Автор: Олеся Александровна Глазкова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКОУ "СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"
Населённый пункт: Нижегородская область г.Балахна
Наименование материала: Рабочая программа по курсу коррекции поведения эмоционально-волевой сферы, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии для детей с ОВЗ.
Тема: "АРТ-терапии для детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе основного общего образования,
утвержденной приказом директора
ГКОУ «С(К)ОШИ» от 30.08.2022г. № 246
Рабочая программа
курсу коррекции поведения
эмоционально-волевой сферы,
общения с использованием сказкотерапии и
элементов АРТ-терапии для детей с ОВЗ.
для 5-7 классов
СОСТАВИТЕЛЬ:
педагог-психолог Глазкова О.А.
2022 г.
Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающая программа по Арт-терапии разработана
Муниципальным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Программа по Арт-терапии основана на комплексном подходе, имеет
индивидуальную
коррекционно-развивающую
направленность
и
ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и
навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала,
повышения мотивации к различным видам художественной деятельности,
развития
творческой
активности,
формирования
адекватного
межличностного
поведения
и
конструктивного
общения
на
основе
эмоционально-значимой деятельности.
Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал:
способствует успешной адаптации в условиях временного коллектива,
стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности
в себе, агрессивности. Уникальность программы заключается в том, что она
имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т.е.
инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами
в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата.
Программа по Арт-терапии рассчитана для детей с задержкой психического
развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, с
проблемами
социальной
адаптации,
эмоционально-волевой
неустойчивостью,
тревожностью,
заниженной
самооценкой,
низкой
работоспособностью,
нарушениями
познавательной
деятельности,
коммуникации, поведения.
Программа включает в себя 4 блоков:
1.
Изотерапия (рисование красками, карандашами, монотипия).
2.
Сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок).
3.
Музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование ре-
лаксационной музыки на каждом занятии).
1.
Драмотерапия (проигрывание историй с помощью наручных кукол).
На протяжении многих и многих столетий сказки и занимательные
истории люди рассказывали детям. Из поколения в поколение дети с
удовольствием слушали их, постигая с их помощью жизнь, учились отличать
на примере действовавших там героев хорошее от плохого. И не беда, что
одна и та же сказка повторялась множество раз, она не теряла от этого своей
прелести.
Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества
опирается на жанр народной волшебной сказки. Дети всерьез верят в
сказочный мир, полный чудес, с его ловкими и сильными героями и
свирепыми чудовищами. Мир этот близок и понятен для любознательной
детской головки, он говорит на языке, почти недоступном взрослому рас-
судку, считающему, что сказки искажают реальную жизнь. Дети же без
устали
готовы
слушать сказочные истории,
герои
которых
отважно
сражаются
с
великанами
и
чудовищами
–
с
миром
взрослых.
Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни. Они
открывают
детям
мир,
помогают
легче
справляться
с
житейскими
неурядицами, травмирующими психику. Устный рассказ и чтение вслух
обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку
силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию.
Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем узнает из сказок и
историй, а затем различным образом применяет это знание, защищаясь от
множества стрессов, которые обрушивает на него действительность.
В диалоге с взрослым ребенок ощущает себя в равноправной партнерской
позиции – не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок усваивает
диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по инициативе
взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к тому
же, педагогическую и терапевтическую нагрузку).
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия
средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент
развития. Интерес психологов к сказке существует давно.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами
указывал
Л.С.
Выготский,
отмечая
особую
роль
художественной
деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации
творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства
(музыки, живописи, художественного слова, театра).
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных
средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в
процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Конкретный язык
сказок
открывает
детям
путь
наглядно
–
образного
и
наглядно
–
действенного постижения мира человеческих отношений.
Понимание и проживание через сказку содержания свойственного
внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и
обозначить собственные переживания и собственные психические процессы,
понять их смысл и важность каждого из них.
Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова:
терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и
(или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Также сказка может
быть использована и для того, чтобы:
1.
предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;
2.
сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с
ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом
двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у
взрослого. Язык сказки их сближает;
3.
сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не
выдаёт свои положения за что–то более серьёзное, чем символы,
метафоры и аналогии;
4.
сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом
терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции,
архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных
сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в
реальных образах и действиях), первого впечатления;
5.
сказка несёт свободу;
6.
важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит
трансформация.
Некто
маленький
и
слабый
вначале
к
концу
превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.
В работе с учащимися используются элементы АРТ-терапии, когда
ребёнок рисует сюжет прочитанной сказочной истории, придумывает
продолжение
или
обсуждает
с
товарищами
поведение
героев.
Ребенок с проблемами, действуя в этом удивительном мире искусства, дает
позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он
уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества,
страхов
и
тревожности
или
от
конфликтных
межличностных
и
внутрисемейных отношений.
Арт-терапия позволяет вывести переживания ребёнка во внешнюю форму
через
продукт
творческой
деятельности,
создать
новые
позитивные
переживания, проявить творческие способности, удовлетворить потребность
в творчестве. Арт-терапия облегчает психотравмирующие ситуации. Она
использует
невербальные
каналы
взаимодействия,
воздействует
непосредственно на эмоции человека.
Цели и задачи, которые решаются с помощью арт-терапии в работе с
особыми детьми:
поднятие самооценки,
расширение стереотипов,
освоение различных художественных материалов и средств выражения
с их использованием,
развитие навыков работы с изобразительным материалом,
развитие сенсорики,
развитие схемы и образа тела,
развитие моторики,
решение пространственных задач,
развитие речи,
работа со страхом, тревогой, агрессией,
решение проблем поведения,
проявление инициативы и стимуляция выбора.
Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно сделать следующие
выводы:
1.
Сказкотерапия и арт-терапия – это не просто направления, а синтез
многих
достижений
психологии,
педагогики,
психотерапии
и
философии разных культур, это живой, творческий процесс, который
обогащается детскими находками и озарениями.
2.
В процессе разнообразных занятий воспитанники черпают множество
познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи
человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но
откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое
отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция
личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций.
3.
На
психокоррекционных
занятиях
черпаются
представления
о
справедливости и несправедливости.
В работе с обучающимися данная программа направлена на развитие у детей
личностных качеств, самоконтроля, эмпатии, преодоление дезадаптации,
тревожности, страхов, а также расширение знаний об окружающем и своем
внутреннем мире.
Использование сказкотернапии и Арт-терапии особенно важно для детей с
задержкой психического развития в силу их особенностей: незрелости
эмоционально-волевой сферы, отклонений в поведении, расторможенности,
гипервозбудимости, слабости мотивации и самоконтроля.
Цель программы: предупреждение и устранение отклонений в поведении,
развитие
эмоционально-волевой
сферы,
произвольности
психических
процессов.
Задачами являются:
расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие чувства
коллективизма, ответственности друг за друга,
формирование опыта нравственного поведения;
развитие самостоятельности, самоконтроля;
развитие коммуникативных навыков;
развитие
различных
анализаторов:
зрительного,
слухового,
речедвигательного, кинестетического;
коррекция отклоняющегося поведения;
развитие эмоциональной и моторной адекватности;
Структура
коррекционно-развивающего
сказкотерапевтического
занятия с использованием элементов АРТ-терапии:
Настрой на предстоящую деятельность. Разминка. Коллективные
упражнения.
Повторение. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят из
прошлого занятия.
Расширение. Ведущий рассказывает или показывает детям новую
сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу
из
сказки,
придумать
свое
окончание
сказки,
нарисовать
понравившийся сюжет из сказки (или продолжение).
Закрепление. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести
новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения.
Обсуждение придуманного (нарисованного детьми)
Интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в
каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что
приобрели.
