Напоминание

Инклюзивное образование в ДОУ


Автор: Землемерова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №139 "Яблонька"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от

которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и

сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с

учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в

сфере образования особый интерес представляет дошкольное

детство, как первая ступень системы

непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период

становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного

образования на современном этапе состоит не только в формировании

определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей

личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа

жизни.

Но неблагоприятные экологические, политические и социальные

факторы негативно сказываются на физическом, духовном,

психологическом и эмоциональном здоровье наших детей. Известный

врач-педагог Лесгафт писал: «Спасайте детей от физического,

морального и умственного вырождения!». С каждым годом

увеличивается число детей с ограниченными физическими и

психическими возможностями. И если для родителей нормально

развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может

пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время,

узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский

сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и

адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение

коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную

направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с

ОВЗ. Но ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от

педагогов "настоящий" диагноз своих детей. и в группах ДОУ

воспитываются в дети с ММД, ППНС, СВГД, гиперактивностью и пр.,

поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится

развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными

возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют

физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы,

испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в

овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них

нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам

связанными с трудностями в обучении. В тоже время практика

показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не

только биологическими факторами, но и неисполнением главных

педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована

система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками,

отсутствует или сужена социальная активность, поэтому в современном

обществе воспитание нравственности и патриотизма, а также

воспитание уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать

развивать с дошкольного возраста. А чем раньше начинается работа с

ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в

обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и

доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-

педагогической помощи “особому” ребенку.

Воспитательно- образовательный процесс в условиях меняющего

современного мира постоянно усложняется и требует от воспитанников

большего умственного и нервно- психического напряжения, поэтому в

последние годы происходят существенные изменения в

системе дошкольного образования. Так одной из актуальных

идей дошкольной педагогики стало внедрение в практику работы по

воспитанию и обучению детей с ОВЗ (инклюзивное образование,

которая включена в единую государственную систему образования

России.

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в

переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность. Инклюзивное

образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в

жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей,

родителей и специалистов в области образования в совместную

деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в

обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить

организацию пространства учреждения, а также учебный процесс,

чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.

Основой инклюзивного образования является исключение любой

дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем

людям, но создает особые условия для детей, имеющих

особые образовательные потребности. А сама проблема личностно-

ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из

важнейших в теории и практике дошкольной педагогики.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные

заведения дошкольного, среднего, профессионального и

высшего образования. Развитие инклюзивного образования –

процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и

методологических – социальные и административные ресурсы и

требующий кардинальной перестройки современной

системы образования. По уровню включения ребенка

в образовательный процесс условно обозначают временную (точечную,

частичную и полную виды инклюзии.

Основной целью и задачами инклюзивного образования в ДОУ

является обеспечение условий для совместного воспитания

и образования детей с разными психофизическими особенностями

развития и организация такого образовательного развивающего

пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с

ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и

воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности;

формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и

социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном

объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ. Это необходимо сделать,

для того чтобы ребенок с ОВЗ научился самостоятельно приобретать

знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и

решать возникающие в разных областях проблемы. Также следует

выделить задачи в плане квалифицированной коррекции отклонений в

физическом или психическом развитии воспитанников и интеграцию

детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное

пространство. Таким образом, цели и задачи инклюзивного

образования могут быть сформулированы как система задач трех

уровней: коррекционного (исправление отклонений и нарушений

развития, разрешение трудностей развития);

профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в

развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение

содержания развития). И только единство перечисленных видов задач

может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и

коррекционно-развивающих программ.

Для решения поставленных задач требуются техническое

оснащение образовательных учреждений; разработка специальных

учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на

развитие их взаимодействия с детьми ОВЗ; необходимые специальные

программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с

ОВЗ; значительная корректировка мировоззренческих

инвариантов (универсалий) ее научного анализа и уточнения; а в

некоторых случаях и изменения, самой

категориальной «матрицы» системного моделирования.

