Автор: Наталья Алексеевна Тупицына
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.сад 15
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Роль художественной литературы в развитии речи детей"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы
«Роль художественной литературы
в развитии речи детей».
Речевое развитие занимает одно из центральных
мест в дошкольном
учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного
детства в речевом становлении ребёнка и его формировании. В эти
годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо
и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро
накапливает словарный запас.
Данное направление представлено в Федеральных
государственных образовательных стандартах дошкольного
образования в образовательной области «речевое развитие.
Художественная книга дает прекрасные образцы литературного
языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в
стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в
сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много
новых слов, образных выражений, его речь обогащается
эмоциональной и поэтической лексикой.
Литература помогает детям излагать свое отношение к
прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие
средства образной выразительности при ознакомлении с книгой
отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык
усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и
изобразительно-выразительными средствами служит развитию
художественного восприятия литературных произведений.
Знакомя детей с художественной литературой, использую
следующие формы:
– беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
– придумывание однокоренных слов;
– использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;
– пересказ сказки по ролям.
– чтение народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Морозко»,
«Лиса и журавль» и др.;
– беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно
ли поступил герой» и др.;
– игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении
чувств и телодвижений.
– игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например,
Заяц, Лиса, Колобок);
– игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки».
– беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в
развитии»;
– дидактические игры, направленные развитие логического
мышления «А если бы пропал ветер?» или «А если бы исчезла
вода?», «Вред – польза» и др.
-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок
своими руками в совместной деятельности с родителями.
Художественная литература является важным источником и
средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры
литературы и фольклорных произведений закладывают основу для
формирования любви к родному языку, его точности и
выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи
ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи:
фонематической, лексической, грамматической. Речь становится
образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к
языковому богатству, развивается умение использовать в своей
речи самые разнообразные выразительные средства. Очень важно
обращать внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов,
поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и
малых фольклорных форм: пословиц, загадок, потешек, песенок,
считалок, фразеологизмов.
Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие
самостоятельного словесного творчества, которое может
проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах – сочинение
сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.
Таким образом, выбрав тему по самообразованию «Роль
художественной литературы в развитии речи дошкольника» ,
помогаю детям овладеть языком художественных произведений и
одновременно решать задачи по развитию речи:
1. Формирование и углубление знаний о русском фольклоре.
2. Знакомство с детской художественной литературой, развитие
художественного восприятия и эмоциональной отзывчивости.
3. Знакомство с лучшими образцами русской классической поэзии.
4. Расширение словаря, формирование грамматически правильной,
осмысленной связной речи.
5. Формирование умений драматизировать и инсценировать
художественные произведения, развитие словесного творчества.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с
миниатюр народного творчества, которые специально созданы для
детей:
колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. В детском
фольклоре находится ключ к пониманию ребенком чтеца или рассказчика.
Научившись слушать чужую речь, ребенок получает способность запоминать ее
содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Для лучшей
адаптации ребенка в новом коллективе, начинаю знакомить с колыбельными
песнями, в совместной деятельности, на музыкальных занятиях и перед
дневным сном. На младших детей колыбельная песня оказывает
терапевтическое воздействие. Слушая ее ласковый напев, у малыша появляется
чувство психологической защищенности, комфорта. Ребенок впитывает
культуру своего народа, красоту родного языка. Старшие дети через
колыбельные знакомятся с традициями и обычаями народа.
Колыбельные песни в развитии речи детей:
1. Обогащают словарь новыми названиями предметов быта
«Ляжет дочка на пушок,
На пуховую кровать.
А я буду напевать
Колыбелечку качать».
2. Обогащают словарь словами сравнениями
«Спи-ка Маша-солнышко,
Спи, жито зернышко.
Спи моя родная, Рыбка золотая».
3. Обучают разнообразным способам грамматического строя речи.
4. Развивают фонематический слух.
Колыбельные песни таят в себе неисчерпаемый источник
воспитательных и образовательных возможностей. Не меньшую
роль
играют народные потешки, прибаутки, приговорки, кричалки,
скороговорки и считалки. Они развивают ребенка, создают радостное
настроение, подготавливая положительный, эмоциональный фон для
восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской
деятельности. В них без особого назидания даются нормы поведения, которые
ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций:
«Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детям улыбаемся».
