Автор: Лапшакова Надежда Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГОКУ " Специальная(коррекционная )школа №33 г. Братска
Населённый пункт: Иркутская область, г. Братск
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Я гражданин» для 8 класса АООП для обучающихся с умственной отсталостью (срок освоения программы 1 год)
Тема: " Я гражданин"
Раздел: дополнительное образование
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
протокол № ______от___________
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
Вайтеховская Ю.В._____________
УТВЕРЖДАЮ
директор ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска»
Иванов А.В.________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Я гражданин»
для 8 класса
АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(срок освоения программы 1 год)
Составила: учитель Лапшакова.Н.В
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………….. 3
2.
Содержание учебного предмета ………………………………………………………………………………….. 5
3.
Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………………………………….. 7
4.
Учебно-тематическое планирование……………………………………………………………………………….. 9
5.
Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………….. 10
6.
Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………………………………… 14
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Я гражданин» для 8 класса составлена на основе следующих документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
2.
Учебный план ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», утвержденный приказом директора № 254 от 31.08.2022 г.
Рабочая программа курса «Я гражданин» разработана в соответствии с Федеральным государственным
стандартом
основного
общего
образования
и
направлена
на
достижение
планируемых
результатов,
обеспечивающих
развитии
личности
подростков,
на
их
мотивацию
к
познанию,
на
приобщение
к
общечеловеческим ценностям.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня
гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения
гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как
самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и
судьбу других людей. В этих условиях гражданско-патриотическое воспитание учащихся является исключительно
важной частью воспитания подрастающего поколения.
Программа курса «Я – гражданин» направлена на формирование человека высокой нравственной культуры,
гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего свои эстетические взгляды и идеалы,
человека как творца и созидателя.
Цели курса:
Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к
Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики
в области образования. Современная Россия нуждается в таком воспитании, основу которого составляют
патриотическая идея, дух искания, ответственности и служения Отечеству.
Задачи курса:
3
- формирование нравственной и правовой культуры личности, развития у детей и подростков социальной
активности, желания участвовать в преобразовании окружающей жизни и в социально значимых акциях;
способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание чувства сопричастности к общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
другим и самому себе, к социальным нормам, приверженности общечеловеческим и национальным ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие чувства ответственности за судьбу своего народа;
- освоение нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь отдельного человека и общества в целом;
основных ценностей и понятий гражданского общества; расширение общекультурного кругозора, формирование
гражданской грамотности; знакомство с выдающимися гражданами родного края, России и мира, их вкладом в
развитие демократических ценностей;
- овладение механизмами реализации и защиты прав человека и гражданина, умение участвовать в решении общих
дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом;
Структура программы:
Программа включает три структурных компонента: пояснительную записку; темы и содержание уроков общения по
разделам; требования к уровню подготовки выпускников.
Предметом изучения программы является гражданское образование личности, которое направлено на
формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность – совокупность способностей,
позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и
обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1. «Наша родина: большая и малая»
Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями,
фольклором, особенностями быта народов России. Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках
Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований,
сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащим.
Глава 2. «Воинская доблесть и слава России»
Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры
гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.
Глава 3. «Я сам и моя семья»
Ценностные понятия: человек — абсолютная ценность. Рассуждение на тему что значит состояться как
личность. Выделение роли семьи при становлении личности. Психологический климат семьи. Взаимоотношения
с родителями и другими членами семьи. Расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье Сущность понятия
«дом». Рассмотрение понятия «семейная традиция».
Что значит: «личный выбор». Рассмотрение нравственных качеств личности, жизненных ценностей.
Общечеловеческие ценности.
5
Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей,
участвуют в организации и проведении презентаций.
Глава 4. «Социализация подростка в обществе»
Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней
учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.
Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-
трудовой деятельности.
Глава 5. «Гражданин государственной важности»
Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан
России, о политическом устройстве Российского государства.
