Напоминание

Дидактические коррекционно-развивающие игры на внимание для детей с ЗПР


Автор: Махнева Анастасия Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБДОУ №18 "Яблонька" - д/с №123 "Рябинка"
Населённый пункт: город Серов, Свердловская область
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Дидактические коррекционно-развивающие игры на внимание для детей с ЗПР
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ ДЛЯ

ДЕТЕЙ С ЗПР

Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в

последние годы особую актуальность, так как все чаще отмечается

значительный рост дошкольников, страдающих задержкой психического

развития. Для того чтобы у ребенка сформировать познавательную

деятельность необходимо проводить коррекционную работу. Игра –

основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени

они проводят в играх. В процессе игры ребенок запоминает информацию,

которая становится для него интересной. В игре ребенок развивается как

личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии

будут зависеть успешность его

учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с

предметами и игрушками, приходится постоянно создавать у детей

положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Этой цели и служат дидактические игры, которые я использую в своей

работе.

Дидактические игры - одна из форм обучающего воздействия взрослого на

ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким

образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая,

которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради который действует

ребёнок. Для меня важно, что бы эти две цели дополняли друг друга и

обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактические игры способствуют:

– развитию познавательных и умственных способностей: получению

новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению

имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы,

растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности;

развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

– развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

– социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой

игре происходит познание взаимоотношений между детьми,

взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет

чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в

случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные

компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача,

игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К

дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает:

1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней

дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в

ходе которой уточняются знания и представления детей).

2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих

правил.

3. Показ игровых действий.

4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве

играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия

играющих советом, вопросом, напоминанием).

5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она

использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры

позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере

детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка

входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть

отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Хочется отметить, что при подборе дидактических игр для детей с ЗПР я

преследую коррекционные цели, и учитываю особенности развития

дошкольников.

Для детей с задержкой психического развития характерны следующие

особенности:

- отставание в психическом развитии;

- неравномерность проявлений недостаточности развития;

- несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его

возрасту;

- снижение работоспособности;

- неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная

концентрация на объекте);

- низкий уровень развития восприятия (недостаточность,

ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);

- отставание в развитии всех форм мышления (несформированность

основных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения,

обобщения), снижение познавательной активности;

- отставание в речевом развитии (дефекты речи, ограниченность

словаря и.т.д.)

В дидактической игре для детей с задержкой психического развития я

стараюсь создавать такие условия, в которых каждый ребенок получает

возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с

определенными предметами, приобретая собственный действительный и

чувствительный опыт.

В работе с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения я соблюдаю

следующие этапы:

1- ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам,

привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.

2- ой этап - формирование специфических игровых действий:

- совместно с взрослым: «взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка,

кормит куклу».

- по подражанию «корми как я».

- самостоятельно.

-обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда

игровых операций (покормить куклу, уложить спать).

3- й этап: - обучение планированию игры.

Взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия.

Такое словесное комментирование способствует дальнейшему

возникновению замысла игры и ее реализации.

4- ый этап: - формирование способности создавать воображаемую ситуацию.

На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей

(что на что похоже?). Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и

т.д. Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве

заместителя реального действенного лица.

Здесь используют игры драматизации, в которых дети играют не сложные

роли. Под руководством взрослого дети учатся сочетать свои поступки в игре

с ролевой речью и воспроизводить простые моно и диалоги.

Хочу привести примеры используемых мною дидактических игр в

коррекционно- развивающей работе с детьми с ЗПР для развития внимания.

1. «Что изменилось?»

Цель: развивать произвольное внимание.

Оборудование: игрушки

Описание игры. На стол ставится три-четыре игрушки (в дальнейшем можно

увеличить их количество) и ребенку дается их рассмотреть в течение одной-

двух минут. За- тем попросите ребенка отвернуться, а тем временем уберите

одну из игрушек. Когда малыш повернется по вашему сигналу, спросите его,

что же изменилось? Можно не убирать игрушку, а просто поменять их

местами, не убирать и не менять игрушки.

