Автор: Суслова Людмила Васильевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №9 "Колокольчик"
Населённый пункт: городской округ Лобня, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Закономерности певческого голосообразования начального этапа вокальной работы на занятиях хорового кружка в детском саду»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад № 9»
Музыкальный руководитель первой категории
Суслова Людмила Васильевна
«Закономерности певческого голосообразования
начального этапа вокальной работы на занятиях
хорового кружка в детском саду»
Лобня 2022.
Пение – самое естественное проявление музыкальности человека, самое
непосредственное выражение с помощью голоса его чувств, настроений,
эмоций. Исследователи в области вокальной педагогики показали, что
певческое
воспитание
оказывает
влияние
не
только
на
развитие
эмоционально- эстетической сферы ребенка, но и на интеллектуальное
развитие, на формирование речи, являющейся материальной основой
мышления.
Профессор К.Б.Птица отмечает: «Хоровое пение развивает память
ребенка в целом, его внимание, воображение и фантазию. Более того, пение
благотворно
влияет
на
формирование
эмоционального
мира
детей,
воздействует на их речь, в частности дикцию, а это, как утверждают
педагоги- словесники, один
из определяющих факторов грамотности
письма…»
Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления
необходимых слуховых и певческих навыков. Эта мысль неоднократно
подчеркивалась в работах современных исследователей, посвященных
детскому
голосу.
Е.И.Алмазов
и
Н.Д.Орлов
утверждали:
«Начинать
правильное развитие слуха и голоса следует еще в дошкольном возрасте,
чтобы постепенно воспитать любовь к музыке, уберечь от крика, от
напряжения голосовых органов, которые должны быть здоровы».
Возникает вопрос: чем же поют дошкольники, если (по данным
М.С.Грачевой) у них только к семи- восьми годам начинается формирование
вокальных мышц? Поют они главным образом за счет натяжения голосовых
связок с помощью наружных, так называемых перстне - щитовых мышц, в
следствии чего, голос у них мал и невелик по силе.
Детское пение - сложный психологический процесс. Голосовой аппарат
в течение всего обучения находится в процессе роста. Длина, ширина и
толщина голосовых связок все время увеличивается, расширяются полости
резонанса, как надставной трубы, так и груди. Голос детей непрерывно
изменяется во всех своих основных качествах: по высоте, громкости, тембру,
диапазону, в регистрах. Все это надо принимать во внимание при вокальной
работе с детьми.
Вокальное интонирование - явление, зависящее не только от работы
голосовых связок, Но и от координации всего
многокомпонентного
певческого аппарата в процессе фонации, что предъявляет очень высокие
требования к организации внимания и произвольности действий поющего
человека. В дошкольном возрасте, для которого характерны низкий уровень
произвольности и малый объем
внимания, задача такой координации
становится практически невыполнимой, если не будет найдено ведущее
звено этого процесса. По мнению Г.П.Стуловой деятельность всех систем
голосового аппарата реализуется в певческом звуке. Поэтому ориентация
ребенка на качество звука дает педагогу возможность опосредованно
управлять певческим процессом.
Наиболее важным и ответственным является начальный этап обучения и
воспитания детей. Дети шести- семи лет открыты для мира, для любой
деятельности. Они впитывают в себя все интересное, новое, полностью
доверяют взрослым и готовы у них учиться всему на свете. Надо только
суметь использовать эту готовность. Именно в это время начинают
закладываться
все
основные
навыки
голосообразования,
которые
в
дальнейшем получат свое развитие.
Ознакомившись со многими направлениями в вокальной работе с
детьми (Свешников А.П., Огороднов Д.Е., Емельянов В.В., Стулова Г.П.) и
учитывая специфику хорового пения, которая заключается в том, что перед
ребенком встает проблема приобретения навыков пения в ансамбле, а перед
хормейстером - развитие певческого голоса и выработка единого звучания,
можно
выделить
закономерность
певческого
голосообразования
на
начальном этапе вокально - хоровой работы с детьми дошкольного возраста.
Значение примарной зоны в певческом воспитании детей.
Современная методическая литература охватывает различные вопросы
певческого воспитания детей: развитие детского голоса и его охрана,
формирование певческих навыков, работа с детским хором. Изучается
строение детского голоса, анатомия и морфология детской гортани,
исследуются голосовые регистры и диапазон, описаны вопросы охраны и
правильной эксплуатации детского организма. Однако. Затрагивая те или
иные аспекты вокального процесса, методическая литература стороной
обходит вопрос о роли примарных тонов в формировании певческого голоса
ребенка. Стали возникать новые методы постановки голоса, опирающиеся на
другие факторы процесса звукообразования, например, на грудной регистр
детей. Этот метод в 1972 году описал в своей работе «Музыкально-
певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» Д.Е. Огороднов.
Он, как известно, предлагает «смешанный» тип голосообразования, в
отличие от фальцетного, долгие годы существовавшего в детской практике.
На начальном этапе работы с детьми, Дмитрий Ерофеевич опирается только
на низкий участок диапазона, все распевания проводя в грудном регистре, на
длительное время исключая из работы средний и верхний участки диапазона
певческого голоса. Следует отметить, что отказ от теории использования
примарных тонов и «концентрического» метода развития голоса, может
повлечь за собой невозможность полноценного завоевания всего диапазона
голоса, особенно его верхнего участка, при других положительных моментах
в целом.
В 1991 году вышли в свет методические рекомендации под названием
«Фонопедический метод формирования певческого голосообразования» под
редакцией В.В. Емельянова. Автор предлагает на начальном этапе обучения
опираться на два участка диапазона - грудной и головной. Средний участок
(от «фа» первой октавы до «си» первой октавы) он полностью исключает.