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Предметные результаты
Личностные результаты
Обучающие должны знать:
знание культурных традиций родного края,
страны;
умение устанавливать связи между прошлым и
современностью;
что такое семейные традиции;
основное понятие о Конституции РФ, правах и
обязанностях как гражданина;
Обучающие должны уметь:
самостоятельно анализировать условия
достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действия в новом
материале;
сравнивать культурные особенности народов
России с позиции уважения социального
многообразия;
давать характеристику патриоту малой и большой
осознание себя членом общества и государства
самоопределение своей российской гражданской
идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
осознание своей этнической и культурной
принадлежности в контексте единого и целостного
отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению,
истории и культуре других народов России;
способность к адекватной самооценке с опорой на
знание основных моральных норм, требующих для
своего выполнения развития самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки.
7
Родины;
переносить закрепленные права и обязанности в
Конституции РФ для использования их в
социуме.
8
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 8 КЛАССА
№, п/
п
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
теоретические
занятия
практические
занятия
Итого по разделу
5
4
1
Итого по разделу
5
4
1
Итого по разделу
6
4
2
Итого по разделу
6
3
3
Итого по разделу
12
8
4
ИТОГО
34
23
11
9
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 8 КЛАССА
№
п/п
Дата
Тема урока
Количество
часов
Элементы содержания
Словарь
Глава 1.
«Наша родина: большая и малая»
1
06.09-8Б
08.09-8А
«История и современность России»
1
Исторически сложившиеся
особенности территориального
устройства страны.
Государство
2
13.09-8Б
15.09-8А
«Имя гордое твоё - Россия »
1
Культурное многообразие
народов России. Традиции,
обычаи, праздники народов
России. Многообразие и
единство нашей страны.
3
20.09-8Б
22.09-8А
«Братск-моя малая Родина»
1
Понятие «малая родина». Братск
как субъект в составе России.
Малая родина
4
27.09-8Б
29.09-8А
«Герои моего города»
1
Рассказ об истории родного
города, о знаменитых людях г.
Братска.
Подвиг
Земляк
5
04.10-8Б
06.10-8А
«Люби и знай свой край»
1
Знакомство с памятными
местами города Братска.
Глава 2. «Воинская доблесть и слава России»
6
11.10-8Б
13.10-8А
«Что такое доблесть и слава»
1
Знакомство с понятиями «
воинская доблесть и слава» на
рассмотрении примеров героев
страны и героических поступков.
Доблесть
Воинская слава
7
18.10-8Б
20.10-8А
«Памятные дни в истории нашей страны»
1
Знакомство
с
героическими
страницами
истории
России,
жизнью замечательных людей,
явивших примеры гражданского
служения,
исполнения
патриотического
долга,
с
обязанностями гражданина.
8
01.11-8Б
«Этих дней далеких позабыть нельзя»
1
Знакомство
с
героическими
10
03.11-8А
страницами
истории
России,
жизнью замечательных людей,
явивших примеры гражданского
служения,
исполнения
патриотического
долга,
с
обязанностями гражданина.
9
08.11-8Б
10.11-8А
«День памяти – смысл мероприятия»
1
Что
такое
День
памяти,
его
значения
,
важность
данного
мероприятия
для
граждан
России.
День памяти
10
15.11-8Б
17.11-8А
«Герои Труда – кто они?».
1
Рассмотрение
понятия
«герой
труда»,
«ветеран
труда».
Значение,
кто
может
быть
удостоен таких званий.
Ветеран труда
Глава 3. «Я сам и моя семья »
11
22.11-8Б
24.11-8А
«Я, как гражданин Великой страны»
1
Рассмотрения понятия
«гражданин», «гражданская
ответственность», «гражданские
права и обязанности»
Гражданин
12
29.11-8Б
01.12-8А
«Я и моя семья»
1
Разъяснение понятия «семья», ее
цели создания. Семья как
маленький социум каждого
человека. Влияние
микросоциума на развитие
полноценной успешной
личности.
13
06.12-8Б
08.12-8А
«Традиции моей семьи »
1
Рассмотрение понятия
«традиции». Знакомство с
традициями страны, «малой
родины» семьи.
