Автор: Пиримова Салихат Гаджирамазановна
Должность: МБДОУ "Детский сад №5" Ивушка"
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5" Ивушка"
Населённый пункт: Нефтеюганск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «АБВГДЕЙКА»
Раздел: дошкольное образование
ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ
1) Наименование практики: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «АБВГДейка».
2) Место реализации практики и целевая аудитория: 628307, Ханты-
Мансийский автономный округ - Югра, г.Нефтеюганск, мкр. 8, здание 26,
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
«Детский сад №5 «Ивушка». Реализует практику Пиримова Салихат
Гаджирамазановна, педагог дополнительного образования, тел.: 8(3463)23 64
80, e-mail: pirimova
-2011@
.
ru
.
3) Актуальность практики
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все
большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом
зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского
языка в целом. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети,
поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то
есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь,
правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе
предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и
свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую подготовку,
легко овладеют в школе процессом чтения и письма. Актуальность данной
программы
обусловлена
поиском
путей
совершенствования
процесса
подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста.
Программа «АБВГДЕЙКА» - это курс занимательных занятий, направленных
на то, чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным,
привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать
обогащению словарного запаса и развитию речи.
4) Новизна практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«АБВГДейка» основана на комплексном подходе к дошкольному обучению и
развитию ребёнка. Программа является интегрированной, включает в себя
обучение первоначальному чтению, развитию речи, развитию
первоначальных графических навыков.
5). Цель и задачи практики:
Цель - формирование навыка слитного чтения слогов и слов, чтения
предложения и текстов с пониманием.
Задачи программы:
Предметные:
-
способствовать формированию навыка слогового чтения;
-
сформировать умения определять количество слов в предложении;
-
научить называть слова с заданным звуком, слогом;
-
научить читать прямые и обратные слоги, трёхбуквенные, односложные и
двусложные слова;
-
научить составлять простые предложения и интонационно правильно
проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
-
научить ориентироваться на листе бумаги;
Метапредметные:
-
развивать речь;
-
развивать фонематический и речевой слух;
-
развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление;
-
развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями;
-
развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
Личностные:
-
формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному
языку;
-
воспитывать уважение и интерес литературе и чтению;
-
воспитывать аккуратность.
6). Содержание практики:
Основную часть практики составляет дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «АБВГДейка», рассчитанная на шесть месяцев
обучения.
Содержание программы представлено следующими разделами:
-
звуковой анализ,
-
словесные дидактические игры,
-
работа над предложением,
-
чтение.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к
овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Выбор форм работы и дидактического материала по разделам программы
обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, а также
целями и задачами программы. Соотношение теоретических и практических
частей занятия по каждому разделу программы описано в учебно -
тематическом плане программы.
Стартовый уровень реализации программы предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы. Данная практика имеет социально-педагогическую
направленность.
Организация образовательной среды строится на увлекательной игре,
содержащей проблемно-игровые ситуации. Деятельность начинается в
игровой форме, используется упражнения на релаксацию, физминутки.
Для словотворческого развития даются специальные задания на
придумывания игр и упражнений.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры – соревнования,
ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции:
фонематический анализ и синтез, представление, сравнение слов по их
звуковому составу (соотнесения различных типов слов между собой, подбору
слов и т.д). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких
занятий. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер.
Ориентируясь на возрастные особенности детей - дошкольников, в занятия
введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих
реализации задач на общение.
В процессе освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «АБВГДейка», у ребенка формируется
следующие учебные умения:
1.
Понимание учебных задач, которые проходят
через весь учебно-воспитательный процесс, выполняя в нем самые
различные функции: активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к
учебной деятельности.
2.
Умения решать учебные задачи самостоятельно; с этой целью
используются индивидуальные задания, с помощью которых ребенок
сам может выбрать последовательность решения , работая в своем
темпе.
3.
Формирование умения провести самоконтроль и самооценку
выполненной работы.
7) Средства и способы реализации практики:
Данная практика реализуется в три этапа:
Первый этап программы. Главная задача этого этапа обучения ввести в мир
звуков и букв, способствуя развитию фонематического слуха и правильного
произношения звуков родного языка. Веселые игровые упражнения со
звуками, словами способствуют не только правильному произношению
звуков и укреплению артикуляционного аппарата ребенка, но и пониманию
связи между звуками, буквами и словами, развитию зрительных слуховых
навыков.
Второй этап обучения включает задачи развития звукобуквенного анализа,
фонематического восприятия и подготовки руки к письму.
Третий этап обучения – развитие интереса и способностей к чтению, а
также продолжается развитие звукобуквенного анализа, фонематического
восприятия. Включены и простые правила русского языка в виде
грамматических сказок.
Особенностью данной программы является комплексный подход в
решении поставленной цели и задач. Занятия имеют определенную структуру
построения, которая позволяет детям ненавязчиво, но эффективно усваивать
и приобретать различные знания , умения и навыки. Сменяемость этапов
работы на занятии позволяет педагогу поддерживать живой интерес к
занятию и решать свои задачи в разных областях познания:
1.Фонетика. Изучение нового звука и буквы. Знакомство с его
особенностями (артикуляция, гласный - согласный, твердый –мягкий, глухой
–звонкий и т.д. Работа со звуками и буквами (звуковой анализ слов).
Разгадывание словесных ребусов. Научить детей слышать и выделять первый
и последний звук в слове.
2. Чтение. Чтение слогов по слоговым таблицам позволяет в достаточно
быстрые сроки подвести ребенка к самому процессу чтения.
3.Синтаксис и пунктуация. Необходимо научить детей выделять
предложение из речевого потока. Научить определять количество слов в
предложении.
