Автор: Большакова Людмила Борисовна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №25"
Населённый пункт: Северодвинск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий на уроках биологии"
Раздел: среднее образование
Использование игровых технологий на уроках биологии
Внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения, среди которых ведущая роль
отводится
учебным
играм,
позволяет
ученикам
формировать
знания
путём интенсивной
самостоятельной
познавательной
деятельности
и
вместе
с
тем
способствует
развитию
индивидуальных творческих способностей. Сущность дидактической игры как средства обучения
состоит в том, что она переводит цели обучения и воспитания в реальные результаты. Учебная игра –
способ управления учебно-познавательной деятельностью учащегося. Когда учебный процесс
протекает так, что учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют
возможность понимать, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе освоения
учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями,
идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной
поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои
коммуникативные умения: умение выслушать мнение другого, взвешивать и оценивать различные
точки зрения, участвовать в дискуссии. Роль учителя заключается не просто в овладении
интерактивными технологиями, но и в обладании творческими способностями для совместного
творения с учащимися. Игровая форма урока создает ситуацию психологической раскованности на
занятии, раскрепощает сознание. Включение игровых методов обучения в учебный процесс дает
учителю и ученикам возможность творческого сотрудничества, дружеского заинтересованного
общения на уроках и внеурочной деятельности. Обеспечивает прочное, осознанное усвоение знаний,
развитие качества ума (гибкость, критичность, самостоятельность мышления)
Возможности игровых методов обучения:
дают возможность расширить и закрепить знания по данной теме;
способствуют
активизации
познавательной
деятельности
учащихся,
самостоятельному
осмыслению учебного материала и относятся к числу инновационных;
являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности;
способствуют установлению эмоциональных контактов между школьниками;
приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогают испытывать
чувство успешности;
наблюдается совместная деятельность учителя и учеников, развивающая познавательную
деятельность в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи;
играют воспитательную роль.
Для проведения интерактивных уроков учителю необходимо включать в процесс обучения
дидактические игры, что естественно для ребёнка. Тем самым повышается результативность
учебного процесса, творческие и коммуникативные успехи учащихся. Использование интерактивных
методов – средство к достижению в классе атмосферы сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для
учащихся, но и для учителей. Интерактивные методы обучения позволяют организовывать работу в
парах, малых группах, «мозговой штурм» и т.д.
Игры, направленные на обучение, развитие внимания и наблюдательности обучающихся по теме:
«Многообразие покрытосеменных»
Что я за растение, (орган, плод)
Узнай растения
Собери в корзину
Совы и вороны
Ты – мне, я – тебе
Ключ к растению
Снежный ком
Нарисуй – узнаю
Моделирование органов цветкового растения
Почемучка
Разгадай секрет
Найди и назови цветок по рисунку
Угадай!
Тема: «Плоды»
Игра «Узнай плод»
Проверка усвоения материала по теме «Плоды» проводится в начале урока по группам, в парах.
Играющие распределяются на две команды с одинаковым количеством человек в каждой. Между
командами кладут плоды. Игроки в каждой команде получают порядковые номера («1», «2», «3» и
т.д.).
Ход игры: Учитель называет плод (его описание) и порядковый номер игроков, которые должны как
можно быстрее взять в руки названный объект. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся
плоды. Выигрывает та команда, у которой окажется большее количество растений.
Игра «Собери в корзину плоды»
Для проверки усвоения материала по теме «Плоды» игра проводится в начале урока по группам,
затем в парах. Оборудование: натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов яблока,
томата, апельсина, плоды подсолнечника, клёна, тополя, лопуха, одуванчика, рябины и т.д. На
партах лежат натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов; стоят корзинки, в которые
нужно собирать плоды.
Ход игры: Учитель дает задания каждой паре (группе) учеников, те, кто справились, поднимает
руку.
Задание №1: соберите в корзину сочные односемянные плоды
(костянка, абрикос, вишня, слива, персик….)
Задание №2: соберите в корзину сухие односемянные плоды.
(орех, жёлудь, зерновка (пшеница, кукуруза, рожь), семянка (подсолнечник)…)
Задание №3: соберите в корзину сочные многосемянные плоды.
(ягода: смородина, томат, виноград; яблоко: яблоня, груша, айва; тыквина: арбуз, тыква, огурец;
многокостянка: малина,…)
Задание №4: соберите в корзину сухие многосемянные плоды.
(боб: фасоль, горох; коробочка: мак, дурман; стручок: капуста, редис….)
Аналог этой игры предложен в рабочей тетради по теме «Плоды», где учащиеся при выполнении
домашнего задания самостоятельно разбирают задания.
