Автор: Бикинеева Алсу Шамиловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Ново-Иглайкинская СОШ"
Населённый пункт: РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, НУРЛАТСКИЙ РАЙОН, С.НОВОЕ ИГЛАЙКИНО
Наименование материала: Доклад на районном методическом объединении
Тема: «Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»
Раздел: среднее образование
Доклад на школьном методическом объединении на тему:
«Поиск способов повышения мотивации к обучению математике».
Подготовил доклад:
учитель математики
Бикинеева Алсу Шамиловна
Новое Иглайкино, 2022
«Все наши замыслы, все поиски и
построения превращаются в прах, если
у ученика нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко
всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно
сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.
Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на
отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно
ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?
Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация — это процесс побуждения себя
и других к деятельности для достижения личных целей.
К учебным мотивам относятся такие, как:
1. Собственное развитие в процессе учения;
2. Действие вместе с другими и для других;
3. Познание нового, неизвестного.
4. Понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
5. Процесс учения как возможность общения,
6. Похвала от значимых лиц;
7. Учеба как вынужденное поведение;
8. Процесс учебы как привычное функционирование;
9. Учеба ради лидерства и престижа;
10. Стремление оказаться в центре внимания,
11. Стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.
Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.
Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы
оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, это:
увлеченное преподавание,
новизна учебного материала,
историзм, связь знаний с судьбами людей, открывшими то или иное математическое понятие,
внесшими вклад в развитие математики;
показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями
школьников;
использование новых и нетрадиционных форм обучения,
чередования форм и методов обучения,
проблемное обучение, эвристическое;
обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств;
взаимообучение (в парах, микрогруппах),
тестирование знаний, умений,
показ достижений обучаемых,
создание ситуаций успеха,
соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
создание положительного микроклимата в классе,
доверие к обучаемому,
педагогический такт и мастерство педагога,
Учет возрастных особенностей школьников.
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
Эмоциональная речь учителя.
Применение поощрения и порицания.
Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
1.
Создание проблемной ситуации (например, в начале урока на этапе актуализации и повторения
для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника, чтобы обеспечить
переход от ранее изученной темы к новой теме, обеспечить готовность к очередному этапу
работы, включить в продуктивную обучающую деятельность, разбираются несколько вопросов
устно, фронтально, возможно с записью на доске)
на повторение и актуализацию ранее
полученных знаний , и задается вопрос или ставится задача, подводящая к изучению новой темы.
При этом организуется живой диалог, начинается обсуждение проблемы, поиск решения или
вывод правила или формулы).
Безоценочное
начало
урока
способствует
готовности
учащихся
к
включению
в
новые
познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный
фон.
2.
Привлечение учащихся к оценочной деятельности (взаимопроверка на математических
диктантах, минисамостоятельных работах, самооценка и т.д.)
3.
Необычная форма обучения:
урок с элементами ролевых игр, игр (Найди ошибку,
Закодированный ответ, Эстафета), защита проектов (например, «Экспериментальное получение
числа
»), при изучении тем «Функция», «Координатная плоскость», при построении графиков
функций на уроках используем задания, в результате которых на координатной плоскости
получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов
(например, тема «Линейная функция»:
Задание. В одной системе координат постройте графики функций:
1) у = 0,5х + 6, - 4 ≤ х ≤ - 2;
2)
У = - 2х +1, - 2 ≤ х ≤ - 1;
3)
У = 3, - 1 ≤ х ≤ 1;
4)
У = - 3х + 6, 1 ≤ х ≤ 2.
Если концы полученной ломаной и ее вершины рассмотреть как изображение звезд, то
полученный рисунок является изображением одного из созвездий. Вы знаете, как оно
называется?
Это Кассиопе
́
я. Историческая справка.
4.
Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами,
поэтому они с
удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т. п. (большую помощь при этом оказывают
печатные тетради по предметам математики и информатики);
5.
Лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями,
инструментами, графиками и таблица ми, производя вычисления, «открывают» и формулируют
новые математические определения («Смежные и вертикальные углы»,
«Сумма углов
треугольника», «Сумма углов выпуклого многоугольника» и др.).
6.
Уроки « Одной задачи», на которых рассматриваем на примере одной задачи всевозможные
способы её решения. Это применяется, например, на уроках геометрии и алгебры в старших
классах при подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ (часть С).
7.
Решение развивающих, нестандартных задач, включая межпредметные связи и развитие
кругозора, задания на олимпиадную тематику (печатные тетради по математике и информатике в
5–7 классах);
8.
Дифференцированные задания на уроках и на дом.
9.
Задания на самостоятельный поиск информации
в учебных пособиях бумажных или
электронных (доклады, сообщения, поиск решения новой задачи, самостоятельное изучение каких
либо тем)
10.
Участие в различных предметных конкурсах (Кенгуру, КИТ и др.); участие в предметных
олимпиадах разного уровня от школьных до областных и Российских
11. Использование компьютерных технологий.
Проведение уроков с использованием информационных технологий — это большой стимул в
обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание,
память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.
Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.
Использование ИКТ позволяет распределить время на уроке более продуктивно. Кроме того,
использование презентаций обеспечивает наглядность, визуальное представление определений, формул,
теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных
зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает
эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.
Таким образом, нужно использовать перечисленные выше приемы и особенно ИКТ на своих
уроках, что позволит сделать урок более интересным, а это в свою очередь мотивирует учеников более
серьезно относиться к обучению математике.