Эти забавные стихи имеют большое воспитательное значение. Они
помогут грустного ребенка обласкать, рассмешить, высушить его
слезы:
«Ай, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка».
Постоянно использую эти фольклорные произведения при
одевании, кормлении, умывании, укладывании спать, в игровой
деятельности и в процессе общения с природой
. Народные потешки,
прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который
использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных
картинок, это позволяет мне обогащать детский словарный запас. Частое
прослушивание их помогают детям усвоить новые формы слов. Потешки
построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова,
словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают
четверостишие и активно их используют в повседневной жизни. Ценность их в
том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих
потешек богато глаголами. С их использованием легко продемонстрировать
действия, обозначенные словами, тем самым связать само слово с действием.
Например, в потешках «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и т.д.
Дети с удовольствием обыгрывают и читают потешки. Через эти
небольшие произведения дети знакомятся с однокоренными
словами («Котя, котенька, коток, Котя серенький лобок»); со
словами в полной и уменьшительно-ласкательной форме («Петя,
Петенька, петушок»); с эпитетами, характеризующими внешние
признаки предметов. Ребенок непроизвольно запоминает
словосочетания и одновременно усваивает их смысловое значение
и правила согласования слов в той или иной грамматической
форме. Например, серенькая кошечка, коза рогатая, масляна
головушка и т.д. Потешки способствуют развитию диалогической и
обращенной речи, так как в них содержится много обращений и
диалогов. Потешки можно использовать в качестве образца при
обучении детей составлению описательных рассказов. Так,
например, описывая кота можно прочитать такие строки:
«Как у нашего кота
Шубка очень хороша».
Детский фольклор наполнен словесными играми в
рифмы. Игры в
рифмы не просто занимательны, они помогают ребенку прочно закрепить в уме
словарь и строй общенародной речи, познать иной смысл и значение слов.
Рифмуем устно, добавляя в конце строки нужное по рифме слово:
Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол).
Лодка по морю плывет,
Люди веслами … (гребут).
Опираясь на слог, придумать слово в рифму:
Из кармана у Аркашки
Вечно сыпятся бу…
За окном шумит буран
За стеной поет ба…
Привлекая детей к игре, предлагаю вместе придумать игру:
Сидит на суку ворона и каркает.
А Заяц сидит на пеньке и Ворону дразнит.
Ворона говорит: – Кар…… тошка! – прибавляет Заяц.
– Кар …… тина! – быстро выкрикивает Заяц.
В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они
являются важным приемом во всех видах занятий.
Загадка – игра в
узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и
интересна ребенку. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и
сообразительность, хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает
ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений? Загадка, по словам К.
Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Отгадывание
загадок требует внимательного наблюдения предметов и явлений, окружающих
человека. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению,
формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Положительные эмоции вызывает процесс отгадывания и загадывания загадок,
формирует у ребенка познавательный интерес к миру вещей и явлений, так как
загадки заключают в себе широкий круг сведений о различных предметах и
явлений, событиях окружающей жизни.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на
разностороннее развитие речи детей. В загадках используются
различные средства выразительности (эпитеты, сравнения,
определения), что способствует формированию образной речи
ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности
слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют
представления о переносном значении слова. Они помогают
усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя
сосредоточиться на языковой форме и ее анализе. Велико значение
загадок в развитии памяти, в воспитании поэтического чувства и в
подготовке ребенка к восприятию классической литературы.
Ребенку значительно труднее отгадать метаморфическую загадку,
чем описательную. Это объясняется трудным пониманием
образного строя языка загадки. Поэтому учу ребенка
воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.
Например, загадывая загадку детям – «Дедушка без топора мост
мостит». Дети отгадывают – «Мороз». Спрашиваю, а как вы
догадались, что это мороз? Какой мост он мостит? Почему так
говорится? Затем загадываю еще одну загадку о морозе и прошу
обратить внимание на то, какими словами о нем говорится:
Ночью стекольщик во двор заходил,
Каждую лужицу льдом застеклил.
Утром над городом солнце взошло,
Мигом растаяло это стекло.
Ночью стекольщик снова придет,
Глянет на лужи, руками всплеснет,
Палкой кому-то во тьме пригрозит,
Каждую лужицу вновь застеклит.
