Напоминание

"Народные подвижные игры- как средство приобщения к ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста


Автор: Бараковская Наталья Александровна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБУДО "Детский сад № 57"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.Дзержинск
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ для ПЕДАГОГОВ
Тема: "Народные подвижные игры- как средство приобщения к ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей ДОУ

Тема : «Народные подвижные игры –

как форма приобщения к здоровому образу жизни

и средство нравственно-патриотического воспитания

дошкольников»

Цель: Систематизировать представления педагогов ДОУ о народных подвижных

играх.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с подвижными играми народов Нижегородской обл.

2. Закрепить знания по организации и проведению народных подвижных игр.

3. Создать материальную базу (картотеки, папки-передвижки, атрибуты) для

использования народных подвижных игр в ДОУ.

Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих

ценностей и традиций народа.

Благодаря знакомству с русскими народными играми, мы сохраняем свои

традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

Здоровый образ жизни – формы и способы повседневной жизнедеятельности

человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для выработки правильных привычек. которые в сочетании с

обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья приводят к положительным

результатам

.

Нравственно-патриотическое

воспитание детей

-

одна

из

основных

задач ДОУ.

Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко

всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Народные

игры являются

неотъемлемой

частью

интернационального,

художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения

сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое,

заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся

эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к

своей семье и преданности Родине.

Народные игры оказывают большое влияние на воспитание у детей характера,

силы воли; развивают нравственные чувства; физически укрепляют ребенка;

создают определенный духовный настрой и интерес к народному творчеству.

Большинство народных игр требует от детей быстроты, ловкости, сноровки,

двигательных умений; воспитывают в них смелость, коллективизм, честность;

развивают

выносливость.

В

народных

играх

много

юмора,

шуток,

соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются

неожиданными

веселыми

моментами,

заманчивыми

и

любимыми

детьми

считалками,

жеребьевками,

потешками.

Народные

игры

сохраняют

свою

художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший,

неповторимый игровой фольклор.

КЛАССИФИКАЦИЯ

народных игр

Народные игры разнообразны, классифицировать их можно, как :

1. Пальчиковые игры.

Игры в которых заставляют активно работать кисти рук, ладони, пальцы.

Пальчиковые игры как для младенцев так и для более старших детей. («Сорока-

ворона», «ласточка-перепёлочка», «киселёк», «Бабушкины

пирожки», «Этот

пальчик хочет спасть», «Птички-невелички», «Братья-лежебоки», «Пастушок»,

«Банька», «Пианино», «Едут-едут бабка с дедом» и другие.

2. Игры, отражающие отношение к природе.

Русский народ, всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял.

Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся

русские народные игры : "Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и

воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У

медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", " Хромая лиса", "Филин и пташки".

"Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой

цыпленок", "Оса" и их различные варианты.

«КОШКИ-

МЫШКИ»

Все

игроки

делятся

на

две

команды «кошки» и «мышки». «Кошки» образуют

круг, «мышки» становятся

за

кругом. «Кошки» поют песенку: Ах как мыши надоели развелось их просто страсть

всё погрызли, всё поели всюду лезут - вот напасть. Погодите же, плутовки,

доберемся

мы

до

вас.

Вот

поставим

мышеловку

переловим

всех

сейчас. «Кошки» поднимают руки (открывают мышеловку, «мышки» бегают через

круг. По сигналу «хлоп» мышеловка закрывается.

3. Драматические или бытовые игры.

Это игры, в которых по определённому традицией сценарию надо разыгрывать

сценки из реальной жизни., "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный

бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка".

"Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват

флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.

4. Орнаментальные игры.

Игры, во время которых участники двигаются в определённом порядке под

песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок определялся

мелодией, содержание же песни в игре не учитывалось. Игра строится так, что

участники изображают какое-либо архитектурное сооружение – плетень, мост, либо

природное

явление

шум

ветра,

метель.

Орнаментальные игры

близки

к

хороводным. ("Челночок", "метелица" и т. д.)

Игры,

отражающие

отношение к

природе

Пальчиков

ые игры

Орнаменталь-

ные игры

Хоровод-

ные игры

Драматические

(бытовые) игры

Состязательные

игры

Игры на

ловкость

Сезонно-

обрядовые игры

5. Хороводные игры

Игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и

пантомиму.

Содержание игры раскрывалось

в

сюжете

песни.

(«Воробушки», «лебедь», «лён», «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк»,

«Колпачок (паучок)» Каравай. и другие.

6. Сезонно- обрядовые Игры

Игры проводятся в определенное время года и соответствуют русским народным

праздникам.

К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «У

Салохи», «Богатырское двоеборье» и другие.

7. Игры на ловкость.

Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость,

быстроту и хорошую координацию, равновесие, умение ориентироваться в

пространстве. К этому разделу относятся игры : "Бабки", "Городки", "Горелки",

"Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше",

"Ловишка",

"Лапта",

"Котлы",

"Ляпка",

"Пятнашки",

"Платочек-летуночек",

"Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей

голосок", "Веревочка под ногами" и др.

ГОРЕЛКИ» Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну.

Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло. Глянь на небо - Птички летят. Колокольчики звенят! Раз, два, три

беги! При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в

начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа, а водящий

пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмется

за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в

первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

8. Состязательные игры.

Это игры, направленные на развитие как физических, так и умственных

способностей детей. По сути своей они представляют собой соревнование в силе,

меткости,

ловкости,

устойчивости,

скорости,

быстроте

реакции

и

сообразительности. Основной их чертой являлось наличие чётко сформулированных

правил и установка

на

победу. ("Шагардай",

"горелки",

"колдун",

"лапта",

"чижик") В этом разделе применяются игры : "Единоборство" (в различных

положениях, с различным инвентарем, "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань

камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", ""Цепи кованы", "Перетягивание

каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления",

"Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные

варианты.

2. Функции народных игр :

Народная игра : укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость,

творчество; знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и

способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых

оборотов;

формирует нравственных

качеств,

закрепляет

полезные

навыки

к

организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;

развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и

многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами,

словами; формирует чувства принадлежности к своему народу.

Народные

игры являются

традиционным

средством

педагогики,

а

также народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического

воспитания дошкольников. Участие в них формирует у участников представления о

чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми;

способность

проявлять

смекалку,

выдержку,

выдумку,

находчивость,

волю,

стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и

приучают

к

труду,

дисциплине,

соблюдению

правил,

формируют

умение

контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других,

развивают чувство справедливости.

3. Особенности организации

народных подвижных игр

.

При планировании игр необходимо учитывать длительность каждой игры, объем

текстового материала, который должны запомнить дети.

При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика,

жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать

детей, создать атмосферу радости.

Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на

команды провести жеребьёвку.

Главная задача педагога, при проведении народных игр, научить детей играть

активно и самостоятельно.

Заключение

В народных играх

много

познавательного

материала,

содействующего

расширению

сенсорной

сферы

ребенка,

развитию

его

мышления

и

самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного

задора; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и

любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Русские народные игры не должны быть забыты. Благодаря знакомству с

русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции,

передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье

наших воспитанников.



В раздел образования