Напоминание

"Неречевая симптоматика моторной алалии"


Автор: Могильникова Татьяна Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "МБДОУ Д/с №44
Населённый пункт: Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Неречевая симптоматика моторной алалии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Неречевая симптоматика

моторной алалии.

Неречевая симптоматика моторной алалии.

При моторной алалии наблюдается неврологическая

симптоматика различной степени выраженности: от стертых

проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков

повреждения центральной нервной системы до выраженных

неврологических расстройств (парезы), особенно пирамидной и

экстрапирамидной систем.

У них отмечается физическая недостаточность, соматическая

ослабленность.

Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть,

дискоординация движений, замедленность или расторможенность

движений. Отмечается понижение моторной активности,

недостаточная ритмичность, нарушение динамического и

статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге,

ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по

бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук.

Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в

v

деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, за-

торможенные, инертные

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических

функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне

произвольности и осознанности.

При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема,

быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания

словесных раздражителей и т. д. Особенно страдает вербальная

память — произвольная, опосредованная, включающая память на

слова, фразы, целостные тексты. Вербальная память является

специфической человеческой памятью в отличие от двигательной,

образной, эмоциональной. При зрительном подкреплении дети

запоминают материал легче, речезрительная память оказывается

более развитой. Трудности в подборе слов вместе с забыванием

слов и затруднениями в воспроизведении их структуры резко

ограничивают возможности произвольного высказывания ребенка.

Отмечается снижение активной направленности в процессе

припоминания сюжетной линии, последовательности событий,

недостаточная активность наблюдательности, дети как бы скользят

взором по картинке, не видя, не улавливая существенных деталей.

В ряде случаев у них развиваются патологические качества

личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую

недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм,

неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная

раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д.

Иногда дети пользуются речью только в эмоционально

окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку

приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность,

отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

Особенности личности ребенка связаны с недоразвитием,

центральной нервной системы и являются результатом того, что

речевая неполноценность выключает его из детского коллектива и с

возрастом все больше травмирует психику.

При алалии своеобразно формируется речевое мышление, для

которого необходимы полноценные языковые обобщения.

У детей с алалией отмечается бедность логических операций,

снижение способности к символизации, обобщению и абстракции,

нарушение орального и динамического праксиса, акустического

гнозиса, т. е. у них снижены интеллектуальные операции,

требующие участия речи. Снижение уровня обобщений

проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого

поведения, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры

детей.

У детей возникают трудности в формировании пространственно-

временных отношений, нарушены восприятие и словесные

обозначения временных и пространственных особенностей

предметов, память, восприятие, мыслительные операции (анализ,

синтез, сравнение, обобщения), не сформирован достаточный

уровень логического абстрактного мышления, но дети точно

сохраняют заданный способ рассуждения, используют помощь в

работе

У детей отмечается психофизическая расторможенность или

заторможенность, пониженная наблюдательность,

недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно

оценивают проблемную ситуацию, имеют нестойкость интересов,

интеллектуальную пассивность, пробелы в знаниях, связанные с

отсутствием речевого опыта и ограниченной познавательной

деятельностью, специфическое поведение и ряд других

особенностей.

Малая речевая активность ограничивает запас общих понятий.

Однако в большинстве случаев в картине своеобразия высшей

нервной деятельности детей с алалией интеллектуальные

расстройства являются вторичными. Речевые процессы и явления

всегда рассматриваются в контексте представлений о системном

строении психической деятельности человека, при которой

познавательные, волевые и мотивационные процессы находятся в

неразрывном единстве. Интеллектуальное развитие ребенка в

известной мере лимитируется состоянием речи. Но наличие

речевого нарушения, в частности алалии, не говорит об умственной

отсталости.

Неполноценность речи или ее отсутствие при алалии

обусловливает ряд особенностей психического развития ребенка,

оказывает влияние на протекание психических процессов, вызывая

их своеобразие. У детей с алалией речь не является ведущим

средством познания окружающей действительности, поэтому в

ряде случаев не обеспечивается и нормальное развитие интеллекта.

Недоразвитие речи тормозит полноценное развитие познавательной

деятельности.

В процессе развития речи детей с алалией прослеживается

определенная положительная динамика: они переходят по

состоянию речи с одного уровня на другой, более высокий. Они

приобретают те или иные речевые навыки и умения, перестают

быть неговорящими, но остаются детьми с недоразвитой речью.



В раздел образования