Какая загадка больше понравилась и почему? С детьми подбираем
определения к слову «мороз», вспоминаем другие загадки на эту
тему. Позже, когда дети понимают жанровые особенности
загадок, предлагаю им самим придумать загадки о предметах и
явлениях . Начинаю учить детей составлять загадки с игры
«Загадки-складки», где дети досказывают нужное словечко:
«Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор …» (Айболит).
«Много, много окон в нем.
Мы живем в нем. Это …» (дом).
Придумывать загадки можно на основе сравнения и отрицания.
Например, составляем загадку о зайчике:
Он маленький, как щенок, но не щенок,
Он пушистый, как котенок, но не котенок.
Он быстрый, как обезьяна, но не обезьяна.
Он серенький, как мышка, но не мышка.
Кто это?
Игра «На что похоже», в ней детям объясняю, что в любой загадке
предмет не называется, а говорится, какой он по величине, по
цвету, с чем его можно сравнить, если это живой объект, то, что он
любит делать или есть. Кто-то из детей выходит из комнаты, а
остальные вместе со мной договариваются о ком или о чем
будут загадывать загадку (загадываем то, что находится в группе),
прослушав загадку, вышедший ребенок старается ее отгадать. В игре
«Загадка» ребенок по картинке описывает предмет не называя его и
загадывает ее. Загадка анализируется. Как вы думаете, почему?
Предлагаю детям придумать загадки об овощах и фруктах по
схеме, используя мнемотаблицы , алгоритмы.
Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры они
помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь
ребенка обогащается запомнившимися ему словами и
выражениями, развивается фонематический слух, обостряется
внимание к грамматической лексической норме. В этом нам
помогают
перевертыши, путаницы, небылицы.
Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная
потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется,
потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные
слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению
К. И. Чуковского экзаменом умственных сил. Ребенок учится
понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству,
будят мысль и фантазию. После прослушивания небылицы ребенок
анализирует ее с точки зрения достоверности фактов, старается
восстановить порядок. Задание требует внимания и
сообразительности. Мы знакомим детей с фольклорными и
литературными небылицами. Виртуозами перевертышей
являются детские поэты К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Б. В.
Заходер и другие, которые помещены в сборнике Л.Е. Стрельцовой
«Литература и фантазия». Дети не только любят слушать
небылицы, но и сами сочиняют их, делая к ним рисунки. Упражняя
их в составлении небылиц, предлагаю им в стихотворении найти
ошибку:
Стала льдом вода и грязь,
Снег покрыл дома,
Это значит началась
В городе осень.
Затем дети сами придумывают небылицы на тему: «Чего не бывает
в это время года?» Далее предлагаю более сложный вариант.
Придумываю предложение, отражающее реальное событие, а дети
в ответ предложение с нереальными событиями, или наоборот:
Ночью ярко светит луна.
Зимой в лесу все тропинки заросли травой.
От составления предложений переходим к составлению «странных
рассказов».В качестве образца служат произведения «Путаница»
К.И.Чуковского, «Вот какой рассеянный» С.Я.Маршака, фольклорные
небылицы. В работе с небылицами помогают учебные пособия
Л.Б.Фесюковой «От трех до семи», О.А.Белобрыкиной «Речь и
общение» и О.С.Ушаковой «Знакомим дошкольников с
литературой».
Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию
образного содержания и обобщенного значения пословиц и
поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки
прекрасным средством развития образной речи
. Пословицы, поговорки
– это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в
них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения
обладают еще и переносным.
Пословицы имеют форму совета, предупреждения, воспитывают в
людях благородство, честность, трудолюбие, доброту и
решительность, осуждает лень, лживость и другие людские пороки.
Подспорьем в работе с пословицами является пособие О. С.
Ушаковой «Знакомим дошкольников с литературой». Где
отмечается, что пословицы и поговорки нельзя искусственно
«привязывать» к процессу речевого общения с детьми. Пословица
и поговорка должна сама вытекать из содержания художественного
текста. Важным условием их использования является уместность.
Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью
которых можно наилучшим образом выразить свою мысль. Разбору
пословицы предшествую чтение художественного произведения,
подводя тем самым детей к осознанию ее смысла.
