Автор: Цыкунова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка"
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВОЗНЕСЕНСКИЙ РАЙОН, ВОЗНЕСЕНСКОЕ
Наименование материала: «Знакомство с русским народным детским фольклором»
Тема: Семинар-практикум для родителей в нетрадиционной форме «Посиделки в горнице»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
р.п. Вознесенское Нижегородской области
Тема:
Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему:
«Знакомство с русским народным детским фольклором»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Цыкунова Елена Викторовна
р.п.Вознесенское
2022 г.
Введение
Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и
фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих
поколений, фольклор имеет колоссальное значение.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет
важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют
важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося
на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих
поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме
своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогами вам, родителям
необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от
возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания
своего народа.
Цель семинара-практикума: Расширение знаний родителей об особенностях
малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных
ситуациях.
Задачи:
Актуализировать знания родителей об устном народном творчестве.
Пробудить и развивать интерес к российской истории и народным
традициям, расширяя знания о русском народном творчестве.
Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Раскрыть внутренний творческий потенциал.
Хозяюшка (воспитатель) встречает гостей (родителей).
Ход мероприятия:
Хозяюшка:
Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!
Проходите, будьте как дома!
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
Красному гостю - красное место!
Гостю – почет, хозяйке – честь!
Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!
Удобно ли вам гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места
хватило!
(Гости садятся на лавочки, с двух сторон от стола).
Хозяюшка:
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собираем посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Хозяюшка: Рада вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам
гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела.
Сядем рядком да поговорим ладком, и предлагаю вам размышления на такую
простую
и
сложную
тему:
«Знакомство
с
русским
народным
детским
фольклором»
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – всё
это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков, теперь
называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей
постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый
мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Где же мой волшебный сундучок? Вот он, а тут карточки с названием жанров
фольклорных произведений и их обозначением.( Родители по очереди
зачитывают информацию на карточках).
Колыбельные песни - песни, исполняемые матерью или нянькой при
укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным
мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение
колыбели.
Потешки
- короткие стишки, предназначенные для развлечения детей
младенческого
возраста
и
сопровождающиеся
элементарными
игровыми
движениями. Наиболее популярные сюжеты потешек: “Ладушки” (в такт стихам
хлопают детскими ладошками, при заключительных словах ручки разводят и
кладут на голову:“Полетели, на головку сели!”); “Сорока” (игра пальцами ребенка
имитирует варку каши и раздачи ее детям); “Идет коза рогатая” (жесты взрослого
изображают встречу с козой).
Считалки — вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки,
посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей.
Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества.
Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека:
поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу
можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например :
Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим:
«Поспешишь – людей насмешишь».
Сказки.
Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и
культурных
ценностях
общества.
Расширяют
кругозор:
развивают
речь,
фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость,
трудолюбие, правдивость.
Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному
развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки
требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить
поставленную перед ним задачу.
Скороговорка. Веселая
и
безобидная
игра
в
быстрое
повторение
труднопроизносимых стишков и фраз.
Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это
небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Само слово
«заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать
такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.) Солнышко,
появись! Красное, нарядись!
Теперь попробуем применить наши знания в занимательных играх. У нас
образовалось две команды, с правой и левой стороны стола. Каждая из команд,
правильно отвечая на мои вопросы, получит жетон – матрёшку. По окончании
наших посиделок мы посчитаем жетоны и определим победителей.
Теперь попробуем применить наши знания в занимательных играх. У нас
образовалось две команды, с правой и левой стороны стола. . Каждая из команд,
правильно отвечая на мои вопросы, получит жетон – матрёшку. По окончании
наших посиделок мы посчитаем жетоны и определим победителей.
1.Викторина «Загадки из сундучка»:
- песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка
- короткие стишки, предназначенные для развлечения детей младенческого
возраста
-рифмованные
стишки,
посредством
произнесения
которых
проводится
жеребьевка в играх детей.
- для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
-назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы,
приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки,
загадки)
- Что такое загадка?
Далее хочется остановиться на одном из жанров фольклора – пословицах. Что
такое пословица? (это своеобразные притчи, уложенные в формат коротенького
афоризма поучительные истории). Пословицы выражают народный ум и опыт,
накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того
или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей.
Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их
главной
особенностью
является
лаконичность
и
точность
передаваемой
информации. И сейчас мы с вами поиграем в игру.
2.Игра «Собери пословицу»
Для этого вам нужно подойти к столу и взять карточки. У каждой карточки есть
пара, подобрав свою половинку, можно прочесть пословицу.
КОНЧИЛ ДЕЛО ГУЛЯЙ СМЕЛО
ЖАР КОСТЕЙ НЕ ЛОМИТ
НЕ ВСЁ КОТУ МАСЛЕНИЦА
ШИЛО В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ
НЕТ МИЛЕЕ ДРУЖКА ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА
ДОБРОЕ СЛОВО И КОШКЕ ПРИЯТНО
Подсчёт матрёшек.
Следующее задание для знатоков сказок. Проверим себя!
3. «Сказки». Команды отвечают на вопросы.
1. Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак, и лизнёт его, и
понюхает, всё ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин.
Ответ: «Лиса и кувшин»
2. Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую
сторону идти – не знает, спросить не у кого… Думала она, думала и
придумала.
Ответ: «Маша и медведь»
3. Лисичка села ему на спину, он её и понёс. Вот лисичка-сестричка сидит да
потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везет».
Ответ: «Лисичка- сестричка и серый волк».
4. Приходит коза: сколько ни звала – никто ей не отзывается. Подошла
поближе к дверям и видит, что всё отворено; в избу – а там всё пусто;
заглянула в печку…
Ответ: «Волк и семеро козлят»
5. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит –
невдалеке кто-то по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает,
пощёлкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит и сверху её
спрашивает: «Тепло ли тебе, девица?».
Ответ: «Морозко»
6. Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далёко, жар
донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы…
Ответ: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
7. Вот царь позвал сыновей:
- Хочу посмотреть, которая из ваших жён лучшая рукодельница. Пускай
сошьют мне к завтраму по рубашке.
Сыновья поклонились отцу и пошли. Иван-царевич приходит домой, сел и
голову повесил…
Ответ: «Царевна- лягушка»
8. Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино
приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а сирота
приговаривает:
- Спи, глазок, спи, глазок.
Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила.
Ответ: «Ховрошечка».
9. Пришла девочка, глядь – братца нет! Ахнула, кинулась туда-сюда – нет!
Кликала, заливалась слезами, причитала, что худо будет от отца и матери, -
братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле, метнулись вдалеке птицы и
пропали за тёмным лесом.
Ответ: «Гуси- лебеди».
10. Жили старик со старухою. Раз старуха рубила капусту и нечаянно
отрубила палец. Завернула его в тряпку и положила на лавку.
Вдруг услышала – кто-то на лавочке плачет. Развернула тряпку, а в ней
лежит маленький мальчик.
Ответ: «Мальчик с пальчик»
Подсчёт матрёшек.
4 задание. «Угадай сказочный предмет»
- Какой головной убор помогает прятаться ? ( шапка – невидимка)
- На дубе – ларец, в ларце – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо. А что в яйце?
(игла – смерть Кощея Бессмертного).
- Меч, с помощью которого богатырь обезглавил Змея Горыныча (меч –
кладенец).
- Скатерть, которая умеет готовить (скатерть – самобранка).
Подсчёт матрёшек.
5 задание. Объясните значение устаревших слов
Молвил, очи, уста, светелка, терем, ватажиться, радеть
Ответы: разговаривал, глаза, рот, комната, дом, выступать, заботься.
Подсчёт матрёшек.
6 задание. «Загадки».
Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки.)
Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок.)
Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел, а всякий слышал
(эхо)
Что с земли не поднимешь? (Тень.)
Сначала — блеск, а за блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза.)
Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь.)
Расколешь лед — возьмешь серебро. Разрежешь серебро — золото. (Яйцо.)
Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь.)
Подсчёт «матрёшек».
Как же любили на Руси хороводы водить. (хороводная игра «Ходит Ваня»)
Подсчет матрёшек.
Просмотр
презентации:
«Многообразие
фольклора
в
развитии
детей
дошкольного возраста»
Устное народное творчество – это очень ценная кладовая нашей отечественной
культуры. На данное время эта тема актуальна, на сколько люди будут помнить, и
беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и целостность.
В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной
культуры наполняет жизнь яркими впечатлениями от встречи с народной песней,
сказкой, красивыми предметами народно-прикладного искусства.
Спасибо за сотрудничество.
Работа с родителями Реализация поставленных задач возможна лишь при условии
тесного взаимо-действия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в
значимости устного
народного
творчества
как
средства формирования
ценностных лич-ностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью.
Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам
детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в
семье, дает возможность для общения.
— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в раз-
витии речи детей» (консультация в приложении 2)
— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение
родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании
детей (приложение 1).
—
Консультации
на
тему «Народное
творчество
в
воспитании
де-
тей» (приложение 4).
— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, пе-
сенки» (фото в приложении 5)
3-й этап
Содержание практической деятельности с детьми
Проведение НОД «Путешествие по фольклору»
Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личи-ко», «Тень-
тень –потетень…»
Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:
дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями; имитация
основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались,
улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка»
Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький
походи»
Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с пе-редачей
основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладо-шки и стали
танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за де-рево.
Показ сказки «Репка»
Знакомство
и
обыгрывание
потешек «Как
у
нашего
кота», «Солнышко
колоколнышко» —
Инсценированние фрагментов сказок о животных «Колобок», «Тере-мок» : чтение
воспитателем сказок и побуждать детей показывать, как «говорят» животные.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета для родителей
Приобщение детей к истокам русской культуры
1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа :
a) как жили наши предки?
b) какими занимались ремёслами?
в) как сеяли хлеб?
г) какую на Руси носили одежду?
2. Знаете ли Вы русские праздники?
3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?
4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
6. Надо ли знать народные сказки и былины?
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом
малыш?
9. Какие народные игры Вам известны?
10. Играете ли Вы в них с ребёнком?
11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий?
