Напоминание

Основные задачи концертмейстера-альтиста в работе с детским струнным ансамблем


Автор: Гуляева Татьяна Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБПОУ "Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки"
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Основные задачи концертмейстера-альтиста в работе с детским струнным ансамблем
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СМОЛЕНСКОЕ

ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ»

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Методическое сообщение

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА – АЛЬТИСТА

В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ СТРУННЫМ АНСАМБЛЕМ

Концертмейстер

Гуляева Татьяна Владимировна

г. Смоленск, 2020 г

1

Основной из задач детской музыкальной школы, является воспитать широко

образованного музыканта, у которого сочетается высокое мастерство владения

инструментом

с

высокой

духовной

музыкальной

культурой,

вполне

подготовленного

к

самостоятельной

деятельности.

А

также,

в

задачи

дополнительного образования в сфере искусства входит эстетическое воспитание,

формирование мировоззрения и художественного вкуса.

Для

полноценного

образовательного

процесса

в

учебный

план

дополнительных

образовательных

программ

(предпрофессиональных

и

общеразвивающих) включены предметы, наиболее эффективно решающие такие

задачи. Одним из таких предметов является «Ансамбль».

На отделениях струнно – смычковых инструментов этот предмет является

одним из важнейшим в образовательной программе. Это связано, в первую

очередь,

с

тем,

что

основной

состав

обучающихся

продолжают

свое

профессиональное обучение и далее выбирают профессиональное направление в

качестве артиста оркестра.

Перед преподавателем стоит не только задача научить обучающегося играть

на инструменте, но и воспитать любовь к исполнительству, воспитать интерес к

коллективному

музицированию,

обучить

навыкам

работы

коллективной

исполнительской

работы,

привить

чувство

коллективизма

и

общей

дисциплинированности. А также – способствовать развитию эстетического вкуса,

ощущение стиля, музыкального кругозора.

Практика показала, что в коллективном исполнительстве ученики более

сильно раскрываются, они охотнее раскрывают свои стороны творчества.

В ряде детских музыкальных школ и школ искусств в детский ансамбль

скрипачей

включают

не

только

концертмейстеров

пианистов,

но

и

концертмейстеров – струнников. Иногда это связано с недостаточным составом

детского ансамбля. Для того, чтоб ансамбль скрипачей не превращался в квартет,

трио или дуэт, необходимо состав расширить за счет концертмейстеров из числа

преподавателей ДМШ. Квартет, трио или дуэт – это самостоятельные жанры.

Они, как и ансамбль, также способствуют формированию будущих музыкантов,

но имеют некоторые различия в приемах изучения.

Другой причиной, по которой в детский ансамбль скрипачей включают

концертмейстеров – струнников – это расширение возможностей ансамбля. К

таким относятся: расширение репертуара, пополнение голосов, расширение

состава струнной группы. Ведь не во всех в ДМШ и ДШИ обучают на таких

инструментах, как альт. А партия альта с его специфическим тембром весьма

обогащает звучание, приближая струнный ансамбль к составу камерного

оркестра.

2

Так что – же такое ансамбль – это группа музыкантов, исполняющее

совместно одно и тоже произведение. Ансамбль – это, прежде всего, коллектив

творческий.

Важную роль, для формирования творческого коллектива является подбор

участников. Обучающиеся зачастую различны не только уровнем одаренностью и

подготовки,

но

и

различны

темпераментами,

характерами,

степенью

заинтересованности.

Концертмейстер, как правило, включается в ансамбль, уже сформированный

преподавателем.

Большое

значение

имеет

в

данном

случае

чувство

педагогического такта. Концертмейстер – струнник воспринимается детским

коллективом иначе, чем концертмейстер – пианист. К периоду обучения по

предмету

«Ансамбль»

ученики

скрипачи

уже

знакомы

с

работой

концертмейстера – пианиста в классе по специальности. Зачастую, они

воспринимаю его партию, как «музыкальное сопровождение, прикрывающее

спину». Концертмейстер – струнник тем временем садится рядом, иногда за один

пульт с учеником. И все замечания преподавателя по совместному исполнению

распространяются на всех участников, в том числе и на рядом сидящего

концертмейстера. Важно определить самому концертмейстеру макет поведения:

«я умею играть, но сейчас играю, как просит руководитель».

Одной из ошибок в работе концертмейстера – струнника – это активная игра,

динамически преобладающая над исполнением учеников. Может казаться, что

концертмейстер желает «поддержать», «подтянуть за собой» коллектив. Но это

может

привести

к

другому

результату.

Ученики

не

будут

чувствовать

самостоятельности,

затруднится

процесс

формирования

коллективного,

совместного творчества. Из практики работы в детском ансамбле могу сказать,

что наиболее эффективно сбалансированное исполнение. Действительно, в

произведениях есть места, в которых молодых, еще не достаточно опытных

музыкантов надо поддержать. Чаще всего это связано с единством ритма, темпа.

В работе над интонацией тоже возникает дилемма. Концертмейстер –

струнник, как опытный музыкант, играет чисто, в то время как ученики

допускают интонационные погрешности. «Играть ярче, чтоб они подстраивались,

или самому подстроится к ним?» - часто возникающий вопрос. В данном случае

ответственность лежит на преподавателе и концертмейстере равноценно. Места,

интонационно сложные, необходимо совместно отрабатывать заранее. Как бы не

была скучна работа концертмейстера – струнника по «выравниванию» общей

интонации, такую работу надо проводить. В данной работе концертмейстер

наиболее необходим преподавателю. Он держит интонацию опорных звуков,

3

демонстрирует профессиональную стойкость и упорство, показывает своим

примером методы работы над стройностью совместного звучания.