После того как у детей уже накоплен запас пословиц, учу
подбирать пословицу к соответствующей ситуации на картине, к
художественному образу, к произведению. Иногда иллюстрирую ту
или иную пословицу в рисунке, это помогает легче выразить её в
слове. Затем учу детей по пословицам составлять рассказы, сказки.
Использование детьми пословиц в речи придает ей особую
яркость, меткость и образность.
Огромной любовью пользуется
сказка. Она вводит ребенка в некоторые
воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его
чувства. Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и
способствует усвоению языка. Сказка дает ребенку первые уроки
нравственности (формирует представление о добре и зле, о дружбе,
взаимопомощи, доброжелательности), вселяет веру в то, что правда
восторжествует над ложью, добро над злом. Изумителен по меткости и красоте
язык народной сказки, благодаря чему образы и картины рисуются словно
живые. Один меткий эпитет сказки создает картину, пейзаж: «чистое поле»,
«дремучий лес», «быстрая реченька» и т.д.
Лаконичное описание языка в сказке дополняется живой
интонацией: «Приходи, куманек, приходи дорогой! Уж как я тебя
угощу!», «Василиса Премудрая такая красавица, что ни вздумать, ни
взгадать, только в сказке сказать». Сказка дает своим героям меткие
прозвища: «лисичка-сестричка», «мышка-норушка». Слова-
прозвища часто подкрепляются и звукоподражанием: «Ку-ка-ре-
ку!», «Ква-ква» и т.д. Многие сказки построены на диалогах, где
рисуется характер действующих лиц, их поступки. Через них дети
учатся разговорной речи. Развивается диалогическая, связная речь.
Содержатся в сказках правила общения людей друг с другом,
правила вежливого обращения, высказывания просьбы,
уважительного отношения к старшим: «Здравствуй, кумушка, хлеб
да соль», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане
выпарила».
Тексты сказок расширяют словарный запас детей, помогают
сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает перенести
слова из пассивного словаря в активный. К. Д. Ушинский писал: «У
ребенка запас слов не мал, но быстро отыскать в памяти нужное
слово и составляет активность речи».
Методы работы со сказкой включают в себя 3 основных
направления:
1. Ознакомление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями,
языковыми и выразительными средствами.
2. Освоение специальных средств литературно-речевой
деятельности.
3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии,
словотворчества и создание собственных
сказок. Детей 4-5
лет знакомим с композиционными особенностями сказки, отличив
ее от рассказа, стихотворения; с образными словами и
выражениями в сказке. Со старшими детьми закрепляю знание
особенностей жанра сказки и ее отличительных черт от рассказа и
стихотворения. Учу детей самостоятельно находить «сказочные
слова» или выражения, объяснять, зачем в сказках по-разному
говорится об одном и том же. Использую наиболее интересные
приемы в работе при знакомстве со сказкой:
сюрпризные моменты (приход гостей-игрушек, сказочных героев);
загадки о главных героях;
рассматривание иллюстраций в сказке;
рассматривание тематической выставки;
показываю обложки книг, читаю детям названия сказки;
разбираем пословицы и связь ее с идеей сказки;
предлагаю детям назвать любимые сказки или вспомнить сказки,
где героем является один и тот же образ.
Старшим детям перед чтением предлагаю следующие задания:
запомни «сказочные слова»;
о ком в сказке можно сказать, используя данную пословицу.
Выразительно рассказываю сказку детям среднего возраста,
сопровождаю свой рассказ показом театра.
Старшим детям выразительно читаю или использую грамзапись.
Затем беседа по содержанию, по нахождению средств
выразительности и образных слов. Например, в сказке говорится,
что не просто случилась беда, а – приключилась. Чтобы дети
активно использовали в речи образные слова и выражения,
применяю такие приемы:
вам захочется рассказать сказку дома своим родным. Попробуем
рассказать ее вместе. Я буду начинать предложения, а вы
заканчивать;
Поддержать у детей эмоциональный настрой к сказке можно
следующими приемами:
нарисовать героев сказки или то, что больше запомнилось и
понравилось;
упражнять в проговаривании диалогов;
драматизация эпизодов из сказок;
обсудить сколько частей в сказке и нарисовать на листке,
разделенном на три части, что за чем в сказке было
(геометрическими фигурами и цветом), таким образом, учим
моделировать сказки. Рассказ сказки по модели;
прослушивать сказки в грамзаписи;
положить книгу со сказкой в детскую библиотеку.