Приложение 2
Консультация для родителей
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Речь - чудесный дар природы -не дается человеку от рождения. Должно пройти
время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало
усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значи-
тельной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального соци-
ального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинают-ся с
первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из -за сложных
социальных
условий,
в
силу
занятости
часто
забывают
об
этом
и
процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Произведения уст-
ного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное
значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь де-
тей.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство.
Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки,
потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные
сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей
предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, воскли-цания
и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислу-шаться,
повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напев-ность создают
эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух,
произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положи-тельное
отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи,
одеванию, укладыванию спать.
Утром можно проговорить:
Ой, люшеньки-люшки!
Нашему Иванушке!
Доброе утро!
Доброе утро!
Утро с шутками, прибаутками!
От водички, от водицы
всё улыбками искрится!
От водички, от водицы веселей цветы и птицы!
Таня умывается, Солнцу улыбается!
Во время приё ма пищи:
Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
Знакомство с явлениями природы:
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать, не пройти.
Одной из фольклорных форм развития связной речи ребенка являются пого-
ворки и пословицы. Используя их в своей речи, дети могут научиться лако-нично,
ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, развить умение творчески
употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные
описания. Можно предложить детям проговорить и объяснить наиболее рас-
пространенные поговорки и народные выражения. Если дети не
могут понять смысл некоторых из них, объясните им сами. После повторения
дети обычно хорошо справляются с этим заданием.
Утереть нос. (Сделать что-то лучше всех.)
Сидеть сложа руки. (Лениться.)
Значительное воздействие на разностороннее развитие речи у детей
может оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка учит
анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод,
проверять себя. Анализ загадки предполагает не только лучше пони-мать и
быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает
интерес к образным характеристикам, помогает запоминать и упо-треблять их
в речи, создавая яркий точный образ. Загадки развивают детскую память.
Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно
малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою
очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления,
фантазии, воображения. Как составить загадку. В первую очередь необходимо
выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке. Это может быть
животное, предмет быта или природное явление. Далее подумайте вме-сте с
ребенком, чем отличается загаданный предмет, животное или явление от других.
Помогут специальные вопросы.
Какой он? На что похож?
Когда это происходит?
Каковы отличительные признаки этого животного?
Для чего это нужно или где используется? и т. д.
Названные ключевые черты и признаки загаданного предмета, явления должны
быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте.
Лучше
всего
запоминаются
рифмованные
загадки.
Придумывая
стишок,
учитывайте возраст ребенка. Особой популярностью у детей пользу-ются
загадки, основанные на отрицании. Например, «Не собака, а в дом не пускает».
Если не получается придумывать рифмованные загадки, попробуйте вариант с
отрицанием, он намного проще для детей любого возраста. На пер-вых порах
самостоятельно придуманные загадки могут быть очень простыми, состоять всего
из одного предложения. Однако польза такого творчества огромна, ведь загадки
учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.
После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их
разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и
такие головоломки.
Пример: За чем во рту язык? (За зубами.)
За чем вода в бутылке? (За стеклом.)
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина
заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и
культуре.
Поэтому
проблема развития
речи
детей дошкольного
воз-
раста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую
значимость.
Конспект НОД по развитию речи с элементами
устного народного творчества «Путешествие по фольклору».
Программное содержание:
• Формирование знаний детей об устном творчестве русского народа. Выявить
знания детей о пословицах, потешках, поговорках, загадках.
•
Формировать
умение
соотносить
художественный
образ
и средства вы-
разительности
–мимика,
жесты
при
инсценировании
потешки «Тень-тень-
потетень», подбор пособий для самовыражения образов.
• Развивать интерес и участие в фольклорных постановках, прививать любовь
и уважение к народному творчеству.
Словарная работа
: Потешки, посиделки.
Предварительная работа:
Педагог использует устное народное творчество в повседневной жизни детей
при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассматрива-ние
иллюстраций, чтение книг с русскими народными сказками, заучивание
потешек.
Подготовка к занятию: Женское платье в русском народном стиле, кепки,
кокошники, сарафаны. Люлька с куклой-младенцем. Книги с потешками, зага-
док. Шапочки-маски: деда, бабки, лисы, волка, зайца, козла, кошки, собаки.
Атрибуты к игре с загадками, декорации старой русской избы.
Литература
1.
Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным
творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
2.
Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: Изд-воЭКСМО- Пресс, Изд-во
ННН-2002.
3.
Живая вода./ Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок
/Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В.П. - М.: Дет.лит., 1986.
4.
Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей -
//Дошкольное Воспитание, №4,1997.
5.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-
ПРЕСС,2000.
6.
Новицкая М. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-
12,1997;№1-2,1998.
7.
Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч.
В.П.Аникина;- 2-е доп.изд.- М.:Дет. лит.,1984.
8.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским
народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-
ПРЕСС,200 1.
9.
Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни,
потешки для детей дошк. возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
10.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного
и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс,
2007.
11.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
12.Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
13.Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в
дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Гном-Пресс, 2007.
Приложение:ФОТО.ПРЕЗЕНТАЦИЯ АНКЕТА