Автор: Воронина Ирина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа №85
Населённый пункт: г. Ульяновска, Ульяновской области
Наименование материала: урок по математике 5 класс
Тема: "Доли. Обыкновенные дроби".
Раздел: среднее образование
Воронина Ирина Владимировна
МБОУ СШ №85 города Ульяновска
Проектирование урока математики
с использованием интерактивного оборудования
и интернет-ресурсов
Тема: «
Доли и обыкновенные дроби»
Цель: Формирование понятий: «доля», «обыкновенная дробь»,
«числитель», «знаменатель».
Задачи:
• Создание условий для развития мышления, логики, по-
знавательного интереса, способности к конструктивному
творчеству.
• Воспитание целеустремленности при достижении по-
ставленной цели, ответственности за результаты своего
труда, уважения к мнению товарищей, доверительного
отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- сформированность познавательных интересов, направленных на развитие
представлений о числе и числовых системах;
- понимание смысла поставленной задачи;
- сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в
устной речи.
83
Метапредметные результаты
познавательные
-
умение работать с различными источниками информации, включая
цифровые;
-
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
регулятивные
-
умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
коммуникативные
-
умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей
позиции;
-
умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты
в познавательной (интеллектуальной) сфере
-
правильное чтение и запись обыкновенных дробей.
в ценностно-ориентационной сфере
-
применение новых знаний в новой ситуации;
-
объяснение того, что показывает обыкновенная дробь.
Учебное оборудование
Мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал
(сигнальные карточки, памятки, карточки для лабораторной работы)
Технология изучения темы
Этап 1. Самоопределение к деятельности.
Цель: Настроить учащихся на работу в классе через задачи занимательного
характера.
Задание
. У меня в руках веревка. Ее длина 120 см. От веревки надо отрезать
60 см. Но под рукой нет линейки. Как это сделать?
1. Как называется каждая часть веревки?
2. Как от веревки отрезать 30 см? От какой ее части?
3. Как называется отрезанная часть, равная 30 см?
Учитель. В математике принято одну из равных частей называть долей. Тема
нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби». Сегодня на уроке перед нами
стоит задача узнать, что такое доля и дробь.
Форма работы:
Ученики, проявляя сообразительность, должны сложить веревку пополам,
тогда каждая из частей будет равна 60 см.
При ответе на второй вопрос ученики складывают веревку пополам, а затем
одну из частей веревки перегибают посередине.
Результатом учебного задания является выход на понятия «половина» и
«четверть».
Этап 2. Учебно-познавательная деятельность.
Цель:
Научить школьников:
• видеть математическую задачу в реальной жизненной ситуации;
• приводить примеры долей из повседневной жизни;
• понимать сущность алгоритмических предписаний по правильному чтению
обыкновенных дробей и действовать в соответствии с предложенным
алгоритмом.
Учитель. Слышали ли вы когда-нибудь раньше слово доля? С чем
ассоциировалось это слово? Использовали ли вы его в своей речи?
86
Вот как объясняется понятие «доля» в толковом словаре.
1. Часть чего-нибудь.
2. Часть, полученная при дележе, распределении.
3. Участь, судьба.
4. Русская единица массы, употреблявшаяся до введения метрической
системы мер, равная 1/96 золотника или 44 мг.
В словаре приведено несколько значений слова
доля. Для математики важнее первое и второе значения: часть чего-нибудь и
часть, полученная при дележе, распределении.
Задание 1. Нарисуйте в тетради отрезок длиной 12 см. Отметьте середину
отрезка точкой. Как можно назвать части, на которые мы разделили отрезок
поставленной точкой?
(полверевки, половинки)
Учитель. А еще эту половину можно назвать «вторая доля». Половина – это
самая известная из долей. Слова с приставкой пол можно услышать часто.
Назовите, пожалуйста, такие слова.
(полчаса, полкилометра, полбатона, полдня… и т.д.)
Задание 2. На схеме каждую долю разделите пополам. На сколько частей
разделили отрезок? Заштрихуйте одну часть. Как мы ее назовем?
(четвертая доля, четвертая часть)
Учитель. А как нам эту долю записать? Как обозначить на письме, что это –
одна вторая доля, а это – одна четвертая доля?
В математике половину записывают так:
1/2– дробь
число 1 – числитель дроби
число 2 – знаменатель дроби
5 класс
87
Задание 3. На схеме под полученными отрезками запишите их доли
соответствующими дробями.
Задание 4. Как записать дробью заштрихованную часть круга и квадрата?
Сделайте вывод о том, как записывают дробь. Что обозначает числитель и
знаменатель дроби.
