Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «АБВГДЕЙКА»


Автор: Пиримова Салихат Гаджирамазановна
Должность: МБДОУ "Детский сад №5" Ивушка"
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5" Ивушка"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «АБВГДЕЙКА»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ

1) Наименование практики: Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа «АБВГДейка».

2) Место реализации практики и целевая аудитория: 628307, Ханты-

Мансийский автономный округ - Югра, г.Нефтеюганск, мкр. 8, здание 26,

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

«Детский сад №5 «Ивушка». Реализует практику Пиримова Салихат

Гаджирамазановна, педагог дополнительного образования, тел.: 8(3463)23 64

80, e-mail: pirimova

-2011@

mail

.

ru

.

3) Актуальность практики

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все

большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом

зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского

языка в целом. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети,

поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то

есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь,

правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе

предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и

свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую подготовку,

легко овладеют в школе процессом чтения и письма. Актуальность данной

программы

обусловлена

поиском

путей

совершенствования

процесса

подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста.

Программа «АБВГДЕЙКА» - это курс занимательных занятий, направленных

на то, чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным,

привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать

обогащению словарного запаса и развитию речи.

4) Новизна практики

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«АБВГДейка» основана на комплексном подходе к дошкольному обучению и

развитию ребёнка. Программа является интегрированной, включает в себя

обучение первоначальному чтению, развитию речи, развитию

первоначальных графических навыков.

5). Цель и задачи практики:

Цель - формирование навыка слитного чтения слогов и слов, чтения

предложения и текстов с пониманием.

Задачи программы:

Предметные:

-

способствовать формированию навыка слогового чтения;

-

сформировать умения определять количество слов в предложении;

-

научить называть слова с заданным звуком, слогом;

-

научить читать прямые и обратные слоги, трёхбуквенные, односложные и

двусложные слова;

-

научить составлять простые предложения и интонационно правильно

проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

-

научить ориентироваться на листе бумаги;

Метапредметные:

-

развивать речь;

-

развивать фонематический и речевой слух;

-

развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление;

-

развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями;

-

развивать мелкую моторику и координацию движений руки;

Личностные:

-

формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному

языку;

-

воспитывать уважение и интерес литературе и чтению;

-

воспитывать аккуратность.

6). Содержание практики:

Основную часть практики составляет дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа «АБВГДейка», рассчитанная на шесть месяцев

обучения.

Содержание программы представлено следующими разделами:

-

звуковой анализ,

-

словесные дидактические игры,

-

работа над предложением,

-

чтение.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной

последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к

овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Выбор форм работы и дидактического материала по разделам программы

обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, а также

целями и задачами программы. Соотношение теоретических и практических

частей занятия по каждому разделу программы описано в учебно -

тематическом плане программы.

Стартовый уровень реализации программы предполагает использование и

реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,

минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания

программы. Данная практика имеет социально-педагогическую

направленность.

Организация образовательной среды строится на увлекательной игре,

содержащей проблемно-игровые ситуации. Деятельность начинается в

игровой форме, используется упражнения на релаксацию, физминутки.

Для словотворческого развития даются специальные задания на

придумывания игр и упражнений.

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры – соревнования,

ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции:

фонематический анализ и синтез, представление, сравнение слов по их

звуковому составу (соотнесения различных типов слов между собой, подбору

слов и т.д). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких

занятий. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер.

Ориентируясь на возрастные особенности детей - дошкольников, в занятия

введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих

реализации задач на общение.

В процессе освоения дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «АБВГДейка», у ребенка формируется

следующие учебные умения:

1.

Понимание учебных задач, которые проходят

через весь учебно-воспитательный процесс, выполняя в нем самые

различные функции: активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к

учебной деятельности.

2.

Умения решать учебные задачи самостоятельно; с этой целью

используются индивидуальные задания, с помощью которых ребенок

сам может выбрать последовательность решения , работая в своем

темпе.

3.

Формирование умения провести самоконтроль и самооценку

выполненной работы.

7) Средства и способы реализации практики:

Данная практика реализуется в три этапа:

Первый этап программы. Главная задача этого этапа обучения ввести в мир

звуков и букв, способствуя развитию фонематического слуха и правильного

произношения звуков родного языка. Веселые игровые упражнения со

звуками, словами способствуют не только правильному произношению

звуков и укреплению артикуляционного аппарата ребенка, но и пониманию

связи между звуками, буквами и словами, развитию зрительных слуховых

навыков.

Второй этап обучения включает задачи развития звукобуквенного анализа,

фонематического восприятия и подготовки руки к письму.

Третий этап обучения – развитие интереса и способностей к чтению, а

также продолжается развитие звукобуквенного анализа, фонематического

восприятия. Включены и простые правила русского языка в виде

грамматических сказок.

Особенностью данной программы является комплексный подход в

решении поставленной цели и задач. Занятия имеют определенную структуру

построения, которая позволяет детям ненавязчиво, но эффективно усваивать

и приобретать различные знания , умения и навыки. Сменяемость этапов

работы на занятии позволяет педагогу поддерживать живой интерес к

занятию и решать свои задачи в разных областях познания:

1.Фонетика. Изучение нового звука и буквы. Знакомство с его

особенностями (артикуляция, гласный - согласный, твердый –мягкий, глухой

–звонкий и т.д. Работа со звуками и буквами (звуковой анализ слов).

Разгадывание словесных ребусов. Научить детей слышать и выделять первый

и последний звук в слове.

2. Чтение. Чтение слогов по слоговым таблицам позволяет в достаточно

быстрые сроки подвести ребенка к самому процессу чтения.

3.Синтаксис и пунктуация. Необходимо научить детей выделять

предложение из речевого потока. Научить определять количество слов в

предложении.

