Автор: Елена Александровна Гащук
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №25"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Конспект урока русского языка с презентацией 3 класс
Тема: "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы"
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка
Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы
Ход урока
1.
Организация обучающихся
Настрой на работу. Проверка готовности
2.
Актуализация знаний. Подведение к теме.
1-й ряд – индивидуальная работа по карточкам с заданиями разного уровня:
Жёлтый уровень- Списать предложение. Подчеркнуть главные и неглавные слова в
предложении (Снежные шапки укрыли дубки.)
Зелёный- Составить из слов (снежные, укрыли, дубки, шапки) предложение. Подчеркнуть
главные и неглавные слова в предложении. Слово «дубки» разобрать по составу
Синий- Составить из слов (снежные, укрыли, дубки, шапки) предложение. Подчеркнуть
главные и неглавные слова в предложении. Слово «дубки» поставить в начальную форму,
показать графически, как образовалось слово.
2-й и 3-й ряд-эстафета ( по 8 участников + 2 эксперта)
Члены команды по очереди вставляют пропущенные буквы, последний приносит лист
экспертам.
С..ЛОВЕЙ
УЛЫ..КА
ФЛАГ..
Ф..МИЛИЯ
ИГРУ..КА
К..ВЁР
С..ЛОНКА
Пока эксперты проверяют участникам- вопросы.
- Слова с какими орфограммами вам встретились?
-Какие правила вам пришлось вспомнить?
-Уважаемые эксперты, что вы можете сказать о выполнении заданий командами
( правильный вариант появляется на инт. доске)
- Уважаемые эксперты, какое слово можно составить из первых букв слов, с которыми
работали команды?
СУФФИКС
- Спасибо экспертам
- Как вы думаете, почему загадано именно это слово? Как считаете, всё ли мы уже знаем о
суффиксах?
-Давайте дадим определение суффиксу.
На доске разные суффиксы (-К, -ОК, -ИК, -ЁК, -ИХ, -ИЦ, -НИК, -ОНОК, -ЁНОК, -ИЩ)
- Посмотрите, как много суффиксов у нас на доске. Кто хочет пойти к доске и выделить
группу уже изученных суффиксов? (1чел у доски)
Остальные работают с инт. доской
- Каждая часть слова имеет своё место. Перед вами 4 модели слова. На какой из них
суффикс занимает своё место? (1 человек к доске)
*проверка группы изученных суффиксов
- Всели согласны?
- Какие суффиксы слов-названий предметов знаете? (-к,-ик, -ок, -ёк)
- Придумайте и запишите на следующей рабочей строке слова-названия предметов:
*1 ряд- с –ик,
*2ряд –с –ок,
*3ряд –с –ёк
- Если вы затрудняетесь в подборе слов, то где можно найти помощь? (обратный словарь
с.143)
Кто первый справляется на каждом ряду, выходит и записывает своё слово. Устно спросить
по несколько придуманных слов, чтобы не повторялись.
- Покажите, как образовались данные слова.
Например: котик кот
- Какое значение придают эти суффиксы словам? ( уменьшительно-ласкательное значение)
3.Работа над новым материалом. Постановка учебной проблемы. Открытие
знания.
- Кроме этих суффиксов существует ещё много других. Сегодня мы продолжим
наблюдение над суффиксами слов, называющих предметы.
* Работа в группах
- У каждой группы листок с заданием. На карточке вы видите слово и суффиксы. Образуйте все
возможные слова и запишите их маркером. Готовые карточки вывесите на доску.
( слова: слон, ёж, морж, заяц, паук, барсук, хомяк
Суффиксы: -К, -ИК, -ОК, -ЁК, -ИХ)
- Какой новый суффикс встретился вам в ваших карточках? (-ИХ)
- Какие слова вам удалось с ним образовать? Прочитайте их.
- Как вы думаете, какое значение придаёт этот суффикс словам? ( из слов мужского рода делает
слова женского рода, если вывод неверен, то рассмотреть слова ПОВАР и ТКАЧ)
* Физпауза. –Давайте поредохнём вместе с весёлыми зверюшками, а затем прдолжим изучение
суффиксов. «У жирафа пятна…»
* Работа с учебником
-Давайте добавим суффикс _ИХ в группу уже изученных.
- Как вы думаете, от всех ли слов, называющих предметы мужского рода можно образовать слова-
названия предметов женского рода при помощи суффикса –ИХ?
- Поможет нам решить эту проблему наш учебник. Откройте его на странице 46, упражнение 48.
Ведёт задание………
(читаем задание до слова ЛЬВИЦА, делаем подробную запись образования слова, глядя на
образец)
- Прочитаем, почему образование слова ЛЬВИЦА является трудным случаем
- Постарайтесь запомнить это. Мы обязательно вернёмся к этому случаю на следующих уроках.
-Можно ли сказать, что суффикс –ИЦ, придаёт слову тот же смысл, что и суффикс –ИХ ?
- О каком же ещё суффиксе мы можем сказать, что мы знакомы с его работой?
-Давайте и его переместим в группу уже изученных суффиксов.
- Какую же работу выполняют суффиксы –ИХ, -ИЦ?
4. Рефлексия
-Урок наш подходит к концу и я хотела бы узнать, какие впечатления остались у вас от
урока. (Слайд)
-Продолжите фразы.
-Сегодня я узнал
-У меня получилось
-Было трудно
-Меня удивило
-Было интересно
-Теперь я умею
- Посмотрите, ребята, какие суффиксы ещё остались. Их изучением мы продолжим на следующих
уроках. Но и это далеко не все суффиксы. Русский язык очень богат и многообразен, поэтому вам
предстоит сделать ещё много открытий.
5. Домашнее задание
-Дома вы продолжите исследование новых суффиксов и выполните задание в ТПО №34, а также
выберите пять слов с изученными суффиксами, составьте и запишите с ними предложения.
- Урок окончен.