Напоминание

С.Есенин "Лебёдушка"


Автор: Кожемякина Вероника Саркисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СО «Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Населённый пункт: г. Сухой Лог, Свердловская область
Наименование материала: Урок чтения
Тема: С.Есенин "Лебёдушка"
Раздел: начальное образование





Назад




Зн-во с произведением С.Есенина. "Лебедушка"

Цель урока: раскрытие в детях таких качеств, как сострадание и милосердие через содержание

литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие: - продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности

поэтического слова;

развивающие: - развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного

рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные: - воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и

бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

Оборудование урока: - мультимедийные презентации: 1) краткая биография С.Есенина,

2) видеоряд к стихотворению; - портреты композиторов Шарль - Камиль Сен-Санса, П.И.Чайковского;

- музыкальный фрагмент произведения»,Сен – Санса «Лебедь».

Ход урока

1.

Орг момент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело! Итак - Урок чтения

1.

Постановка учебной задачи.

В этом имени – свет России

Голубые её глаза

В этом имени – песня России

Соловьёв её голоса

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского писателя

чтение по бегущей строке

3. Рассказ о Есенине (Презентация «Биография С.Есенина»)

С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21.09.1895 года. Это было

тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Родители

Есенина были бедные крестьяне. У Есенина было две младшие сестры: Катя и Саша.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью

деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в

царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села,

радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу

окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не

хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет.

Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 .12. 1925 года. И был похоронен 31.12. 1925 года в Москве на

Ваганьковском кладбище.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня,

мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В

этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они

грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и

растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной

жизнью.

2.

Подготовка к восприятию стихотворения.

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением Есенина

Птица медленно плывет,

Словно белый теплоход.

Горделива и красива,

Терпелива и пуглива. (Лебедь)

- Прочитайте название стихотворения. БЕГУЩАЯ СТРОКА

Что интересного вы знаете о лебедях?

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ

чистоты,

благородства, верности.

- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить

историю, написанную Есениным.

Аудиозапись с презентацией

- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

( Чувство грусти, печали).

- Кто главные герои стихотворения?

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково,

с любовью.)

6. Словарная работа.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова.

У вас на партах карточки, подберите правильное объяснение значений словосочетаний

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие

словосочетания? (Описание природы.)

- дозорила – стерегла, охраняла;

- хоронились – прятались;

- не чуяла – не чувствовала;

А сейчас мы с вами будем читать это произведение, но сначала подготовимся к чтению

выполним упражнение, прочитаем скороговорки с разной интонацией.

1 группа – читает весело

2 группа - грустно

Два лебедя жили в пруду.

Отчаянно вместе ныряли ко дну.

Ждали весь день вечернюю мглу,

Чтобы всю ночь смотреть на луну.

"Назови ласково" Слива – сливка, абрикос – абрикосик и т.д.

Лебедь, роса, трава, дети, мама, кольцо, крылья.

7. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 4 строчки

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?

- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.

Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут

разговаривать. У автора здесь – природа живая.

8. ФИЗМИНУТКА.

9. Работа в группах над содержанием текста.

- Сейчас поработаем в группах. Правила работы в группах

Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание для группы № 1.

1.

Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

2

Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.

3.Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

Задание для группы № 2.

1.

Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.

2.

Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.

3

Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол, Г) орёл.

Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и

дают на него ответ.

10. Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)

- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)

- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? (Строфа 27)

- Могла ли она спастись от смерти? (Да)

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди? (Лебедь не пожалела своей жизни ради детей.)

- Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта

воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем

стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так

геройски оберегает своих детей.

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту

родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает

любовь матери к свои детям.

11. Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен – Санса

- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие

композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Французский

композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и

называется «Лебедь». Прослушайте отрывок и попробуйте представить себе картину,

которая созвучна с этой музыкой.

Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь».

- Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно

отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.)

12. Игра «Если бы я был волшебником».

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были

волшебниками, что бы вы изменили в этой истории? (Дети высказывают свои версии.)

13. Итог урока.

- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

МЕЛОДИЯ

Друзья, учитесь верности у Лебедей!

Любите так,

Как любят эти птицы!

Ведь если взять вселенную,

Ни с чем...

Любовь такая не сравнится.

Они не люди,

Но какая стать,

Какая нежность,

Преданность друг другу.

Их чувство невозможно передать,

Оно подобно истинному чуду!

- Всех благодарю за работу на уроке.

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы

прониклись милосердием и состраданием.

Выставление оценок за работу на уроке.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

14. Домашнее задание. Стр. 124, вопрос № 4.



В раздел образования