Освоение специальными средствами литературно-речевой
деятельности детьми заключается в следующем: упражнения в
пересказе сказки с помощью иллюстраций, схем, мнемотаблиц,
моделей, инсценировка сказки по ролям, от лица героев. Ребенок
учится связно, выразительно передавать текст сказки, свое
отношение к героям, используя разные средства выразительности.
Совершенствуется диалогическая и монологическая форма речи.
Путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию
ребенка, побуждает его к сочинительству. Ребенок в своих
«сочинениях» видит себя справедливым защитником обиженных и
слабых, наказывает злых.
Провожу подготовительную работу перед сочинением сказки:
1. Учу детей выполнять творческие задания на материале знакомых
сказок:
придумай свое название к сказке;
измени конец сказки;
введи нового героя в сказку и т.д.
2. Знакомлю с приемами построения сказок, который предлагает
Л.Б.Фесюкова в книге «Воспитываем сказкой», использовать при
этом «Загадки сказочной страны», разработанные педагогами
детского сада. Например, выбрать средство передвижения,
установить маршрут путешествия и составить сказку о тридесятом
царстве, небывалом государстве. Дети учатся составлять сказки:
коллективно, индивидуально. Сказка – одна из самых древних
распространенных форм драматического исполнения. Это не
литературный жанр, а литературно-театральный. Сказка живет
живой жизнью в звучании, в исполнении, оживая в инсценировках,
играх-драматизациях. Дети любят в кого-то или во что-то
превращаться, входить в образ и жить его жизнью. В театральных
играх у детей развивается воображение, творчество, где они учатся
самостоятельно искать выразительные особенности своего героя,
передавать характер и его переживания – мимикой, голосом,
движениями, так же песенной и танцевальной импровизацией.
Ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей,
Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской
речи. В своей практике стараюсь широко использовать: показ
кукольных и театральных представлений для детей, проводить
литературные досуги и вечера встреч со сказкой. Маленькие дети
замечательные актеры. Они очень любят в кого-то или во что-то
превращаться. Моя задача – увлечь ребенка играть дальше, дать
возможность выбрать самому, кем быть, какой костюм выбрать,
самостоятельно искать средства выразительности, используя
интонацию, мимику, жесты, движения. Богатый материал для
художественно-речевой деятельности дает художественная
литература. Дети разыгрывают знакомые им потешки, стихи,
сказки, используя элементы костюмов и с помощью театров разных
видов. В их приобретении нам оказали большую помощь родители.
Сначала дети учатся изображать героя в движении: походка, жесты,
мимика. Выполняя специальные задания:
пройдись как царевна (как старушка, как медведь…);
покажи героя веселого, грустного, хмурого;
«Узнай героя» – показать героя в движении без слов, все
отгадывают, кто это был;
игра «Что мы делаем?»;
мимические этюды (один ребенок рассказывает, другой ребенок
показывает).
Затем, учу детей сочетать – движение и слово, для этого использую
следующие приемы:
представь себя кем-нибудь и расскажи о себе. «Я маленький
зайчик, у меня длинные ушки, короткий хвостик, я люблю грызть
морковку. Я всего боюсь, Ой, страшно!»;
инсценирование потешки «Кисонька-Мурысонька», стихотворения
«Перчатки» С.Я.Маршака;
инсценировка рассказов «Лис и мышонок», «Два товарища» и др.;
инсценирование сказок.
Создаю условия: вношу новые элементы костюмов, знакомлю с
разными видами театров, кукловедением. В группу вношу игрушки,
которые напоминают то или иное художественное произведение,
вызывая тем самым желание инсценировать его с помощью кукол.
Знакомлю с куклами, учу водить, делать повороты, разводить руки
в стороны, делать поклоны. По мере освоения включается музыка.
Овладев приёмами кукловождения и основами театрального
мастерства, дети самостоятельно разыгрывают сценки.
Для развития фантазии и творчества в театральной деятельности
иногда предлагаю:
1. Изменить конец сказки и инсценировать его.
2. Выбрать кукол из различных сказок и придумать с их участием
новую сказку.
3. Подбираю музыку к различным фрагментам сказки.
4. Делаю вместе декорации.
