Напоминание

Развитие внимания и памяти у дошкольников методами эйдетики


Автор: Кичигина Кристина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 108"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Консультация для педагогов и родителей
Тема: Развитие внимания и памяти у дошкольников методами эйдетики
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Развитие внимания и памяти у дошкольников

методами эйдетики

Чтобы

быть

успешным

и

востребованным,

современному

человеку

необходимо уметь удерживать в памяти огромное количество разнообразной

информации. Никакие записные книжки, заметки или «напоминалки» в гаджетах

не способны охватить всё. Особенно, если дело касается мелочей. Они могут быть

не только визуальными (какой режим работы указан на входе в аптеку), но и

вкусовыми (какой вкус был в прошлый раз у конфеты), слуховыми (кому

принадлежит

услышанный

голос,

доносящийся

из

телевизора),

а

также

обонятельными, двигательными и тактильными.

Эйдетика это именно та методика, которая позволяет развивать память,

мышление и воображение посредством ярких образов. Она способствует

активному запоминанию и быстрому воспроизведению любых деталей.

В

настоящее время она считается одним из

современных и эффективных

направлений по формированию неординарного мышления. Её можно применять

в любом возрасте. Но максимальных результатов добьются те, кто регулярно

занимается с ранних лет.

Метод эйдетики построен на простых принципах:

воображение и положительные эмоции;

веселая, радостная, позитивная атмосфера;

доступность и мобильность игрового материала;

разделение информации, с учётом особенностей ребенка.

Правила использования эйдетики:

каждая игра или упражнение - это комплекс задач, которые ребенку

необходимо выполнить с помощью игрушек, картинок, кубиков, тактильных

карточек, кирпичиков и т.д.;

решать задачи ребенку предлагается в разных формах: в виде схем,

моделей, письменных и устных инструкций, плоскостного рисунка;

задачи расположены в порядке усложнения, т. е. в них использован

принцип: от простого к сложному;

практически все игры не исчерпываются предложенными образцами, а

позволяют детям составлять свои варианты заданий, заниматься творческой

деятельностью;

игры создают атмосферу свободного и радостного творчества и не

совместимы с принуждением;

игры необходимо повторять, именно это является

необходимым

условием развивающего эффекта.

«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми, основываясь на свободные

ассоциации, связанные с предметными образами; на цветовые ассоциации и

Консультация для педагогов и

родителей

ассоциации,

связанные

с

геометрическими

формами;

на

тактильные,

предметные, звуковые, вкусовые, обонятельные и графические ассоциации.

Но самым важным вопросом во время тренировки ассоциативного мышления

является вопрос: «О чем ты подумал?».

Игры со свободными ассоциациями связаны с образами предметов. Название

«свободные ассоциации» предполагает, что во время игр нельзя использовать

какие либо предметные изображения. У детей еще не достаточной степени

сформированы представления об окружающем мире, мало жизненного опыта,

чтобы выстраивать ассоциативные связи самостоятельно. Поэтому на этом этапе

работы ребёнку необходима помощь взрослого. Например. Педагог говорит о том,

что у него есть котёнок и спрашивает у детей, о чем они подумали?

Дети могут высказать следующие предположения. Я подумал про молоко,

потому что котята любит кушать молоко.

Я подумала о моей шапочке, потому что она такая же мягкая, как его

шерстка.

На данном этапе игр главное, чтобы дети научились обосновывать свой

ассоциативный выбор.

Цветовые ассоциации.

Для этого вида игр необходимы карточки с

нарисованными

пятнами различных цветов,

но

не цветные изображения

предметов или явлений.

Педагог предлагает рассмотреть ребенку или же группе детей картинку с

пятном определенного цвета. Задача детей - выбрать среди картинок разных

предметов то, изображение которой у них ассоциируется с увиденным цветовым

пятном и при этом обязательно обосновать свой выбор.

Например. Вот зелёный цвет. О чем вы подумали?

Дети. Я подумал про пешеходов, потому что они должна останавливаться на

зеленый цвет светофора.

Я подумал о помидоре, потому что он, когда ещё созрел, то он зеленого

цвета.

Я подумала о дереве; у него зелёная листва.

Можно поменять ход игры и сделать наоборот. Предложить несколько

предметных изображений и уточнить у них о каком цвете подумали и почему.

Ассоциации, связанные с геометрическими фигурами. Для этого ряда игр

будут

необходимы

картинки

с

изображениями

геометрических

фигур

и

предметов.

