Автор: Кожемякина Вероника Саркисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СО «Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Населённый пункт: г. Сухой Лог, Свердловская область
Наименование материала: Урок чтения
Тема: С.Есенин "Лебёдушка"
Раздел: начальное образование
Зн-во с произведением С.Есенина. "Лебедушка"
Цель урока: раскрытие в детях таких качеств, как сострадание и милосердие через содержание
литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.
Задачи урока:
обучающие: - продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности
поэтического слова;
развивающие: - развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного
рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
воспитательные: - воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и
бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.
Оборудование урока: - мультимедийные презентации: 1) краткая биография С.Есенина,
2) видеоряд к стихотворению; - портреты композиторов Шарль - Камиль Сен-Санса, П.И.Чайковского;
- музыкальный фрагмент произведения»,Сен – Санса «Лебедь».
Ход урока
1.
Орг момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело! Итак - Урок чтения
1.
Постановка учебной задачи.
В этом имени – свет России
Голубые её глаза
В этом имени – песня России
Соловьёв её голоса
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского писателя
чтение по бегущей строке
3. Рассказ о Есенине (Презентация «Биография С.Есенина»)
С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21.09.1895 года. Это было
тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Родители
Есенина были бедные крестьяне. У Есенина было две младшие сестры: Катя и Саша.
Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью
деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в
царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села,
радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.
Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу
окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не
хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет.
Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.
Есенин трагически погиб 28 .12. 1925 года. И был похоронен 31.12. 1925 года в Москве на
Ваганьковском кладбище.
Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня,
мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В
этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они
грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и
растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной
жизнью.
2.
Подготовка к восприятию стихотворения.
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением Есенина
Птица медленно плывет,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива. (Лебедь)
- Прочитайте название стихотворения. БЕГУЩАЯ СТРОКА
Что интересного вы знаете о лебедях?
- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ
чистоты,
благородства, верности.
- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить
историю, написанную Есениным.
Аудиозапись с презентацией
- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?
( Чувство грусти, печали).
- Кто главные герои стихотворения?
- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково,
с любовью.)
6. Словарная работа.
- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова.
У вас на партах карточки, подберите правильное объяснение значений словосочетаний
- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
- трава шелковая – нежная;
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;
- цветы лазоревые - светло-синий тон;
- волны пряные - издающие запах;
- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие
словосочетания? (Описание природы.)
- дозорила – стерегла, охраняла;
- хоронились – прятались;
- не чуяла – не чувствовала;
А сейчас мы с вами будем читать это произведение, но сначала подготовимся к чтению
выполним упражнение, прочитаем скороговорки с разной интонацией.
1 группа – читает весело
2 группа - грустно
Два лебедя жили в пруду.
Отчаянно вместе ныряли ко дну.
Ждали весь день вечернюю мглу,
Чтобы всю ночь смотреть на луну.
"Назови ласково" Слива – сливка, абрикос – абрикосик и т.д.
Лебедь, роса, трава, дети, мама, кольцо, крылья.
7. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 4 строчки
- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.
- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?
- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.
Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.
Дети зачитывают олицетворения.
- зорюшка рассыпала,
- сосны наряжали,
- камыши шепталися,
- перешёптывались лилии,
- цветы улыбались.
- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут
разговаривать. У автора здесь – природа живая.
8. ФИЗМИНУТКА.
9. Работа в группах над содержанием текста.
- Сейчас поработаем в группах. Правила работы в группах
Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)
Задание для группы № 1.
1.
Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?
А) картину заката,
Б) картину рассвета,
В) картину жаркого летнего полдня,
Г) картину ясной летней ночи.
2
Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?
А) из зарослей камыша,
Б) из зарослей осоки,
В) из – за острова.
3.Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?
А) на середину озера,
Б) на заводь тихую,
В) на остров маленький,
Г) на луг пестреющий.
Задание для группы № 2.
1.
Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?
А) спрятаться,
Б) пощипать траву душистую,
В) поиграть в игру весёлую,
Г) быть подальше от опасности.
2.
Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?
А) учила их,
Б) кормила их,
В) дозорила, охраняла,
Г) играла.
3
Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?
А) змея,
Б) коршун,
В) сокол, Г) орёл.
Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и
дают на него ответ.
10. Выборочное чтение.
- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)
- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)
- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? (Строфа 27)
- Могла ли она спастись от смерти? (Да)
- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)
- О чём говорит поступок матери – лебеди? (Лебедь не пожалела своей жизни ради детей.)
- Такой поступок называется самопожертвованием.
- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта
воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем
стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так
геройски оберегает своих детей.
- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?
- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?
(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту
родной природы, учит сопереживать, сострадать.)
- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает
любовь матери к свои детям.
11. Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен – Санса
- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие
композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Французский
композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и
называется «Лебедь». Прослушайте отрывок и попробуйте представить себе картину,
которая созвучна с этой музыкой.
Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь».
- Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно
отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.)
12. Игра «Если бы я был волшебником».
- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были
волшебниками, что бы вы изменили в этой истории? (Дети высказывают свои версии.)
13. Итог урока.
- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.
МЕЛОДИЯ
Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди,
Но какая стать,
Какая нежность,
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
- Всех благодарю за работу на уроке.
- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы
прониклись милосердием и состраданием.
Выставление оценок за работу на уроке.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
14. Домашнее задание. Стр. 124, вопрос № 4.