Динамика и фразировка – это

еще одно направление работы. Это

возможность для учеников себя оценить. Преподаватель на занятии может

подвести учеников к самостоятельному анализу исполняемого произведения.

Ученики – скрипачи чаще исполняют главные темы, от их творческого видения

зависит конечный результат: характер, чувство формы, движение музыкальной

ткани. И опять возникает необходимость в совместной работе «концертмейстер –

ученики». В работе преподавателя над основной мелодией с обучающимися,

концертмейстер должен поддерживать исполнением своей партии весь процесс.

Это дает возможность ученикам ощутить фактуру данного фрагмента, роли своей

партии

в

данном

фрагменте,

более

внимательнее

прослушать

партию

концертмейстера – альтиста. И опять – же, концертмейстер стимулирует в данной

работе единство темпа, устойчивость интонации. Бывают моменты, когда более

опытный концертмейстер видит иначе содержание исполняемого произведения,

но ученики, которым от 9 до 16 лет, могут чувствовать музыку по своему. Их

образы более «светлые», основаны на их еще детском восприятии мира.

Совместный анализ, высказывание своего мнения помогают создать общее

понимание музыки, и как результат – единство. Концертмейстер может увлечь

детский

коллектив

своей

интерпретацией,

объединить

образными

представлениями, доступными для детей различными образами.

В коллектив, куда входит концертмейстер – струнник уже сформирован

преподавателем. Преподаватель и решает вопрос репертуара, соответствующего

степени подготовки ансамбля. Руководитель подбирает произведения, доступные

по содержанию и уровню сложности. Каждый состав неоднозначен. Часто

преподавателю приходится делать собственные переложения и инструментовки

тех

произведений,

которые

наиболее

эффективно

помогут

ученикам

в

профессиональном росте. В репертуар, как правило, входят произведения

жанрового

характера,

классические

произведения,

эстрадные

обработки.

Произведения должны быть разнообразными и интересными не только для

исполнителей, но и для слушателей. В такой работе может принимать участие и

концертмейстер – струнник. Участвуя в творческом коллективе, выступая на

публике в составе ансамбля, концертмейстер становится непосредственным

участником всего творческого процесса. Совместная работа по выбору и

подготовке

репертуара

преподавателя

и

концертмейстера

благоприятно

сказывается на дальнейшей проработке произведений и подготовки их к

концертному выступлению. При составлении переложений произведений нужно

4

дать возможность всем участникам ансамбля солировать, что резко повышает

интерес к занятиям.

Игра в ансамбле требует точного исполнения скрипичных штрихов. Каждое

отклонение от общих штрихов нарушает целостность восприятия и мешает,

выразительности исполнения, так как штрихи несут большую динамическую и

смысловую нагрузку. Необходимо учитывать и уровень подготовленности

каждого участника струнного ансамбля, а также количество участников. Чем

больше состав ансамбля, тем сложнее добиться синхронности в звучании

скрипичных штрихов. Концертмейстер – струнник владеет всеми необходимыми

игровыми навыками и в работе над штрихами, особенно когда преподаватель

работает с отдельными группами, также может участвовать в отработке игровых

приемов. Пока преподаватель делает методические замечания, концертмейстер

может продемонстрировать, как он, в своей партии, исполняет тот или иной

штрих. Наглядность стимулирует освоение и совершенствование игровых

приемов у обучающихся. И естественно, снова объединяет весь состав, в не

зависимости концертмейстер ты или ученик.

Перед каждым занятие преподаватель проводит общую настройку, в которой

участвует и концертмейстер. Единая настройка важна для стройности всего

ансамбля. В данном случае не следует нарушать традиционные правила –

настройка проводится от первой скрипки. Концертмейстер – альтист, пусть и

более профессиональный музыкант, должен настроить свой инструмент в

должной очередности. Это формирует профессиональные навыки будущих

оркестрантов. После настройки, концертмейстер, наравне со всеми участниками

ансамбля участвует в разыгрывании: игре упражнений. Таким образом, ему будет

легче подстроить степень динамики, качество тембра под звучание детских

инструментов.

Подготовка к выступлению, как главному итогу работы проводится не только

преподавателем. Концертмейстер своим примером делится своим опытом. Здесь

важно показать этапы подготовки: время прихода к концерту, внешний вид и

подготовка концертного наряда, поведение перед концертом, выход на сцену,

поклон, посадка, поведение на сцене, уход со сцены. Преподаватель в таких

случаях больше выполняет роль руководителя – организатора. Концертмейстер –

струнник выходит вместе с учениками. Приветствует публику совместно со всеми

участниками

ансамбля.

От

своего

отношения

к

происходящему,

от

последовательности своих подготовительных действий и поведения зависит

формирование

у

обучающихся

культуры

поведения

артиста.

Каждому

выступлению предшествует репетиция, на которых на концертмейстера ложится

даже большая ответственность, чем на преподавателя. Здесь он демонстрирует

5

культуру и традиции музыкального исполнительства. Здесь он своим примером

помогает ученикам освоить необходимые действия. Играет роль даже скорость

шагов при выходе на сцену.

При таких совместных формах работы общность всего коллектива, и

детского

и

концертмейстеров,

налаживается.

Концертмейстер

струнник

начинает восприниматься как часть общего, части совместного творчества.

Каждый участник ощущает себя частицей слаженного коллектива, направляет все

усилия в единое творческое русло, подчиняется единому творческому замыслу.

6



В раздел образования