Вопросы строятся по аналогии с предыдущими. Например. У меня есть

овал. О каких предметах вы подумали.

Тактильные ассоциации. Для этих игр нужно иметь тактильные картинки,

которые были предложены профессором, доктором педагогических наук И.

Матюгиным. Основная идея этих картинок заключается в том, что каждая имеет

свою индивидуальную фактуру: капельки воска, мех, фланель, наждачная бумага,

велюр, веревка…

К ним можно добавить карточку с кусками проволоки, пуговицами, гречкой,

с кожаным покрытием.

Принципы остаются прежними: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой

картинка?» (я подумал про ежика, потому что он колючий…..)

Предметные ассоциации. Этот вид ассоциации предполагает установление

связей предметов или между собой или с их признаками. Для использования

данного приема педагогу необходимо иметь набор разных предметов: трубочку,

ниточку, монетку, палочку, бумагу, кусочек меха, шишку, камушек, пуговицу.

Педагог берет палочку и говорит: «Длинное и твердое». О чем вы подумали?

Или держит нитку и говорите: «Длинное и тонкое». О чем вы подумали? (роза, у

неё стебель тоже длинный и тонкий...)

Игры по методу частичного показа. Для этой игры нужен домик с окошком

(размер окошка должен соответствовать размеру картинки). В окошке имеются

ставни. Картинка показывается с частичным открытием ставни.

Звуковые ассоциации. В эйдетике можно применять аудио записи каких либо

звуков и шумов. Их можно подобрать

целую коллекцию, распределив по

группам: звуки природы, звуки музыкальных инструментов, бытовые шумы,

звуки с улицы и т.д..

Есть еще и другой способ использования звуков.

Можно сделать мешочки и положить туда разные предметы, издающие

звуки. Например: в один мешочек положите пуговицы, в другой-камешки, в

другие – коробочку с монетами. Перед ребенком на наборном полотне ставим ряд

предметных картинок (книга, помидор, волк, салфетка) и с помощью звукового

мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего

спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому

что когда ее листают, страницы шуршат). Не нужно отгадывать, что лежит в

мешочках, необходимо создавать ассоциативные образы звуков.

Вкусовые ассоциации. Все педагоги знаю игру «Отгадай на вкус». Но

эйдетика не предусматривает угадывать. Вопрос будет прежний: «О чем вы

подумали?». Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать

комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное. По желанию можно дать еще

тактильно-вкусовые ощущения: сочный, мягкий, твердый, хрустящий, жидкий и

т. д.

Обонятельные ассоциации. Обонятельный анализатор - это самый маленький

из названных. Поэтому привлекая его к работе с детьми, нужно быть очень

осторожным, так как способность воспринимать различные ароматы изучена не в

полном объёме. Можно использовать обонятельные коробочки с разными

ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Для развития ассоциативного мышления используют друдлы - это загадки -

головоломки; рисунок, о котором нельзя четко сказать, что это такое. Например,

квадрат дети могут превратить в дом, корзину. Друдлы пригодятся в любом

моменте образовательной или игровой деятельности.

Например: помогут вспомнить овощи, фрукты, транспорт, растения и т.п.

Когда показываете друдл, разворачивайте его под разными углами наклона, чтобы

дошкольники увидели как можно больше ракурсов этого изображения, чтобы

использовать больше резервов выбранного друдла. Применение друдлов помогает

развитию ассоциативного и дивергентного мышления, памяти, учит детей

находить неординарные пути решения разнообразных задач.

Работу с друдлами можно начать после 3,5 лет. Вначале этой работы

используют

предметные

изображения,

которые

легко

ассоциируются

с

предложенным друдлом. На этом этапе используют друдлы и параллельно к ним

картинки с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие

по форме с этими друдлами. Когда дети начинают легко подбирать картинки к

друдлам, работу усложняют. В практической работе используют друдлы отдельно

или включают их в игры. Например, предлагают составить рассказ по серии

друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в

определенной последовательности, а затем придумывают по ним рассказ.

Использование этих и других приемов эйдетики

в ежедневной работе

является

чрезвычайно

эффективным,

к

тому

же,

интересным

способом

саморазвития и формирования мышления,

памяти,

речи, креативности у

дошкольников.

Существуют ряд упражнения, которые направлены на развитие образного

мышления и укрепление памяти не только ребёнка, но и взрослого человека.