Семейные
традиции
14
13.12-8Б
15.12-8А
«От увлечения к профессии».
1
Знакомство с хобби учащихся.
Выявление склонностей к
профессиональным навыкам.
Ориентирование на
профессиональную деятельность
Профессии
11
с учетом интересов .
15
20.12-8Б
22.12-8А
«Человек будущего».
1
Рассмотрение потенциала
страны. Выявление «профессий
будущего».
16
10.01-8Б
12.01-8А
«Выбор пути достижения жизненного успеха»
1
Рассмотрение качеств успешной
личности. Что нужно знать,
делать для достижения
успешности.
Успех
Глава 4. «Социализация подростка в обществе»
17
17.01-8Б
19.01-8А
«Мой класс»
1
Рассмотрение на примере своего
класса умения взаимодействия.
18
24.01-8Б
26.01-8А
« Встанем в круг, ты мой друг»
1
Значение и значимость других
граждан, и в целом людей. Номы
общения, правила поведения в
обществе.
Нормы
общественного
поведения
19
31.01-8Б
02.02-8А
« Нас много и мы разные»
1
Понятие многонациональности в
стране,
как
исторически
сложившийся факт. Плюсы для
государства.
Многонациональн
ость
20
07.02-8Б
09.02-8А
« Я в государстве»
1
Значения каждого гражданина и
его роль для государства.
21
21.02-8Б
«Профессиональные интересы и склонности»
1
Выявление
профессиональных
склонностей.
Профессиональны
й выбор
22
28.02-8Б
02.03-8А
«Профессия моей мечты»
1
Знакомство с профессиями в
нашей стране. Их значения и
значимость .
Глава 5. « Гражданин государственной важности»
23
07.03-8Б
09.03-8А
«Кто такой гражданин России?»
1
Происхождение
слова
«гражданин».
Признаки
гражданина страны.
Гражданин
24
14.03-8Б
16.03-8А
«Конституция РФ»
1
Обзор
об
главенствующем
законе в РФ - Конституции РФ .
Конституция
25
28.03-8Б
30.03-8А
«История Российской Конституции»
1
История
становления
Конституции
РФ
и
ее
содержание
Статья
12
26
04.04-8Б
06.04-8А
«Символика России и президент и моей страны»
1
Рассмотрение российской
геральдики , ее появление,
значение.
Герб, президент
27
11.04-8Б
13.04-8А
«Мои права»
1
Рассмотрение прав гражданина ,
закрепленных в статьях
Конституции РФ
Права гражданина
28
18.04-8Б
20.04-8А
«Мои обязанности»
1
Рассмотрение обязанностей
гражданина , закрепленных в
статьях Конституции РФ
Обязанности
гражданина
29
25.04-8Б
27.04-8А
«Паспорт гражданина»
1
Рассмотрение документа
(паспорта), как главный
документ, подтверждающий
гражданство в стране.
Паспорт
Гражданство
30
02.05-8Б
04.05-8А
«Поступки настоящих граждан»
1
Рассмотрение участия
гражданина в жизни своей
страны с точки зрения пользы
для государства
Гражданская
ответственность
31
11.05-8А
«Толерантность – это…»
1
Рассмотрение термина
толерантность. Его значения и
важность в современном мире.
Толерантность
32
16.05-8Б
18.05-8А
«12 декабря. История и значение праздника»
1
История праздника. Значение для
гражданина России.
День конституции
33
23.05-8Б
«Патриот. Кто это?»
1
Смысл слова патриот и
патриотизм. Кто может называть
себя патриотом.
Патриот
34
Проект «Народ и я – единая семья»
1
Творческая работа , коллаж
Единство
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
13
1. Базаркина Е.Л. Беседы о нравственности со старшеклассниками. – М.: Учитель, 2017
2. Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе:
Методические рекомендации. – М., 2017
3. Гражданское образование и социальное проектирование. Серия «Библиотека Федеральной программы
развития образования». – М., 2020
4. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2018
5. Конституция РФ
14
15