4.Подготовка руки к письму проводится как заключительная часть занятия,
либо самостоятельная работа по образцу.
Данная практика реализуется с помощью использования следующего
технического обеспечения:
- Простые карандаши- 12 шт;
- Цветные карандаши -12 шт;
- Демонстрационная магнитная доска или мольберт -1шт ;
- Мебель (столы, стулья, шкафы для хранения учебного материала)
- интерактивная доска;
- проектор;
- Магнитофон-1шт;
- Компьютер-1шт;
- Принтер-1шт;
Дидактическим обеспечением выступают следующие средства:
- Дидактические игры с буквами, со словами .
- Подвижная азбука (наборное полотно с буквами);
- Магнитная азбука (демонстрационная);
- Касса букв и слогов (раздаточный материал);
- Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на
одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами;
предложениями; текстом;
- «Весёлый алфавит»;
- Плакаты «Алфавит»-1шт
- «Алфавит для малышей»-1шт
- Игра «Читаем сами»-6шт
- Игра «Звуковая цепочка»-6шт,
- Игра «На какую букву»-6шт,
- Игра «Обобщающие понятия»-6шт,
- Игра «Наоборот»-6шт
- Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи,
демонстрационный материал «От звука к букве»- 6 шт
- Букварь Н.С.Жуковой -12 шт
С целью создания эффективной развивающей среды предметно-
пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных
группах ДОУ оформлены речевые уголки.
Разработаны определенные требования к их содержанию.
Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический
материал для организации речевых игр и занятий:
Картотеки для проведения артикуляционных упражнений, комплексы
пальчиковых игр, пособия для развития речевого дыхания, связной речи,
грамматического строя, развития фонематического слуха и мелкой моторики,
тематические альбомы и игры для обогащения словарного запаса.
Педагогические методики и технологии, применяемые в практики.
При организации взаимодействия с воспитанниками, с учетом их возрастных
особенностей и условий, созданных в группе, в своей работе, наряду с
традиционными образовательными технологиями я использую современные
педагогические технологии:
Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное
развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует
повышению интереса детей к получению знаний. На занятиях для
обучающихся создаётся комфортная обстановка, даются задания,
соответствующие способностям детей, используется богатый дидактический
материал, используются методы поощрения-подбадривание и положительная
оценка, что способствует сохранению позитивной самооценки детей.
Информационно-коммуникативные технологии - целенаправленная
организованная совокупность информационных процессов с использованием
средств вычислительной техники, обеспечивающих высокую скорость
обработки данных, быстрый поиск информации, доступ к источникам
информации независимо от места их расположения.
Использование ИКТ – технологий предоставляет широкие возможности
применения наглядности, проведения дидактических игр. Использование
интерактивной доски позволяет развивать мышление детей, их творческую
активность.
Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально
возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,
эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья
всех субъектов образования. Динамичные физкультминутки, музыкально-
ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются
на всех занятиях; смена видов деятельности является профилактикой
утомляемости ребёнка.
Методы и приемы, используемые в практике
по способу организации занятия
наглядные: рассматривание иллюстраций, наблюдение, показ образца
задания
практические: упражнения, игровой метод, моделирование;
словесные: вопросы и пояснения педагога, ответы, рассказы детей, чтение
художественной литературы.
по уровню деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные -
рассказ, объяснение, демонстрация, работа с раздаточным материалом.
8) Данные о результативности
К концу дошкольного возраста дети в результате систематического обучения
достаточно хорошо различают звук, слог, слово,
определяют
последовательность звуков в слове,
правильно составляют предложение,
умеет схематически изобразить предложение,
употребляют в речи синонимы,
антонимы,
используют в речи сложные предложения,
читают слоги, слова,
предложения.
Воспитанники, которые занимаются по дополнительной программе
общеобразовательной общеразвивающей программе «АБВГДейка», при
поддержке родителей (законных представителей) и педагогов участвуют в
муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях. Регулярно
становятся победителями и лауреатами конкурсов, викторин, олимпиад.
В конце года обучающиеся должны обладать следующими умениями:
- хорошо владеть понятиями : «звук», «буква», «слог», «слово»,
«предложение»;
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- устанавливать порядок звуков в слове;
-правильно ставить ударение;
- уметь составлять схемы слов, предложений;
- осуществлять самопроверку по плану по схемам - моделям, составленным
педагогом;
-проявлять любовь и интерес к чтению, к родному языку.
Периодичность
оценки
результатов и способы определения их
результативности:
Мониторинг
освоения
воспитанниками
программного
материала
осуществляется на основе создания диагностических ситуаций и проводится
два раза в год.
1.
Входной мониторинг
проводится в начале учебного года
(октябрь).
2.
Итоговый мониторинг проходит в конце учебного года (апрель).
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических
умений и навыков обучающихся, без фиксации результатов в форме
наблюдения. По качеству освоения программного материала выделены
следующие уровни знаний, умений и навыков:
- высокий - программный материал усвоен обучающимися полностью;
- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии
несущественных ошибок;
- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает
существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.
Возможные риски:
1.Недостоточная теоретическая подготовленность педагога.
2. Недостаточное техническое и дидактическое оснащение материальной
базы.
3.Отсутствие заинтересованности у родителей воспитанников.
9.Возможность использования предоставленного материала
в опыте
работы
образовательных
организаций системы дополнительного
образования детей.
Данная практика может использоваться в организациях дополнительного
образования детей при условии оснащенности организации указанным
техническим
и дидактическим оборудованием и наличием у педагога
дополнительного
образования
соответствующей
квалификационной
подготовки, необходимой для реализации данной практики.
10.Примеры
тиражирования
практики
в
других
регионах,компаниях,организациях.
Практика представлена в работе ……….