Напоминание

Советы логопеда


Автор: Наталья Николаевна Кутилина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАУ ДО ДДЮТ
Населённый пункт: г. Кстово Нижегородской области
Наименование материала: Что должны знать родители о речевом развитии детей дошкольного возраста?
Тема: Советы логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что должны знать родители о речевом развитии ребенка

дошкольного возраста?

Дорогие

родители,

эта

статья,

написанная

учителем-

логопедом, прежде всего для вас. Её цель – помочь вам

предупредить появление нарушений в речевом развитии ваших

детей.

Вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся

речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится

говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова,

затем связывать эти слова между собой, строить разные по

сложности

предложения

и

только

потом

-

внятно

и

последовательно излагать свои мысли. Большая роль в речевом

развитии ребенка принадлежит взрослым людям.

Существует много доказательств того, что без речевого общения

человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Известны случаи, когда в силу каких- то трагических обстоятельств

дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков,

обезьян) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих

детей в возрасте после пяти лет и возвращали их в человеческое

общество, то оказывалось, что они имеют повадки вскормившего

их животного. Научить таких детей полноценной речи, воспитать

высшие эмоции и мышление было уже нельзя.

Вот

почему

родителям

очень

важно

обращать

пристальное

внимание на формирование речи ребенка еще в самом раннем

возрасте. Если в первые три года речи малыша не было уделено

должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий и

времени, чтобы наверстать упущенное.

Итак, какой должна быть речь ребенка в 3 - 4 года?

В этом возрасте обычно дети знают уже более 1,5 тысячи слов. В их

высказываниях

встречаются

практически

все

части

речи

с

преобладанием глаголов и существительных. Ребенок уже не

довольствуется показом действий, а стремится их описать и

объяснить словами. В этом возрасте речь еще аграмматична.

Ребенок может сказать много карандашов, мой киска. Отдельные

слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес,

потребность и желание ребенка. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и

основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь

ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде

окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит

малыш.

К тому же многие звуки еще не даются в произношении , так как

слишком

сложны

пока

для

артикуляции.

Особенно

трудно

справляться со словами, где идут подряд несколько согласных

звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще

пропускают. И это пока нормальное явление.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов,

активно

использует

простые

предложения.

В

некоторых

звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение

еще

неустойчивое.

Ребенок

настойчиво

повторяет,

если

окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

В

этом

возрасте

дети

начинают

активно

заниматься

словотворчеством: придумывают лишенные смысла слова, но так,

чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-

потенок…

Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника

наступает первичное овладение грамотой.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях

приобретает новый уровень. Дошкольник произносит сложные

предложения, при этом учитывает порядок следования слов,

употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам

и числам.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем

дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым

предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной называют такую речь, которая наделена смысловым

содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль

или намерение говорящего.

6-летка

осваивает

речевое

планирование.

Если

ранее

слова

сопровождали

действие

или

шли

за

ними,

то

в

старшем

дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник

сначала продумывает, а потом рассказывает, что он намеревается

сделать.



В раздел образования