Напоминание

«Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»


Автор: Бикинеева Алсу Шамиловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Ново-Иглайкинская СОШ"
Населённый пункт: РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, НУРЛАТСКИЙ РАЙОН, С.НОВОЕ ИГЛАЙКИНО
Наименование материала: Доклад на районном методическом объединении
Тема: «Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад на школьном методическом объединении на тему:

«Поиск способов повышения мотивации к обучению математике».

Подготовил доклад:

учитель математики

Бикинеева Алсу Шамиловна

Новое Иглайкино, 2022

«Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах, если

у ученика нет желания учиться»

В. А. Сухомлинский

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко

всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно

сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.

Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на

отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно

ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация — это процесс побуждения себя

и других к деятельности для достижения личных целей.

К учебным мотивам относятся такие, как:

1. Собственное развитие в процессе учения;

2. Действие вместе с другими и для других;

3. Познание нового, неизвестного.

4. Понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,

5. Процесс учения как возможность общения,

6. Похвала от значимых лиц;

7. Учеба как вынужденное поведение;

8. Процесс учебы как привычное функционирование;

9. Учеба ради лидерства и престижа;

10. Стремление оказаться в центре внимания,

11. Стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.

Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.

Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы

оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, это:

увлеченное преподавание,

новизна учебного материала,

историзм, связь знаний с судьбами людей, открывшими то или иное математическое понятие,

внесшими вклад в развитие математики;

показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями

школьников;

использование новых и нетрадиционных форм обучения,

чередования форм и методов обучения,

проблемное обучение, эвристическое;

обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств;

взаимообучение (в парах, микрогруппах),

тестирование знаний, умений,

показ достижений обучаемых,

создание ситуаций успеха,

соревнование (с товарищами по классу, самим собой),

создание положительного микроклимата в классе,

доверие к обучаемому,

педагогический такт и мастерство педагога,

Учет возрастных особенностей школьников.

Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

Эмоциональная речь учителя.

Применение поощрения и порицания.

Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

1.

Создание проблемной ситуации (например, в начале урока на этапе актуализации и повторения

для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника, чтобы обеспечить

переход от ранее изученной темы к новой теме, обеспечить готовность к очередному этапу

работы, включить в продуктивную обучающую деятельность, разбираются несколько вопросов

устно, фронтально, возможно с записью на доске)

на повторение и актуализацию ранее

полученных знаний , и задается вопрос или ставится задача, подводящая к изучению новой темы.

При этом организуется живой диалог, начинается обсуждение проблемы, поиск решения или

вывод правила или формулы).

Безоценочное

начало

урока

способствует

готовности

учащихся

к

включению

в

новые

познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный

фон.

2.

Привлечение учащихся к оценочной деятельности (взаимопроверка на математических

диктантах, минисамостоятельных работах, самооценка и т.д.)

3.

Необычная форма обучения:

урок с элементами ролевых игр, игр (Найди ошибку,

Закодированный ответ, Эстафета), защита проектов (например, «Экспериментальное получение

числа

»), при изучении тем «Функция», «Координатная плоскость», при построении графиков

функций на уроках используем задания, в результате которых на координатной плоскости

получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов

(например, тема «Линейная функция»:

Задание. В одной системе координат постройте графики функций:

1) у = 0,5х + 6, - 4 ≤ х ≤ - 2;

2)

У = - 2х +1, - 2 ≤ х ≤ - 1;

3)

У = 3, - 1 ≤ х ≤ 1;

4)

У = - 3х + 6, 1 ≤ х ≤ 2.

Если концы полученной ломаной и ее вершины рассмотреть как изображение звезд, то

полученный рисунок является изображением одного из созвездий. Вы знаете, как оно

называется?

Это Кассиопе

́

я. Историческая справка.

4.

Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами,

поэтому они с

удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т. п. (большую помощь при этом оказывают

печатные тетради по предметам математики и информатики);

5.

Лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями,

инструментами, графиками и таблица ми, производя вычисления, «открывают» и формулируют

новые математические определения («Смежные и вертикальные углы»,

«Сумма углов

треугольника», «Сумма углов выпуклого многоугольника» и др.).

6.

Уроки « Одной задачи», на которых рассматриваем на примере одной задачи всевозможные

способы её решения. Это применяется, например, на уроках геометрии и алгебры в старших

классах при подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ (часть С).

7.

Решение развивающих, нестандартных задач, включая межпредметные связи и развитие

кругозора, задания на олимпиадную тематику (печатные тетради по математике и информатике в

5–7 классах);

8.

Дифференцированные задания на уроках и на дом.

9.

Задания на самостоятельный поиск информации

в учебных пособиях бумажных или

электронных (доклады, сообщения, поиск решения новой задачи, самостоятельное изучение каких

либо тем)

10.

Участие в различных предметных конкурсах (Кенгуру, КИТ и др.); участие в предметных

олимпиадах разного уровня от школьных до областных и Российских

11. Использование компьютерных технологий.

Проведение уроков с использованием информационных технологий — это большой стимул в

обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание,

память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.

Использование ИКТ позволяет распределить время на уроке более продуктивно. Кроме того,

использование презентаций обеспечивает наглядность, визуальное представление определений, формул,

теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных

зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает

эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.

Таким образом, нужно использовать перечисленные выше приемы и особенно ИКТ на своих

уроках, что позволит сделать урок более интересным, а это в свою очередь мотивирует учеников более

серьезно относиться к обучению математике.



В раздел образования