Автор: Могильникова Татьяна Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "МБДОУ Д/с №44
Населённый пункт: Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Неречевая симптоматика моторной алалии"
Раздел: дошкольное образование
Неречевая симптоматика
моторной алалии.
Неречевая симптоматика моторной алалии.
При моторной алалии наблюдается неврологическая
симптоматика различной степени выраженности: от стертых
проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков
повреждения центральной нервной системы до выраженных
неврологических расстройств (парезы), особенно пирамидной и
экстрапирамидной систем.
У них отмечается физическая недостаточность, соматическая
ослабленность.
Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть,
дискоординация движений, замедленность или расторможенность
движений. Отмечается понижение моторной активности,
недостаточная ритмичность, нарушение динамического и
статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге,
ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по
бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук.
Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в
v
деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, за-
торможенные, инертные
У детей отмечается недоразвитие многих высших психических
функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне
произвольности и осознанности.
При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема,
быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания
словесных раздражителей и т. д. Особенно страдает вербальная
память — произвольная, опосредованная, включающая память на
слова, фразы, целостные тексты. Вербальная память является
специфической человеческой памятью в отличие от двигательной,
образной, эмоциональной. При зрительном подкреплении дети
запоминают материал легче, речезрительная память оказывается
более развитой. Трудности в подборе слов вместе с забыванием
слов и затруднениями в воспроизведении их структуры резко
ограничивают возможности произвольного высказывания ребенка.
Отмечается снижение активной направленности в процессе
припоминания сюжетной линии, последовательности событий,
недостаточная активность наблюдательности, дети как бы скользят
взором по картинке, не видя, не улавливая существенных деталей.
В ряде случаев у них развиваются патологические качества
личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую
недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм,
неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная
раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д.
Иногда дети пользуются речью только в эмоционально
окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку
приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность,
отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.
Особенности личности ребенка связаны с недоразвитием,
центральной нервной системы и являются результатом того, что
речевая неполноценность выключает его из детского коллектива и с
возрастом все больше травмирует психику.
При алалии своеобразно формируется речевое мышление, для
которого необходимы полноценные языковые обобщения.
У детей с алалией отмечается бедность логических операций,
снижение способности к символизации, обобщению и абстракции,
нарушение орального и динамического праксиса, акустического
гнозиса, т. е. у них снижены интеллектуальные операции,
требующие участия речи. Снижение уровня обобщений
проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого
поведения, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры
детей.
У детей возникают трудности в формировании пространственно-
временных отношений, нарушены восприятие и словесные
обозначения временных и пространственных особенностей
предметов, память, восприятие, мыслительные операции (анализ,
синтез, сравнение, обобщения), не сформирован достаточный
уровень логического абстрактного мышления, но дети точно
сохраняют заданный способ рассуждения, используют помощь в
работе
У детей отмечается психофизическая расторможенность или
заторможенность, пониженная наблюдательность,
недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно
оценивают проблемную ситуацию, имеют нестойкость интересов,
интеллектуальную пассивность, пробелы в знаниях, связанные с
отсутствием речевого опыта и ограниченной познавательной
деятельностью, специфическое поведение и ряд других
особенностей.
Малая речевая активность ограничивает запас общих понятий.
Однако в большинстве случаев в картине своеобразия высшей
нервной деятельности детей с алалией интеллектуальные
расстройства являются вторичными. Речевые процессы и явления
всегда рассматриваются в контексте представлений о системном
строении психической деятельности человека, при которой
познавательные, волевые и мотивационные процессы находятся в
неразрывном единстве. Интеллектуальное развитие ребенка в
известной мере лимитируется состоянием речи. Но наличие
речевого нарушения, в частности алалии, не говорит об умственной
отсталости.
Неполноценность речи или ее отсутствие при алалии
обусловливает ряд особенностей психического развития ребенка,
оказывает влияние на протекание психических процессов, вызывая
их своеобразие. У детей с алалией речь не является ведущим
средством познания окружающей действительности, поэтому в
ряде случаев не обеспечивается и нормальное развитие интеллекта.
Недоразвитие речи тормозит полноценное развитие познавательной
деятельности.
В процессе развития речи детей с алалией прослеживается
определенная положительная динамика: они переходят по
состоянию речи с одного уровня на другой, более высокий. Они
приобретают те или иные речевые навыки и умения, перестают
быть неговорящими, но остаются детьми с недоразвитой речью.