Напоминание

"Технологии ранней социализации детей как инновационная форма взаимодействия детей и взрослых в детском саду "


Автор: Чера Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/С 4
Населённый пункт: г.Новороссийск п.Верхнебаканский
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии ранней социализации детей как инновационная форма взаимодействия детей и взрослых в детском саду "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологии ранней социализации детей как инновационная

форма взаимодействия детей и взрослых в детском саду

Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад № 4 г.Новороссийска

Чера Оксана Сергеевна

1. Изменения в социальной жизни России повлекли за собой новые

тенденции в развитии дошкольного образования. Изменились потребности

родителей, изменились требования школы к будущему первокласснику.

2. На слайде обозначены проблемы социализации современных

дошкольников.

Социологические

исследования

дошкольной

сферы

показывают, что дети приходят в детский сад играть и общаться со

сверстниками, интересно проводить время, все остальное воспринимается

ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать. Между тем

работа дошкольных организаций строится таким образом, что для игры и

общения постоянно не хватает времени.

3. Возникает вопрос: как создать такие ситуации и формы активности,

при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало

бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях? Каким

образом решить проблему социализации в условиях обычного детского сада,

не

прибегая

к

перестройке

всей

жизнедеятельности

детского

сада,

переучиванию педагогов, пересмотру содержания программы? Для решения

этой

глобальной

задачи

необходимо

оптимизировать

воспитательный

процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и

инновационные подходы работы с детьми.

4. Наше дошкольное учреждение с 2015 года внедряет основную

образовательную программу дошкольного образования «Тропинки». Авторы

программы «Тропинки» предлагают изменить форму взаимодействия детей в

детском саду, которую предполагается строить на технологиях эффективной

социализации Натальи Петровны Гришаевой. За эти годы в нашем

учреждении накоплен богатый опыт, которым я хочу поделиться с вами.

Всего этих технологий 10, я расскажу вам о 4 из них.

5. Одна из самых любимых детьми – «Клубный час» - это особая

современная технология развития личности ребёнка. Она заключается в том,

что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию

детского сада, соблюдая определенные правила, и

по звонку колокольчика

возвращаются в группу. В нашем учреждении эта технология реализуется два

раза в месяц. Не все дети могут соблюдать правила, во время «Клубного

часа», поэтому предусмотрена система штрафных санкций. Перед началом

мероприятия детям выдаются сумочки и три кружка. Кружок может забрать

любой

взрослый,

если

ребенок

не

соблюдает

правила,

которые

разрабатываются совместно с детьми. Если у ребенка забирают один кружок,

то это предупреждение. Если забирают два или три кружка, то следующий

«Клубный час» он пропускает.

6. Клубный час бывает деятельностный (в каждой группе организованы

разные виды, ребенок, проходя по группам выбирает тот вид деятельности,

который ему по душе),

7. тематический (вся деятельность учреждения посвящена одной теме

«Зима», «Космос», «День книги»),

8. свободный (детям доступно любое пространство в детском саду, а

деятельность организуется самостоятельно).

Однако, внедряя технологию в течение года, мы заметили, что дети

надолго задерживаются в хорошо знакомых им образовательных центрах, в

музыкальном или спортивном зале, а в группах не задерживаются. В беседах

с детьми мы выяснили, что в чужой группе они стесняются чужого педагога,

среда для них незнакома и поэтому неинтересна. Поэтому, мы предложили

детям самим решить, что делать, чтобы привлечь детей в группу, чтобы им

стало интересно.

9. Дети старшего дошкольного возраста предложили идею о детях-

помощниках в группе. Предварительно, обсудив с педагогом, чтобы они

хотели показать детям, какие средства необходимы, как правильно рассказать

детям-гостям о предстоящей деятельности. Проведя первое мероприятие с

использованием

детей-волонтеров,

мы

увидели

его

эффективность.

Количество детей в группах резко возросло, дети с удовольствием общались

друг с другом, экспериментировали, педагоги не вмешивались в деятельность

детей, лишь обеспечивали безопасность. Кроме этого тут еще один

немаловажный фактор ребенок-волонтер самостоятельно отказывается от

участия в «Клубном часе» и остается в своей группе в роли педагога. Такая

форма работы как движение «Волонтер группы» развивает у детей чувство

ответственности, самостоятельности, развивает навыки общения.

После завершения «Клубного часа» все участники, каждый в своей

группе, с воспитателем, садится в круг на ковре. Зажигается свеча, возможно

включение медитативной музыки, начинается обсуждение – «Рефлексивный

круг». В настоящее время эта технология нами не организовывается в связи с

санитарно-эпидемиологической обстановкой перемещение между группами

запрещено.

10. Технология «Ежедневный рефлексивный круг»

проводится

каждый день перед завтраком со всеми детьми. Желательно, чтобы круг,

образованный детьми, находился в одном и том же месте, так как дети

привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия

воспитателя.

11.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного

круга», можно поделить на несколько тем:

- Чем мы сегодня будем заниматься?

- Почему мы выбираем именно эту тему и проблему?

- Что интересного произошло у вас в группе вчера?

- Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым, добрым,

заботливым?

- Почему не удается соблюдать правила в группе?

- Что делать если хочется драться?

