Напоминание

использования ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Филипова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №92 «Голбакча»
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: методическая разработка
Тема: использования ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование авторских развивающих игр в работе по развитию

математических представлений»

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных

занятий с детьми к игровой деятельности. Развивающие игры у детей снимают напряжение,

включают непосредственное мышление ребенка, вызывают интерес и желание заниматься в игре.

Одной из отличительных особенностей развивающих игр является реализация принципа

системности, которые открывают у

детей, способность к творчеству. Ребёнок осваивает ряд

практических действий постепенно, проходя несколько этапов, прежде

чем быть готовым к

следующим действиям. Ребенок должен обязательно овладеть знаниями, из

предшествующих

развивающих игр.

Всем известно, что занятия без элементов игровых моментов, без мотивации, без

сюрпризных моментов и так далее быстро надоедают не только ребенку, но и нам взрослым,

когда мы учимся. Игра для детей — это их привычная среда для общения со сверстниками.

Но с взрослыми они также хотели бы общаться в игре. Эта игра и даёт такое общение детей

с взрослых.

Исходя из многолетнего опыта работы в детском саду, проанализировав различные

разработки, материалы, по развитию математических представлений детей дошкольного

возраста, а именно по основным направлениям цвет, форма, счет, количество я

заинтересовалась возможностью самостоятельно более творчески разработать игру по

усвоению геометрических форм, фигур, цвету.

Таким образом, исходя из вышесказанного, совместно с родителями мною была

разработана игра «Форма, цвет и количество».

Цель разработанной игры - научить ребенка различать геометрические фигуры по форме, по

цвету (радуга), по размер (узкий – широкий, большой - маленький), по свойствам (катиться -

не катится), счету.

Игра обучает таким практическим действиям, как наложение фигур друг на друга,

переворачивание форм, сопоставление фигур между собой как с одинаковой формой, так и с

другими, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование,

количеству различных

объектов

,

самим создавать различные объекты

и практическими действиями над фигурами. После освоения

практических действий ребенок может узнать любую фигуру непосредственно. В развивающих

играх ребенку предлагается различать основные геометрические фигуры, которые необходимо

знать в возрасте с 3 до 4 лет. Задания расположены с постепенным усложнением. В процессе

игры у ребенка формируется набор эталонов геометрических фигур и их вариантов.

В игре представлены упражнения, с помощью которых можно освоить четыре основные

фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Вначале ребенок может запомнить только

название самого свойства - "форма " - и название всех контуров на рисунке вырезанных

моделей - "фигура". Среди множества фигур он учится различать их формы, сначала по

образцу, который у него закрепляется в образе представлений, а потом по характерным для

фигуры свойствам. Не стремитесь, чтобы он запомнил название всех форм, но называйте их

сами, подкрепляя свои слова показом образца. Позднее ребенок начинает различать названия в

ваших словах, а затем и произносить их сам.

Хорошая зрительная

и

слуховая память способствует формированию

у детей, начиная с

младшего возраста,

способностей творческой фантазии и творческому

мышлению, что является

основой,

творческих способностей. Дети от природы любознательны, полны желания учиться.

Для того чтобы

они могли проявлять свои дарования, задачей педагогов являются

использования разнообразных методов обучения, в том числе игровых.

Воспитатель воспитывает у детей настойчивость, честность, сдержанность реакцию на

собственную неудачу, а также умение ободрить, поддержать товарища.

Основное правило работы с развивающими играми — никогда не отказывать в помощи, если у

ребенка что-то не получается, так как в противном случае может пропасть интерес к

предлагаемым играм.

Как и в любой работе, мною ставятся основные задачи:

Образовательные:

развитие детской самостоятельности в решении поставленных задач;

формирование геометрического мышления;

развивающие:

совершенствование речи;

развитие моторики, математического мышления;

активизация и расширение словарного запаса;

развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей

(памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

овладение детьми разнообразными способами действия;

формирование умения разбивать сложную задачу на несколько простых;

воспитательные:

воспитание аккуратности, бережного отношения к играм.