Резюмирование. Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает
последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных
детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с
дополнением.
Описание места курса в учебном плане.
Количество занятий – 1 час в неделю.
Общее количество часов: 34 ч.
Возраст учащихся – 11-14 лет.
Продолжительность занятия – 35 минут.
Форма работы – групповая и индивидуальная.
Часы
распределены
в
соответствии
с
учебным
планом
ГКОУ
«С(К)ОШИ», касающегося организации коррекционно-развивающей
деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.
Формы организации деятельности
беседа;
творческое занятие;
игра;
практикум;
урок-показ;
мастер-класс;
тренинг.
Основная форма работы – практическое занятие, результатом которого
будет творческий продукт ребенка.
Критерии оценивания различных видов работ: программа предполагает
без оценочную систему проведения занятий.
Методы и приемы обучения
В процессе организации занятий используются следующие методы работы:
упражнение – организованное повторение какого-либо планомерного
действия для погружения в арт-терапевтическое занятие и его
завершения;
словесный метод, который включает в себя лекции, объяснительные и
обобщающие беседы, коллективные обсуждения, диспуты и т. п;
наглядно-демонстрационннный
метод,
подразумевающий
использование различных аудио-видео средств, способствующих более
эффективному усвоению теоретического материала;
практический метод, предполагающий использование различных форм
самостоятельной работы - групповые практикумы, сюжетно-ролевые
игры, тренинги, упражнения, творческие задания, творческие показы и
т. п.
На занятиях используются следующие приемы:
творческие задания;
ассоциации;
коллективная работа.
Приемы, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы,
уверенности
ребенка
в
себе,
социальных
навыков
поведения: продолжение темы прочитанной сказки детьми; выступление
перед другими детьми; обсуждение поведения героев и самостоятельный
выбор мотивации (я бы поступил так…).
При
организации
коррекционно-развивающей
деятельности
учитываются следующие принципы:
1.
Принцип системности. Развитие ребенка – процесс, в котором
взаимосвязаны,
взаимозависимы
и
взаимообусловлены
все
компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима
системная работа по развитию ребенка.
2.
Принцип концентризма. Концентрированное расположение учебного
материала, который располагается в пределах одной лексической темы,
независимо от рода деятельности.
3.
Принцип
соответствия
возрастным
и
индивидуальным
возможностям.
Индивидуальная
программа
работы
с
ребенком
должна
строиться
в
соответствии
с
психофизиологическими
закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
4.
Принцип
адекватности
требований
и
нагрузок,
предъявляемых
ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и
повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие
недостатков,
при
одновременном
«подтягивании»
дефицитарных
функций.
5.
Принцип постепенности и системности, следование от простых и
доступных заданий к более сложным, комплексным.
6.
Принцип индивидуализации темпа работы - переход к новому этапу
обучения только после полного освоения материала предыдущего
этапа.
7.
Принцип коммуникативности. Обучение организуется в естественных
для общения условиях или максимально приближенных к ним.
8.
Принцип коллективизма. Создаются условия для активной работы всех
детей
группы.
Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах,
непосредственно воспринимаемых обучающимися.
9.
Принцип развивающего обучения. Учет зоны ближайшего развития.
10.Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекция проводится на
основе результатов проведённой диагностики.
11.Принцип учета соотношений первичного нарушения и вторичных
отклонений в развитии ребёнка.
Учебно-тематический план.
№
п/п
Тема
Количество часов
1.
Диагностический блок
3
2.
Коррекционно-развивающий блок
с
использованием
сказкотерапии
и
элементов АРТ-терапии
20
3.
Коррекция социальных и коммуникативных
умений
Психологический тренинг "Среди людей":
11
Календарно -тематическое планирование
5-7 класс
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
№
Урока
Название тем, разделов
Количество
часов
Дата
Диагностический блок
3
1.
Исследование адаптации методом Люшера
Изучение
школьной
тревожности
Диагностика страхов.
1
сентябрь
2.
