Автор: Землемерова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №139 "Яблонька"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении
Образование в современном мире является приоритетной сферой, от
которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и
сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с
учетом традиций своего народа. С введением ФГОС в
сфере образования особый интерес представляет дошкольное
детство, как первая ступень системы
непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период
становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного
образования на современном этапе состоит не только в формировании
определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей
личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа
жизни.
Но неблагоприятные экологические, политические и социальные
факторы негативно сказываются на физическом, духовном,
психологическом и эмоциональном здоровье наших детей. Известный
врач-педагог Лесгафт писал: «Спасайте детей от физического,
морального и умственного вырождения!». С каждым годом
увеличивается число детей с ограниченными физическими и
психическими возможностями. И если для родителей нормально
развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может
пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время,
узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский
сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и
адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение
коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную
направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с
ОВЗ. Но ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от
педагогов "настоящий" диагноз своих детей. и в группах ДОУ
воспитываются в дети с ММД, ППНС, СВГД, гиперактивностью и пр.,
поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится
развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными
возможностями здоровья выражается в том, что эти дети имеют
физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы,
испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в
овладение навыками адекватного функционирования в обществе, у них
нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам
связанными с трудностями в обучении. В тоже время практика
показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не
только биологическими факторами, но и неисполнением главных
педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована
система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками,
отсутствует или сужена социальная активность, поэтому в современном
обществе воспитание нравственности и патриотизма, а также
воспитание уважительного отношения к людям с ОВЗ следует начинать
развивать с дошкольного возраста. А чем раньше начинается работа с
ребенком с ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в
обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и
доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-
педагогической помощи “особому” ребенку.
Воспитательно- образовательный процесс в условиях меняющего
современного мира постоянно усложняется и требует от воспитанников
большего умственного и нервно- психического напряжения, поэтому в
последние годы происходят существенные изменения в
системе дошкольного образования. Так одной из актуальных
идей дошкольной педагогики стало внедрение в практику работы по
воспитанию и обучению детей с ОВЗ (инклюзивное образование,
которая включена в единую государственную систему образования
России.
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в
переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность. Инклюзивное
образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в
жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей,
родителей и специалистов в области образования в совместную
деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в
обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить
организацию пространства учреждения, а также учебный процесс,
чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.
Основой инклюзивного образования является исключение любой
дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем
людям, но создает особые условия для детей, имеющих
особые образовательные потребности. А сама проблема личностно-
ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из
важнейших в теории и практике дошкольной педагогики.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные
заведения дошкольного, среднего, профессионального и
высшего образования. Развитие инклюзивного образования –
процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и
методологических – социальные и административные ресурсы и
требующий кардинальной перестройки современной
системы образования. По уровню включения ребенка
в образовательный процесс условно обозначают временную (точечную,
частичную и полную виды инклюзии.
Основной целью и задачами инклюзивного образования в ДОУ
является обеспечение условий для совместного воспитания
и образования детей с разными психофизическими особенностями
развития и организация такого образовательного развивающего
пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с
ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и
воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности;
формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и
социального окружения; создание возможности всем учащимся в полном
объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ. Это необходимо сделать,
для того чтобы ребенок с ОВЗ научился самостоятельно приобретать
знания, уметь работать с информацией, стимулировать её, видеть и
решать возникающие в разных областях проблемы. Также следует
выделить задачи в плане квалифицированной коррекции отклонений в
физическом или психическом развитии воспитанников и интеграцию
детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное
пространство. Таким образом, цели и задачи инклюзивного
образования могут быть сформулированы как система задач трех
уровней: коррекционного (исправление отклонений и нарушений
развития, разрешение трудностей развития);
профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в
развитии); развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение
содержания развития). И только единство перечисленных видов задач
может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и
коррекционно-развивающих программ.
Для решения поставленных задач требуются техническое
оснащение образовательных учреждений; разработка специальных
учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на
развитие их взаимодействия с детьми ОВЗ; необходимые специальные
программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с
ОВЗ; значительная корректировка мировоззренческих
инвариантов (универсалий) ее научного анализа и уточнения; а в
некоторых случаях и изменения, самой
категориальной «матрицы» системного моделирования.