4.Подготовка руки к письму проводится как заключительная часть занятия,

либо самостоятельная работа по образцу.

Данная практика реализуется с помощью использования следующего

технического обеспечения:

- Простые карандаши- 12 шт;

- Цветные карандаши -12 шт;

- Демонстрационная магнитная доска или мольберт -1шт ;

- Мебель (столы, стулья, шкафы для хранения учебного материала)

- интерактивная доска;

- проектор;

- Магнитофон-1шт;

- Компьютер-1шт;

- Принтер-1шт;

Дидактическим обеспечением выступают следующие средства:

- Дидактические игры с буквами, со словами .

- Подвижная азбука (наборное полотно с буквами);

- Магнитная азбука (демонстрационная);

- Касса букв и слогов (раздаточный материал);

- Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на

одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами;

предложениями; текстом;

- «Весёлый алфавит»;

- Плакаты «Алфавит»-1шт

- «Алфавит для малышей»-1шт

- Игра «Читаем сами»-6шт

- Игра «Звуковая цепочка»-6шт,

- Игра «На какую букву»-6шт,

- Игра «Обобщающие понятия»-6шт,

- Игра «Наоборот»-6шт

- Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи,

демонстрационный материал «От звука к букве»- 6 шт

- Букварь Н.С.Жуковой -12 шт

С целью создания эффективной развивающей среды предметно-

пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных

группах ДОУ оформлены речевые уголки.

Разработаны определенные требования к их содержанию.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический

материал для организации речевых игр и занятий:

Картотеки для проведения артикуляционных упражнений, комплексы

пальчиковых игр, пособия для развития речевого дыхания, связной речи,

грамматического строя, развития фонематического слуха и мелкой моторики,

тематические альбомы и игры для обогащения словарного запаса.

Педагогические методики и технологии, применяемые в практики.

При организации взаимодействия с воспитанниками, с учетом их возрастных

особенностей и условий, созданных в группе, в своей работе, наряду с

традиционными образовательными технологиями я использую современные

педагогические технологии:

Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное

развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует

повышению интереса детей к получению знаний. На занятиях для

обучающихся создаётся комфортная обстановка, даются задания,

соответствующие способностям детей, используется богатый дидактический

материал, используются методы поощрения-подбадривание и положительная

оценка, что способствует сохранению позитивной самооценки детей.

Информационно-коммуникативные технологии - целенаправленная

организованная совокупность информационных процессов с использованием

средств вычислительной техники, обеспечивающих высокую скорость

обработки данных, быстрый поиск информации, доступ к источникам

информации независимо от места их расположения.

Использование ИКТ – технологий предоставляет широкие возможности

применения наглядности, проведения дидактических игр. Использование

интерактивной доски позволяет развивать мышление детей, их творческую

активность.

Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально

возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,

эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья

всех субъектов образования. Динамичные физкультминутки, музыкально-

ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются

на всех занятиях; смена видов деятельности является профилактикой

утомляемости ребёнка.

Методы и приемы, используемые в практике

по способу организации занятия

наглядные: рассматривание иллюстраций, наблюдение, показ образца

задания

практические: упражнения, игровой метод, моделирование;

словесные: вопросы и пояснения педагога, ответы, рассказы детей, чтение

художественной литературы.

по уровню деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные -

рассказ, объяснение, демонстрация, работа с раздаточным материалом.

8) Данные о результативности

К концу дошкольного возраста дети в результате систематического обучения

достаточно хорошо различают звук, слог, слово,

определяют

последовательность звуков в слове,

правильно составляют предложение,

умеет схематически изобразить предложение,

употребляют в речи синонимы,

антонимы,

используют в речи сложные предложения,

читают слоги, слова,

предложения.

Воспитанники, которые занимаются по дополнительной программе

общеобразовательной общеразвивающей программе «АБВГДейка», при

поддержке родителей (законных представителей) и педагогов участвуют в

муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях. Регулярно

становятся победителями и лауреатами конкурсов, викторин, олимпиад.

В конце года обучающиеся должны обладать следующими умениями:

- хорошо владеть понятиями : «звук», «буква», «слог», «слово»,

«предложение»;

- различать гласные и согласные звуки;

- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;

- устанавливать порядок звуков в слове;

-правильно ставить ударение;

- уметь составлять схемы слов, предложений;

- осуществлять самопроверку по плану по схемам - моделям, составленным

педагогом;

-проявлять любовь и интерес к чтению, к родному языку.

Периодичность

оценки

результатов и способы определения их

результативности:

Мониторинг

освоения

воспитанниками

программного

материала

осуществляется на основе создания диагностических ситуаций и проводится

два раза в год.

1.

Входной мониторинг

проводится в начале учебного года

(октябрь).

2.

Итоговый мониторинг проходит в конце учебного года (апрель).

Текущий контроль выявляет степень сформированности практических

умений и навыков обучающихся, без фиксации результатов в форме

наблюдения. По качеству освоения программного материала выделены

следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен обучающимися полностью;

- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии

несущественных ошибок;

- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает

существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.

Возможные риски:

1.Недостоточная теоретическая подготовленность педагога.

2. Недостаточное техническое и дидактическое оснащение материальной

базы.

3.Отсутствие заинтересованности у родителей воспитанников.

9.Возможность использования предоставленного материала

в опыте

работы

образовательных

организаций системы дополнительного

образования детей.

Данная практика может использоваться в организациях дополнительного

образования детей при условии оснащенности организации указанным

техническим

и дидактическим оборудованием и наличием у педагога

дополнительного

образования

соответствующей

квалификационной

подготовки, необходимой для реализации данной практики.

10.Примеры

тиражирования

практики

в

других

регионах,компаниях,организациях.

Практика представлена в работе ……….



В раздел образования