Авторы: Любина Татьяна Юрьевна, Кольцова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов,учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№4 ЗМР РТ"
Населённый пункт: Зеленодольск, Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок литературного чтения . "Богатырская сказка"
Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения,
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Организационный
момент
-
Здравствуйте,
люди
добрые.
Сядьте
на
места,
да
послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и
складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу
пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все
внимательно слушали. Все, что услышите, пригодится вам.
- Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан – моря
Быстры – светлы реки русские
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
Сегодня на уроке я предлагаю объединиться в дружины, за
работу вы будете получать жетончики, а в конце урока
подведем итог, какая же дружина самая сильная, самая
активная.
Садятся
на
места,
настраиваются на урок.
(слайд 1 - «Гусляры»)
Цель:
создание
доброжелательной
психологической
атмосферы
в
классе.
Мотивация на работу.
(слайд 2 – «Три богатыря»))
Сообщение темы
и целей урока.
- Как называется раздел литературного чтения, который мы
изучаем?
(«Сказочные богатыри»)
Методический прием «Корзина понятий»
(На интерактивной доске репродукция картины В. Васнецова
"Богатыри", условный значок корзины с вопросом).
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на
этих людей?
Введение в эпоху. Живая картина.
Давным – давно на месте городов и деревень, где мы с вами
сейчас живем, стояли непроходимые леса, лежали топкие
болота.
Жить в таких местах могли только сильные,
выносливые люди. Среди них были и наши предки – славяне.
Славяне старались жить с соседями мирно: вести торговлю,
не
конфликтовать.
Но
в
истории
государств
войны
неизбежны. Слишком многие хотели захватить богатые
русские
земли.
И
славянам
приходилось
отражать
многочисленные набеги врагов. Давайте соберем богатыря на
сражение. Достанем из сундука боевое снаряжение. Что нам
понадобится?
Отвечают на вопросы
Одевают богатыря
Цель:
вспомнить
изученный
материал,
приготовить
учащихся
к
обобщению
материала.
Лук и стрелы, колчан, копьё, меч, секира,
боевой топор, палица, булава,
щит, шлем, кольчуга.
1
Воспроизведение и
коррекция
опорных знаний.
- Ребята, в разделе «Сказочные богатыри» мы читали былины.
Кто может дать определение, что такое былина?
(выдержка из авторского текста:
«Былины название свое получили от слов «быль», «было».В
них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях,
которые действительно были: о сражениях с врагами, о
победах русских воинов. Но авторы многое придумывали
сами»)
- Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины?
(исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители,
которые по памяти рассказывали былины на распев и играли
на гуслях – старинном музыкальном инструменте)
- Кто был героем русских былин?
(богатыри)
- Назовите, каких богатырей вы знаете.
(Илья Муромец,
Добрыня Никитич, Алёша попович, Садко, Еруслан Лазаревич,
Василий Буслаевич…….)
А какие еще виды устного народного творчества вы знаете?
По какой же из этих дорог нам предстоит отправиться?
Прочитайте название произведения. Какой вопрос у вас
возник?
Отвечают на вопросы.
Заполнение кластера
Почему сказка, а не былина?
– Какое отношение имеет
сказка к богатырям
Цель:
повторить
определение
былины,
исполнителей былин и героев.
(слайд 3 – определение былины и
иллюстрации богатырей)
Картинка богатыря на коне, камень, дороги.
Убрать другие карточки, оставить только
две(былина, сказка)
Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще
Через левое плечо
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце – руки в боки
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Выполняют упражнения.
Цель:
обеспечить
кратковременный
активный отдых во время урока.
(слайд 4 – текст физкультминутки)
Повторение
и
анализ
основных
фактов, событий,
явлений.
- Сегодня, ребята, я предлагаю вам прочитать богатырскую
сказку, чтобы у вас было ещё больше знаний о подвигах
русских богатырей.
Отвечают на вопросы.
Читают произведение.
Цель:
Учить
анализировать,
рассуждать,
обобщать.
