Автор: Гуляева Татьяна Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБПОУ "Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки"
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Основные задачи концертмейстера-альтиста в работе с детским струнным ансамблем
Раздел: дополнительное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКОЕ
ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ»
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
Методическое сообщение
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА – АЛЬТИСТА
В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ СТРУННЫМ АНСАМБЛЕМ
Концертмейстер
Гуляева Татьяна Владимировна
г. Смоленск, 2020 г
1
Основной из задач детской музыкальной школы, является воспитать широко
образованного музыканта, у которого сочетается высокое мастерство владения
инструментом
с
высокой
духовной
музыкальной
культурой,
вполне
подготовленного
к
самостоятельной
деятельности.
А
также,
в
задачи
дополнительного образования в сфере искусства входит эстетическое воспитание,
формирование мировоззрения и художественного вкуса.
Для
полноценного
образовательного
процесса
в
учебный
план
дополнительных
образовательных
программ
(предпрофессиональных
и
общеразвивающих) включены предметы, наиболее эффективно решающие такие
задачи. Одним из таких предметов является «Ансамбль».
На отделениях струнно – смычковых инструментов этот предмет является
одним из важнейшим в образовательной программе. Это связано, в первую
очередь,
с
тем,
что
основной
состав
обучающихся
продолжают
свое
профессиональное обучение и далее выбирают профессиональное направление в
качестве артиста оркестра.
Перед преподавателем стоит не только задача научить обучающегося играть
на инструменте, но и воспитать любовь к исполнительству, воспитать интерес к
коллективному
музицированию,
обучить
навыкам
работы
коллективной
исполнительской
работы,
привить
чувство
коллективизма
и
общей
дисциплинированности. А также – способствовать развитию эстетического вкуса,
ощущение стиля, музыкального кругозора.
Практика показала, что в коллективном исполнительстве ученики более
сильно раскрываются, они охотнее раскрывают свои стороны творчества.
В ряде детских музыкальных школ и школ искусств в детский ансамбль
скрипачей
включают
не
только
концертмейстеров
–
пианистов,
но
и
концертмейстеров – струнников. Иногда это связано с недостаточным составом
детского ансамбля. Для того, чтоб ансамбль скрипачей не превращался в квартет,
трио или дуэт, необходимо состав расширить за счет концертмейстеров из числа
преподавателей ДМШ. Квартет, трио или дуэт – это самостоятельные жанры.
Они, как и ансамбль, также способствуют формированию будущих музыкантов,
но имеют некоторые различия в приемах изучения.
Другой причиной, по которой в детский ансамбль скрипачей включают
концертмейстеров – струнников – это расширение возможностей ансамбля. К
таким относятся: расширение репертуара, пополнение голосов, расширение
состава струнной группы. Ведь не во всех в ДМШ и ДШИ обучают на таких
инструментах, как альт. А партия альта с его специфическим тембром весьма
обогащает звучание, приближая струнный ансамбль к составу камерного
оркестра.
2
Так что – же такое ансамбль – это группа музыкантов, исполняющее
совместно одно и тоже произведение. Ансамбль – это, прежде всего, коллектив
творческий.
Важную роль, для формирования творческого коллектива является подбор
участников. Обучающиеся зачастую различны не только уровнем одаренностью и
подготовки,
но
и
различны
темпераментами,
характерами,
степенью
заинтересованности.
Концертмейстер, как правило, включается в ансамбль, уже сформированный
преподавателем.
Большое
значение
имеет
в
данном
случае
чувство
педагогического такта. Концертмейстер – струнник воспринимается детским
коллективом иначе, чем концертмейстер – пианист. К периоду обучения по
предмету
«Ансамбль»
ученики
–
скрипачи
уже
знакомы
с
работой
концертмейстера – пианиста в классе по специальности. Зачастую, они
воспринимаю его партию, как «музыкальное сопровождение, прикрывающее
спину». Концертмейстер – струнник тем временем садится рядом, иногда за один
пульт с учеником. И все замечания преподавателя по совместному исполнению
распространяются на всех участников, в том числе и на рядом сидящего
концертмейстера. Важно определить самому концертмейстеру макет поведения:
«я умею играть, но сейчас играю, как просит руководитель».
Одной из ошибок в работе концертмейстера – струнника – это активная игра,
динамически преобладающая над исполнением учеников. Может казаться, что
концертмейстер желает «поддержать», «подтянуть за собой» коллектив. Но это
может
привести
к
другому
результату.
Ученики
не
будут
чувствовать
самостоятельности,
затруднится
процесс
формирования
коллективного,
совместного творчества. Из практики работы в детском ансамбле могу сказать,
что наиболее эффективно сбалансированное исполнение. Действительно, в
произведениях есть места, в которых молодых, еще не достаточно опытных
музыкантов надо поддержать. Чаще всего это связано с единством ритма, темпа.
В работе над интонацией тоже возникает дилемма. Концертмейстер –
струнник, как опытный музыкант, играет чисто, в то время как ученики
допускают интонационные погрешности. «Играть ярче, чтоб они подстраивались,
или самому подстроится к ним?» - часто возникающий вопрос. В данном случае
ответственность лежит на преподавателе и концертмейстере равноценно. Места,
интонационно сложные, необходимо совместно отрабатывать заранее. Как бы не
была скучна работа концертмейстера – струнника по «выравниванию» общей
интонации, такую работу надо проводить. В данной работе концертмейстер
наиболее необходим преподавателю. Он держит интонацию опорных звуков,
3
демонстрирует профессиональную стойкость и упорство, показывает своим
примером методы работы над стройностью совместного звучания.