5. Изготавливаем вместе с детьми разные атрибуты, билеты на
спектакль.
Кукольные, театральные спектакли и игры-драматизации
оказывают на детей терапевтическое значение: создают радостную
атмосферу, снимают напряжение;
повышают уверенность в себе, дети освобождаются от комплексов;
формируется устная речь, диалогическая, выразительная и связная
речь.
Значительное место в детском чтении занимают рассказы детских
писателей. Реалистические рассказы являются одной из форм
познания мира ребенком, расширения его жизненного опыта. Они
помогают ребенку вырабатывать то или иное отношение к явлениям
окружающей жизни, к поступкам людей. В рассказах дети познают
лаконизм и точность языка, пересказывая их, ребенок упражняется в
литературной речи, обогащается его словарь образными словами и
выражениями.
Дети с удовольствием слушают рассказы о природе. Писатели-
природоведы знакомят детей с жизнью животного и растительного
мира, учат их тонкой наблюдательности, материалистическому
пониманию явлений природы, воспитывают гуманистическое
отношение к живой природе. Лаконичным и простым языком
писатели показывают богатство и красоту природы. Например,
«пришла весна, потекла вода». Эти описания ребенок легко
запоминает и может использовать в своей речи. У каждого
писателя-природоведа свой любимый жанр, они по-разному
говорят о природе. М. М Пришвин писал короткие рассказы –
заметки в дневнике; В. В. Бианки чаще всего создавал научные
сказки на фольклорной основе; Е. И. Чарушин создавал короткие
реалистические рассказы, в которых сообщаются бытовые сведения
(как животные попадают в зоопарк, как в неволе кормят малышей,
как они играют, о чем «думают», что им снится).
Нужно учитывать, что в «природоведческой» книге очень большое
значение имеют иллюстрации. Поэтому, чтобы обеспечить
полноценное восприятие детьми текстов, необходимо подбирать
красочно оформленные издания с иллюстрациями большого
формата. Прежде всего, эти книги показывают, а потом читают.
Через зрение у детей развивается особый вид мышления –
визуальное мышление. Зрительные образы дают пищу мышлению
и воображению ребенка, дают темы для разговоров и создают
потребность в речевой деятельности. Важным приемом в
ознакомлении с рассказом является выразительное чтение.
Поскольку маленький ребенок – не читатель в прямом смысле
этого слова, а только слушатель, выразительное чтение взрослым
рассказа для малыша – первый и важный шаг, от которого во
многом зависит первое впечатление ребенка о рассказе.
Эмоциональные переживания напрямую связаны с теми мыслями и
впечатлениями, которые у него возникают в результате чтения.
Объединяю чтение рассказа с музыкой и поэзией, с показом
иллюстраций.
Знакомя детей с жанром рассказа, учу их замечать выразительно-
изобразительные средства, какими автор характеризует образ.
Например, при чтении «Волчишко» Е.И.Чарушина задавался детям
вопрос: «Какими словами писатель сказал о том, как плохо было
Волчишке в доме человека? («Стал жить – дрожать», «стал тихонько
жить»).
Большое значение имеет чтение рассказов с моральным
содержанием. Они учат «вглядываться» в человека, видеть и
понимать его, воспитывать человечность. Рассказы Л .Н.
Толстого, В. В. Сухомлинского, В. А. Осеевой, К. Д. Ушинского
приобщают ребенка к миру нравственных отношений. Они очень
поучительны. Писатели рассказывают детям о них самих и ставят
перед необходимостью решать жизненно важные нравственные
проблемы. Чтение обязательно сопровождаю беседой, где дети
учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. При
правильной постановке вопроса у детей возникает желание
подражать нравственным поступкам героев. Интересно проходят
занятия по тематическому объединению двух и более
произведений. Например, по теме «дружба» хорошо сочетать
рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища» и В. А. Осеевой «Синие
листья». О вежливости и уважении – «Волшебное слово», «Просто
старушка», «Печенье» В. А. Осеевой.
Дети любят повторное чтение, и при вторичной встрече с рассказом
мы его инсценируем (пересказываем по ролям, от лица героев). В
книге «Воспитываем сказкой» предлагаются следующие
творческие задания: изменить конец рассказа, объединить два
рассказа и придумать продолжение, внести новую ситуацию,
придумать похожий рассказ с другим животным.
