Напоминание

Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста


Автор: Николаева Елена Святославовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №102
Населённый пункт: г.Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного

возраста

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей

дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла

Н.К. Крупская: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная

форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он

изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые

отношения, изучает растения, животных».

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У

него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская

отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру,

которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая

классификация дидактических игр:

с игрушками и предметами

настольно – печатные

словесные

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть

разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр

отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических

игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо

овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или,

наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не

соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком

легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить

новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем

требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и

самоорганизации.

Характерные особенности дидактических игр заключается в том. Что они

создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в

дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде

всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов:

дидактическую задачу

содержание

правила

игровые действия

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все

остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактические задачи разнообразны – это может быть ознакомление с окружающим,

развитие речи, связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Содержанием дидактических игр является окружающая действительность

(природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.)

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют,

что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.

Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем

возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим

поведением.

Немало важную роль в дидактических играх принадлежит игровому действию.

Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях: катать

разнообразные шары, собирать матрешку, отгадывать предметы по описанию и т. д.

Игровое действие стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство

удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается

ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на

развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без

особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и

правила игры взаимосвязаны.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств:

внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять

имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные

умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима

как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок

проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в

случае необходимости, помогать в беде и т.д. Поэтому дидактическая игра является

прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию –

совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии,

яркой, проникновенной передаче образа. Многие дидактические игры подводят детей

к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщающие

понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда и т.д.)

Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению

различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят

в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного

возраста. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем

активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать

взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами

игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В

ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в

достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в

ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с

другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно

служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им

следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого

раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с

правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.

Список литературы:

1.Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических

представлений в детском саду. -М.: Мозаика – Синтез, 2006.

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателей

детского сада 2- ое издание. М.: «Просвещение», 1991

3.Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». Система работы в средней группе

детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2009.

4.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

растениями. М., 1981.

5.Дымина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным

миром. Практико – ориентированная монография. –М.: Педагогическое общество

России, 2007.

6.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез,

2005.

7.Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Изобразительное искусство детей в детском саду и

школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999

8.Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней

группе детского сада. Конспекты занятий, - М.: Мозаика – Синтез, 2006.

9.Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика –

Синтез, 2007.

10.Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика – Синтез,

2005.

11.Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием.-

М.: Просвещение, 1987.

12.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.

13.Степанкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. –М.: Мозаика – Синтез,

2005.

14.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании , обучении дошкольников.

Минск, 1976.

15.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного

возраста / Л.А. Венгер и др., Составитель Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко. – М,:

Просвещение, 1989.

16.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет /Л.А. Венгер и др.,

под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.



В раздел образования