Автор: Кляпова Анастасия Ринатовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30
Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Физико-географическое положение Северной Америки»
Раздел: среднее образование
Проект технологической карты по теме
«Физико-географическое положение Северной Америки»
Предмет: география 7 класс УМК «География. Материки, океаны, народы и страны» под ред. В. П. Дронова
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
оценить ФГП Северной Америки в сравнении с ФГП Южной Америки
Планируемые достижения учеников на уроке:
формировать практические навыки сравнения ФГП материков в системе градусной сетки, по размерам, по
характеру береговой линии, выделяя признаки сходства и различия.
Предметные:
тренировать практические навыки определения географических координат крайних точек
Северной Америки и протяжённости материка в градусной мере.
Оборудование: учебник «География. Материки, океаны, народы и страны» под ред. В. П. Дронова;
физические карты Северной Америки и Южной Америки, индивидуальные контурные карты и атласы,
типовой план описания ФГП материка.
Ход урока:
1. Актуализация знаний учащихся (Вспомнить известные знания о способах познания окружающего мира)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Девиз нашего урока звучит так: «То,
что
добыто
самостоятельным
трудом, является самым ценным
приобретением»
-
Прочитайте
стихотворение
и
сформулируйте «главный вопрос»
-Подчеркните
в
тексте
ключевые
слова.
«Ключевые слова» ТРКМ*
Он похож на треугольник,
С ним на одной мы широте,
Однако, в разных полушариях
Мы живём давно уже.
А реку, что как дерево ветвистое,
Узнаём мы без труда.
Как называется река?
И течёт она куда?
Секвойя здесь произрастает,
Высотою поражает.
А букет озёр великих
Материк сей украшает.
Сформулируй поскорее
Самый главный наш вопрос,
На него ответ ты дай
И конечно обоснуй.
Главный
вопрос:
«Какой
материк
будем
изучать?»
- ответы детей:
Этот материк называется Северная Америка.
Он, как и Южная Америка, имеет форму
треугольника.
Мы - жители Евразии на одной с ним широте,
т.е. Северная Америка тоже разместилась
между
Северным
тропиком
и
Северным
полярным кругом.
Но мы живём в Восточном полушарии, а
Северная
Америка
–
материк
Западного
полушария.
А реку назовём Миссисипи, она течёт в
Мексиканский залив на юг.
Секвойя – самое высокое дерево Земли.
Речь идёт о Великих Североамериканских
озёрах.
Познавательные
(информационные
:
поиск
и
извлечение
информации)
Личностные
(мотивация
к
изучению
нового
учебного
материала)
2. Целеполагание (Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи)
1
- Вспомните, с какой проблемы мы
начинаем изучение любого материка?
-Сформулируйте тему урока.
- Какова будет цель урока?
-Поставим задачи для выполнения
данной цели.
- С физико-географического положения материка
- Учащиеся записывают тему урока в тетрадь:
ФГП Северной Америки
Цель: изучить ФГП Северной Америки (по плану)
Задачи:
- рассмотреть ФГП Северной Америки, используя
карты атласа и план описания материка;
-сравнить ФГП Северной Америки и Южной Америки;
-- сделать самооценку
Регулятивные
(планирование
действий;
принятие цели и
постановка
задач
урока)
Коммуникативные
(высказывания
детей)
3. Изучение нового материала (изучить ФГП Северной Америки)
1. Самостоятельная работа
уч-ся с
использованием
карты
по
плану.
Проверьте и помогите друг другу.
2. Обсуждение в «тройках» ТРКМ*
«Жужжащее обсуждение»
3.Проверка
«Найди
ошибку»
(самостоятельно)
4.
Проверка
«Найди
ошибку»
Выполняется задание коллективно с
доказательством
утверждения
с
показом на карте
9-10 баллов- «5»
7-8 баллов- «4»
5-6 баллов- «3»
- Кто выполнил задание на «5», на
«4»?
5.
Заполнение
контурной
карты.
Нанесите крайние точки материка и
обозначьте их координаты.
(как один из вариантов может быть
задан для дом. выполнения)
6.Мы можем определить в градусной
мере
протяжённость
Северной
Америки между крайними точками с
помощью географических координат,
которые мы определили.
1.
Учащиеся
самостоятельно
описывают
ФГП
материка с использованием карт по плану (с.344).
Самооценка (оценочный лист)
2.
Самостоятельное
обсуждение
в
«тройках».
