Напоминание

"Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"


Автор: Казакова Венера Гаруновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Бураковская СОШ в с Каюки
Населённый пункт: с.Каюки
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие функциональной грамотности учащихся основной школы

на уроках русского языка.

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно

открывается перед ребенком лишь тогда,когда.. начинается кропотливая работа над

словом.

В. А. Сухомлинский

В новых условиях процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован

на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через

всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие

определенного уровня функциональной грамотности. В современном, быстро меняющемся

мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов,

способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и

экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA

являются три направления — читательская грамотность, математическая и

естественнонаучная грамотность. Под грамотностью чтения понимается способность

учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их

содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для

активного участия в жизни общества. При этом основными параметрами оценки

читательской грамотности являются текст, ситуация и вопрос, так как только в совокупности

они могут развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации

информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти

необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее

понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме

текстового сообщения. Поэтому с учетом поставленных целей и задач изменились роль и

место учителя в образовательном процессе.

Сегодня учитель исполняет не только контролирующую функцию в приобретении

знаний, умений и навыков, но и становится организатором, менеджером образовательного

(познавательного) процесса в классе. Он формирует такую образовательную среду, в которой

организованы цикл мероприятий и командная работа учащихся, определяются

информационные источники и обеспечивается их доступность, создается атмосфера

сотрудничества в коллективе учащихся.

Как учитель русского языка и литературы большое внимание уделяю тому, чтобы речь

наших детей была богатой, образной, выразительной, насыщенной. Этому во многом

способствуют уроки развития речи. Работа по овладению функциональной грамотностью на

уроках русского языка и литературы начинается в среднем звене: изучаются тексты разных

типов и стилей. При работе над текстами разных типов и стилей я использую план анализа

текста, алгоритм разбора лингвистического текста, алгоритм разбора текста

художественного стиля: Анализ текста Уточнение темы и основной мысли текста.

Определение стиля текста. Определение типа речи. Отношение автора к изображаемому.

Анализ средств выразительности. Алгоритм разбора лингвистического текста Тема текста…

Идея… Микротема… Тип речи… Стиль речи… Изобразительно-выразительные средства…

Предложения с однородными членами… Лексическое значение слов(2–3)… Подбор

синонимов(2–3)… Различные виды орфограмм… Простые и сложные предложения…

Краткий пересказ… Алгоритм разбора текста художественного стиля Тема текста… Идея…

Микротема… Эмоционально-окрашенные слова… Изобразительно-выразительные

средства… Настроение и чувства автора. Предложения по цели высказывания…

Характеристика героев … Описание природы… Особенности художественного стиля…

Основные составляющие по обучению функциональной грамотности: Обучение

чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения

(гибкое чтение). Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать

текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.

Развитие устной и письменной речи: – развитие орфоэпических навыков; – работа по

обогащению словарного запаса; – развитие и совершенствование грамматического строя

речи учащихся; – развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; –

развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.

В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по

степени сложности могут быть разными: – определить количество частей в тексте; поставить

вопрос к каждой части, составить план – прочесть, определить основную мысль текста,

соотнести с темой урока; – вычленить из текста новую информацию и сформулировать его

главную мысльотношения к тексту. Задача развития механизма речи может реализовываться

путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов

(подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по

данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-

рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития

письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам,

редактирование художественного текста — для развития письменной разговорной речи с

элементами художественной и современной художественной речи.

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается:

изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам

публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются: — По ходу чтения

подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю; —

Подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой

рассказ? — Из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на

принадлежность к публицистическому стилю; — Подробно изложи текст публицистического

стиля; — Определи тип и стиль текстов.

В 8–9-х классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают

подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и

таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу. Таким

образом, в течение нескольких лет ведется целенаправленная работа по формированию у

учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. В 5-м классе даются

такие понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее

грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как строительный

материал предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные

признаки орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.

Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность.

Формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс. Поэтому в

школьном курсе русского языка орфографии отводится особое место. Условия, необходимые

для формирования орфографических навыков, таковы: – высокий научный уровень

преподавания орфографии; – связь между формированием орфографических навыков и

развитием речи; – — знание орфографических правил; – знание схемы применения правил

(схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор,

способствующий применению правил; – упражнения, отрабатывающие умения, применять

орфографические правила.

Работа по орфографии в разных классах имеет свою специфику: в 5–8 классах

орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале учебного

года в 7 классе и в конце учебного года в 8 классе, в 9 классе при изучении синтаксиса и

пунктуации, при подготовке к диктантам, сочинениям, изложениям, в ходе работы над

ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе.

Важным условием формирования орфографических навыков является вариантность

дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в

применении орфографических правил. Умение обнаружить орфограмму необходимо в ходе

применения всех орфографических правил. Такое умение обычно называют

орфографической зоркостью. Учащихся надо научить определять орфограммы при

различных обстоятельствах. В ходе изучения того или иного орфографического правила

учитель сообщает учащимся опознавательный признак орфограммы, и требует, чтобы они

запомнили его.Например; Приведу примеры упражнений, способствующих развитию

орфографической зоркости : – найти в данном тексте изученные орфограммы (устно или

письменно); – записать тексты, подчеркнув изученные орфограммы; – подобрать слова с той

же орфограммой, которая имеется в данном примере; – сгруппировать орфограммы (устно

или письменно); – списать текст с пропуском тех букв, написание которых вызывает

затруднение.

Таким образом, нужно научить не только хорошо запоминать и описывать

информацию, но и выработать умения у учащихся использовать знания, приобретенные ими

за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-

ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в

обществе.



В раздел образования