Значительное место в детском чтении занимает веселая
юмористическая книга. Она учит замечать смешное в жизни,
понимать шутку, шутить самому, переживать положительные
эмоции. Рассказы Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского,
С. Я. Маршака, К. И Чуковского для детей совмещают в себе два
ценных качества – юмор и поучительность. В рассказах авторы
говорят с ребенком-читателем о сложных вещах забавно,
занимательно и понятно.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка должны сложиться и
первые представления о писателях. Поэтому, знакомя детей с
новым произведением уже известного им автора, необходимо
всегда называть его имя, вспоминать о книгах, прочитанных ранее,
в доступной форме кратко излагать биографию с использованием
портрета, фотографий, выставки книг, иллюстраций. Результатом
закрепления и обобщения знаний детей об авторах является
проведение литературных викторин, игр («Счастливый случай»,
«Поле чудес» и др.).
При знакомстве с поэзией детей учу понимать, чувствовать и
воссоздавать стихотворение. Заучивание стихов развивает память
ребенка, это несет огромный эмоциональный, нравственный и
эстетический заряд.
В. Г. Белинский писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо приучится
к гармонии русского языка, сердце преисполнится изящного, пусть
поэзия действует на них так же, как музыка». Стихи привлекают к
себе детей миром звуков, ритма, мелодии. Лирические стихи
известных русских поэтов: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А.
Плещеева, И. З. Сурикова, И. П. Токмаковой, Л. Квитко и других
учат ребенка любить природу, зовут ребенка в мир прекрасного,
способствуют освоению норм литературного языка. Восприятие
поэзии, как известно, требует особого духовного настроения. Когда
жизненные впечатления ребенка совпадают с их настроением,
содержание побуждает в детях поэтическое вдохновение, вызывает
особый интерес к произведению. Первое знакомство детей со
стихотворением по возможности организуется при восприятии
явления, о котором в нем говорится. Природа – лучшее место для
знакомства с лирической поэзией. Ребенок становится не только
слушателем, но и созерцателем окружающего. Он сопоставляет
видимое и слышимое, что активно развивает его ассоциативное
мышление, помогающее понять художественный и эмоциональный
строй поэзии. Стихи действуют на чувства ребенка, на его эмоции.
Лирические стихи предназначены не для однократного чтения
детям. Моя задача – вести детей от непроизвольного запоминания к
произвольному. Учить детей ставить цель – запоминать. Стихи учат
детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический
слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец
грамматической и лексической речи. При заучивании
стихотворений использую разные приемы:
образец выразительного чтения;
помощь в выборе нужной интонации;
умение регулировать силу голоса, темп речи; правильная
артикуляция звуков, правильное произношение слов;
оценка чтения;
в конце занятия выразительное чтение педагога.
В последствии для лучшего запоминания текста, использую
другие формы повторения:
Досказывание детьми рифмующего слова;
воспроизведение стихотворения по цепочке;
зарисовка с помощью мнемотаблиц;
чтение стихотворения по схеме.
Так в дидактической игре «Читаем стихотворение», основная задача
– к прослушанному стихотворению подобрать схему с
изображением настроения человека
«Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит …»
В процессе совместного с детьми чтения совершенствуется
выразительное чтение, развивается литературный интерес к поэзии
на вечерах поэзии, конкурсах чтецов. При чтении стихотворений
создаю поэтическую атмосферу в группе на занятиях, праздниках, в
повседневном общении, на прогулке, на природе.
Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы
развиваем культуру речи детей. Главным ее результатом считаю
умение говорить грамматически правильно, точно и выразительно.
Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, определила
основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с детьми; работа с родителями;
• работа с социумом ( детская библиотека, музей, книжные
магазины, конкурсы чтецов).
•
Создание предметно-развивающей среды.
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного
уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и
зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные
виды театров, для драматизации и совершенствования речевых,
исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала
дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный
запас: “Путешествие», «Рифмовочка”, “Кто и где спрятался”,
совершенствующие звуковую культуру речи (“Звуковое домино”,
“Найди звук”, “Кто так кричит? “, “Слушаем звуки улицы”,
развивающие связную речь, память, мышление, воображение у
дошкольников (“Представь себе”, “Скажи какой:”, “Шиворот –
навыворот”, “Говорим о многозначных словах”, “Волшебник»,
“Цирк”, “Животные и их детеныши”, “Поэты” и др.) .