Диагностика межличностных отношений
Диагностика агрессивности «Кактус»
1
сентябрь
3.
Методика
«Изучение
понимания
эмоциональных
состояний
людей,
изображённых
на
картинке»,
Метод Наблюдения, беседы.
1
сентябрь
Коррекционно-развивающий
блок
с
использованием
сказкотерапии
и
элементов АРТ-терапии
20
4.
«Школа»
-
Школьные
правила.
Сказкотерапия
«Школьные
правила»
Разминка.
Расширение.
Чтение
сказки.
Обсуждение.
Сочинение
продолжения
сказки.
Рисование
продолжения.
Обсуждение
нарисованных
рисунков.
Резюмирование.
Ритуал
выхода.
Сказкотерапия «Игры в школе»
1
октябрь
5.
Разминка.
Расширение.
Чтение
сказки.
Обсуждение поведения героев. Сочинение
продолжения
сказки.
Рисование.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование.
Ритуал
выхода.
Видеотренинг «Чертёнок № 13». Просмотр
сказки.
Обсуждение.
Сочиняем
сказку
1
октябрь
сами.
С
использованием
игрушек.
Рисование сказочной истории. Картинная
галерея.
6.
«Животные» - Домашние птицы. Дикие
птицы.
Сказкотерапия
«Соловей». Разминка.
Расширение. Чтение сказки. Обсуждение
поведения
героев.
Рисование
сюжета.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование.
Ритуал выхода. Сказкотерапия
1
октябрь
7.
Сказкотерапия
«Лебеди».
Разминка.
Расширение. Чтение сказки. Обсуждение
сюжета. Сочинение продолжения сказки.
Рисование.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование.
Ритуал
выхода.
Сказкотерапия
«Лесной
доктор» Чтение
сказки. Обсуждение сюжета. Сочинение
продолжения
сказки
с
использованием
трафаретов.
Рисование
продолжения.
Обсуждение нарисованных рисунков.
1
октябрь
8.
«Растения» - Грибы. Ягоды. Сказкотерапия
«Сказка про красивые ягоды и сердитую
пчелу». Разминка. Расширение. Чтение
сказки.
Обсуждение
поведения
героев.
Сочинение
продолжения
сказки.
Рисование одного из героев. Обсуждение
рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.
1
ноябрь
9.
Видеотренинг «Война грибов». Разминка.
Расширение.
Просмотр
сказки.
Обсуждение поведения героев. Сочинение
продолжения сказки. Рисование одного из
героев.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование.
Ритуал
выхода.
Сочиняем сказку сами. С использованием
трафаретов. Рисование сказочной истории.
Картинная галерея.
1
ноябрь
10.
«Дом»
-
Посуда.
Продукты.
Видеотренинг
«Трое
из
Простоквашино». Разминка.
Расширение.
Просмотр сказки. Обсуждение поведения
героев. Сочинение продолжения сказки.
1
ноябрь
Рисование
деревенской
посуды
и
продуктов.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование. Ритуал выхода.
11.
Видеотренинг «Вини-Пух идет в гости».
Разминка. Расширение. Просмотр сказки.
Обсуждение поведения героев. Сочинение
продолжения сказки. Рисование сюжета из
сказки.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование. Ритуал выхода.
1
ноябрь
12.
«Человек
и
его
деятельность»
−
Профессии.
Сказка
о
почтальоне. Расширение.
Прослушивание
сказки.
Обсуждение
сюжета
сказки.
Сочинение окончания сказки. Рисование
продолжения.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование. Ритуал выхода.
1
декабрь
13.
Сказка
«Парикмахер».
Расширение.
Прослушивание
сказки.
Обсуждение
сюжета сказки. Сочинение нового сюжета
сказки.
Рисование
продолжения.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование.
Ритуал выхода.
1
декабрь
14.
Сказка
«Ремесло
дороже
золота»
−
Сочиняем
новую
сказку.