Комплексное инклюзивное психолого-педагогическое коррекционное
воздействие на детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется на основе ряда
методолого-методических принципов: индивидуального и
междисциплинарного подхода, вариативной развивающей среды и
вариативной методической базы обучения и воспитания,
самостоятельной активности ребенка и семейно- ориентированного
сопровождения и пр. Инклюзивное образование, если оно основано на
правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в
отношении детей и поддерживает детей с ОВЗ в их праве быть
равноправными членами своих сообществ и общества в целом
Реализация принципов будет обеспечена при условии создания команды
специалистов, осуществляющей «сопровождение» всех
субъектов образовательной деятельности. Так как
основополагающими приоритетами инклюзивного образования
считаются : принятие философии инклюзии всеми участниками
образовательного процесса; социальной адаптации ребенка на
каждом возрастном этапе; развитие коммуникативных, практических
компетенций; профилактика и преодоления инвалидизации и
искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ; знание психологических
закономерностей и особенностей таких детей, а также методов
психологического и дидактического проектирования учебного процесса и
умение реализовывать различные способы взаимодействия между
всеми участниками воспитательно- образовательной деятельности.
Внедрение инклюзивного образования в ДОУ будет протекает
успешно при условиях когда в ДОУ есть лидер, который понимает
идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать
правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с
родителями и другими общественными организациями; предметно-
развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена
современным оборудованием и имеет хорошее методическое
обеспечение; высокая профессиональная квалификация педагогов и
специалистов, реализующих инклюзивный подход; адекватное
нормативно-правовое обеспечение; открытая система взаимодействия с
социумом.
Обязательными процедурами перехода на инклюзивную модель
педагогической деятельности ДОУ являются принятие решения о
переходе на инклюзивную модель педагогической практики; осознание
ценностей инклюзивной модели образования всеми участниками
образовательного процесса; постановка целей; анализ условий;
подбор и создание средств и методов; оценка результатов; коррекция
деятельности. Модель инклюзивного ДОУ строится в соответствии
законодательная база в области инклюзивного образования и на
тесном контакте всего педагогического коллектива, администрации
детского сада и родителей воспитанников, на План
развития инклюзивного образования в ДОУ состоит из аналитико-
статистического, информационно-просветительского, социально-
педагогического и программно-структурного направлений,
содержательного методического обеспечения, образовательной
деятельности, организации и грамотной разработки последовательных
этапов по психолого-педагогическому сопровождению
участников образовательной деятельности, развития безбарьерной
среды в ДОУ, результативности обучения и кадрового обеспечения, а
также повышения профессиональной компетентности педагогов по
проблеме.
Содержание работы с детьми данной категории определяется
комплексными и парциальными программами, реализуемыми в ДОУ.
Педагоги, ведущие занятия в инклюзивных группах, сами варьируют
время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с
усвоением материала и их способностями. Педагогические
технологии инклюзивного образования направлены на развитие
компетентностей в различных видах детской деятельности, но внимание
педагогов акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных
формах образования с вовлечением в
воспитательно- образовательный процесс всех участников (педагогов,
детей, родителей, создавая для всех эмоциональные, когнитивные,
коммуникативнные, потребностно-мотивационные взаимоотношения, а
также через игровую и продуктивную детскую деятельности. Для того
чтобы повысить общее качество воспитательно-
образовательного процесса необходимо выстроить различные схемы
организации взаимодействия специалистов и детей инклюзивной
группы, и определяться сочетанием
индивидуальных образовательных планов и Образовательной
программой.
Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает
максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с
индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка;
формирует у всех участников образовательной деятельности таких
общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность,
осознание себя частью общества, предоставляет возможности для
развития навыков и талантов конкретного человека, возможность
взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для
общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост
педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности
и ответственности педагогов и родителей,
расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его
социальный статус, скоординированная деятельность всех
участников образовательного процесса; обеспечивается
информационно методическое сопровождение семей детей с
ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами,
направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их
участия во всех делах коллектива.
Литература:
1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-
методологические аспекты подготовки специалистов социально-
педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в
развитии. — М., 1995.
2. Бариевв В., Корнеев В. Реабилитация и образование особого
ребенка. Часть 1. Центр лечебной педагогики, 2003
3. Бациев В., Диенштейн В., Корнеев Р., Ларикова И. Реабилитация
и образование особого ребенка. Часть 2. Центр лечебной педагогики,
2009
4. Инклюзивное образование : право, принципы. Практика / сост. Н.
В. Борисова, С. А. Прушинский. – М. ; Владимир
: Транзит-ИКС, 2009.
5. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под