12. Главный принцип, который необходимо соблюдать при проведении

рефлексивного круга – не давать оценки высказываниям детей. Самый

эффективный ответ на неправильный поступок или поведение «Так бывает».

Дети осознают и сами дадут оценку себе или своим товарищам.

13. Технология «Проблемная педагогическая

ситуация» Цель проведения

проблемной

педагогической

ситуации

самоопределение

детей

в

эмоционально-напряженной

для

них ситуации,

в

которой

необходимо

принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим

действиям,

извлечь

уроки

из собственного

поведения.

Для

чего

это

необходимо

в

детском

саду,

спросите

вы? Однако, обычный ребенок не

представляет себе, как разобраться в простейшей нравственной ситуации.

Именно

проблемная

педагогическая

ситуация

является

мощнейшим

методом

диагностики

состояния

детей

в

группе.

Проблемная

педагогическая

ситуация всегда проходит без присутствия воспитателя.

Ситуацию проводит

специально подготовленный взрослый, которого дети

не знают; воспитатель появляется после ситуации и проводит рефлексивный

круг.

14. Мы проводили ситуацию «На прогулке в детском саду» (девочки

школьницы предлагали детям пойти погулять за пределы детского сада) и

«Зеркало» (школьник принес разбитый осколок стекла). Однако в нашем

саду, данную технологию мы использовали несколько раз. Так как поселок у

нас небольшой, совершенно постороннего человека, готового поучаствовать

в этом мероприятии, найти достаточно сложно.

15. Социальная акция

– понятие не новое. Это комплексные

мероприятия, действия для достижения какой-либо цели. Выбор нами данной

формы

работы

обусловлен

рядом

причин:

акции

направлены

на

формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том,

что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние

окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен изменить в

лучшую (или худшую) сторону свое окружение. С помощью акции можно

быстро, без назидательности донести до большого количества родителей

актуальную идею, привлечь внимание общественности к проблеме.

16. Например, акция «Чистый поселок».

На прогулке после сильного

ветра дети заметили, что участок усыпан обломками веток, мусором с улиц.

На рефлексивном круге было проведено обсуждение этой ситуации Дети

вспомнили, что такая ситуация сложилась во всем поселке. Было решено, что

самостоятельно своими усилиями дети не смогут справиться с таким

объемом работы, им необходима помощь взрослых.

17. В каждой группе найдутся ребята, готовые помогать другим. В

нашей группе участие в социальных акциях стало не разовой акцией, а

системой мероприятий, в которых может принять участие любой желающий.

Мною

разработана

система

работы

по

организации

и

проведению

социальных акций. Для привлечения общественности, родителей других

групп и жителей поселка в холле учреждения организован «Социальный

центр добрых дел». В нем организована доска объявлений с названием

социальной акции и корзинка, в которую каждый желающий может принести

то, чем он может поделится с нуждающимся.

18. Например, в рамках социальной акции «Пожилым людям – наше

внимание», мы организовали сбор угощений для пожилых одиноких людей,

которых родители посетили вместе с детьми. Помимо этого совместно с

детьми изготавливаются плакаты, памятки с призывом о помощи или с целью

обращения на существующую проблему и вывешиваются в общественных

местах для жителей поселка. Активно используются социальные сети, где

размещается информация о предстоящей акции или монтируется видеоролик.

19.

Видеоролик

одна

из

новинок

использования

современных

информационных технологий при проведении социальных акций и служит

рупором оповещения акции, средством мотивации населения и своеобразным

оповещением, анализом о результатах социальной акции.

20. При организации акции «Поможем птицам перезимовать» был

организован и «Социальный центр добрых дел», где осуществлялся сбор

корма для птиц, ребята изготовили листовки и раздали прохожим, совместно

сделали ролик, который показали ученикам школы. Результатом реализации

социальной

акции

«Поможем

птицам

перезимовать»

стал

выпуск

фотоальбома «Мы – юные помощники птиц» и участие в экологической

акции по развешиванию кормушек и скворечников в сквере и парке поселка

совместно с младшими школьниками, родителями и представителями

администрации, собрано 12 кг корма и сделано 46 кормушек.

21.

Организация

работы

детей

в

социальных

акциях

требует

продумывания каждой мелочи. В частности, нам педагогам следует

принимать во внимание такой важный момент, как «обратная связь».

Например,

социальные

акции,

в

которых

участвуют

наши

дети,

поддерживают родители, и дети благодаря этому чувствуют свою значимость

и причастность к общему делу.

Таким

образом,

участие

в

социальных

акциях

помогает

всем

участникам процесса: и тем, кому оказывается помощь и тем, кто эту помощь

оказывает, - ощутить себя частью общества.

22. В завершении хочется сказать, что прошло уже 6 лет как

технологии ранней социализации используются в нашем саду. За это время

дети стали более самостоятельны и ответственны;

научились свободно

ориентироваться на территории детского сада; стало меньше возникать

конфликтных ситуаций; старшие дошкольники проявляют инициативу в

заботе о детях младшего возраста; у детей развивается умение планировать и

оценивать результаты своей деятельности; без стеснения могут обратиться к

любому сотруднику детского сада с просьбой, благодарностью. Мы

попробовали и не ошиблись. Начали и не бросили. Сделали и не пожалели.

Выводы делать вам. Спасибо за внимание.



В раздел образования