Если ребенок не понимает задания убирать и менять местами игрушки

можно так, чтобы ребенок видел, проговорить порядок расположения

игрушек. Когда ребенок освоит правило, попросить закрывать глаза.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

2. «Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания

взрослого.

Оборудование: листы бумаги с нарисованными шарами

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и

синим, а зеленый был рядом с красным. Если ребенок не понимает задания

предложите рас- красить по образцу. Если ребенок затрудняется, задайте

наводящие вопросы.

3. «Игрушки идут на праздник»

Цель. Учить подбирать одинаковые (парные) предметы по образцу,

активизировать внимание.

Оборудование. Парные игрушки (два одинаковых мишки, две куклы, два

зайца; второй набор: четыре куклы – две пары, отличающиеся друг от друга

по величине, два одинаковых мишки и т.п.).

Ход игры. Один комплект игрушек педагог раскладывает на своем столе,

другой на таком же столе, находящемся на некотором расстоянии и говорит:

«Куклы, мишки, зайки хотят идти на праздник парами, но не могут найти

свои пары: мишке нужен та- кой же мишка, кукле — кукла, зайке — зайка.

Помогите им, ребята». Дети по очереди подходят к столу педагога, берут по

одной игрушке и находят ей пару на соседнем столе, устанавливают их

парами друг за другом. Педагог берет бубен или барабан, и дети передвигают

игрушки по столу. Игра повторяется с другими детьми. Затем каждый

ребенок получает по одной игрушке, по сигналу бубна дети разбегаются по

комнате. Найдя свою пару, они маршируют с игрушками по комнате.

Если ребенок не понимает задание помочь ему найти пару, рассмотреть

игрушки, сравнить, найти сходство

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

4. «Кто внимательный»

Цель. Продолжать формировать восприятие пространственных отношений и

умение воспроизводить их по подражанию действиям взрослого и по

образцу; учить внимательно следить за действиями взрослого; развивать

способность самостоятельно анализировать несложный образец, используя

не только пространственные представления, но и представления о форме,

величине и цвете.

Оборудование. Наборы строителя «Цвет и форма», «Построй поселок» и др.

по числу детей.

Ход игры (проводится индивидуально или подгруппами).

1- й вариант. Педагог сажает перед собой (напротив) ребенка и выкладывает

4—6 элементов строителя. Предлагает ребенку делать так, как он, выполняя

любую произвольную конструкцию. В процессе работы сопоставляет жестом

положение одинаковых элементов, уточняет их пространственное

расположение. Затем строит другую конструкцию из тех же элементов, меняя

лишь их положение. Ребенок повторяет действия. В конце дается оценка

выполнения ребенком задания: «Молодец, ты внимательный, все построил

правильно».

2- й вариант. Педагог выполняет постройку за экраном. Ребенок должен

самостоятельно проанализировать образец, выделяя форму, величину

элементов и их пространственное расположение, и воспроизвести

конструкцию. О том, как ребенок анализирует образец и насколько

правильно, можно судить по процессу действия со строительным

материалом. Никаких вопросов малышу задавать не следует. Если ребенок не

может строить по образцу, педагог переходит к действиям по подражанию. В

заключение педагог вновь оценивает результат: «Видишь, как ты хорошо

смотрел. Ты правильно по- строил: большой кубик внизу, маленький

наверху, треугольная крыша на нем, рядом кирпичик — получился дом с

забором».

3- й вариант. Постройка улицы по подражанию действиям взрослого.

Педагог выкладывает на стол ряд элементов из строительного набора

«Построй поселок». Говорит ребенку, что они будут вместе строить улицу.