Форма работы:
Ученики на интерактивной доске делают подписи и рассказывают, почему
именно так написали дроби. Например:
Знаменатель 8 показывает, что круг разделили на 8 равных частей, а
числитель 1 показывает, что одну такую часть заштриховали.
Учитель. А сейчас будем учиться читать дроби, и в этом нам поможет
памятка.
«Доли. Обыкновенные дроби». Презентация
Форма работы:
Ученики по очереди, сверяясь каждый раз с памяткой, называют дроби
(можно памятки распечатать и положить на каждую парту). Когда один из
учеников называет дробь, остальные поднимают зеленую карточку, если
согласны сданным ответом, и красную, если не согласны.
Задание 5. Запишите в виде обыкновенной дроби.
1. Три шестых.
2. Одна треть.
3. Половина.
4. Семь десятых.
5. Одиннадцать сотых.
6 .Три четверти.
7. Одиннадцать сорок восьмых.
Форма работы:
Ученики работают в тетрадях.
Учитель. Поменяйтесь тетрадями и в соответствии с указанными критериями
поставьте оценку своему товарищу по парте.
«Доли. Обыкновенные дроби». Презентация
Форма работы:
После диктанта ученики меняются тетрадями и в соответствии с указанными
на слайде критериями выставляют оценку своему товарищу по парте.
Задание 6. Решите задачу.
Клоуну предложили записать цифрами две дроби:
1 четыре тысяча вторых;
2 четыре тысячи вторых.
«Так ведь это одна и та же дробь!» – захохотал клоун.
Но ему объяснили, что он невнимателен. Запишите названные дроби верно.
Задание 7. Запишите дробь, у которой числитель равен значению выражения
5883 : 37 – 2852 : 46,
а знаменатель – значению выражения 43 (95 – 32) : 21.
Форма работы:
Ученики выполняют задания на применение полученных знаний, используя
их в новых ситуация
Этап 3. Релаксирующая деятельность.
Цель: Снять напряжение с глаз
«Физкультминутка». Презентация.
Форма работы:
Выполнение упражнений физминутки
Этап 4. Диагностика качества освоения темы.
Цель
Научить школьников:
• понимать смысл поставленных математических задач;
• использовать средства наглядности (рисунок) для иллюстрации
предложенных задач;
• контролировать процесс и результат своей учебной деятельности;
• работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Учитель. Ребята, мне на электронную почту пришло
письмо от Клоуна.
Дорогие друзья пятиклассники!
Я запутался в нахождении величины закрашенной части фигуры. Помогите
мне ее найти.
Ребята, вам нужно прочитать задание, посмотреть варианты ответа и поднять
карточку того цвета, который совпадает с правильным вариантом.
«Доли. Обыкновенные дроби». Презентация
Форма работы:
Ученики, выполняя предложенное задание, используют
сигнальные карточки зеленого, красного, желтого цветов.
Учитель. А теперь давайте выполним лабораторную работу. Каждому из вас
выдана карточка. Выполните задания, используя цветные карандаши, а затем
сделайте самопроверку.
«Доли. Обыкновенные дроби». Урок
Форма работы:
Ученики осваивают навыки образного изображения обыкновенных дробей.
Самопроверка осуществляется на основе ответов, указанных на слайде.
«Доли. Обыкновенные дроби».
Учитель. Вам предлагается пройти тест. Фиксировать количество данных
вами правильных ответов и оценивать работу в группе будет компьютер.
«Обыкновенные дроби». Тест (см. презентацию 2).
Форма работы:
Тест выполняется на персональном компьютере. Ученики после каждого
тестового задания сразу видят результат своей деятельности.
Этап 5. Рефлексивная деятельность
Цель:
Научить школьников:
• соотносить полученный результат с поставленной целью;
• верно определять степень усвоения нового материала;
• оценивать результат учебной деятельности.
1. Что такое доля?
2. Как называется число, которое пишут над дробной чертой?
3. Как называется число, которое пишут под дробной чертой?
4. Что показывает числитель и знаменатель дроби?
5. Когда мы произносим слово «дробь»?
Форма работы:
Ученики демонстрируют умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли
в устной речи с применением новых математических терминов: «доля»,
«обыкновенная дробь», «числитель», «знаменатель».
Учитель. Урок закончим стихотворением:
Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.
Форма работы
9Ученики высказывают свое отношениие к уроку, деятельности своих
товарищей, благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
Домашнее задание
1. Выучите понятия: доля, обыкновенная дробь, числи-
тель, знаменатель.
2. Нарисуйте квадрат, сторона которого 2 см. Заштрихуйте половину
квадрата разными способами.