Автор: Казакова Венера Гаруновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Бураковская СОШ в с Каюки
Населённый пункт: с.Каюки
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование
Развитие функциональной грамотности учащихся основной школы
на уроках русского языка.
Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно
открывается перед ребенком лишь тогда,когда.. начинается кропотливая работа над
словом.
В. А. Сухомлинский
В новых условиях процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован
на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через
всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие
определенного уровня функциональной грамотности. В современном, быстро меняющемся
мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов,
способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и
экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA
являются три направления — читательская грамотность, математическая и
естественнонаучная грамотность. Под грамотностью чтения понимается способность
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. При этом основными параметрами оценки
читательской грамотности являются текст, ситуация и вопрос, так как только в совокупности
они могут развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации
информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти
необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее
понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме
текстового сообщения. Поэтому с учетом поставленных целей и задач изменились роль и
место учителя в образовательном процессе.
Сегодня учитель исполняет не только контролирующую функцию в приобретении
знаний, умений и навыков, но и становится организатором, менеджером образовательного
(познавательного) процесса в классе. Он формирует такую образовательную среду, в которой
организованы цикл мероприятий и командная работа учащихся, определяются
информационные источники и обеспечивается их доступность, создается атмосфера
сотрудничества в коллективе учащихся.
Как учитель русского языка и литературы большое внимание уделяю тому, чтобы речь
наших детей была богатой, образной, выразительной, насыщенной. Этому во многом
способствуют уроки развития речи. Работа по овладению функциональной грамотностью на
уроках русского языка и литературы начинается в среднем звене: изучаются тексты разных
типов и стилей. При работе над текстами разных типов и стилей я использую план анализа
текста, алгоритм разбора лингвистического текста, алгоритм разбора текста
художественного стиля: Анализ текста Уточнение темы и основной мысли текста.
Определение стиля текста. Определение типа речи. Отношение автора к изображаемому.
Анализ средств выразительности. Алгоритм разбора лингвистического текста Тема текста…
Идея… Микротема… Тип речи… Стиль речи… Изобразительно-выразительные средства…
Предложения с однородными членами… Лексическое значение слов(2–3)… Подбор
синонимов(2–3)… Различные виды орфограмм… Простые и сложные предложения…
Краткий пересказ… Алгоритм разбора текста художественного стиля Тема текста… Идея…
Микротема… Эмоционально-окрашенные слова… Изобразительно-выразительные
средства… Настроение и чувства автора. Предложения по цели высказывания…
Характеристика героев … Описание природы… Особенности художественного стиля…
Основные составляющие по обучению функциональной грамотности: Обучение
чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения
(гибкое чтение). Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать
текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
Развитие устной и письменной речи: – развитие орфоэпических навыков; – работа по
обогащению словарного запаса; – развитие и совершенствование грамматического строя
речи учащихся; – развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; –
развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по
степени сложности могут быть разными: – определить количество частей в тексте; поставить
вопрос к каждой части, составить план – прочесть, определить основную мысль текста,
соотнести с темой урока; – вычленить из текста новую информацию и сформулировать его
главную мысльотношения к тексту. Задача развития механизма речи может реализовываться
путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов
(подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по
данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-
рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития
письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам,
редактирование художественного текста — для развития письменной разговорной речи с
элементами художественной и современной художественной речи.
В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается:
изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам
публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются: — По ходу чтения
подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю; —
Подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой
рассказ? — Из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на
принадлежность к публицистическому стилю; — Подробно изложи текст публицистического
стиля; — Определи тип и стиль текстов.
В 8–9-х классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают
подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и
таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу. Таким
образом, в течение нескольких лет ведется целенаправленная работа по формированию у
учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. В 5-м классе даются
такие понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее
грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как строительный
материал предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные
признаки орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.
Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность.
Формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс. Поэтому в
школьном курсе русского языка орфографии отводится особое место. Условия, необходимые
для формирования орфографических навыков, таковы: – высокий научный уровень
преподавания орфографии; – связь между формированием орфографических навыков и
развитием речи; – — знание орфографических правил; – знание схемы применения правил
(схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор,
способствующий применению правил; – упражнения, отрабатывающие умения, применять
орфографические правила.
Работа по орфографии в разных классах имеет свою специфику: в 5–8 классах
орфографические навыки совершенствуются при повторении орфографии в начале учебного
года в 7 классе и в конце учебного года в 8 классе, в 9 классе при изучении синтаксиса и
пунктуации, при подготовке к диктантам, сочинениям, изложениям, в ходе работы над
ошибками, допущенными в письменных работах по русскому языку и литературе.
Важным условием формирования орфографических навыков является вариантность
дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в
применении орфографических правил. Умение обнаружить орфограмму необходимо в ходе
применения всех орфографических правил. Такое умение обычно называют
орфографической зоркостью. Учащихся надо научить определять орфограммы при
различных обстоятельствах. В ходе изучения того или иного орфографического правила
учитель сообщает учащимся опознавательный признак орфограммы, и требует, чтобы они
запомнили его.Например; Приведу примеры упражнений, способствующих развитию
орфографической зоркости : – найти в данном тексте изученные орфограммы (устно или
письменно); – записать тексты, подчеркнув изученные орфограммы; – подобрать слова с той
же орфограммой, которая имеется в данном примере; – сгруппировать орфограммы (устно
или письменно); – списать текст с пропуском тех букв, написание которых вызывает
затруднение.
Таким образом, нужно научить не только хорошо запоминать и описывать
информацию, но и выработать умения у учащихся использовать знания, приобретенные ими
за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-
ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в
обществе.