрушки» А. Барто.

Народные «Горелки», «Ручеек», «Калачи».

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного

возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с

режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают

игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные

игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения

на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по

физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет

10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в

остальные

дни.

Вечером

подвижным

играм

и

физическим

упражнениям

необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие

возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и

закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал,

физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр

("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).

Физкультминутка.

Физкультминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий

достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Физкультминутка

(кратковременные

физические

упражнения)

проводятся

в

средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а

также в процессе самого занятия.

Цель:

- повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятия

- обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда

значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища.

Особенно спины находятся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей

руки.

Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы

ребёнка

путём

двигательной

активности,

снимающей

утомление,

восстанавливающей

эмоционально-положительное

состояние

психики.

Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у

стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание

туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную

клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка

между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и

упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является

свежий

воздух

(открытые

фрамуги,

окна).

По

окончании

упражнения,

непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут

заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.

Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование,

физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по

физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и

развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической

культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе в

старшем дошкольном возрасте). Продолжительность занятий в детском саду для

детей 2-3 лет – 9мин., 3-4 лет – 15-мин., 4-5 лет 20-мин.,5-6 лет- 25-мин., 6-7 лет –

30 - мин.

Основные типы физкультурных занятий:

• традиционное

•тренировочное

•игровое

• сюжетное

•с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства

•по интересам

•тематическое

• комплексное

•контрольно-проверочное

Третье

место

отводится

самостоятельной

двигательной

деятельности,

возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме играет

самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного

вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были

пособия,

стимулирующие

разнообразную

двигательную

активность.

Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки,

шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных

игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует

овладению новыми видами движений. Это обеспечивается поисками новых форм и

содержания ролевых игр.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и

выносным

оборудованием

(скакалки,

футбольные

и

баскетбольные

мячи,

самокаты,

мешочки

для

метания

на

дальность).

Размещение

его

должно

способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у

детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует

предоставлять

детям

больше

самостоятельности,

не

стеснять

инициативу,

стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх:

личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности,

позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять

деятельность каждого ребёнка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для

проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная

деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.

Продолжительность

ее

зависит

от

индивидуальных

проявлений

детей

в

двигательной деятельности.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику

дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий

двигательного

характера,

взаимосвязанные

с

комплексом

закаливающих

мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К

таким занятиям относятся:

Дополнительные виды занятий двигательного характера

- оздоровительный бег на воздухе в теплое время года;

- пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;

- двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

- индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА

детей на вечерней прогулке;

- прогулки-походы в парк;

- корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;

- использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также

с последующими играми в бассейне.

Оздоровительный бег на воздухе.

Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе является важнейшим средством

воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с

детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в

дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. При

проведении

оздоровительного

бега

должен

осуществляться

индивидуально-

дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем

ДА (двигательной активности) предлагают пробежать два круга (500м), а детям с

низким уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА

пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга.

Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом

начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними,

следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а

других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель

находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в

колонну

и

бегут

в

равномерном

темпе.

Выносливым

детям

предлагают

самостоятельно

пробежать

еще

один-два

круга.

При

этом

воспитатель

контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с

выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

Двигательная разминка.

Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после

умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

Основное

ее

назначение

состоит

в

том,

чтобы

предотвратить

развитие

утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с

умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию

программного материала.

Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа

«Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой

петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных

физкультурных пособий.

Игровые

упражнения

должны

быть

хорошо

знакомы

детям,

просты

по

содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12

мин.), доступны детям с разным уровнем ДА.

Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной

разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения.

Продолжительность двигательной разминки не более 10минут. Местом проведения

может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию

необходимо

строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-

типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего

возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна

быть естественной и органической частью общего педагогического процесса.

Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только

предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например, по его образцу,

но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей в небольшие группы

целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения

этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых

детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную

деятельность и т.д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и

работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства,

чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы,

показывающего прогресс психического и физического развития детей.

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное

значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким

мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-

спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования,

радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в

помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего

дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника

Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов

В двигательный режим старших дошкольников входят также вне групповые

дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по

разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная

физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания,

физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в

физкультурно-оздоровительных

массовых

мероприятиях

дошкольного

учреждения).

Вывод:

Таким образом, важно учитывать, чтобы все формы двигательной активности

и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания

в дошкольных учреждениях, как организованные, так и самостоятельные,

индивидуальные, благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом

и психическом здоровье детей.