Самооценка. (оценочный лист)
3. Проверка ФГП материка проверяется
«Найди
ошибку» самостоятельно:
«Материк Северная Америка находится в двух
полушариях – южном и восточном, его омывают два
океана – Индийский и Атлантический. От Евразии
Северную Америку отделяет Панамский канал, а от
Южной Америки пролив Дрейка. Самый большой
остров, расположенный у юго-западных берегов
материка – это Гренландия. Северная Америка второй
по величине материк Земли. Климат на большей части
материка экваториальный и тропический»
Максимальный балл - 5. Одна найденная ошибка - 0.5
балл.
4. Проверка «Найди ошибку» коллективно.
-Учащиеся переводят баллы в отметку и оценивают
себя.
Заполнение контурной карты. Работа в паре.
Мыс Мёрчисон – Северная крайняя точка 72° с.ш 94°
з.д.
Мыс. Марьятто – Южная крайняя точка 7° с.ш. 81°з.д.
Мыс Принца Уэльского – Западная крайняя точка
65°с.ш. 168° з.д.
Мыс Сент Чарльз - Восточная крайняя точка 52° с.ш.
55°з.д.
Ответ у доски
- Путь с севера на юг в градусах (мыс Марьятто – мыс
Мёрчисон) равен 72°-7°= 65°
Мы знаем, что в одном градусе на любом меридиане
Земли – 111,3 км. Весь путь = 7235 км.
-Протяженность с запада на восток определим по
40с.ш.
Регулятивные
(удержание
цели
урока)
Познавательные
(обобщение)
Познавательные
(информационные
: поиск, фиксация,
извлечение
информации)
Познавательные
(сравнение)
Познавательные
(информационные
:
применение
и
предоставление
информации)
Коммуникативные
(монологические
высказывания)
Регулятивные
(самоконтроль)
Практикум
по
самостоятельному
применению
и
использованию
полученных
знаний
Практикум
по
самостоятельному
применению
и
использованию
полученных
знаний
2
7. Рефлексия.
-Что получалось у вас успешно?
- Где возникли трудности?
-Самооценка. (оценочный лист)
4. Сравнение ФГП материков
1.
-Какова
площадь
Северной
Америки и её место в мире по
размерам?
- Сведения о площадях материков Земли на странице 6
учебника.
Северная Америка занимает по площади третье место
в мире после Евразии и Африки, уступает Евразии
почти в 2,5 раза, Африке в 1,5 раза, в сравнении с
Южной Америкой наш материк больше в 1,5 раза.
2. - Сравним ФГП материков. У доски
работают двое учащихся. Остальные
находят черты сходства и различия в
ФГП материков и делают выводы.
-Сравнение ФГП материков у доски с использованием
физических карт материков.
Практикум
по
самостоятельному
применению
и
использованию
полученных
знаний
3. Наше путешествие вокруг Северной
Америки
продолжается.
Сформулируйте очередной вопрос.
- Каков характер береговой линии Северной Америки?
Работа
по
контурной
карте
(определение
гео
объектов)
Вывод: береговая линия сильно изрезана по сравнению
с
Южной
Америкой,
здесь
много
островов,
полуостровов, заливов, морей и проливов
Практикум
по
самостоятельному
применению
и
использованию
полученных
знаний
5. Рефлексия (формировать умения оценивать себя)
- Обратимся к поставленным задачам
в начале урока.
- Все ли учебные задачи решены?
- Решение каких задач у вас вызвали
затруднения? Почему?
- Пригодятся ли нам эти знания в
жизни и почему?
- Оцените свою деятельность на уроке
по следующим критериям:
- Умею и могу
другого научить
определять ФГП материка
- Умею определять ФГП материка
-Испытываю трудности в определении
ФГП материка
-ответы детей
- ответы детей
-ответы детей
Регулятивные
(удержание цели)
Регулятивные
(внесение
коррективов)
Личностные
(компетентности в
поступках
и
деятельности)
Личностные
(способность
к
самооценке
на
основе
критерия
успешности
учебной
деятельности)
6. Домашнее задание
Домашнее задание:
- на зачет ФГП Северной Америки
-заполнить контурную карту
(см. приложение)
- записывают в дневник
*ТРКМ Технология развития критического мышления.
3
Приложение:
Оценочный лист
умения
выполнение заданий
Самооценка ( + \/ - )
-
умение
описывать
ФГП материка
-используя физическую карту, опиши ФГП
Северной Америки самостоятельно
- проверь выполнение работы по описанию
ФГП Северной Америки, работая в группе
-
находить
черты
сходства и различия в
сравнении
ФГП
материков;
-умение
анализировать ответ
- сравни ФГП материков
-оцени работу одноклассников у доски
-умение
работать
с
контурной картой
-найди на физической карте географические
объекты,
обозначенные
цифрой
на
контурной карте
4