Плоды растений: фасоль, горох, мак, дурман, капуста, редис, смородина, томат, виноград, яблоня,
груша, айва, арбуз, тыква, огурец, малина, орех, жёлудь, пшеница, кукуруза, рожь, подсолнечник,
абрикос, вишня, слива, персик…
Соберите в корзину
№1-сочные односемянные плоды;
№2-сухие односемянные плоды;
№3-сочные многосемянные плоды;
№4 - сухие многосемянные плоды
Игра «Почемучка» /как вы считаете…
Особенности проведения:
для введения в новый, неизвестный материал, либо для закрепления
материала. Проводится индивидуально, по группам.
Оборудование: рисунки (макеты) вилка капусты, томата, клубня картофеля, стручков гороха и
капусты, коробочки мака и других плодов.
Ход игры.
Учитель задаёт вопросы ученикам по заданной теме.
Вопросы формулирует таким образом, что для ответов на них необходимо внимательно изучить
рисунки и подписи к ним.
Ученики должны найти подсказку в учебнике, дать свои варианты ответов на вопросы учителя и
задать ему свои вопросы.
Вопросы-задания учителя:
Рассмотрите рисунки (макеты, настоящие объекты). Как вы считаете…
Под какими номерами даны изображения плодов?
Почему вы так считаете? Как называются эти плоды?
Ответы учащихся:
Клубень картофеля – не плод, у него нет семян, это видоизменённый побег, его плод – ягода как у
томата. У гороха плод - стручок. У мака плод - коробочка. Вилок капусты – это побег, её плод –
стручок. Малину и землянику мы называем ягодами. Однако, по строению плод малины – это
сочная многокостянка на сухом цветоложе, у земляники плод – многоорешек с мясистым
цветоложем.
Аналог этой игры предложен в рабочей тетради по теме «Плоды», где учащиеся при выполнении
домашнего задания самостоятельно разбирают картинки и задания к ним.
Во время игры
«Почемучки» учащиеся демонстрируют свои знания по пройденной теме и обсуждают возникшие у
них вопросы вместе с классом и учителем.
Игра «Кто принёс?» или «Следопыт»
Тема: «Распространение плодов и семян»
Игра - мозговой штурм, игра в группах.
Оборудование: натуральные плоды (и семена), фотографии плодов, муляжи плодов яблока, томата,
огурца, подсолнечника, клёна, тополя, лопуха, одуванчика, рябины и т.д.
Ход игры.
Играющие распределяются на две команды. Каждой команде кладут семена, плоды.
Задача команд - определить по внешнему строению семян, плодов их вероятность прорастания в
данном месте. Следопыты описывают свои объекты и выдвигают наиболее вероятные версии
распространения семян (вода, ветер, животные, человек, саморазбрасывание). Аналог этой игры
предложен в рабочей тетради по теме «Плоды», где учащиеся при выполнении домашнего задания
самостоятельно разбирают картинки и задания к ним. Во время игры «Почемучки» учащиеся
демонстрируют свои знания по пройденной теме и обсуждают возникшие у них вопросы вместе с
классом и учителем.
Сюжетные игры
Урок-сказка Тема «Строение корня»
Так при изучении нового материала можно использовать сюжетную игру.
В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.
«В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени
Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все
в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в
соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них
Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая
колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на
Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков
память. Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться
с заданиями. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть. Ну-ка думай, вспоминай. Корню
быстро помогай!»
Задание 1. Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой
системы?
Задание 2. Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды
корней на схеме.
Задание 3. В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так собрать
корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми функциями. Данные занесите в
таблицу.
Задание 4. Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое
слово поможет нам это понять. (Ключевое слово СПАСИБО).
1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)
2. Название корня, образующегося на стебле. (Придаточный)
3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)
4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)
5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)
6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)
7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)
«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные
чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы
боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система».
Таким образом, в ходе игры была изучена новая тема, рассмотрены особенности строения корня и
корневой системы, зоны корня и их функции. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы
перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к
поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает
желание справиться с заданиями.
Игра – путешествие
Тема «Семейство розоцветные»
Работа в группах, каждая из которых может двигаться по индивидуальному маршруту в
соответствии с маршрутным листом. Сегодня нам предстоит необычное путешествие по
удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу двудольных, где мы
познакомимся с известным и знаменитым семейством розоцветных. Двигаясь по определенному
маршруту, нам предстоит найти клад!
Станция первая «Загадкино»
Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.
В сенокос - горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягода?
(Рябина)
Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна.
Но тронешь меня невзначай
Почувствуешь, как я сильна.
(Роза)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха)
Вкус у ягоды хорош
Но сорви ее поди-ка:
Вот и назван
(Ежевика)
Куст в колючках будто еж-
Стоит дерево древанское:
На нем платье шемаханское,
Когти дьявольские,
Крылья ангельские.