Такой подход к голосообразованию не учитывает того обстоятельства, что у
большинства детей примарные тоны находятся именно в среднем участке
диапазона. А с точки зрения физиологов, у начинающих петь детей, именно
при пении примарных звуков, появляется естественная, правильная от
природы координация всего певческого механизма.
Звуковысотное расположение примарных тонов и примарной зоны -
один из самых дискуссионных вопросов современной детской методики.
Опыт педагогов- практиков показывает, что примарные тоны могут
находиться и в грудном, в микстовом, и в фальцетном регистрах. Научно
обоснованное подтверждение о многообразии проявлений примарной зоны
мы находим у Стуловой Г.П. в книге «Развитие детского голоса в процессе
обучения пению» Стулова считает, что методику вокального воспитания
детей необходимо строить на основе использовании я всех голосовых
регистров (грудного, фальцетного и микстового), которые осваиваются в
процессе обучения поэтапно, от простого к сложному: от натуральных
регистров к смешанным. После всестороннего и глубокого исследования
голосов детей от рождения до десяти лет, Г.П. Стулова делает главный
вывод « при индивидуальном обучении следует исходить из примарных
звуков данного ученика, а при коллективном приходится ориентироваться на
усредненные данные, типичные для большинства»
Не согласившись со второй частью вывода Г.П. Стуловой, авторы
учебного пособия « Вокальная работа в детском хоре» Краева Л.В. и
Равикович Л.Л. предложили свою методику работы с хором на начальном
этапе обучения, где индивидуальный метод постановки голоса можно было
бы перевести в коллективную форму, т.е. в условиях работы хорового класса
дать возможность каждому певцу развиваться индивидуально, в соответствии
со своими природными данными. Авторы методики ввели новое понятие о
многообразии проявлений примарной зоны
На начальном этапе обучения, при этом классифицировав детские
голоса следующим образом:
Дети с высокой примарной зоной («ля» первой октавы «ре» второй
октавы)
Дети со средней примарной зоной («ми» первой октавы - «ля» первой
октавы).
Дети с низкой примарной зоной («си» малой октавы- «ми» первой
октавы).
Дети, имеющие в наличие один- два примарных тона («ля» - «си»
малой октавы).
Распределение голосов на начальном этапе обучения по нескольким
примарным зонам создает щадящий режим работы детям со слаборазвитыми
певческими данными и в тоже время стимулирует развитие их вокального
слуха. Обучение проходит не столько коллективно, сколько индивидуально
под постоянным контролем педагога.
Разделение хора на три хоровых ансамбля с высокой, средней и низкой
примарной зонами повлекло за собой изменения в системе певческих
упражнений. Хормейстер сначала задает примарный тон хорового ансамбля с
высокой примарной зоной и пропевает распевание с одним ансамблем,
стремясь достичь предельного унисонного звучания. С этим же ансамблем,
имеющим высокую примарную зону, он пропевает упражнение еще в двух-
трех примарных тонах. Главная цель распевания достичь на двух- трех
звуках чистого унисонного звучания.
Потом педагог задает тон среднему хоровому ансамблю и аналогично
пропевает распевание. Последним в работу включается ансамбль с низкой
примарной зоной.
Когда хоровые ансамбли зазвучат в своих примарных зонах, метод
распевания следует изменить, включив в работу комплексные распевания и
определив следующие задачи:
С
одной
стороны,
продолжать
процесс
активного
расширения
певческого диапазона хоровых ансамблей, с другой начинать работу над
формированием общего унисона хора.
После первой части распевания в привычных уже для детей примарных
зонах, хормейстер проходит распевание по полутонам во всем объеме
певческого диапазона хора, сверху вниз или, наоборот, без остановок, по
очереди подключая и выключая следующий хоровой ансамбль. Такой метод
работы исключительно развивает внутренний слух ребенка, так как ему надо
правильно вступить на свой звук, когда подходит время пения его ансамбля.
Заданный хормейстером момент вступления организует еще и чувство темпо
- ритма у детей.
Новый подход к вопросу о примарных зонах дал совершенно новую
ориентацию в выборе методов работы с начинающими. Основным из них
стал
метод
дифференцированного
обучения
по
примарным
зонам,
позволяющий наглядно видеть, слышать и индивидуально развивать голос
каждого ребенка, вовремя реагировать на его изменения, следить за
правильной певческой постановкой.
Воспитание сознательного отношения певцов к звучанию голоса
происходит на всех уровнях певческого развития, но наиболее благодатной
почвой для этого является именно начальный этап обучения, так как методы
работы здесь более индивидуализированы.
Список используемой литературы
1.
Алмазов Е.И. «О возрастных особенностях голоса у
дошкольников, школьников и молодежи» // Развитие детского голоса
под ред. Шацкой В.Н. Изд. АПН РСФСР, М.,1967г./
2.
Алмазов
Е.И.,
Орлова
Н.Д.
«О
некоторых
причинах
плохого
интонирования у учащихся 1-2-х кл.»/АПН РСФСР вып. 100, 1958г./
3.
Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики» /М.,1968г./
4.
Емельянов В.В.«Развитие голоса» /Санкт-Петербург, 1998г./
5.
Краева
Л.В.,
Равикович
Л.Л.
«Вокальная
работа
в
детском
хоре» /Красноярск, 2000г./
6.
Огороднов
Д.Е.
«Музыкально
-
певческое
воспитание
детей в общеобразовательной школе» /Л., 1972г./
7.
«Памяти
А.В.
Свешникова»
Статьи.
Воспоминания.
/М., «Музыка» 1998г./
8.
Стулова
Г.П.«Развитие
детского
голоса
в
процессе
обучения пению» /М., 1992г./
9.
Стулова Г.П.«Хоровой класс/М., «Просвещение», 1988г./