Для успешного решения этих задач в группе присутствует соответствующая предметно-

развивающая среда.

Игровой материал состоит из пособий как для одного ребенка, так и для всей группы. Одно

из требований к дидактическому материалу — это многообразие игр от простого к сложному.

Насыщенность игрового материала определяют возрастные особенности детей. Основной

формой обучения являются игровые занятия как со всей группой, так и с подгруппой из 10

человек. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий,

позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Свою работу я построила на основе следующих принципов:

от простого к сложному — предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в

играх;

индивидуальность — предполагает учет индивидуальных и психофизиологических

особенностей детей;

безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, но дать

рекомендации по правильности выполнении задания, гораздо важнее и эффективнее

поддерживать и поощрять каждого ребенка;

сотворчество детей и взрослых;

соревновательный момент: при проведении игр необходимо использовать интерес детей к

соревнованиям; (начинать следует с детьми старшего возраста, но осторожно; учитывать ин-

дивидуальные особенности ребенка).

В воспитании дошкольников дидактическая игра занимает особое место в обучении и является

самой доступной для детей формой деятельности. Она позволяет легко и быстро овладеть

знаниями и таким образом готовит к началу учебы в школе.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических

представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных

между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах,

развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребенка формируются умения

последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную

познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных

жизненных проблем, взаимодействовать с взрослыми и другими детьми в ходе выполнения

заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических

упражнений. Эти предварительные умения создают необходимую основу для успешного

изучения математики в школе.

Сегодня в арсенале педагогов есть множество методических систем, каждая из которых

интересна по-своему, а объединяет их любовь и уважение к маленькому человеку.

Приложение.

Игра «4 фигуры»

Методика игры.

Игра очень удобна для работы: в ней есть как цвет, форма, количество, счёт и свойства. Мы

видим по таблице, что в данную игру входят 4 основные фигуры (круг, квадрат, кирпичик

(прямоугольник), крыша (треугольник).

По мере возраста детей эти фигуры будут (можно) пополняться другими фигурами по

программе.

По размеру накладывания одной фигуры на другую фигуру.

Дальше мы видим, что каждая фигура идёт на убывание: (большой, поменьше, ещё меньше,

маленький, самый маленький).

Также можно сказать, что фигуры идут на увеличение

(маленький, побольше, ещё больше, большой, самый большой).

Здесь мы видим весь ряд усвоения по размерам.

Каждый размер - своего цвета и оттенка так легче освоить ребёнку убывание и возрастание

по размеру различных форм.

Цвет и оттенки можно добавлять по мере возраста детей.

Какой - то ребёнок может усвоить вначале по цвету - зритель, а другой воспримет по

размеру на слух.

Можно предложить ребёнку определить какая фигура широкие или узкие: - широкая, по

уже, узкая, ещё уже, самая узкая; или наоборот – узкая, пошире, ещё шире, широкая, самая

широкая.

Также с этой игрой можно развивать мелкую моторику рук, обрисовывая фигуры по

форме, мышление - предлагать ребёнку обрисовать несколько фигур, дать возможность

построить самому дом, машину и развить тактильные ощущения (обвести пальчиком контур

фигуры).

По счёту можно предлагать в разных возможностях: посчитать одинаковые фигуры, взять

каких-нибудь две фигуры, три фигуры, и так далия.

Ну и, конечно же, работа с другими предметами по ассоциациям: предложить ребёнку

определить форму данных предметов, или же на оборот, на какой предмет может, похожа

фигура.

По цвету на вкусовые качества, например, красный круг – красное яблоко оно сладкое и т.д.

Дети сами любят брать эти формы и играть с ними, строить, конструировать что-то новое.

С этими фигурами можно создать ещё много интересного главное работать с детьми и не

останавливаться на достигнутом

.

Для этого ребенку нужно освоить ряд практических действий и свойств, которые помогают ему

воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.



В раздел образования