Модель двигательного режима в ДОУ

Вид деятельности

Возрастные группы

Периодичность

1.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Утренняя гимнастика

Группа раннего

возраста

(1,5-3л)

Ежедневно

3-5 мин.

2 младшая группа

(3-4 лет)

Ежедневно

5-6 мин.

Средняя группа

(4-5 лет)

Ежедневно

6-8 мин.

Старшая группа

(5-6 лет)

Ежедневно

8-10 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Ежедневно

10-12 мин.

«Оздоровительно-

игровой час»

-динамические

разминки

в форме:

физических упражнений;

танцевальных движений;

п/игр малой и большой

подвижности

Группа раннего

возраста

(1,5-3л)

1раз в неделю

10 мин.

2 младшая группа

(3-4 лет)

1 раз в неделю

15 мин.

Средняя группа

(4-5 лет)

1 раз в неделю

20 мин.

Старшая группа

(5-6 лет)

1 раз в неделю

25 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

1 раз в неделю

30 мин.

Физкультминутки

Группа раннего

возраста

(1,5-3л)

Ежедневно по мере

необходимости, в зависимости от

вида и содержания занятий (1-2

мин.)

2 младшая группа

(3-4 лет)

Ежедневно по мере

необходимости, в зависимости от

вида и содержания занятий (1-3

мин.)

Средняя группа

(4-5 лет)

Ежедневно по мере

необходимости, в зависимости от

вида и содержания занятий (2-3

мин.)

Старшая группа

(5-6 лет)

Ежедневно по мере

необходимости, в зависимости от

вида и содержания занятий (2-3

мин.)

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Ежедневно по мере

необходимости, в зависимости от

вида и содержания занятий (2-3

мин.)

Группа раннего

возраста

Ежедневно

2-3 мин.

Подвижные игры

во время утреннего

приема детей

(1,5-3л)

2 младшая группа

(3-4 лет)

Ежедневно

3-5 мин.

Средняя группа

(4-5 лет)

Ежедневно

5-7 мин.

Старшая группа

(5-6 лет)

Ежедневно

7-10 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Ежедневно

10-12 мин.

Подвижные игры:

Сюжетные

Бессюжетные

Игры-забавы

Соревнования

Эстафеты

Аттракционы

Группа раннего

возраста

(1,5-3л)

Ежедневно в помещении и на

прогулке 10-15 мин.

2 младшая группа

(3-4 лет)

Ежедневно в помещении и на

прогулке 15-25мин.

Средняя группа

(4-5 лет)

Ежедневно в помещении и на

прогулке 15-25мин.

Старшая группа

(5-6 лет)

Ежедневно в помещении и на

прогулке 25-30 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Ежедневно в помещении и на

прогулке 25-30 мин.

Игровые упражнения:

С различными видами

основных движений

- лазание

- прыжки

- бросание

- метание

- равновесие

- гибкость

Группа раннего

возраста

(1,5-3л)

Ежедневно в помещении и на

прогулке.

Форма организации и

длительность зависят от

индивидуальных особенностей и

потребностей детей

2 младшая группа

(3-4 лет)

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Физические упражнения

и игры:

Игры с элементами

логоритмики

Артикуляционная

гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная

Гимнастика

Группа раннего

возраста

(1,5-3л)

Ежедневно сочетая упражнения

по выбору 2-3 мин.

2 младшая группа

(3-4 лет)

Ежедневно сочетая упражнения

по выбору 3-5 мин.

Средняя группа

(4-5 лет)

Ежедневно сочетая упражнения

по выбору 6-8 мин.

Старшая группа

(5-6 лет)

Ежедневно сочетая упражнения

по выбору 8-10 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Ежедневно сочетая упражнения

по выбору 10-12 мин.

Различные виды

массажей:

- точечный

- массаж определённых

частей тела

Индивидуальная работа

по развитию движений

Группа раннего

возраста

(1,5-3л)

Ежедневно в помещении и на

прогулке 2-3 мин.

2 младшая группа

(3-4 лет)

Ежедневно в помещении и на

прогулке сочетая упражнения по

выбору 3-5 мин.

Средняя группа

(4-5 лет)

Ежедневно в помещении и на

прогулке, сочетая упражнения по

выбору 6-8 мин.

Старшая группа

(5-6 лет)

Ежедневно в помещении и на

прогулке, сочетая упражнения по

выбору 8-10 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Ежедневно в помещении и на

прогулке, сочетая упражнения по

выбору 10-12 мин.

