Напоминание

" Я гражданин"


Автор: Лапшакова Надежда Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГОКУ " Специальная(коррекционная )школа №33 г. Братска
Населённый пункт: Иркутская область, г. Братск
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Я гражданин» для 8 класса АООП для обучающихся с умственной отсталостью (срок освоения программы 1 год)
Тема: " Я гражданин"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

протокол № ______от___________

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

Вайтеховская Ю.В._____________

УТВЕРЖДАЮ

директор ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска»

Иванов А.В.________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Я гражданин»

для 8 класса

АООП для обучающихся с умственной отсталостью

(срок освоения программы 1 год)

Составила: учитель Лапшакова.Н.В

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………….. 3

2.

Содержание учебного предмета ………………………………………………………………………………….. 5

3.

Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………………………………….. 7

4.

Учебно-тематическое планирование……………………………………………………………………………….. 9

5.

Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………….. 10

6.

Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………………………………… 14

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Я гражданин» для 8 класса составлена на основе следующих документов:

1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской

Федерации"

2.

Учебный план ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», утвержденный приказом директора № 254 от 31.08.2022 г.

Рабочая программа курса «Я гражданин» разработана в соответствии с Федеральным государственным

стандартом

основного

общего

образования

и

направлена

на

достижение

планируемых

результатов,

обеспечивающих

развитии

личности

подростков,

на

их

мотивацию

к

познанию,

на

приобщение

к

общечеловеческим ценностям.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня

гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения

гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как

самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и

судьбу других людей. В этих условиях гражданско-патриотическое воспитание учащихся является исключительно

важной частью воспитания подрастающего поколения.

Программа курса «Я – гражданин» направлена на формирование человека высокой нравственной культуры,

гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего свои эстетические взгляды и идеалы,

человека как творца и созидателя.

Цели курса:

Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к

Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики

в области образования. Современная Россия нуждается в таком воспитании, основу которого составляют

патриотическая идея, дух искания, ответственности и служения Отечеству.

Задачи курса:

3

- формирование нравственной и правовой культуры личности, развития у детей и подростков социальной

активности, желания участвовать в преобразовании окружающей жизни и в социально значимых акциях;

способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание чувства сопричастности к общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к

другим и самому себе, к социальным нормам, приверженности общечеловеческим и национальным ценностям,

закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие чувства ответственности за судьбу своего народа;

- освоение нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь отдельного человека и общества в целом;

основных ценностей и понятий гражданского общества; расширение общекультурного кругозора, формирование

гражданской грамотности; знакомство с выдающимися гражданами родного края, России и мира, их вкладом в

развитие демократических ценностей;

- овладение механизмами реализации и защиты прав человека и гражданина, умение участвовать в решении общих

дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом;

Структура программы:

Программа включает три структурных компонента: пояснительную записку; темы и содержание уроков общения по

разделам; требования к уровню подготовки выпускников.

Предметом изучения программы является гражданское образование личности, которое направлено на

формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность – совокупность способностей,

позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и

обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Глава 1. «Наша родина: большая и малая»

Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями,

фольклором, особенностями быта народов России. Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках

Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований,

сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащим.

Глава 2. «Воинская доблесть и слава России»

Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры

гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.

Глава 3. «Я сам и моя семья»

Ценностные понятия: человек — абсолютная ценность. Рассуждение на тему что значит состояться как

личность. Выделение роли семьи при становлении личности. Психологический климат семьи. Взаимоотношения

с родителями и другими членами семьи. Расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье Сущность понятия

«дом». Рассмотрение понятия «семейная традиция».

Что значит: «личный выбор». Рассмотрение нравственных качеств личности, жизненных ценностей.

Общечеловеческие ценности.

5

Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей,

участвуют в организации и проведении презентаций.

Глава 4. «Социализация подростка в обществе»

Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней

учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.

Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-

трудовой деятельности.