Видеотренинг
«Кем
быть».Разминка.
Расширение.
Просмотр
сказки.
Обсуждение поведения героев. Сочинение
продолжения
сказки.
Рисование
продолжения.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование. Ритуал выхода.
1
декабрь
15.
Тема
«Пространство
и
время»
−
Календарь.
Дни
недели.
Месяцы.
Сказкотерапия
«12
месяцев».
Расширение.
Прослушивание
сказки.
Обсуждение сюжета сказки, поведения
героев. Сочинение продолжения сказки.
Рисование
продолжения.
Обсуждение
рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.
1
декабрь
16.
Сказкатерапия «Сказка о пастухе и месяце
Март».
1
январь
Расширение.
Прослушивание
сказки.
Обсуждение сюжета сказки. Рисование.
Обсуждение
нарисованных
рисунков.
Резюмирование.
Ритуал
выхода.
Сочиняем сказку сами. С использованием
трафаретов. Рисование сказочной истории.
Картинная галерея.
17.
Тема:
«Семья»
−
Уютный
дом.
Сказкотерапия с элементами Арт-терапии
«За дурной головой − ногам работа!».
Расширение.
Прослушивание
сказки.
Обсуждение сюжета сказки. Сочинение
окончания
сказки.
Рисование
продолжения.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование. Ритуал выхода.
1
январь
18.
Сказкотерапия «Дед Петко и бабка Пена».
Прослушивание
сказки.
Обсуждение
сюжета
сказки,
поведения
героев.
Рисование
сказки
с
использованием
трафаретов. Обсуждение рисунков.
1
январь
19.
Тема: «Транспорт» − Наземный и водный
транспорт.
Видеотренинг
«В
порту».
Разминка.
Расширение.
Просмотр
сказки.
Обсуждение поведения героев. Сочинение
продолжения
сказки.
Рисование
продолжения.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование. Ритуал выхода.
1
февраль
20.
Видеотренинг «Паровозик из Ромашково».
Разминка. Расширение. Просмотр сказки.
Обсуждение поведения героев. Сочинение
продолжения
сказки.
Рисование
продолжения.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование. Ритуал выхода.
1
февраль
21.
Видеотренинг «Шел Трамвай 10 номер»
Сказка «Как железной дороге достались
семимильные
сапоги».
Разминка.
Расширение.
Прослушивание
сказки.
Обсуждение
поведения
героев.
Сочинение
продолжения
сказки.
Рисование.
Обсуждение
нарисованных
1
февраль
рисунков. Резюмирование. Ритуал выхода.
22.
Тема:
«Мир
увлечений»
−
Сказки:
бытовые,
о
животных,
волшебные.
Видеотренинг «Самый маленький гном».
Видеотренинг
«Вовка
в
тридевятом
царстве».
1
февраль
23.
Разминка. Расширение. Просмотр сказки.
Обсуждение поведения героев. Сочинение
продолжения
сказки.
Рисование
продолжения.
Обсуждение
рисунков.
Резюмирование.
Ритуал
выхода.
Сочиняем
сказку
сами. Рисование.
Обсуждение. Картинная галерея.
1
март
Коррекция
социальных
и
коммуникативных
умений
Психологический
тренинг
"Среди
людей":
24.
Активного освоение приёмов общения "Я
и другие"
1
март
25.
Раскрытие
качеств,
необходимых
для
активного общения "Какой я и какие
другие"
1
март
26.
Знакомство
с
принципами
хорошего
слушания "Я слушаю"
1
март
27.
Расширение представлений
о способах
самоанализа "Какое решение верно"
1
апрель
28.
Отстаивание
своей
точки
зрения
и
аргументации "Моё мнение"
1
апрель
29.
Устранение барьеров общения "Я + Ты"
1
апрель
30.
Стили общения
1
апрель
31.
"Конфликты и способы их разрешения".
Отработка
навыков
неконфликтного
поведения.
1
май
32.