Отграничивает место, где будет его улица и улица ребенка. Улицы должны

быть одинаковыми. Сначала посередине улицы строит двухэтажный дом так,

чтобы в дальнейшем улицу можно было достраивать в обе стороны — вправо

и влево. Элементы для дома педагог выбирает в присутствии ребенка,

побуждая его делать то же самое. Рядом с домом ставит дерево. С другой

стороны ставит два дерева и машину. Такая последовательность заставляет

ребенка отражать правильно не только вертикальные, но и горизонтальные

отношения — тут уже недостаточно просто воспроизвести положение

«рядом», нужно увидеть, по какую сторону от дома располагаются другие

предметы. Таким образом расположение «рядом» уточняется,

дифференцируется («по ту сторону», «по эту сторону»).

4- й вариант. Постройка улицы по образцу, заранее выполненная за экраном.

По окончании постройка обыгрывается.

Если ребенок не понимает задания, предложить выполнить вместе.

Если ребенок затрудняется предложить внимательнее посмотреть на

постройку.

5. "Найди два одинаковых предмета"

Цель: развитие мышления, объема внимания.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов, из которых два

предмета одинаковые;

Описание. Ребенку предлагаются: рисунок с изображением пяти предметов,

среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в

чем схожесть этих двух предметов;

Инструкция: Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех

нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в

чем их схожесть.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы.

Если ребенок не понимает задания найти вместе одинаковые предметы,

сравнить, найти сходство.

6. »Выкладывание из палочек»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки, образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из

палочек а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку;

б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек;

в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13

палочек; г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим

количеством деталей, со-

стоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)?

Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При

выкладывании будь внимателен.

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы. Если ребенок не

понимает задания, предложить выкладывать по подражанию – «делай как я».

7. «Исключение лишнего»

Цель: развитие объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых

отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти

из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и

объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и

найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи

найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие».

Если ребенок затрудняется, задать наводящие вопросы. Если ребенок не

понимает задания, выполнить задание вместе с ребенком, сравнить, найти

различия.

8. «Нанизывание бусинок»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие

образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой

проволоки; для усложнения задания – крупный бисер.

Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать

бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за

другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения.

Воз- можно использование крупного бисера только в случае хорошо

развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

Если ребенок не понимает задание, начать выполнение задания вместе с ним,

обращая внимание на последовательность бусинок. Затем предложить

продолжить самостоятельно.

Если ребенок затрудняется задать наводящие вопросы.

9. «Скопируй»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения

следовать образцу, развитие мелкой моторики.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку; образец для

рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагается сделать две картинки одинаковыми

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена

фигура, со- стоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру. Будь

внимателен!».

Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не

рекомендуется.

По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным

карандашом.

Таким образом, особая роль дидактической игры в коррекционно-

обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс

обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить

собственный опыт, а использование дидактических игр в воспитании и

развитии детей в условиях детского сада помогает решить не

только

проблему коммуникации детей, но и развить всю речевую систему. Польза

применения дидактических игр заметна по тому, с каким удовольствием дети

ждут, спрашивают о предстоящих занятиях и режимных моментах. В игре

ребенок раскрывается полностью, показывает весь свой потенциал. Так

любимое занятие детей становится для них не только приятным

времяпровождением, а источником новых знаний, воспитания, обучения и

развития.

Список литературы:

1. Афанасенкова Е.Л. Современные методы развития когнитивной

сферы детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного

образования / Е.Л. Афанасенкова, Т.В. Проскурина // Актуальные проблемы

психологии личности. Сборник научных трудов. Под научной редакцией

Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой. – Екатеринбург, 2019. – С. 41-46.

2. Данченкова С.Н. Коррекционно-развивающая работа с ребенком,

имеющим диагноз ЗПР / С.Н. Данченкова // Вестник практической

психологии образования. – 2015. –

№ 4 (45). – С. 44-52.

3. Иванова Е.С. Формирование произвольного внимания у детей

старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е.С.

Иванова, Н.П. Терентьева // Инклюзивное образование: теория и практика. –

2020. – С. 73-76.



В раздел образования