Напоминание

"Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы"


Автор: Елена Александровна Гащук
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №25"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Конспект урока русского языка с презентацией 3 класс
Тема: "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока русского языка

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы

Ход урока

1.

Организация обучающихся

Настрой на работу. Проверка готовности

2.

Актуализация знаний. Подведение к теме.

1-й ряд – индивидуальная работа по карточкам с заданиями разного уровня:

Жёлтый уровень- Списать предложение. Подчеркнуть главные и неглавные слова в

предложении (Снежные шапки укрыли дубки.)

Зелёный- Составить из слов (снежные, укрыли, дубки, шапки) предложение. Подчеркнуть

главные и неглавные слова в предложении. Слово «дубки» разобрать по составу

Синий- Составить из слов (снежные, укрыли, дубки, шапки) предложение. Подчеркнуть

главные и неглавные слова в предложении. Слово «дубки» поставить в начальную форму,

показать графически, как образовалось слово.

2-й и 3-й ряд-эстафета ( по 8 участников + 2 эксперта)

Члены команды по очереди вставляют пропущенные буквы, последний приносит лист

экспертам.

С..ЛОВЕЙ

УЛЫ..КА

ФЛАГ..

Ф..МИЛИЯ

ИГРУ..КА

К..ВЁР

С..ЛОНКА

Пока эксперты проверяют участникам- вопросы.

- Слова с какими орфограммами вам встретились?

-Какие правила вам пришлось вспомнить?

-Уважаемые эксперты, что вы можете сказать о выполнении заданий командами

( правильный вариант появляется на инт. доске)

- Уважаемые эксперты, какое слово можно составить из первых букв слов, с которыми

работали команды?

СУФФИКС

- Спасибо экспертам

- Как вы думаете, почему загадано именно это слово? Как считаете, всё ли мы уже знаем о

суффиксах?

-Давайте дадим определение суффиксу.

На доске разные суффиксы (-К, -ОК, -ИК, -ЁК, -ИХ, -ИЦ, -НИК, -ОНОК, -ЁНОК, -ИЩ)

- Посмотрите, как много суффиксов у нас на доске. Кто хочет пойти к доске и выделить

группу уже изученных суффиксов? (1чел у доски)

Остальные работают с инт. доской

- Каждая часть слова имеет своё место. Перед вами 4 модели слова. На какой из них

суффикс занимает своё место? (1 человек к доске)

*проверка группы изученных суффиксов

- Всели согласны?

- Какие суффиксы слов-названий предметов знаете? (-к,-ик, -ок, -ёк)

- Придумайте и запишите на следующей рабочей строке слова-названия предметов:

*1 ряд- с –ик,

*2ряд –с –ок,

*3ряд –с –ёк

- Если вы затрудняетесь в подборе слов, то где можно найти помощь? (обратный словарь

с.143)

Кто первый справляется на каждом ряду, выходит и записывает своё слово. Устно спросить

по несколько придуманных слов, чтобы не повторялись.

- Покажите, как образовались данные слова.

Например: котик кот

- Какое значение придают эти суффиксы словам? ( уменьшительно-ласкательное значение)

3.Работа над новым материалом. Постановка учебной проблемы. Открытие

знания.

- Кроме этих суффиксов существует ещё много других. Сегодня мы продолжим

наблюдение над суффиксами слов, называющих предметы.

* Работа в группах

- У каждой группы листок с заданием. На карточке вы видите слово и суффиксы. Образуйте все

возможные слова и запишите их маркером. Готовые карточки вывесите на доску.

( слова: слон, ёж, морж, заяц, паук, барсук, хомяк

Суффиксы: -К, -ИК, -ОК, -ЁК, -ИХ)

- Какой новый суффикс встретился вам в ваших карточках? (-ИХ)

- Какие слова вам удалось с ним образовать? Прочитайте их.

- Как вы думаете, какое значение придаёт этот суффикс словам? ( из слов мужского рода делает

слова женского рода, если вывод неверен, то рассмотреть слова ПОВАР и ТКАЧ)

* Физпауза. –Давайте поредохнём вместе с весёлыми зверюшками, а затем прдолжим изучение

суффиксов. «У жирафа пятна…»

* Работа с учебником

-Давайте добавим суффикс _ИХ в группу уже изученных.

- Как вы думаете, от всех ли слов, называющих предметы мужского рода можно образовать слова-

названия предметов женского рода при помощи суффикса –ИХ?

- Поможет нам решить эту проблему наш учебник. Откройте его на странице 46, упражнение 48.

Ведёт задание………

(читаем задание до слова ЛЬВИЦА, делаем подробную запись образования слова, глядя на

образец)

- Прочитаем, почему образование слова ЛЬВИЦА является трудным случаем

- Постарайтесь запомнить это. Мы обязательно вернёмся к этому случаю на следующих уроках.

-Можно ли сказать, что суффикс –ИЦ, придаёт слову тот же смысл, что и суффикс –ИХ ?

- О каком же ещё суффиксе мы можем сказать, что мы знакомы с его работой?

-Давайте и его переместим в группу уже изученных суффиксов.

- Какую же работу выполняют суффиксы –ИХ, -ИЦ?

4. Рефлексия

-Урок наш подходит к концу и я хотела бы узнать, какие впечатления остались у вас от

урока. (Слайд)

-Продолжите фразы.

-Сегодня я узнал

-У меня получилось

-Было трудно

-Меня удивило

-Было интересно

-Теперь я умею

- Посмотрите, ребята, какие суффиксы ещё остались. Их изучением мы продолжим на следующих

уроках. Но и это далеко не все суффиксы. Русский язык очень богат и многообразен, поэтому вам

предстоит сделать ещё много открытий.

5. Домашнее задание

-Дома вы продолжите исследование новых суффиксов и выполните задание в ТПО №34, а также

выберите пять слов с изученными суффиксами, составьте и запишите с ними предложения.

- Урок окончен.



В раздел образования