Создала копилку выразительных средств языка “Ларец мудрости”
(загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения,
скороговорки).
Оформила наглядно-дидактические пособия “Рассказы по
картинкам”, “Портреты детских писателей”, “Многозначные слова”,
“Антонимы. Глаголы”, “Антонимы. Прилагательные” и др.,
подобрала сюжетные картинки, картинки с фабульным
развитием действия, мнемотаблицы, алгоритмы. Оформила
папку с иллюстрациями к сказкам.
•
Работа с детьми.
Для работы с детьми по данному направлению разработала
перспективный план по познавательному развитию с
использованием художественной литературы. С детьми ежедневно
читаем книги не только по программе , но и книжные новинки,
книги современных авторов, познавательную литературу. При
подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое
планирование.
Мною разработано и проведено занятие “Путь создания книги”, на
котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд
многих людей. В группе у нас работает «Книжкина больница»,
в которой дети «лечат» книги.
Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому.
Созданные детьми малышки книжки – составлены по
произведениям детских писателей, по сказкам.
•
Работа с родителями.
Прежде чем организовать работу с родителями я провела
анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто
читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с
удовольствием. Читают родители в основном сказки (50%), стихи
(36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%),
а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому
я сделала вывод, что родителей необходимо:
Познакомить со значением художественной литературы в развитии
дошкольника;
Научить правильно подбирать художественную литературу;
Порекомендовать как использовать художественную литературу в
разных жизненных ситуациях.
Я подготовила и провела с родителями консультации :
1. Роль книги в развитии ребёнка.
2. Книжка в вашем доме.
3. Как превратить чтение в удовольствие.
4. Учим стихи – развиваем память.
Папки – передвижки:
1Воспитание будущего читателя.
2. «10 правил для родителей»
3. «Книга»
4. Стихи к Дню книги.
5. Пословицы и загадки о книгах.
Для родителей проводим выставки книг на определённые темы
(«Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о
природе» и т. д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок
список литературы, рекомендованный программой к прочтению на
данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.
Традиционно в группе проводится совместно с родителями
семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые
сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на
повышение знаний, умений и навыков у детей по данному
направлению, в процессе ознакомления с художественной
литературой.
•
Работа с социумом
Для более эффективной работы с детьми по данному направлению,
организована работа с социумом. С детьми посещаем городскую
детскую библиотеку , где приняли участие в следующих
мероприятиях: литературный час по произведениям В. Бианки,
«Юные герои ВОВ»
Так же постоянно посещаем областной художественный музей,
где специалистами организованы комплексные занятия по
ознакомлению с природой нашего края, с историей возникновения
нашего города, области.
Так же при посещении библиотеки библиотекари рассказали
детям о назначении библиотеки, способах её использования,
познакомили с новинками книжной продукции.
Дети нашей группы постоянно участвуют в конкурсе чтецов
на радио.
•
Взаимосвязь с педагогами.
В своей работе я использовала опыт работы педагога нашего
детского сада Шестаковой Светланы Викторовны «Развитие
интереса к художественной литературе у детей раннего
дошкольного возраста.»
Для педагогов детского сада я подготовила и провела
консультации из опыта «Роль дидактических игр и игровых
упражнений в формирования словаря и грамматического строя
речи», «Формирование связной речи в процессе обучения
рассказыванию в подготовительной группе». Показала открытые
мероприятия «Поможем Элли вернуться домой», «Герои-
освободители», «Азбука безопасности», «На помощь зайчику».
Была ответственной по проведению творческого конкурса
плакатов «В защиту леса и воды», проводимым природным
заповедником «Бастак», «».
Результатом моей работы стало:
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят
книги, внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются
своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные
средства языка , фантазируют. Художественная литература
способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет
положительное отношение к миру.
Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе.
Развитие познавательных интересов детей.
Стремление детей использовать книгу как информационный
справочник, образец поведения и речи.
Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и
пересказывать.
Бережное отношение детей к книге. Повышение читательской
культуры в семьях воспитанников. Все последующее
знакомство с огромным литературным наследием ребёнок
будет опираться на фундамент, который мы закладываем в
дошкольном детстве.