Глава 5. «Гражданин государственной важности»

Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан

России, о политическом устройстве Российского государства.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Предметные результаты

Личностные результаты

Обучающие должны знать:

знание культурных традиций родного края,

страны;

умение устанавливать связи между прошлым и

современностью;

что такое семейные традиции;

основное понятие о Конституции РФ, правах и

обязанностях как гражданина;

Обучающие должны уметь:

самостоятельно анализировать условия

достижения цели на основе учета выделенных

учителем ориентиров действия в новом

материале;

сравнивать культурные особенности народов

России с позиции уважения социального

многообразия;

давать характеристику патриоту малой и большой

осознание себя членом общества и государства

самоопределение своей российской гражданской

идентичности, чувство любви к своей стране,

выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

осознание своей этнической и культурной

принадлежности в контексте единого и целостного

отечества при всем разнообразии культур,

национальностей, религий России;

уважительное отношение к иному мнению,

истории и культуре других народов России;

способность к адекватной самооценке с опорой на

знание основных моральных норм, требующих для

своего выполнения развития самостоятельности и

личной ответственности за свои поступки.

7

Родины;

переносить закрепленные права и обязанности в

Конституции РФ для использования их в

социуме.

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 8 КЛАССА

№, п/

п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теоретические

занятия

практические

занятия

Итого по разделу

5

4

1

Итого по разделу

5

4

1

Итого по разделу

6

4

2

Итого по разделу

6

3

3

Итого по разделу

12

8

4

ИТОГО

34

23

11

9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 8 КЛАССА

п/п

Дата

Тема урока

Количество

часов

Элементы содержания

Словарь

Глава 1.

«Наша родина: большая и малая»

1

06.09-8Б

08.09-8А

«История и современность России»

1

Исторически сложившиеся

особенности территориального

устройства страны.

Государство

2

13.09-8Б

15.09-8А

«Имя гордое твоё - Россия »

1

Культурное многообразие

народов России. Традиции,

обычаи, праздники народов

России. Многообразие и

единство нашей страны.

3

20.09-8Б

22.09-8А

«Братск-моя малая Родина»

1

Понятие «малая родина». Братск

как субъект в составе России.

Малая родина

4

27.09-8Б

29.09-8А

«Герои моего города»

1

Рассказ об истории родного

города, о знаменитых людях г.

Братска.

Подвиг

Земляк

5

04.10-8Б

06.10-8А

«Люби и знай свой край»

1

Знакомство с памятными

местами города Братска.

Глава 2. «Воинская доблесть и слава России»

6

11.10-8Б

13.10-8А

«Что такое доблесть и слава»

1

Знакомство с понятиями «

воинская доблесть и слава» на

рассмотрении примеров героев

страны и героических поступков.

Доблесть

Воинская слава

7

18.10-8Б

20.10-8А

«Памятные дни в истории нашей страны»

1

Знакомство

с

героическими

страницами

истории

России,

жизнью замечательных людей,

явивших примеры гражданского

служения,

исполнения

патриотического

долга,

с

обязанностями гражданина.

8

01.11-8Б

«Этих дней далеких позабыть нельзя»

1

Знакомство

с

героическими

10

03.11-8А

страницами

истории

России,

жизнью замечательных людей,

явивших примеры гражданского

служения,

исполнения

патриотического

долга,

с

обязанностями гражданина.

9

08.11-8Б

10.11-8А

«День памяти – смысл мероприятия»

1

Что

такое

День

памяти,

его

значения

,

важность

данного

мероприятия

для

граждан

России.

День памяти

10

15.11-8Б

17.11-8А

«Герои Труда – кто они?».

1

Рассмотрение

понятия

«герой

труда»,

«ветеран

труда».

Значение,

кто

может

быть

удостоен таких званий.

Ветеран труда

Глава 3. «Я сам и моя семья »

11

22.11-8Б

24.11-8А

«Я, как гражданин Великой страны»

1

Рассмотрения понятия

«гражданин», «гражданская

ответственность», «гражданские

права и обязанности»

Гражданин

12

29.11-8Б

01.12-8А

«Я и моя семья»

1

Разъяснение понятия «семья», ее

цели создания. Семья как

маленький социум каждого

человека. Влияние

микросоциума на развитие

полноценной успешной

личности.

