Напоминание

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе


Автор: Крылова Елена Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7-комбинированного вида"
Населённый пункт: Тверская обл. г. Торжок
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: "Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием

мнемотаблиц"

Цель: развитие устной речи, формирование навыка последовательного,

связного пересказа текста, с опорой на мнемотаблицы, отображающие

последовательность событий.

Задачи: - формирование действий, направленных на восприятие текста.

-развитие навыков планирования пересказа текста, с опорой на

наглядность

-закрепление умения грамматически правильно строить

предложения.

Предварительная работа: чтение рассказов о природе, разучивание стихов

о временах года, рассматривание иллюстраций, д/и «Времена года», «Когда

это бывает?», работа с графическими схемами, наблюдения на участке.

Методы и приёмы: игровые, наглядные, практические, словесные, д/и,

художественная литература, загадки.

Материал и оборудование: набор картинок «Времена года», книжка с

рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания», мнемотаблицы.

Ход занятия

І. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся

с гостями.

- Встанем в круг, соберем все свои знания, силы и настроимся на занятие.

Живут в светлице четыре сестрицы:

Одна холодная, седая,

Другая зеленая, молодая,

Третья жаркая, лучистая,

Четвертая дождливая, золотистая.

(времена года)

А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

- Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

- Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

- Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

- Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Я буду говорить вам начало

предложения, а вам предстоит его закончить, используя противоположные по

смыслу слова.

- Летом погода тёплая, а зимой ...(холодная)

- В сентябре ранняя осень, а в ноябре ...(поздняя)

- Облако лёгкое, а туча… (тяжёлая)

- Летом дни длинные, а зимой дни …(короткие)

- Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (возвращаются

домой)

- Осенью насекомые засыпают, а весной ...(просыпаются)

- Осенью дни пасмурные, а летом … (солнечные, ясные)

- В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день…(грустное)

- Урожай бедный, а наоборот ...(богатый)

- Яблоко кислое, а наоборот... (сладкое)

- Летом идёт дождь, а зимой... (снег)

II. Основная часть

1. Объявление темы

- А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

- Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему

нравились все четыре времени года?

- Об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал

очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите

послушать? Садитесь на свои места. Я попрошу вас быть очень

внимательными.

2. Первичное чтение

Чтение рассказа. (воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре

желания»)

3. Беседа с детьми

На доске вы видите схемы-подсказки. С их помощью, мы запишем план

нашего рассказа, который потом поможет нам пересказать рассказ как можно

более точно.

- О чём говорится в этом рассказе? - (о разных временах года)

- О каком времени года в рассказе говориться первым? (о зиме)

- Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый? (Ответы детей)

- Чем Мите понравилась зима? (Ответы детей)

- О каком своём желании он сказал отцу? (Ответы детей)

- Куда предложил отец записать желание Мити? (Ответы детей)

- Почему Митя назвал весну прелестью? (Ответы детей)

- Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Ответы детей)

- Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Ответы детей)

- Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды

собирал, валялся на душистой траве)

- Какими словами мальчик сказал об осени? (Ответы детей)

- Скажите, может так быть, чтобы человеку нравились все времена года, как

Мите? (Ответы детей)

- Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Ответы детей)

- Ребята, какой же можно сделать вывод — какое же время года

лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)

4. Словарная работа (работа по тексту) (дети встали вокруг стола, на

котором лежат картинки: румяная девушка, румяное яблоко, записная

книжка, сенокос)

Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.

- Что означает слово румяный? (красный, алый).

- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная

книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился

вволю (достаточно много).

- Что значит, восторг (веселье, радость).

- Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву

на сено).

- Ребята‚ а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

Молодцы!

5. Физкультминутка (выполняем на ковре)

А сейчас немного отдохнем. На определённую картинку вы должны

выполнять определённое действие. Сначала запоминаем: гриб – приседать,

лужа – прыгать, листок – кружиться, дерево – наклоны в стороны.

(сели за парты)

6. Вторичное чтение с установкой на пересказ. Повторение теста с

демонстрацией мнемотаблиц.

Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ

нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно,

последовательно, выразительно и самостоятельно. Поможет вам в этом план,

составленный нами на доске.

(При вторичном прочтении, обостряется внимание детей на составленном

плане из мнемотаблиц.)

Повторное чтение рассказа воспитателем.

- Итак‚ слушайте очень внимательно.

К. Д. Ушинский «Четыре желания»

1. Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей

реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело

зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! ”

- Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя

записал.

(таблица: модель времени года, санки, коньки, карманная книжка).

2. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому

лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна!

Я бы желал, чтобы все весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

(таблица: модель времени года, бабочка, цветок, карманная книжка).

3. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день

веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и

вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал,

чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

(таблица: модель времени года, рыбу, копну сена карманная книжка)

4. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и желтые

груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен

года!"

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же

самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

таблица: модель времени года, яблоко, грушу, книжку). Ребята‚ мы верно

составили с вами схемами этот рассказ? (Ответы детей)

- Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать

рассказ последовательно, выразительно.

- Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и

название рассказа.

- Кто продолжит?

- Кто может рассказать историю с начало до конца?

III. Заключительная часть

Итог занятия (все встают в круг на ковре)

Сегодня мы с вами познакомились с ещё одним интересным произведением

К. Д. Ушинского «Четыре желания».

- Вам понравился этот рассказ? Чем?

- Дома вы можете рассказать его своим родным.

Я очень довольна вашей сегодняшней работе.



В раздел образования