Автор: Могильникова Татьяна Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "МБДОУ Д/с №44
Населённый пункт: Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Правильно ли говорит Ваш ребенок?"
Раздел: дошкольное образование
Как помочь ребёнку?
Ребенок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье
по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит
уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова.
Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок
не может составить простейшую фразу, владеет лишь
небольшим количеством обиходных слов. Такие родители
считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников,
заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всех задержка
развития речи тяжело сказывается на общем развитии
ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с
ровесниками, затрудняет познание окружающего мира,
отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.
Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно
использовать все способы развития, активизация речи, эти
серьезные проблемы можно успешно решить. Заботиться о
своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых
недель его жизни: развивать его слух, внимание,
разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные
умения.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше
развивается его речь. Взаимосвязь обшей и речевой
моторики изучена и подтверждена исследованиями многих
крупных ученых.
Работая с детьми дома, родителям следует помнить:
1.Всю работу по воспитанию правильного
звукопроизношения родители должны согласовывать с
логопедом и воспитателем.
2Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут
наилучший результат, если они проводятся в форме игры и
интересны для ребёнка.
3.Помните, что продолжительность занятий зависит от
возраста и работоспособности ребенка (Она не должна
превышать 15-20 минут). Но если ребенок увлекся, не стоит
его останавливать.
4.К следующим упражнениям надо переходить лишь усвоив
и повторив предыдущие.
5.Упражнения следует выполнять под счет, который
равномерно ведут взрослые. Это необходимо для того,
чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее
важных положений губ, языка.
6. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее
настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь,
далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще
хвалите ребёнка и радуётесь вместе с ним каждой, самой
незначительной удаче. Ваш доброжелательный настрой-
залог успеха.
Правильно ли говорит ваш ребёнок?
Речь-явление социальное и служит средством общения
людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое
развитие – необходимое условие формирования личности
ребёнка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир,
накапливают знания, расширяют круг представлений о
предметах и явлениях, овладевает нормами общественного
поведения. При помощи речи человек выражает свои
потребности, высказывает свои чувства, переживания,
делится впечатлениями о своем отношении к предметам и
явлениям окружающей его действительности. В процессе
развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в
дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения
грамотной речью, для дальнейшего обучения в школе.
От умения точно и правильно выразить мысль в решающей
степени зависит свободное и непринуждённое общение
ребёнка с окружающими. При своевременном и правильном
речевом развитии ребёнок обычно не испытывает
трудностей в таком общении. Он легко вступает в контакт
со взрослыми, активно участвует в играх детей, может
четко и ясно излагать свои мысли. Он охотно выступает с
чтением стихов перед сверстниками, делится с ними своими
переживаниями и впечатлениями.
Дети же, которые нечетко произносят звуки, заменяют одни
на другие (особенно если они уже осознали недостатки
своей речи), стесняется разговаривать с незнакомыми
людьми, выступать с чтением стихотворений, избегают
игр, боясь, что другие дети не поймут их или, что ещё хуже,
будут смеяться над ними. Даже неправильное произнесение
одного звука может травмировать ребёнка.
При наличии каких-либо дефектов речи следует обратиться
к логопеду – специалисту по исправлению речи, который
поможет устранить тот или иной дефект.
Рекомендации для родителей.
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития
ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры,
упражнения, речевой материал должны соответствовать его
возрасту.
В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не
торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не
забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты,
встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте
также уменьшительно-ласкательными суффиксами, всё это
тормозит речевое развитие ребенка.
Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь
указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте
чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над
малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите,
каким надо произносить то или иное слово. Если ребенок
торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напомните
ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
Не оставляйте без ответ вопросы ребенка. И не забудьте
проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитафон. На первом
году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша.
В дальнейшем – беседы с ребенком, его речь во время игр, чтения
стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные
высказывания. Такие записи не только помогут в работе над речью,
Нои со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
РЕЧЬ – МОГУЧЕЕ
СРЕСТВО
ОБЩЕНИЯ И
ВЗАИМОДЕЙСТВ
ИЯ ЛЮДЕЙ.
А. А. ЛЮБЛИНСКАЯ.