(Шиповник)
Станция вторая «Исследовательская»
На каждую парту раздают законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины, яблони,
шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков,
лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.
Станция третья «Внимание! Розыск»
Каждой группе предлагается по четыре описания и рисунков с изображениями растений.
Предлагается по описанию («фотороботу») определить растение, а для одного составить описание
самому, указав:
1) жизненная форма;
2) характер стебля;
3) листорасположение и особенности листьев;
4) особенности расположения цветков;
5) плод.
Составить общую характеристику для розоцветных.
Станция четвертая «Знайкино»
Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных. Форма
произвольная. Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад - знания! Знания о
розоцветных и окружающем нас мире. Но это только начало путешествия в огромный мир живой
природы. Работа в группах придает элемент соревновательности и повышает познавательный
интерес, развивает чувство коллективизма, развивает возможности самостоятельного добывания
знаний.
Загадки (при изучении нового материала, закреплении, повторении)
Из растений чей портрет
Выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете? (Пшеница)
Такой прием активизирует, внимание ребенка для восприятия темы «Сельскохозяйственное значение
злаков». К загадкам о растениях, относящихся к разным семействам цветковых, предлагаем вопросы:
К какому семейству относятся эти растения?
К какому классу?
Назовите общие признаки класса, семейства.
Что вы знаете об этом растении?
Какие растения, относящиеся к этому семейству, вы еще можете назвать?
Таким образом, происходит закрепление полученных знаний.
Игры - упражнения (кроссворды)
При закреплении, выполнении учащимися домашних заданий. При составлении кроссвордов
учитываются
возрастные
отличия
восприятия,
внимания,
памяти,
мышления
школьников.
Количество заданий в учебных кроссвордах обычно небольшое - ответ основывается на трех - пяти
словах. В зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных возможностей детей
задания можно изменять и варьировать.
Творческие задания
На разных этапах урока можно использовать разнообразные приемы, повышающие познавательный
интерес.
6 класс. Тема: «Биология – наука о живом». Этап актуализации знаний (работа в парах).
На доске записаны слова:
наука о живом, царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен веществ, животные,
рост,
грибы,
размножение,
бактерии,
клеточное
строение,
дыхание,
биосфера,
питание, животные.
Составьте рассказ о том, что изучает наука биология, используя эти слова.
6 класс. Тема: «Увеличительные приборы». Этап первичного закрепления знаний.
Строение микроскопа
т
у
б
у
с
с
т
о
л
и
к
ш
т
а
т
и
в
з
е
р
к
а
л
о
в
и
н
т
ы
о
б
ъ
е
к
т
и
в
о
к
у
л
я
р
а
Найдите в таблице слова, обозначающие части микроскопа
1.Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3.
Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для
настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть
зрительной трубы.
Покажите эти части на микроскопе.
Интерактивное обучение с использованием игр, позволяет решать одновременно несколько
задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает
установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу,
поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование
интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку
обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые
вопросы темы занятий. Разработанные и апробированные уроки ботаники с интерактивными
дидактическими игровыми элементами, показали, что обеспечивают включение учащихся (даже
пассивных) в активную познавательную деятельность, повышая их уровень мотивации к предмету, с
использованием дидактических игр и рабочей тетради. Применение различных интерактивных форм
и методов с использованием дидактических игр, позволяет каждому ученику перейти на более
высокий уровень знаний. Результаты интерактивного педагогического процесса с использованием
разработанных дидактических игр по биологии подтверждают свою эффективность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Демидова, С.В. Интерактивные уроки. Методы обучения в современной школе.
2.
Ивченко, С. Занимательно о ботанике. [Текст] - М.: изд-во «Молодая гвардия», 1972. –224 с.
3.
Калинина, А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс [Текст]: 3-е изд., перераб. – М.:
ВАКО, 2011. – 384 с.
4.
Леонтьева, О.М. Биология: 6 класс (Игры на уроках) [Текст]: Пособие для учителя. – М.: ООО
«Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 128 с.
5.
Никишов, А.И. Ботаника. Цветковые растения. Размножение растений [Текст]: Рабочая
тетрадь для 6 класса. – М.: НПО "Школа": "Открытый мир", 1997. – 112 с.
6.
Сборник авторских методических разработок по эколого-биологическому направлению
[Текст] – Абакан: «Журналист», 2005. –136 с.
7.
Сборник экологических игр [Текст]: По материалам семинара для специалистов по
экологическому просвещению Август 1999г. ФРГ о-в. Рюген / Ю.А. Севрук, Ева Кляйнн, Е.Б.
Книжникова Ю, О. Сивохо, Н. Шпиленок.