(слайд 5 – тексты произведений, которые
2
читают дети)
Фронтальная
раюбота.
– Прочитайте заглавие.
– Что мы будем читать?
– Кто такой Илья Муромец?
– Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда
родом Илья Муромец.
Чтение сказки по частям с комментариями.
После чтения 1-й части:
– Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было
фамилии?
– Что огорчало родителей?
- Ай же вы, удалы добры молодцы и красны девицы! Я вижу
силушку вашу великую
Чтение 2-й части.
Словарная работа по ходу чтения:
не прекословил – не спорил;
тын – забор из брёвен или жердей;
странник – человек, который ходит пешком, странствует.
Уточняющие вопросы:
– Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий?
– Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть
такое в реальной жизни?
– Какое чудо сотворили странники с Ильёй?
– Какой наказ ему дали?
Чтение 3-й части.
Словарная работа по ходу чтения:
обух топора – тупая сторона топора;
подсоблять – помогать.
Работа со словарной картой
- Подбери к устаревшим словам современную “пару”
Уточняющие вопросы:
– Как мать с отцом узнали о силе своего сына?
– Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было
дело?
Почему вы так думаете?
– Какую работу выполнил Илья?– Как жизнь крестьян
зависела от посевов и урожаев пшеницы?
обсуждают
содержание
прочитанного,
составляют
текст – ответ.
Обсуждение
в
парах
и
ответы на вопросы.
Словарная работа
Цель: повышение учебной и познавательной
мотивации, снижение уровня тревожности.
(слайд 6 – вопросы для групп:
(слайды 7 – 11ответы для проверки
Раздать жетоны)
3
– Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это
видно?
– Как напутствовали Илью отец с матерью?
Что значит – благословить?
– На что благословили родители Илью? Сравните их
напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи.
И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен
быть настоящий богатырь и настоящий человек.)
– Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие?
– Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал
послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.)
– Когда наше государство только появилось, оно называлось
Киевская Русь. Самым известным из русских князей был
Владимир.
Обобщение
и
систематизация
понятий.
-Давайте попробуем обобщить все, что мы узнали об Илье
Вернемся к главному вопросу:
- А чем отличаются былины от богатырских сказок?
Сказки:
в
них
есть
волшебные
силы
и
персонажи,
троекратный повтор, не имеют автора, так как относятся к
устному народному творчеству, сказки написаны в прозе
Былины пишутся в стихах и имеют песенный характер,
основаны на исторических событиях; а богатырские сказки
написаны в прозе
Составление кластера
(слайд 12 – доспехи и оружие)
Домашнее
задание.
- Домашнее задание выберите сами – на мече, шлеме и щите
написаны задания. Внимательно прочитайте их и выберите
тот предмет, где написано задание, которое вы хотели бы
выполнить к следующему уроку. Два оставшихся предмета
сдайте мне.
Задание на дом:
Меч –Прочитать богатырскую «Сказку Про Илью Муромца».
Подобрать и записать 3-5 пословиц о Родине, и придумать
вопросы по тексту.
Шлем
–
Прочитать
богатырскую
«Сказку
Про
Илью
Муромца» .составить кроссворд по сказке.
Щит –Письменно ответить на вопросы:
1)Есть ли богатыри в наше время? Докажи.
Цель: дать домашнее задание, объяснить,
как
его
выполнять.
Задание
носит
творческий
характер,
нацелен
на
формирование
умения
работать
с
дополнительными
источниками
информации.
(слайд 13 – домашнее задание)
4
2)О ком в наши дни можно сказать: «Есть ещё на Руси,
кому постоять за землю Русскую»
Итог урока.
-
Сегодня
на
уроке
мы
познакомились
с
новым
произведением, повторили понятие «былина» нашли отличие
былины от сказки, говорили о герое былин и богатырских
сказок Илье Муромце. Подведем итог. Подсчет жетонов.
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую.
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!
А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Дети читают стихотворение.
Цель: подвести итог урока.
(слайд 14 – последние строки
стихотворения)
5