Напоминание

Работа с полифонией на уроках фортепиано


Автор: Павлова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКОУ ДО " Детская школа искусств"
Населённый пункт: Курская область, п.г.т. Черемисиново
Наименование материала: Работа с полифонией на уроках фортепиано
Тема: Работа с полифонией на уроках фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Черемисиновского района Курской области»

________________________________________________________________

306440 Курская область, Черемисиновский район, п. Черемисиново, ул.

Кооперативная - 2,

Тел. 2-17-04 , электронный адрес: korzunov50@mail

Работа с полифонией на уроках фортепиано

(методический доклад)

Подготовил:

преподаватель по классу фортепиано

Павлова Ирина Анатольевна

Заслушан на заседании

методического совета

МКОУ ДО

«Черемисиновская ДШИ»

30.08.2017 г.

Черемисиново, 2017 г.

Методический доклад «Работа над полифонией»

План

1. Введение.

2. Особенности полифонической музыки.

3. Работа над полифонией в классе фортепиано.

4. Заключение.

5. Список литературы.

Введение

Воспитания пианиста-исполнителя немыслимо без изучения полифонии и

овладения

техникой

её

исполнения.

Почему

же

необходимо

работать

над

полифонией, в чём особенности, позволяющие выделять её в особый раздел

работы?

Ответ

прост:

вся

фортепианная

музыка

в

известном

смысле

полифонична. Даже гомофония, в которой нет «концертирующих» голосов, а

имеются

лишь

голоса,

дополняющих

мелодию

гармонически,

ритмически,

темброво,

-

«многослойное»

построение.

Своей

жизнью

живёт

не

только

господствующая мелодия, но также бас и средние голоса. Мелодия занимает

первый

план.

Бас

служит

не

только

опорой

гармонии,

он

ведёт

свою

мелодиче скую

линию,

являющуюся

часто

как

бы

сво еобразным

противосложением к верхнему голосу. Средние голоса вместе с басом образуют

темброво

гармонический

и

ритмически

характеризующий

фон,

рисует

ситуацию, создаёт атмосферу, в которой живёт «главное действующее лицо» -

мелодия.

Средние

голоса

нередко

подают

свои

реплики

подголоски.

Исполнитель всё это не только должен знать, но и слышать при исполнении.

Превосходной

школой

для

развития

навыков

мышления,

слуха

и

техники

исполнения

многослойной

фактуры

любого

склада

является

работа

над

полифонией в чистом виде.

Работа

над

полифонией

развивает

фактурный,

тембровый;

технику

(исполнение одной рукой сразу нескольких голосов, ведения хорошего легато),

координацию рук (исполнение разными штрихами: в одной руке легато, в другой

нон легато) и полифоническое мышление.Важно научить ребёнка слышать и

мыслить полифонически. Под полифоническим слухом понимается способность

слышать, прослеживать и соотносить движение нескольких мелодических линий,

фактурных

пластов.

Полифоническое

мышление

проявляется

в

способности

представлять

одновременное

развитие

нескольких

мелодических

линий,

музыкальных тем. Слух добывает информацию, а мышление её обрабатывает.

Особенности полифонической музыки

Полифония

в

переводе

с

греческогоpoly

много, phone

звук,

то

есть

буквально – многоголосие. В полифонии голоса мелодически самостоятельны и

более или менее равноправны по своему значению.

Полифонический склад музыки имеет непрерывный, текучий характер.

В нём, как правило, отсутствуют периодически равномерные остановки, ясные

цезуры, ритмическая повторность, симметричность тактов. Причём равномерные

вступления голосов, несовпадения цезур в разных голосах, наложение голосов

как нельзя лучше содействуют непрерывности музыкальной речи. Полифония

бывает

подголосочной(одновременное

звучание

нескольких

подголосков

вариантов),

контрастной(

голоса

не

имеют

единого

тематизма)

и

имитационной( мелодическая линия проходит в разных голосах).

Важнейшим средством полифонии является имитация (от латинского слова

imitation – подражание), то есть повторение темы или мелодического оборота в

каком

либо

голосе

непосредственно

вслед

за

другим

голо сом.

Имитация бывает разнообразной – в любой интервал как сверху, так и снизу.

Но

наибольшее

значение

имеет

имитация

в

верхнюю

квинту

или

нижнюю

квинту, то есть имитацию в доминантовую тональность (а так же имитация в

октаву). Такой имитацией обычно начинаются фуги и другие полифонические

произведения.

Высшей художественной формой полифонического искусства несомненно

является фуга, где элементы имитационной полифонии достигают максимально

полного воплощения. Чтобы исполнять фуги, нужно начинать знакомиться с

полифонией

и

работать

над

ней

с

1

класса

музыкальной

школы,

пройдя

огромный путь от подголосочной и контрастной полифонни к имитационной и

конрапункту.

