Автор: Большакова Людмила Борисовна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №25"
Населённый пункт: Северодвинск
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы мотивации к учебной деятельности"
Раздел: среднее образование
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдем у них завтра»
Джон Дьюи
В соответствии с новыми стандартами, необходимо усилить мотивацию ребёнка к
познанию окружающего мира, показать, что школьные занятия – это
необходимая подготовка к жизни,
поиск полезной информации,
применение её в реальной жизни.
Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка внутренней
готовности выполнения нормативных требований УД. Для реализации этой цели
необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в
деятельность («хочу»)
актуализировать требования к ученику со стороны УД («надо»)
установить тематические рамки УД («могу»).
Приёмы мотивации к учебной деятельности
1. Парадоксальные факты. Картофель имеет красивые цветки - белые и фиолетовые.
Однако насекомые их мало посещают. Почему?
2. Создание проблемной ситуации. Оводы ничего не едят, они даже лишены ротового
аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются
врагами с/х животных?
3. Использование художественной литературы.
В. Шекспир написал о сне следующие строки:
...Врачующий бальзам больной души,
Сон – это чудо матери-природы,
Вкуснейшее из блюд в земном пиру.
Насколько прав великий поэт?
4. Анализ жизненных ситуаций. Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу,
витамина D больше, чем в молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это
можно объяснить?
5. Использование загадок, пословиц, поговорок. Справедливы ли с биологической точки
зрения поговорки: «От худого семени не жди доброго племени»
1
6. Разъяснение значимости знаний.
Объясните, почему нередко мочёные яблоки,
солёные огурцы теряют форму?
7. Смысловые пары. Учащимся предлагаются пары слов, из которых нужно построить
предложение или вопрос: устьица - газообмен; листья - фотосинтез;
8. Кто лишний. Учащимся предлагается проанализировать ряд слов и назвать то,
которое не соответствует другим. Свой выбор они должны обосновать. Сердце, клапан,
желудок, предсердие, околосердечная сумка.
9. Экскурс в историю.
Известно, что Петр I запретил звонить в колокола во время нереста рыб. Почему?
Во время Великой Отечественной войны в качестве перевязочного материала
использовали мох сфагнум. Почему?
10. Знаете ли вы, что... Слово «лягушка» образовано от слова «ляга» - нога, бедро.
«Лягать» - ударять ногами. В. Даль в своём знаменитом словаре отмечал: «лягать» -
ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.
11. Черный ящик. Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой»
человека, они полагали, что именно им человек любит, ненавидит, чувствует и
переживает. Какой орган имелся в виду? Что находится в черном ящике? (Модель сердца).
12. Изречения знаменитых людей.
•
«Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные
средства должны быть пищевыми веществами». Гиппократ
•
«Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Сократ.
•
«Познание начинается с удивления» Аристотель.
Первоначальной мотивации хватает на 7-8 мин, поэтому желательно
мотивом обеспечить каждый этап деятельности учеников.
2