Напоминание

Эффективность в использования палочек Кюизенера


Автор: Андреева Ольга Леонидовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 301
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективность в использования палочек Кюизенера
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эффективность в использовании палочек Кюизенера

С детьми старшего дошкольного возраста интеллект ребенка лучше всего развивать

в процессе игры, когда он не осознанно, естественным образом впитывает новые знания

об окружающем мире. Для эффективности необходимо стимулировать интеллектуальное

развитие ребенка в игре, предлагать ему варианты продолжения игры, начатой ребенком

по собственной инициативе. Предлагать детям новые интересные игры и упражнения,

поддерживать их интерес к ним, учитывая их предпочтения при выборе развивающих игр

и

упражнений.

В

дошкольном

возрасте

очень

важно

стимулировать

развитие

мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы.

Педагогам важно ориентироваться на создание условий для развития личности

ребенка и мотивацию личности ребенка к познанию. Игры и упражнения с палочками

Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли;

положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию,

самовыражение,

самоконтроль.

Игровые

упражнения

и

игры

отличаются

занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий.

Главными путями для развития детей являются познавательные и развивающие

игры (игровые занятия), а также самостоятельная детская деятельность, математические

конкурсы, вечера досуга и т.п. организуемые детьми. Познавательные и развивающие

игры способствуют проявлению и становлению закономерностей, связей и зависимостей

между предметами и явлениями окружающего мира; выявляют его индивидуальные

возможности и уровень развития.

Развивающая направленность игровых занятий предлагаемых методов и приемов

работы

с

детьми,

предполагает

освоение

содержания

в

условиях

творческой

познавательной

деятельности,

базирующейся

на

детской

самостоятельности

и

инициативы. В содержание игр и игровых занятий с палочками включены приемы

мнемотехники, которые способствуют совершенствованию памяти. Дети включаются в

решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, составить, видоизменить,

установить соответствие, смоделировать, сгруппировать и т.д. Выполнение подобных

упражнений

вызывает

у

детей

естественный

интерес,

способствует

развитию

самостоятельности мышления, а главное, освоению способов познания. У детей

вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?».

Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальных возможностей развития

каждого ребенка, освоенности им способов действий. Любая математическая задача на

смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную

умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом,

внешними данными, условием задачи и т. д. Развитие смекалки, находчивости,

инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на

непосредственном интересе.

Основные особенности палочек Кюизенера - абстрактность, универсальность,

высокая эффективность, что в наибольшей мере отвечает монографическому методу

обучения числу и счету.

С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко

обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты

многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят

детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в сознании ребенка

как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в

цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и

измерения. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько

человек, небольшими подгруппами.

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку

следует предоставить возможность проявления самостоятельности в поиске решения или

ответа

на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять,

осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в

косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить

задание, одобряя правильные действия и суждения детей. Для того чтобы поддержать

интерес детей к познавательной деятельности, важно использовать разнообразные игровые

задачи, придумывать сюжеты занятий, вводить сказочные персонажи.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не

только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как

методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при

выполнении упражнений. В процессе выполнения заданий используются инструкция,

пояснения, разъяснения, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания.

Результат решения детьми логических заданий зависит от их знаний и умений,

развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умения видеть, наблюдать

и замечать необычное в обычном. Понять ребенку смысл этих заданий поможет создание

ситуации, обстановки, аналогичной той, о которой говорится в задаче, практическая

проверка, зарисовка и доказательство правильности отгадки, указание на необходимость

размышлять, догадываться, решая подобные задачи. Занимательные задачи могут служить

средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха. Так,

методически правильно подобранный занимательный материал способствуют развитию

логического мышления, наблюдательности, находчивости, интереса к формированию

поисковых подходов к решению любой задачи.

На информационный стенд для родителей можно помещать информацию о

значении занимательных игр, приемах руководства ими, описание способов их

изготовления. Система работы с родителями по организации досуга детей, как

занимательные игры с палочками Кюизенера, способствует педагогическим контактам с

семьей, формированию у родителей творчества, изобретательности, повышению их

педагогической культуры. В результате совместных практических действий дети познают

свойства чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности,

пространственно-временные

отношения;

развивается

смекалка,

находчивость,

инициатива, творческое воображение и мышление.

Таким образом, деятельность по формированию элементарных математических

представлений детей дошкольного возраста немыслима без использования занимательных

игр, задач, развлечений с применением палочек Кюизенера.

Список использованной литературы:

Казинцева,

Е.А.

Померанцева

И.В.

«Формирование

математических

представлений». Волгоград: Учитель. 2015г;

Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения по обучению детей

математике. Красноярск 2007г. Опыт педагогов Советского района (сборник);

Михайлова

З.А.

«Игровые

задачи

для

дошкольников».

-

СПб:

ООО

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.;

Михайлова З.А. «Математика от трех до семи» СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999г.



В раздел образования