Работа над полифонией

Полифония

трудный

материал

для

восприятия.

Поэтому

с

маленькими

детьми работу над полифоническими произведениями нужно начинать с пьес, в

которых

присутствуют

элементы

многоголосья

(обработки

народных

песен).

Н е о б х о д и м о

м н о г о

п е т ь

т а к и е

п р о и з в е д е н и я

п о

г о л о с а м .

Со 2-го, 3-го года обучения в репертуар учащихся включаются произведения

из «Нотной тетради А. М.Бах». В состав этого сочинения входят маленькие

шедевры

И.С.Баха

различные

по

характеру,

интересные

по

содержанию,

разноплановые в смысле педагогических задач. Маленькие шедевры, вошедшие

в «Нотную тетрадь», представляют собой в основном небольшие танцевальные

пьесы

полонезы,

менуэты

и

марши,

отличающиеся

необыкновенным

богатством мелодий, ритмов, настроений. На мой взгляд, знакомить ученика

лучше всего с самим сборником, т. е. «Нотной тетрадью», а не отдельными

пьесами,

разбросанными

по

разным

сборникам.

Очень

полезно

рассказать

ребенку

о

том,

что

две

«Нотные

тетради

Анны

Магдалены

Бах»

это

своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи И. С. Баха. Сюда вошли

инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера. Эти пьесы,

как собственные, так и чужие, написаны в тетради рукой самого И. С. Баха,

иногда

-

его

жены

Анны

Магдалены

Бах,

встречаются

также

страницы,

написанные

детским

почерком

кого-либо

из

сыновей

Баха.

Вокальные

сочинения

-

арии

и

хоралы,

входящие

в

сборник,

-

предназначались

для

и с п о л н е н и я

в

д о м а ш н е м

к р у г у

б а х о в с к о й

с е м ь и .

Одним из самых популярных в учебной практике является сборник И.С.Баха

«Маленькие прелюдии и фуги». Написан он был со скромной целью – быть

упражнениями

для

учащихся.

Но

эти

миниатюры

не

так

легки,

как

могут

показаться. Помимо художественных достоинств «Маленькие прелюдии» дают

преподавателю

возможность

углубить

знакомство

ученика

с

характерными

особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения, а

так

же

помогут

объяснить

понятия

противосложение,

имитация,

скрытое

многоголосие

и

многое

другое,

что

в

последующих

этапах

работы

над

полифоническими произведениями необходимо будет знать учащимся.

С чего надо начинать работу над прелюдией? Прежде всего с определения

её характера, настроения. Педагогу нужно сыграть произведение. Определить

тональность, фактурные особенности, развитие мелодической линии, количество

голосов – и сделать вывод о содержании данной пьесы. В связи с характером

прелюдию

необходимо

«инструментировать»,

то

есть

определить

каким

звучанием будет исполняться каждый из голосов. Затем нужно разобраться с

формой: количество частей, кадансы, кульминации, тональный план. Из этого

вытекает динамический план (обычно контрастный). Далее разбирается самая

главная

проблема

это

артикуляция

и

мотивное

строение

мелодии.

После

«Маленьких

прелюдий»

можно

переходить

к

более

сложным

произведениям И.С.Баха. Педагогическим целям посвящены 15 двухголосных

инвенций

и

15

симфоний.

Здесь

хочется

привести

слова,

обозначенные

И.С.Бахом на титульном листе инвенций. Эти слова с ясностью обрисовывают

высокие

воспитательные

задачи,

которые

ставил

себе

Бах

при

их

создании:«Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно

жаждущим учиться, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя

голосами,

но

при

дальнейшем

совершенствовании

правильно

и

хорошо

исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошему

изобретению,

но

и

правильной

разработке;

главное

же

добиться

певучей

манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции».

Особого

внимания

при

изучении

клавирных

произведений

И.С.Баха

требуют знания исторического своеобразия этого раздела учёбы и связанные с

этим трудности.

Первая трудность связана с нотным текстом, который кладётся в основу

работы школьника.

Вторая, связана с особенностями клавишных инструментов, бытовавших

в

первой

половине XVIII в., для которых собственно и написаны клавирные

произведения Баха.

При

работе

над

клавирными

произведениями

И.С.Баха

следует

знать

основной

факт:

в

рукописях

клавирных

произведений

почти

полностью

отсутствуют исполнительские указания.

Что касается динамики, то известно, что Бах употреблял в сочинениях

лишь три обозначения: форте, пиано, в редких случаях, пианиссимо. Выражений

крещендо, диминуэндо, меццо пиано, фортиссимо, знаков акцентировки Бах не

применял.

