Напоминание

Проведение экскурсий


Автор: Харитонова Вера Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20
Населённый пункт: город Владимир, Владимирская область
Наименование материала: Организация и проведение экскурсий по УОУ
Тема: Проведение экскурсий
Раздел: среднее образование





Назад




Из опыта организации проведения экскурсий на УОУ.

Экология (от греч. ойкос - дом и логос — учение) — наука о законах

взаимодействия живых организмов со средой их обитания или дословно –

наука о доме.

Очень часто школу называют вторым домом ребенка. Отчасти это

правильно. Ведь в школе современный ребенок проводит большую часть

дня. Свой дом надо хорошо знать, ориентироваться в нем, поддерживать

порядок. В этом ученикам младших классов помогают старшие. В нашей

школе мы практикуем проведение экскурсий по территории школы.

Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом

или

группой

учащихся,

проводимой

с

познавательной

целью

при

передвижении от объекта к объекту в их естественной среде

Особенностью экскурсий является возможность активного познания

живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах

живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во

время

экскурсии.

Создаются

условия

для

формирования

умений

ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также

изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в

природе объекты по заданиям экскурсовода, анализировать, сравнивать и

сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической

работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме

познавательного

значения

экскурсия

имеет

большой

воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты

в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски,

обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них

формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине.

Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.

Для проведения экскурсии учащиеся вторых классов образуют группы

по 4-5 человек.

Каждую группу

сопровождает ученик

6-го класса.

Шестиклассники

уже

изучили

многообразие

растений,

на

уроках

сельскохозяйственного труда работали на участке и отработали летнюю

практику. Экскурсия проводится для второклассников. Второклассникам

необходима тетрадь в 12 листов и карандаш.

Класс делится на группы 4-5 человек, каждую группу сопровождает

два шестиклассника. Сопровождающие проводят свою группу по маршруту,

помогают заложить гербарий и подписать растение, зарисовать.

Экскурсии проводим в сентябре месяце, когда можно без вреда для

растений собрать листья, цветы, плоды. На первой экскурсии знакомим ребят

с травянистыми растениями, выделяем среди них однолетние, двулетние и

многолетние. Обычно это бывают: однолетние - календула, тагетес, космея,

петунья; двулетние – петрушка, капуста, маргаритки; многолетние – люпин,

флоксы, солидаго.

Перед

началом

экскурсии

сопровождающий

напоминает

второклассникам о правилах поведения в природе: что напрасно не надо

ничего рвать, пробовать на вкус.

У каждого объекта стоит экскурсовод, который рассказывает о своем

растении, продолжительности жизни, способах посадки (семенами, деление

корневищ, выращивании через рассаду, использовании человеком и т.д.).

Сопровождающие

контролируют,

правильность

написания

названия

растений, вместе с экскурсоводом помогает заложить в тетрадку цветок или

листья растений, зарисовать (капусту), записать продолжительность жизни.

Вторая экскурсия проводится через неделю. Второклассников знакомят

с деревьями школьного двора (клен, рябина, береза, каштан, осина, дуб,

яблоня, груша, сосна, туя). Шестиклассники обращают внимание, что эти

растения многолетние, рассказывают об использовании их человеком,

выясняют у второклассников у кого бывают красивые и душистые цветы,

обсуждают способы опыления.

На третьем занятии идет речь о кустарниках, прежде всего, выясняют,

чем кустарник отличается от дерева. Затем начинается экскурсия. Знакомятся

с боярышником, рассматривают кусты, которые подстригаются и проходят к

кустам, не знающим обрезки, дальше следует сирень, спирея, шиповник,

малина, облепиха. Поскольку кустов на территории школы немного

завершаем

экскурсию

знакомством

с

дикорастущими

травянистыми

растениями, такими как клевер, подорожник, папоротники.

За время проведения экскурсий второклассники знакомятся примерно с

30-ю растениями, у них в тетрадочках сушится гербарий. Следующее занятие

проводится в классе в форме соревнования между группами, и определяются

лучшие знатоки школьной территории.

Каждая экскурсионная команда должна выполнить ряд заданий:

1.

Распределить рисунки перечисленных растений по жизненным

формам.

2.

Указать продолжительность жизни названных растений.

3.

Определить по гербарным листьям название деревьев.

4.

Определить по гербарию цветов название растений.

5.

Определить по листьям название кустарника.

6.

По силуэту установить название дерева и определить его листья.

7.

Рассказать об использовании человеком указанных растений.

8.

Загадки о растениях.

Приложение.

1.Ветерок лишь пробежит,

Вся листвою задрожит,

Затрепещет, как тростинка,

очень зябкая…..( Осинка)

2.Лист ладошкой с длинной ножкой. ( Клен)

3.Ягоды- не сладость,

Зато глазу – радость.

И садам украшение,

И дроздам угощение (рябина)

4. Скажи- с какого дерева

Зеленый еж упал?

В сторонку откатился,

но в лес не побежал. (с каштана)

5.Он шипы свои выставил колко,

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберём,

Полезных плодов для аптечки

нарвем (шиповник)

6.Стоит Таня

В белом сарафане.

На стройной ножке

В ушах - серёжки. (береза)

7.На верхушке- грозди,

А пониже - гвозди (боярышник)



В раздел образования