Автор: Наталья Николаевна Кутилина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАУ ДО ДДЮТ
Населённый пункт: г. Кстово Нижегородской области
Наименование материала: Что должны знать родители о речевом развитии детей дошкольного возраста?
Тема: Советы логопеда
Раздел: дошкольное образование
Что должны знать родители о речевом развитии ребенка
дошкольного возраста?
Дорогие
родители,
эта
статья,
написанная
учителем-
логопедом, прежде всего для вас. Её цель – помочь вам
предупредить появление нарушений в речевом развитии ваших
детей.
Вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся
речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится
говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова,
затем связывать эти слова между собой, строить разные по
сложности
предложения
и
только
потом
-
внятно
и
последовательно излагать свои мысли. Большая роль в речевом
развитии ребенка принадлежит взрослым людям.
Существует много доказательств того, что без речевого общения
человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Известны случаи, когда в силу каких- то трагических обстоятельств
дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков,
обезьян) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих
детей в возрасте после пяти лет и возвращали их в человеческое
общество, то оказывалось, что они имеют повадки вскормившего
их животного. Научить таких детей полноценной речи, воспитать
высшие эмоции и мышление было уже нельзя.
Вот
почему
родителям
очень
важно
обращать
пристальное
внимание на формирование речи ребенка еще в самом раннем
возрасте. Если в первые три года речи малыша не было уделено
должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий и
времени, чтобы наверстать упущенное.
Итак, какой должна быть речь ребенка в 3 - 4 года?
В этом возрасте обычно дети знают уже более 1,5 тысячи слов. В их
высказываниях
встречаются
практически
все
части
речи
с
преобладанием глаголов и существительных. Ребенок уже не
довольствуется показом действий, а стремится их описать и
объяснить словами. В этом возрасте речь еще аграмматична.
Ребенок может сказать много карандашов, мой киска. Отдельные
слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес,
потребность и желание ребенка. Предложения простые и короткие.
Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и
основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь
ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде
окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит
малыш.
К тому же многие звуки еще не даются в произношении , так как
слишком
сложны
пока
для
артикуляции.
Особенно
трудно
справляться со словами, где идут подряд несколько согласных
звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще
пропускают. И это пока нормальное явление.
Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет
Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов,
активно
использует
простые
предложения.
В
некоторых
звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение
еще
неустойчивое.
Ребенок
настойчиво
повторяет,
если
окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.
В
этом
возрасте
дети
начинают
активно
заниматься
словотворчеством: придумывают лишенные смысла слова, но так,
чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-
потенок…
Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника
наступает первичное овладение грамотой.
К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях
приобретает новый уровень. Дошкольник произносит сложные
предложения, при этом учитывает порядок следования слов,
употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам
и числам.
Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет
Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем
дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым
предложениям постепенно приходит связная речь.
Связной называют такую речь, которая наделена смысловым
содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль
или намерение говорящего.
6-летка
осваивает
речевое
планирование.
Если
ранее
слова
сопровождали
действие
или
шли
за
ними,
то
в
старшем
дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник
сначала продумывает, а потом рассказывает, что он намеревается
сделать.