Навыки
совместной
работы.
Коммуникативная игра "Путешествие на
1
май
воздушном шаре".
33.
Навыки
совместной
работы.
Коммуникативная
игра
"Необитаемый
остров"
1
май
34.
Подведение итогов работы за год по
данному курсу. Обсуждение результатов.
Этап
вербализации:
метод
личностной
перспективы,
рассказ
о
себе
и
положительных изменениях происшедших
за время прохождения курса.
1
май
Планируемые результаты освоения курса арт-терапии:
В результате обучения учащиеся будут знать:
причины, вызывающие эмоциональное и физическое напряжение;
способы снятия эмоционального и физического напряжения;
разновидности искусства, арт-терапевтических инструментов.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
выражать свои эмоции и чувства в творческой работе;
уверенно общаться в группе;
преодолевать негативные представления о собственной личности.
самостоятельно снимать мышечное напряжение;
распознавать свои эмоции и овладевать ими;
анализировать свое эмоциональное состояние;
работать с различными арт-терапевтическими средствами, техниками,
инструментами.
Формы промежуточной аттестации
урок-показ;
практикум.
Личностными результатами являются:
развитие творческого воображения;
выражение своего эмоционального состояния в процессе творчества;
преодоление коммуникативного зажима;
понимание своего внутреннего мира;
развитие новых творческих способностей;
появление учебной инициативности и самостоятельности суждений;
формирование эмоциональной культуры учащихся;
снижение эмоциональной тревожности;
повышение самооценки;
развитие самосознания;
закрепление положительных поведенческих реакций;
уверенная работа в группе, преодоление стеснения.
Сформированность
универсальных
учебных
действий
(УУД)
в
результате освоения программы:
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
осуществление целеполагания;
овладение
действиями
планирования
—
определение
последовательности
промежуточных
целей
с
учётом
конечного
результата;
составление плана и последовательности действий;
овладение действием контроля;
осуществление действия коррекции;
способность к действию оценки, оценка результатов работы;
освоение способов решения проблем творческого характера;
способность к рефлексии.
Личностные УУД:
развитие положительного самосознания,
само интереса, эмпатии;
снижение уровня тревожности;
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки;
овладение навыками адаптации в социуме.
умение оценивать свое положение в системе социальных отношений.
Познавательные УУД:
совершенствование
логических
операциями
сравнения,
анализа,
синтеза, обобщения, классификации;
установление аналогий, простых причинно-следственных связей;
умение оценить собственные мысли и действия со стороны.
Коммуникативные УУД:
способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками; возможность постановки вопросов;
способность к разрешению конфликтов;
умения излагать свое мнение и оценку событий;
умения знакомиться, присоединяться к группе;
умения благодарить и принимать комплименты;
умения выразить свои теплые чувства к другому;
умения слушать и слышать собеседника;
умение осознавать свои чувства и выражать их;
умение
договариваться
о
распределении
ролей
в
совместной
деятельности.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
1.
Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". − М:
ГЕНЕЗИС, 2003
2.
Бабкина Н. В. Радость познания. − М.: 2000 г.
3.
Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". −М.:
Цитадель, 1999.
4.
Винник М. О. "Задержка психического развития". − Ростов-на-Дону:
"ФЕНИКС", 2007.
5.
Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих
школьников". − КЛИО, 1997.
6.
Зинкевич
-
Евстигнеева
Т.
Д.,
Тихонова
Е.
А.
"Проективная
диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
7.
Игры-обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-
х томах. − М.: Новая школа, 1994.
8.
Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры,
упражнения, техники". − Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
9.
Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". − Ярославль:
"Академия развития", 2006.
10.Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как
зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб:
Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
11.Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В.
Семенович, 1998 г.
12.Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". − Ярославль: "Академия
развития", 2001.
13.Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности
игрового взаимодействия", 2009 г.
14.Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших
школьников". − М.: 1995.
15.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под
ред. Битяновой М. Р. − ПИЕЕР, 2002.