13

06.12-8Б

08.12-8А

«Традиции моей семьи »

1

Рассмотрение понятия

«традиции». Знакомство с

традициями страны, «малой

родины» семьи.

Семейные

традиции

14

13.12-8Б

15.12-8А

«От увлечения к профессии».

1

Знакомство с хобби учащихся.

Выявление склонностей к

профессиональным навыкам.

Ориентирование на

профессиональную деятельность

Профессии

11

с учетом интересов .

15

20.12-8Б

22.12-8А

«Человек будущего».

1

Рассмотрение потенциала

страны. Выявление «профессий

будущего».

16

10.01-8Б

12.01-8А

«Выбор пути достижения жизненного успеха»

1

Рассмотрение качеств успешной

личности. Что нужно знать,

делать для достижения

успешности.

Успех

Глава 4. «Социализация подростка в обществе»

17

17.01-8Б

19.01-8А

«Мой класс»

1

Рассмотрение на примере своего

класса умения взаимодействия.

18

24.01-8Б

26.01-8А

« Встанем в круг, ты мой друг»

1

Значение и значимость других

граждан, и в целом людей. Номы

общения, правила поведения в

обществе.

Нормы

общественного

поведения

19

31.01-8Б

02.02-8А

« Нас много и мы разные»

1

Понятие многонациональности в

стране,

как

исторически

сложившийся факт. Плюсы для

государства.

Многонациональн

ость

20

07.02-8Б

09.02-8А

« Я в государстве»

1

Значения каждого гражданина и

его роль для государства.

21

21.02-8Б

«Профессиональные интересы и склонности»

1

Выявление

профессиональных

склонностей.

Профессиональны

й выбор

22

28.02-8Б

02.03-8А

«Профессия моей мечты»

1

Знакомство с профессиями в

нашей стране. Их значения и

значимость .

Глава 5. « Гражданин государственной важности»

23

07.03-8Б

09.03-8А

«Кто такой гражданин России?»

1

Происхождение

слова

«гражданин».

Признаки

гражданина страны.

Гражданин

24

14.03-8Б

16.03-8А

«Конституция РФ»

1

Обзор

об

главенствующем

законе в РФ - Конституции РФ .

Конституция

25

28.03-8Б

30.03-8А

«История Российской Конституции»

1

История

становления

Конституции

РФ

и

ее

содержание

Статья

12

26

04.04-8Б

06.04-8А

«Символика России и президент и моей страны»

1

Рассмотрение российской

геральдики , ее появление,

значение.

Герб, президент

27

11.04-8Б

13.04-8А

«Мои права»

1

Рассмотрение прав гражданина ,

закрепленных в статьях

Конституции РФ

Права гражданина

28

18.04-8Б

20.04-8А

«Мои обязанности»

1

Рассмотрение обязанностей

гражданина , закрепленных в

статьях Конституции РФ

Обязанности

гражданина

29

25.04-8Б

27.04-8А

«Паспорт гражданина»

1

Рассмотрение документа

(паспорта), как главный

документ, подтверждающий

гражданство в стране.

Паспорт

Гражданство

30

02.05-8Б

04.05-8А

«Поступки настоящих граждан»

1

Рассмотрение участия

гражданина в жизни своей

страны с точки зрения пользы

для государства

Гражданская

ответственность

31

11.05-8А

«Толерантность – это…»

1

Рассмотрение термина

толерантность. Его значения и

важность в современном мире.

Толерантность

32

16.05-8Б

18.05-8А

«12 декабря. История и значение праздника»

1

История праздника. Значение для

гражданина России.

День конституции

33

23.05-8Б

«Патриот. Кто это?»

1

Смысл слова патриот и

патриотизм. Кто может называть

себя патриотом.

Патриот

34

Проект «Народ и я – единая семья»

1

Творческая работа , коллаж

Единство

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

13

1. Базаркина Е.Л. Беседы о нравственности со старшеклассниками. – М.: Учитель, 2017

2. Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе:

Методические рекомендации. – М., 2017

3. Гражданское образование и социальное проектирование. Серия «Библиотека Федеральной программы

развития образования». – М., 2020

4. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2018

5. Конституция РФ

14

15



В раздел образования