Напоминание

урок литературного чтения . "Богатырская сказка"


Авторы: Любина Татьяна Юрьевна, Кольцова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов,учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№4 ЗМР РТ"
Населённый пункт: Зеленодольск, Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок литературного чтения . "Богатырская сказка"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока литературного чтения,

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный

момент

-

Здравствуйте,

люди

добрые.

Сядьте

на

места,

да

послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и

складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу

пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все

внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам.

- Высока ли высота поднебесная,

Глубока ли глубина океан – моря

Быстры – светлы реки русские

А и сильные, могучие,

Богатыри на славной Руси.

Сегодня на уроке я предлагаю объединиться в дружины, за

работу вы будете получать жетончики, а в конце урока

подведем итог, какая же дружина самая сильная, самая

активная.

Садятся

на

места,

настраиваются на урок.

(слайд 1 - «Гусляры»)

Цель:

создание

доброжелательной

психологической

атмосферы

в

классе.

Мотивация на работу.

(слайд 2 – «Три богатыря»))

Сообщение темы

и целей урока.

- Как называется раздел литературного чтения, который мы

изучаем?

(«Сказочные богатыри»)

Методический прием «Корзина понятий»

(На интерактивной доске репродукция картины В. Васнецова

"Богатыри", условный значок корзины с вопросом).

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на

этих людей?

Введение в эпоху. Живая картина.

Давным – давно на месте городов и деревень, где мы с вами

сейчас живем, стояли непроходимые леса, лежали топкие

болота.

Жить в таких местах могли только сильные,

выносливые люди. Среди них были и наши предки – славяне.

Славяне старались жить с соседями мирно: вести торговлю,

не

конфликтовать.

Но

в

истории

государств

войны

неизбежны. Слишком многие хотели захватить богатые

русские

земли.

И

славянам

приходилось

отражать

многочисленные набеги врагов. Давайте соберем богатыря на

сражение. Достанем из сундука боевое снаряжение. Что нам

понадобится?

Отвечают на вопросы

Одевают богатыря

Цель:

вспомнить

изученный

материал,

приготовить

учащихся

к

обобщению

материала.

Лук и стрелы, колчан, копьё, меч, секира,

боевой топор, палица, булава,

щит, шлем, кольчуга.

1

Воспроизведение и

коррекция

опорных знаний.

- Ребята, в разделе «Сказочные богатыри» мы читали былины.

Кто может дать определение, что такое былина?

(выдержка из авторского текста:

«Былины название свое получили от слов «быль», «было».В

них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях,

которые действительно были: о сражениях с врагами, о

победах русских воинов. Но авторы многое придумывали

сами»)

- Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины?

(исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители,

которые по памяти рассказывали былины на распев и играли

на гуслях – старинном музыкальном инструменте)

- Кто был героем русских былин?

(богатыри)

- Назовите, каких богатырей вы знаете.

(Илья Муромец,

Добрыня Никитич, Алёша попович, Садко, Еруслан Лазаревич,

Василий Буслаевич…….)

А какие еще виды устного народного творчества вы знаете?

По какой же из этих дорог нам предстоит отправиться?

Прочитайте название произведения. Какой вопрос у вас

возник?

Отвечают на вопросы.

Заполнение кластера

Почему сказка, а не былина?

– Какое отношение имеет

сказка к богатырям

Цель:

повторить

определение

былины,

исполнителей былин и героев.

(слайд 3 – определение былины и

иллюстрации богатырей)

Картинка богатыря на коне, камень, дороги.

Убрать другие карточки, оставить только

две(былина, сказка)

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще

Через левое плечо

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Выполняют упражнения.

Цель:

обеспечить

кратковременный

активный отдых во время урока.

(слайд 4 – текст физкультминутки)

Повторение

и

анализ

основных

фактов, событий,

явлений.

- Сегодня, ребята, я предлагаю вам прочитать богатырскую

сказку, чтобы у вас было ещё больше знаний о подвигах

русских богатырей.

Отвечают на вопросы.

Читают произведение.