Чтобы методика принесла максимально положительные плоды, её рекомендуется

применять как можно раньше. Главная особенность – это воспроизведение

образов и их запоминание. Преимущества методики Эйдетика для детей

дошкольного возраста: развитие фантазии; расширение словарного запаса;

развитие образного мышления и умения запоминать сразу много информации;

укрепление памяти; развитие умения объединять информацию в целое, а также

выделять из неё главное и второстепенное; раскрытие творческого потенциала.

Благодаря перечисленным преимуществам методики, дошколятам будет легче

подготовиться к школе, эффективней запоминать образовательную программу и

усваивать новые знания. Основное же преимущество технологии в том, что её

можно использовать в любом возрасте, только для детей дошкольного возраста

она будет более эффективна.

Чтобы

помочь

ребёнку

более

эффективно

подготовиться

к

школе,

целесообразно выполнять упражнения, которые упростят ему знакомство с новой

незнакомой информацией. Проводить занятия по эйдетике для дошкольников

могут не только педагоги, но и родители.

Предлагаем некоторые примеры заданий.

Зрительные образы.

Чтобы ребёнок с удовольствием изучал цифры,

попросите его рассказать, с какими фигурами они у него ассоциируются

конкретные предметы. Некоторые дети сравнивают восьмёрку со снеговиком или

очками, двойку с лебедем, единицу со стрелой. Когда педагог будет называть

цифру, у ребёнка будут всплывать в памяти образы, благодаря которым он

быстрее вспомнит необходимый ответ.

Мысленная

прорисовка.

Когда

вы

помогаете

своему

малышу

учить

стихотворение, то делайте это так, чтобы он почувствовал и представил то, о чём

говорится в тексте. Это могут быть как мысленные прорисовки, так и тактильные:

подуть как ветер, включить пение птиц, капнуть на кожу воду как дождь, шум

водопада, скрип снега по ногами и т.д. Это поможет не только быстрее запомнить

строчки, но и с интересом отнестись к самому процессу запоминания.

Вот несколько примеров игр для дошкольников.

Отгадываем

звук.

Знакомим

ребёнка

с

разными

музыкальными

инструментами, даём послушать звучание каждого из них и запомнить. далее

ребёнок закрывает глаза и отгадывает предмет по его звучанию.

Определяем запах. Эта игра схожа с предыдущей, только угадывать ребёнок

будет уже не звук, а непосредственно запах. Для этого знакомим малыша с

ароматами разных предметов. Например, это может быть лук, мята, аромат

цветка, чеснок, лимон, и т.д. Потом завязываем ребёнку глаза и по одному

предмету подносим к носу любой продукт, а он должен его угадать.

Аналогичный вариант можно предложить и со вкусами. Угадываем, что

пропало ( по принципу – чего не стало). Раскладываем перед малышом карточки,

где сверху - изображение, а снизу – надпись. Пусть он рассмотрит каждую, а

затем попросите его отвернуться. В это время необходимо перемешать карточки и

пару из них убрать. Ребёнок должен отгадать, изображений каких предметов не

хватает.

Придумываем историю. В этой игре нам понадобятся карточки из

предыдущего упражнения. Раскладываем их по порядку и предлагаем ребёнку

придумать какую – либо историю с этими изображениями. Потом можно

добавить новые карточки, поменять местами, и по ним составить уже другой

рассказ.

Пиктограммы. Чтобы выучить новое стихотворение, можно использовать

метод пиктограмм. Для этого на каждую строчку стихотворения необходимо

придумать

отдельный

небольшой

рисунок.

В

результате

получится

стихотворение в виде изображений и это упростит процесс запоминания, и

превратит его в интересную игру.

Угадай предмет. Педагогу необходимо загадать любую вещь, которая

находится рядом. Ребёнок отгадывает название вещи посредством наводящих

вопросов. Дальше можно поменяться ролями.

Угадываем

материал.

Для

проведения

этого

упражнения

ребёнка

необходимо с помощью осязания познакомить с разными поверхностями. Это

может быть наждачная бумага, гладкие и шершавые материалы, различные виды

тканей. Далее ребёнку завязываем чем – либо глаза и он угадывает виды

поверхностей.

Такие несложные приёмы эйдетики помогут дошкольникам расширить свой

кругозор и научиться находить креативные решения и самое главное, помогут

ребёнку подготовиться к первому классу школы и быстрее адаптироваться к ней.

Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад № 108» Кичигина К.Е.



В раздел образования