Так

же

ограничено

в

баховских

текстах

примечания

темповых

о

б

о

з

н

а

ч

е

н

и

й

.

Следует

знать,

что

в

нотном

тексте,

который

мы

даём

ученику,

подавляющее большинство исполнительских указаний принадлежит не Баху, а

внесены в текст редактором. Исай Александрович Браудо советует наряду с

исполнительской

редакцией

знакомиться

с

авторским

текстом.

К

советам

редактора

нужно

прислушиваться,

т.

к.

они

не

только

указывают

на

определённые приёмы исполнения, но и помогают понять характер и смысл

музыки.

Вторая

трудность,

с

которой

встречаемся

в

работе

над

клавирными

произведениями И. С. Баха, это то обстоятельство, что все они написаны не для

фортепиано.

В

то

время

существовало

три

основных

инструмента

клавесин,

клавикорд и орган.

Клавикорд – небольшой музыкальный инструмент с тихим звучанием.

Этому

инструменту

не

свойственны

яркие

оттенки

и

звуковые

контрасты.

Однако, в зависимости от характера нажима на клавишу, мелодии может быть

предана некоторая звуковая гибкость.

В

отличии

от

тонкой

и

задушевной

звучности

клавикорда,

клавесин

обладает

игрой

более

звучной

и

блестящей.

Клавесин

обладает

двумя

клавиатурами: нижней – первой и верхней – второй.

В

целом

клавесин

располагает

четырьмя

наборами

струн,

то

есть

четырьмя

регистрами,

которые

распределяются

между

двумя

клавиатурами.

Каждая клавиатура имеет два регистра. Все регистры по желанию исполнителя

могут включаться или выключаться по средствам особых рычажков. Так же

клавиатуры могут соединяться. Если клавиатуры соединены, то при нажатии

клавиши первой клавиатуры автоматически нажимается одноименная клавиша

второй клавиатуры. Таким образом звучание мелодии обогащается верхними и

нижними октавными удвоениями.

На клавесине звук извлекается твёрдым клинышком, непосредственно

передающим струне нажим пальца.

Больше всего различает фортепианную и клавесинную игру – динамика.

Если сравнить динамические средства фортепиано с динамическими средствами

к л а в е с и н а

и

к л а в и к о р д а ,

т о

м о ж н о

у в и д е т ь

с л е д у ю щ е е :

- фортепиано не обладает ни октавными удвоениями клавесина, нет

смены регистров клавиатур. Не обладает выразительной вибрацией клавикорда.

-

с

другой

стороны

фортепиано

обладает

чуткой

и

подвижной

динамикой

большого диапазона, что не доступно ни клавесину, ни клавикорду.

Одно из замечательных свойств фортепиано – это возможность исполнять на

нём произведения различных эпох и стилей.

Как мы знаем, звук клавесина не зависит от способа удара по клавише. На

клавесине устанавливаются нужные регистры перед исполнением. Пианист не

имеет возможности зафиксировать нужные звуковые краски. Он должен перед

исполнением представить себе в воображении необходимые ему краски и затем

создавать эти краски в процессе игры.

Фортепиано не может соревноваться с клавесином в способности

создавать контрастирующие между собой тембры, но фортепиано превосходит

клавесин

в

возможности

придать

мелодии

динамическую

гибкость.

В

этом

от н о ше н и и

фо рт е п и а н о

р а з в и ва е т

то ,

ч то

е с т ь

в

к л а в и ко р д е .

Т. о., фортепиано даёт возможность соединить контрастную инструментовку

к л а в е с и н а

с

г и б к и м

и с п о л н е н и е м

м е л о д и и

к л а в и к о р д о м .

«Инвенция» - этим словом означающим по латыни «изобретение», И.С.Бах

назвал небольшие полифонические пьесы, которые он сочинял специально для

своих учеников. Это были своего рода упражнения, необходимые для того, чтобы

овладеть

приёмами

исполнения

сложных

полифонических

произведений,

в

частности - фуг.

Название

подобрано

композитором

чрезвычайно

точно.

Инвенции

действительно полны выдумок, остроумных сочетаний и чередований голосов.

Но

инвенции

это

не

упражнения!

Это

яркие

художественные

произведения,

в

каждом

из

которых

воплощено

определённое

настроение.

Работу

над

инвенциями

можно

разделить

на

несколько

этапов:

- подготовительный,

- анализ данного произведения,

- работа над произведением.

Подготовительный этап

Перед тем как начать знакомство ученика с произведением. Необходимо

рассказать ему об эпохе, в которой оно было написано, об инструментах, для

которых писал И.С.Бах. Обращение к инструментам того времени в беседе с

учеником

облегчит

поиски

наиболее

точного

определения

характера

пьес,

правильной артикуляции и динамики.