«Минутки здоровья»-

гимнастика после сна с

элементами

корригирующих

упражнений с

контрастными

воздушными ваннами

Группа раннего

возраста

(1,5-3л)

Ежедневно

3-5 мин.

2 младшая группа

(3-4 лет)

Ежедневно

5-6 мин.

Средняя группа

(4-5 лет)

Ежедневно

6-8 мин.

Старшая группа

(5-6 лет)

Ежедневно

8-10 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Ежедневно 10-12 мин.

Упражнения

на релаксацию

Группа раннего

возраста

(1,5-3л)

По необходимости в течение дня

1-2 мин.

2 младшая группа

(3-4 лет)

По необходимости в течение дня

1-3 мин.

Средняя группа

(4-5 лет)

По необходимости в течение дня

2-3 мин.

Старшая группа

(5-6 лет)

По необходимости в течение дня

3-5 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

По необходимости в течение дня

5-7 мин.

Психогимнастика

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

2 раза в неделю

10-15 мин.

2. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре

Физкультурные

занятия:

тематические;

сюжетно-игровые;

игровые;

диагностические

-

проверочные

Группа раннего

возраста

(1,5-3л)

2 раза в неделю

10 мин.

2 младшая группа

(3-4 лет)

2 раза в неделю

15 мин.

Средняя группа

(4-5 лет)

2 раза в неделю

20 мин.

Старшая группа

(5-6 лет)

3 раза в неделю

(3 занятие на прогулке)

25 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

3 раза в неделю

(3 занятие на прогулке)

30 мин.

Музыкально-

ритмические движения

Группа раннего

возраста

(1,5-3л)

На музыкальных занятиях

3-5 мин.

2 младшая группа

(3-4 лет)

На музыкальных занятиях

5-7 мин.

Средняя группа

(4-5 лет)

На музыкальных занятиях

8-10 мин.

Старшая группа

(5-6 лет)

На музыкальных занятиях

10-12 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

На музыкальных занятиях

12-15 мин.

3.Организация самостоятельной двигательной деятельности

Самостоятельная

двигательная

деятельность

Группа раннего

возраста

(1,5-3л)

Ежедневно во всех группах в

помещении и

на открытом воздухе.

Характер и продолжительность

зависят от погодных условий,

индивидуальных данных и

потребностей детей.

2 младшая группа

(3-4 лет)

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

«Час двигательного

творчества»-

2 младшая группа

(3-4 лет)

1 раз в неделю в групповых

помещениях и физкультурном

Средняя группа

полоса препятствий с

использованием

разнообразных модулей

(4-5 лет)

зале.

Характер и продолжительность

зависят от возрастных

особенностей, индивидуальных

данных и потребностей детей.

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

4. Физкультурно-массовые мероприятия

Неделя здоровья

2 младшая группа

(3-4 лет)

2- раза в год

(апрель, ноябрь)

.

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Физкультурный досуг

2 младшая группа

(3-4 лет)

1- раз в месяц

30-40 мин.

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

1- раза в месяц

50-60 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Спортивный праздник

2 младшая группа

(3-4 лет)

2 раза в год

50-75 мин.

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

2 раза в год

75-90 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Игры-соревнования

между возрастными

группами

Старшая группа

(5-6 лет)

1-2 раза в год

не более 40 мин.

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Спартакиады вне

детского сада

Старшая группа

(5-6 лет)

1 -2 раза в год

не более 120 мин.

5. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

Игровые тренировки

Средняя группа

(4-5 лет)

По необходимости.

Определяются

воспитателем и

инструктором по

физ.культуре в целях

совершенствования

двигательных

умений ребенка

Воспитатели,

инструктор

по

физкультуре

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Физкультурные

занятия

детей совместно с

родителями в

дошкольном

учреждении

2 младшая группа

(3-4 лет)

По потребностям

ДОУ и родителей

воспитанников

Воспитатели,

инструктор

по

физкультуре

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Участие родителей в

физкультурно-

оздоровительных

мероприятиях

детского сада

2 младшая группа

(3-4 лет)

По потребностям

ДОУ и родителей

воспитанников

Воспитатели,

инструктор

по

физкультуре

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная

группа

(6-7 лет)

Пешие прогулки и

экскурсии

2 младшая группа

(3-4 лет)

В течение учебного

года и во время

каникул.

В летний период 1

раз в месяц.

Воспитатели

Средняя группа

(4-5 лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная

группа

(6-7

лет)



В раздел образования