Автор: Исакова Альбина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Сернурский Центр развития ребенка - детский сад"Колокольчик"
Населённый пункт: поселок Сернур
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект
Тема: «Волшебная соль»
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка –
детский сад «Колокольчик»
Волшебная соль
.
Заявитель : дети подготовительной группы
По количеству участников: групповой
По доминирующей деятельности проект:
познавательный, игровой, творческий,
исследовательский
Вид проекта: краткосрочный
(сентябрь-ноябрь)
Проблема
Что может быть удивительнее обыкновенной соли.
Актуальность
данного
проекта
заключается
в
том,
чтобы
находить
интересное
и
необычное
рядом,
в
доступных для наблюдения и изучения предметах. Мы
выбрали соль, она есть на каждом столе , в каждом доме.
Гипотеза
Мы
предположили-что
соль
не
только
вещество
необходимое для жизнедеятельности, но и интересный
материал для экспериментов, наблюдений и творчества.
Цель
Определить свойства соли, а так же уточнить как она
используется в творчестве, путем наблюдений
и экспериментирования.
Задачи
•
Выяснить откуда берется соль?
•
Можно ли обойтись без нее, для чего она нужна?
•
Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые
средства для ее осуществления, определять последовательность
действий прогнозировать результат, радоваться процессу и
результату.
•
Исследовать свойства соли опытным путем;
•
Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и
заключительный.
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: исследование свойств соли, её значимость.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод
организации насыщенной детской деятельности, который даёт
возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые
формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление
дошкольников.
Родители: расширяют возможности взаимодействия со своими детьми,
применяя полученные знания.
Предполагаемое разделение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует проектно – исследовательскую ситуацию,
совместную опытную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в исследовательской деятельности.
Родители: совместно с детьми и воспитателями участвуют в проекте.
Материально – техническое обеспечение:
•
Переносная мини - лаборатория для исследовательской
работы (лупы, трубочки, тарелочки, пипетки)
•
Материалы для проведения опытов (одноразовые стаканы
и тарелочки, соль, вода, яйца сырые, чайные ложки, гуашь,
восковые мелки, клей, посуда для декорирования)
•
Литература с произведениями о соли (загадки, поговорки,
пословицы, сказки, народные приметы) - Набор открыток,
иллюстраций, фотографий.
Ожидаемый результат: -
•
Удовлетворение интереса детей к исследованию соли, ее
свойств, её ценности и использовании человеком в быту целях
профилактики заболеваний.
•
Формирование знаний, навыков экспериментирования;
повышение уровня усвоения программного материала. –
•
Развитие наблюдательности, любознательности, внимания,
умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи.
Объект исследования: соль.
Предмет исследования: свойства соли, значение в жизни
человека.
При организации исследовательской деятельности
были использованы методы:
изучение информации, беседы,
анализ познавательной литературы,
подбор материалов и оборудования для исследований,
экспериментальная деятельность,
исследовательская деятельность, наблюдения,
творческая деятельность,
игровая деятельность (познавательная, логическая,
художественно – познавательная игры)
Дневник наблюдений и опытов в проекте «Волшебница Соль»
С чего начались наши исследования? С беседы о правилах безопасности
при работе с солью: не трогать руками глаза; если есть на коже ранки,
стараться, чтобы соль в них не попадала. Затем мы изучили свойства и
качества соли. В процессе опытов выяснили, что соль белого цвета, не
имеет запаха, на вкус соленая, сыпучая и нас заинтересовало, какими еще
свойствами обладает соль? После чего мы провели дополнительные
опыты
.
Соль
растворяется в воде. Для опыта мы взяли прозрачный стакан с
водой, погрузили туда ложку соли и стали наблюдать. Соль исчезла.
Вывод: соль растворяется в воде.
Соль в воде разной температуры. Взяли два прозрачных стакана: один с
холодной водой, другой с горячей. Положили в оба стакана по одной
столовой ложке соли и хорошо размешали. В стакане с горячей водой соль
растворилась быстрее, а в стакане с холодной водой соль упала на дно и
растворялась дольше.
«
Водоплавающее яйцо». Для проведения опыта нам понадобится: 2
сырых яйца, 2 прозрачных стакана с водой, несколько столовых ложек
соли. Положим одно яйцо в стакан с чистой водой – что произошло?
Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором стакане соль и опустим
яйцо в соленую воду – что произошло? Яйцо осталось плавать на
поверхности воды! Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее
растворяется соль Вывод: Соль выталкивает предметы из воды. Солёная
вода помогает предметам держаться на поверхности (Эффект «Мёртвого
моря»)
«Выращивание кристаллов из поваренной соли»
Поваренная соль состоит
из кристаллов.
При
соприкосновении кристаллов соли с
водой,
они
растворяются.
Быстрее
всего кристаллы соли могут
образовываться
в
насыщенном
растворе поваренной соли с
«затравкой».
По
мере
того
как
вода
испаряется, соль снова
образует кристаллы.
В
группе
детского
сада
можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного
солевого
раствора
и
ниточки
с
«затравкой».
В
результате
проведенных
исследований
гипотеза
полностью
подтвердилась:
нам
удалось вырастить кристаллы поваренной соли в группе детского сада.
Соль – чистящее средство. Для проведения опыта мы взяли грязный стакан,
насыпали на губку немного соли и помыли стакан. Он стал чистым. Вывод: с
помощью соли можно мыть посуду.
Соль в жизни человека
в медицине
в кулинарии
в промышленности
в косметологии
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Декорирование банки цветной
солью. Для работы необходима
чистая баночка, гуашь или
восковые мелки, соль. С
помощью гуаши и карандашей
покрасить соль, затем засыпать
разноцветную соль в баночку
чередуя цвета.
Аппликация из соли.
Нужно взять готовый
рисунок или набросок в
нужных местах покрыть
клеем и посыпать соль
(белой или цветной). Когда
аппликация просохнет
лишнюю соль стряхнуть.
Продукт проектной деятельности
•
Создание презентации и стенда «Волшебница Соль»,
•
изготовление фото-отчета по проекту «Волшебница Соль»,
•
коллекция творческих работ, выполненных с применением соли: изготовление поделок,
рисование акварелью, лепка из солёного теста.
Результаты
В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли, кратко описав основные
признаки, использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства.
Расширили знания о том, какие виды соли бывают. Пополнение предметно-развивающей
среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание
картотеки опытов и экспериментов «Волшебница соль».
В ходе исследовательской деятельности дети пришли к выводам:
•
Существует несколько видов соли.
•
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
•
Осмысление элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом,
узнали свойства и качества.
•
Убедились, что неизведанное рядом.
Спасибо за внимание!