Комплексное инклюзивное психолого-педагогическое коррекционное

воздействие на детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется на основе ряда

методолого-методических принципов: индивидуального и

междисциплинарного подхода, вариативной развивающей среды и

вариативной методической базы обучения и воспитания,

самостоятельной активности ребенка и семейно- ориентированного

сопровождения и пр. Инклюзивное образование, если оно основано на

правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в

отношении детей и поддерживает детей с ОВЗ в их праве быть

равноправными членами своих сообществ и общества в целом

Реализация принципов будет обеспечена при условии создания команды

специалистов, осуществляющей «сопровождение» всех

субъектов образовательной деятельности. Так как

основополагающими приоритетами инклюзивного образования

считаются : принятие философии инклюзии всеми участниками

образовательного процесса; социальной адаптации ребенка на

каждом возрастном этапе; развитие коммуникативных, практических

компетенций; профилактика и преодоления инвалидизации и

искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ; знание психологических

закономерностей и особенностей таких детей, а также методов

психологического и дидактического проектирования учебного процесса и

умение реализовывать различные способы взаимодействия между

всеми участниками воспитательно- образовательной деятельности.

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ будет протекает

успешно при условиях когда в ДОУ есть лидер, который понимает

идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать

правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с

родителями и другими общественными организациями; предметно-

развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена

современным оборудованием и имеет хорошее методическое

обеспечение; высокая профессиональная квалификация педагогов и

специалистов, реализующих инклюзивный подход; адекватное

нормативно-правовое обеспечение; открытая система взаимодействия с

социумом.

Обязательными процедурами перехода на инклюзивную модель

педагогической деятельности ДОУ являются принятие решения о

переходе на инклюзивную модель педагогической практики; осознание

ценностей инклюзивной модели образования всеми участниками

образовательного процесса; постановка целей; анализ условий;

подбор и создание средств и методов; оценка результатов; коррекция

деятельности. Модель инклюзивного ДОУ строится в соответствии

законодательная база в области инклюзивного образования и на

тесном контакте всего педагогического коллектива, администрации

детского сада и родителей воспитанников, на План

развития инклюзивного образования в ДОУ состоит из аналитико-

статистического, информационно-просветительского, социально-

педагогического и программно-структурного направлений,

содержательного методического обеспечения, образовательной

деятельности, организации и грамотной разработки последовательных

этапов по психолого-педагогическому сопровождению

участников образовательной деятельности, развития безбарьерной

среды в ДОУ, результативности обучения и кадрового обеспечения, а

также повышения профессиональной компетентности педагогов по

проблеме.

Содержание работы с детьми данной категории определяется

комплексными и парциальными программами, реализуемыми в ДОУ.

Педагоги, ведущие занятия в инклюзивных группах, сами варьируют

время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с

усвоением материала и их способностями. Педагогические

технологии инклюзивного образования направлены на развитие

компетентностей в различных видах детской деятельности, но внимание

педагогов акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных

формах образования с вовлечением в

воспитательно- образовательный процесс всех участников (педагогов,

детей, родителей, создавая для всех эмоциональные, когнитивные,

коммуникативнные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а

также через игровую и продуктивную детскую деятельности. Для того

чтобы повысить общее качество воспитательно-

образовательного процесса необходимо выстроить различные схемы

организации взаимодействия специалистов и детей инклюзивной

группы, и определяться сочетанием

индивидуальных образовательных планов и Образовательной

программой.

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает

максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с

индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка;

формирует у всех участников образовательной деятельности таких

общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность,

осознание себя частью общества, предоставляет возможности для

развития навыков и талантов конкретного человека, возможность

взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для

общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост

педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности

и ответственности педагогов и родителей,

расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его

социальный статус, скоординированная деятельность всех

участников образовательного процесса; обеспечивается

информационно методическое сопровождение семей детей с

ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами,

направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их

участия во всех делах коллектива.

Литература:

1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-

методологические аспекты подготовки специалистов социально-

педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в

развитии. — М., 1995.

2. Бариевв В., Корнеев В. Реабилитация и образование особого

ребенка. Часть 1. Центр лечебной педагогики, 2003

3. Бациев В., Диенштейн В., Корнеев Р., Ларикова И. Реабилитация

и образование особого ребенка. Часть 2. Центр лечебной педагогики,

2009

4. Инклюзивное образование : право, принципы. Практика / сост. Н.

В. Борисова, С. А. Прушинский. – М. ; Владимир

: Транзит-ИКС, 2009.

5. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под



В раздел образования