Динамика и фразировка – это
еще одно направление работы. Это
возможность для учеников себя оценить. Преподаватель на занятии может
подвести учеников к самостоятельному анализу исполняемого произведения.
Ученики – скрипачи чаще исполняют главные темы, от их творческого видения
зависит конечный результат: характер, чувство формы, движение музыкальной
ткани. И опять возникает необходимость в совместной работе «концертмейстер –
ученики». В работе преподавателя над основной мелодией с обучающимися,
концертмейстер должен поддерживать исполнением своей партии весь процесс.
Это дает возможность ученикам ощутить фактуру данного фрагмента, роли своей
партии
в
данном
фрагменте,
более
внимательнее
прослушать
партию
концертмейстера – альтиста. И опять – же, концертмейстер стимулирует в данной
работе единство темпа, устойчивость интонации. Бывают моменты, когда более
опытный концертмейстер видит иначе содержание исполняемого произведения,
но ученики, которым от 9 до 16 лет, могут чувствовать музыку по своему. Их
образы более «светлые», основаны на их еще детском восприятии мира.
Совместный анализ, высказывание своего мнения помогают создать общее
понимание музыки, и как результат – единство. Концертмейстер может увлечь
детский
коллектив
своей
интерпретацией,
объединить
образными
представлениями, доступными для детей различными образами.
В коллектив, куда входит концертмейстер – струнник уже сформирован
преподавателем. Преподаватель и решает вопрос репертуара, соответствующего
степени подготовки ансамбля. Руководитель подбирает произведения, доступные
по содержанию и уровню сложности. Каждый состав неоднозначен. Часто
преподавателю приходится делать собственные переложения и инструментовки
тех
произведений,
которые
наиболее
эффективно
помогут
ученикам
в
профессиональном росте. В репертуар, как правило, входят произведения
жанрового
характера,
классические
произведения,
эстрадные
обработки.
Произведения должны быть разнообразными и интересными не только для
исполнителей, но и для слушателей. В такой работе может принимать участие и
концертмейстер – струнник. Участвуя в творческом коллективе, выступая на
публике в составе ансамбля, концертмейстер становится непосредственным
участником всего творческого процесса. Совместная работа по выбору и
подготовке
репертуара
преподавателя
и
концертмейстера
благоприятно
сказывается на дальнейшей проработке произведений и подготовки их к
концертному выступлению. При составлении переложений произведений нужно
4
дать возможность всем участникам ансамбля солировать, что резко повышает
интерес к занятиям.
Игра в ансамбле требует точного исполнения скрипичных штрихов. Каждое
отклонение от общих штрихов нарушает целостность восприятия и мешает,
выразительности исполнения, так как штрихи несут большую динамическую и
смысловую нагрузку. Необходимо учитывать и уровень подготовленности
каждого участника струнного ансамбля, а также количество участников. Чем
больше состав ансамбля, тем сложнее добиться синхронности в звучании
скрипичных штрихов. Концертмейстер – струнник владеет всеми необходимыми
игровыми навыками и в работе над штрихами, особенно когда преподаватель
работает с отдельными группами, также может участвовать в отработке игровых
приемов. Пока преподаватель делает методические замечания, концертмейстер
может продемонстрировать, как он, в своей партии, исполняет тот или иной
штрих. Наглядность стимулирует освоение и совершенствование игровых
приемов у обучающихся. И естественно, снова объединяет весь состав, в не
зависимости концертмейстер ты или ученик.
Перед каждым занятие преподаватель проводит общую настройку, в которой
участвует и концертмейстер. Единая настройка важна для стройности всего
ансамбля. В данном случае не следует нарушать традиционные правила –
настройка проводится от первой скрипки. Концертмейстер – альтист, пусть и
более профессиональный музыкант, должен настроить свой инструмент в
должной очередности. Это формирует профессиональные навыки будущих
оркестрантов. После настройки, концертмейстер, наравне со всеми участниками
ансамбля участвует в разыгрывании: игре упражнений. Таким образом, ему будет
легче подстроить степень динамики, качество тембра под звучание детских
инструментов.
Подготовка к выступлению, как главному итогу работы проводится не только
преподавателем. Концертмейстер своим примером делится своим опытом. Здесь
важно показать этапы подготовки: время прихода к концерту, внешний вид и
подготовка концертного наряда, поведение перед концертом, выход на сцену,
поклон, посадка, поведение на сцене, уход со сцены. Преподаватель в таких
случаях больше выполняет роль руководителя – организатора. Концертмейстер –
струнник выходит вместе с учениками. Приветствует публику совместно со всеми
участниками
ансамбля.
От
своего
отношения
к
происходящему,
от
последовательности своих подготовительных действий и поведения зависит
формирование
у
обучающихся
культуры
поведения
артиста.
Каждому
выступлению предшествует репетиция, на которых на концертмейстера ложится
даже большая ответственность, чем на преподавателя. Здесь он демонстрирует
5
культуру и традиции музыкального исполнительства. Здесь он своим примером
помогает ученикам освоить необходимые действия. Играет роль даже скорость
шагов при выходе на сцену.
При таких совместных формах работы общность всего коллектива, и
детского
и
концертмейстеров,
налаживается.
Концертмейстер
–
струнник
начинает восприниматься как часть общего, части совместного творчества.
Каждый участник ощущает себя частицей слаженного коллектива, направляет все
усилия в единое творческое русло, подчиняется единому творческому замыслу.
6