Автор: Николаева Елена Святославовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №102
Населённый пункт: г.Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей дошкольного
возраста
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей
дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла
Н.К. Крупская: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная
форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он
изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые
отношения, изучает растения, животных».
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У
него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская
отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру,
которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая
классификация дидактических игр:
с игрушками и предметами
настольно – печатные
словесные
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть
разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр
отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических
игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо
овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или,
наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не
соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком
легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить
новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем
требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и
самоорганизации.
Характерные особенности дидактических игр заключается в том. Что они
создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в
дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде
всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов:
дидактическую задачу
содержание
правила
игровые действия
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все
остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны – это может быть ознакомление с окружающим,
развитие речи, связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность
(природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.)
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют,
что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.
Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем
возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим
поведением.
Немало важную роль в дидактических играх принадлежит игровому действию.
Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях: катать
разнообразные шары, собирать матрешку, отгадывать предметы по описанию и т. д.
Игровое действие стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство
удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается
ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на
развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без
особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и
правила игры взаимосвязаны.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств:
внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять
имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные
умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима
как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок
проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в
случае необходимости, помогать в беде и т.д. Поэтому дидактическая игра является
прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию –
совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии,
яркой, проникновенной передаче образа. Многие дидактические игры подводят детей
к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщающие
понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда и т.д.)
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению
различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят
в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного
возраста. Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем
активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать
взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами
игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В
ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в
достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в
ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать.
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с
другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно
служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им
следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого
раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с
правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Список литературы:
1.Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических
представлений в детском саду. -М.: Мозаика – Синтез, 2006.
2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателей
детского сада 2- ое издание. М.: «Просвещение», 1991
3.Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». Система работы в средней группе
детского сада.- М.: Мозаика – Синтез, 2009.
4.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями. М., 1981.
5.Дымина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным
миром. Практико – ориентированная монография. –М.: Педагогическое общество
России, 2007.
6.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез,
2005.
7.Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Изобразительное искусство детей в детском саду и
школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999
8.Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней
группе детского сада. Конспекты занятий, - М.: Мозаика – Синтез, 2006.
9.Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика –
Синтез, 2007.
10.Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика – Синтез,
2005.
11.Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием.-
М.: Просвещение, 1987.
12.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
13.Степанкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. –М.: Мозаика – Синтез,
2005.
14.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании , обучении дошкольников.
Минск, 1976.
15.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного
возраста / Л.А. Венгер и др., Составитель Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко. – М,:
Просвещение, 1989.
16.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет /Л.А. Венгер и др.,
под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.