Автор: Кулакова Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №38
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Все начинается с любви"
Раздел: начальное образование
Все начинается с любви.
Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка-
Все начинается с любви-
С любви!
Я это точно знаю.
Р. Рождественский
Замечательные стихи Роберта Рождественского. Я согласна с мыслями поэта,
с каждым его словом.
В настоящее время важной педагогической задачей для формирования
личности является выработка у школьника активной жизненной позиции и
нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Из страны детства мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и
страданием, минутами счастья и горя. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что
их окружает. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других,
проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки. У детства нет «вчера», а
есть «сегодня» и «завтра». Поэтому разговор о воспитании нравственных
качеств детей – это разговор о завтрашнем дне. «Сегодня дети, а завтра народ».
Так как же сделать ребенка счастливым в школе? Возможно ли, чтобы школа
стала золотой порой в жизни маленького школьника? Конечно, возможно.
Только так и должно быть! Очень многое зависит от учителя начальных
классов. Дети 6-8 лет необычайно внушаемы и подражательны. Именно в этом
возрасте легче всего заложить и нравственность, и духовность. Заложенное в
детстве прочно и устойчиво. Мне кажется, что самое главное – чтобы учебный
процесс был интенсивным и увлекательным, а стиль общения мягким и
доброжелательным.
Ребенок, отправляясь в школу, ждет что-то новое, радостное для себя. Эти
ожидания должны оправдаться. Поэтому, говоря о воспитании, особо следует
остановиться на стиле общения. Если в общении с ребенком преобладают
приказы, наказания, контроль, то ребенок растет безынициативным или,
напротив, агрессивно сопротивляющимся. У него плохая саморегуляция,
подавленная творческая инициатива. Убеждена, что нужно воспитывать
сознательное отношение ребенка к любому поступку не по принципу «можно» -
«нельзя», а по принципу «надо» и «не стоит так поступать».
Удобный ребенок – не всегда хороший. Многих учителей, родителей и
учеников волнует вопрос: должны ли быть у учителя любимчики? Мне не
нравится само это слово. Знаю, что ко всем ученикам учитель должен
относиться одинаково, не показывая своих чувств к отдельным ученикам. И тем
не менее, где-то в глубине души у каждого учителя есть любимые ученики – те,
которые дают ему силы для работы, на встречу с которыми он спешит, общение
с которыми интересно. Если разговор идет о том, как сделать ребенка
счастливым в школе, надо отметить, что образцовый и воспитанный ребенок,
это не всегда счастливый ребенок. Он прячет свое «я» под маской, делая все,
как мы хотим.
Я не люблю массовых мероприятий. Когда мы, учителя, работаем на всех и ни
на кого. Результата нет. Почему? Да потому, что воспитание должно быть еще и
индивидуальным. «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,
когда разговариваете с ним, поучаете. Вы воспитываете его каждый момент
вашей жизни». Эти слова А. Макаренко, адресованные родителям, можно
отнести и к учителям.
Надо любить ребенка, не лишая его права оставаться ребенком, т.е. любить его
со всеми его недостатками, шалостями и капризами. Мы часто очень строги и
бескомпромиссны. Стараемся формировать дисциплину любой ценой. Вот и
появляется у ребенка страх перед школой, а не радость и счастье. Не надо
бояться быть добрым с ребенком. Без ласковых слов учителя ребенку все равно,
что без солнечного света.
Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм, жизнелюбие,
свежесть восприятия жизни как праздника. Надо учить детей и самим быть
маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать
окружающих.
Надо любить ребенка, верить в него, помогать ему. Все дети хотят быть
хорошими и, видя себя в зеркале наших добрых слов, становятся ими.