Цель:

Учить

анализировать,

рассуждать,

обобщать.

(слайд 5 – тексты произведений, которые

2

читают дети)

Фронтальная

раюбота.

– Прочитайте заглавие.

– Что мы будем читать?

– Кто такой Илья Муромец?

– Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда

родом Илья Муромец.

Чтение сказки по частям с комментариями.

После чтения 1-й части:

– Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было

фамилии?

– Что огорчало родителей?

- Ай же вы, удалы добры молодцы и красны девицы! Я вижу

силушку вашу великую

Чтение 2-й части.

Словарная работа по ходу чтения:

не прекословил – не спорил;

тын – забор из брёвен или жердей;

странник – человек, который ходит пешком, странствует.

Уточняющие вопросы:

– Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий?

– Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть

такое в реальной жизни?

– Какое чудо сотворили странники с Ильёй?

– Какой наказ ему дали?

Чтение 3-й части.

Словарная работа по ходу чтения:

обух топора – тупая сторона топора;

подсоблять – помогать.

Работа со словарной картой

- Подбери к устаревшим словам современную “пару”

Уточняющие вопросы:

– Как мать с отцом узнали о силе своего сына?

– Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было

дело?

Почему вы так думаете?

– Какую работу выполнил Илья?– Как жизнь крестьян

зависела от посевов и урожаев пшеницы?

обсуждают

содержание

прочитанного,

составляют

текст – ответ.

Обсуждение

в

парах

и

ответы на вопросы.

Словарная работа

Цель: повышение учебной и познавательной

мотивации, снижение уровня тревожности.

(слайд 6 – вопросы для групп:

(слайды 7 – 11ответы для проверки

Раздать жетоны)

3

– Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это

видно?

– Как напутствовали Илью отец с матерью?

Что значит – благословить?

– На что благословили родители Илью? Сравните их

напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи.

И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен

быть настоящий богатырь и настоящий человек.)

– Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие?

– Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал

послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.)

– Когда наше государство только появилось, оно называлось

Киевская Русь. Самым известным из русских князей был

Владимир.

Обобщение

и

систематизация

понятий.

-Давайте попробуем обобщить все, что мы узнали об Илье

Вернемся к главному вопросу:

- А чем отличаются былины от богатырских сказок?

Сказки:

в

них

есть

волшебные

силы

и

персонажи,

троекратный повтор, не имеют автора, так как относятся к

устному народному творчеству, сказки написаны в прозе

Былины пишутся в стихах и имеют песенный характер,

основаны на исторических событиях; а богатырские сказки

написаны в прозе

Составление кластера

(слайд 12 – доспехи и оружие)

Домашнее

задание.

- Домашнее задание выберите сами – на мече, шлеме и щите

написаны задания. Внимательно прочитайте их и выберите

тот предмет, где написано задание, которое вы хотели бы

выполнить к следующему уроку. Два оставшихся предмета

сдайте мне.

Задание на дом:

Меч –Прочитать богатырскую «Сказку Про Илью Муромца».

Подобрать и записать 3-5 пословиц о Родине, и придумать

вопросы по тексту.

Шлем

Прочитать

богатырскую

«Сказку

Про

Илью

Муромца» .составить кроссворд по сказке.

Щит –Письменно ответить на вопросы:

1)Есть ли богатыри в наше время? Докажи.

Цель: дать домашнее задание, объяснить,

как

его

выполнять.

Задание

носит

творческий

характер,

нацелен

на

формирование

умения

работать

с

дополнительными

источниками

информации.

(слайд 13 – домашнее задание)

4

2)О ком в наши дни можно сказать: «Есть ещё на Руси,

кому постоять за землю Русскую»

Итог урока.

-

Сегодня

на

уроке

мы

познакомились

с

новым

произведением, повторили понятие «былина» нашли отличие

былины от сказки, говорили о герое былин и богатырских

сказок Илье Муромце. Подведем итог. Подсчет жетонов.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую.

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

А преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Дети читают стихотворение.

Цель: подвести итог урока.

(слайд 14 – последние строки

стихотворения)

5



В раздел образования