Во времена Баха вся музыка была полифоничной. Главной особенностью

того

времени

была

не

красота

мелодии,

а

развитие

темы,

её

развитие

и

формообразование.

Ученик должен понять своеобразие Баховского стиля. Способ извлечения

звука должен быть всегда собранным, крепким, даже на piano, которое не должно

быть расплывчатым. В произведениях Баха всегда возвышенное спокойствие,

строгость. Величие при насыщенности эмоциональных состояний.

Второй

этап.

Анализ

данного

произведения.

Сюда

входит

анализ

музыкальной

формы

инвенции,

определения

характера,

темпа

данного

произведения.

Третий, основной этап – работа над произведением. Этот этап является

очень

объёмным

и

продолжительным

и

поэтому

его

можно

разделить

на

несколько частей:

1.

Тема.Определить

границу

темы,

её

характер.

Характер

темы

и

всего

произведения зависит от артикуляции, т. е. способа извлечения звука. Сразу

обратить внимание на интонирование темы. Полезно тему проучить в разных

регистрах и в разных тональностях

методом подбора её по слуху, так как

инвенция проходит в разных тональностях, проучить тему вместе с учителем –

ученик играет тему, учитель – противосложение и наоборот.

2. Работа над мелодической линией каждого голоса. Начинатьпроучивать в

медленном темпе, так как у ребёнка лучше проходит процесс понимания музыки,

е ё

с л ы ш а н и е .

У ч и т ь

о т д е л ь н о

к а ж д ы й

м о т и в .

3. Межмотивная артикуляция.

Отделение мотивов друг от друга с помощью

цезуры. Необходимо помнить, что ритм и артикуляция являются основными

средствами выразительности.

4.Динамика. Во времена Баха не существовало проблемы динамики, так как у

инструментов

были

мануалы

с

различной

динамикой.

При

исполнении

произведений Баха на рояле используется два вида динамики: внутримотивная и

террасообразная. Одно большое построение исполняется в единой динамической

окраске.

Внутримотивная

динамика

зависит

от

педагога

его

знаний,

музыкальной культуры, стилистического вкуса.

5.

Аппликатура.

Определяется

внутри

мотивным

строением.

Секвенции

исполняются одинаковыми пальцами. В редакции Бузони используется не только

подкладывание, но и перекладывание пальцев. Не желательна немая подмена,

так как она усложняет задачу, негативно влияет на исполнение.

6. Темп. Не является самоцелью. Темп зависит от образности. Он должен быть

полезен и удобен ученику.

7.Педаль. Не является фактурной необходимостью. Не должна мешать голо-

соведению. Ей отводится лишь связующая роль.

Заключение

Изучение

полифонии

является

одним

из

важнейших

условий

развития

у

пианиста таких качеств:

- мышление,

- интеллект,

- музыкальная логика,

- полифонический слух,

- чувства стиля,

- координации движений.

Основные

направления

и

способы

работы

над

произведением:

1. Р а б о т а

п о

г о л о с а м .

Д о с т и ж е н и е

в

к а ж д о м

г о л о с е

максимальной выразительности:

-

Работа

над

мотивами,

вычленения

их

из

фразы

и

стремление

к

выразительному

исполнению

(верная

артикуляция,

динамическое

подчёркивание, интонация);

- Работа с педагогом на двух роялях;

- Работа с пением;

- Работа в разных регистрах.

2. Исполнения

произведений

целиком,

добиваясь

выразительной,

о с м ы с л е н н о й

и г р ы ,

в ы п о л н е н и я

в с е х

д е т а л е й ,

к ул ь м и н а ц и й .

Педагог должен добиться от ученика самостоятельного осознанного разбора

полифонических пьес и дальнейшего их исполнения. Ребёнок должен научиться

разговаривать музыкальными звуками, передавать свои чувства и мысли через

интонационно

речевую

выразительность

голосов.

Искусство

И.С.Баха

погружает ребёнка в мир возвышенных, даже религиозных чувств, воспитывает

в нём нравственность, мужественность и духовную чистоту. Полифония – это

лучшее

средство

развития

духовных

качеств

пианиста.

Несомненно,

полифоническая музыка – основа в воспитании настоящего музыканта.

Список литературы

1. Булучевский

Ю.С.,

Фомин

В.С.

Краткий

музыкальный

словарь

для

учащихся. – Л.: Музыка, 1986. – 216с.

2. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинениях Баха в музыкальной школе.

– М.: Классика-ХХI, 2003. – 92с.

3. Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С. Баха.

4. Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика-ХХI, 2002. – 244с.



В раздел образования