Авторы: Дорженковская Наталья Геннадьевна, Неклюдова Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Пушкинский пролицей №78"
Населённый пункт: Республика Татарстан город Набережные Челны
Наименование материала: методическая разработка урока окружающего мира
Тема: "В жаркой пустыне"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пушкинский пролицей №78»
План – конспект
открытого урока в 4 классе «Б»
по курсу окружающего мира
Составители: Дорженковская Наталья Геннадьевна,
учитель высшей квалификационной категории
Неклюдова Елена Борисовна
учитель высшей квалификационной категории
Набережные Челны
1
2017/ 2018 учебный год
4 класс Окружающий мир
УМК «Перспектива» I полугодие
Технологическая карта к уроку «В жаркой пустыне»
Тема раздела
По родным просторам (18 часов)
Тема изучения
Природные зоны России (7 часов)
Цели
Сформировать представление о природных зонах России.
Ввести план представления природной зоны России.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы
Термины и понятия
Актуализация знаний о сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сооб -
ществах и экологических связях. Изучение природных зон России: арктических пустынь, тундры, лесной
зоны, степей, пустынь, субтропических лесов. Изучение зависимости природы каждой природной зоны от
распределения тепла и влаги. Изучение экологических связей в каждом природном сообществе.
Природные зоны, основные климатические пояса, переходные климатические пояса, пустыня, полупустыни,
бархан, дендрарий, животный мир, климат, климатический пояс, погода, пустыня, пыльная буря, расти-
тельный мир суховей, чернозём.
Планируемый результат
Личностные умения
Метапредметные умения
Предметные умения
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— бережное
отношение
к
природе;
— творческое отношение к
составлению
заданий
для
викторины;
— понимание своей успешно-
сти при изучении темы.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «пого-
да», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатиче-
ский пояс», «основные климатические пояса», «переходные климати-
ческие
пояса»,
«высотная
поясность»,
«пустыня»,
«сообщество»,
«утилизация отходов», «суховей», «пыльные бури», «чернозём», «по-
лупустыни», «барханы», «такыр», и использовать их в активном сло-
варе;
— определять природную зону полупустыни России и обосновывать
своё мнение;
— определять особенности чередования природных зон России с се-
вера на юг и обосновывать своё мнение;
Рассказывать:
— о
природных
зонах
России
и
определять их местоположение на
карте природных зон;
— о причине чередования природ-
ных зон с севера на юг;
— о
природных
условиях,
расти-
тельном и животном мире природ-
ных зон России;
— о
приспособленности
растений
и животных к условиям жизни в
природной зоне;
2
— определять природные зоны высотной поясности России и обосно-
вывать своё мнение;
— определять самую большую по площади природную зону России и
обосновывать своё мнение;
— определять экологические проблемы природной зоны и обосновы-
вать своё мнение;
— устанавливать зависимость природы пустынь от распределения
тепла и влаги и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания для составления заданий
для викторины.
Регулятивные умения:
— выполнять задание в соответствии с целью;
— выполнять учебное задание в соответствии с планом;
— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учеб-
ного задания;
— выбирать вариант выполнения задания;
— соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные умения:
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диа-
лога;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках
учебного диалога;
— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке
учебного задания в паре;
— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного
диалога, используя термины;
— адекватно использовать речевые средства для представления ре-
зультата.
— об экологических связях в при-
родном сообществе.
Сравнивать природные зоны Рос-
сии.
Изображать
на
контурной
карте
природную зону соответствующим
цветом.
Составлять цепи питания, харак-
терные для обитателей каждой при-
родной зоны.
Составлять и оформлять презен-
тацию
о
растениях
и
животных
природной зоны.
Составлять задания для викто-
рины об обитателях природной
зоны родного края.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы
Русский язык
Темы «Речевое общение», «Цель ре-
чевого общения», «Речевая культура»,
«Слово и его значение».
Информационный материал:
учебник «Окружающий мир», ч. 1, Рабочая тетрадь № 1, ат-
лас-определитель «От земли до неба», толковый словарь.
Демонстрационный материал:
Фронтальная;
индивидуальная — ;
3
Технология
Разделы «Человек и земля», «Человек
и вода», «Человек и информация».
карта природных зон России, физическая карта России, табли-
цы «Природные зоны России».
Интерактивный материал:
карточки с учебными заданиями, презентация по теме изуче-
ния.
парная — ;
групповая — .
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Организационный момент. High Five|
ХАЙ ФАЙВ/ СИГНАЛ ТИШИНЫ – ПОДНЯТАЯ РУКА
I I этап. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат
Вид работы
Мотивировать к изуче-
нию темы.
Стимулировать интерес
к составлению
заданий
для викторины.
1. Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на 93 стр.
Расскажите о природных условиях степи.
Расскажите о растительном мире степи.
Расскажите о животном мире степей.
Расскажите о приспособленности растений к условиям жизни в степи,
используя примеры.
Расскажите о занятиях населения степной зоны.
2
. Групповая работа в сменных парах
Объясните значение слова:
Степь - Безлесное, бедное влагой ровное пространство в зоне сухого
климата, покрытое травянистой растительностью.
Суховей — сухой горячий ветер, приносящий продолжительную засу-
ху;
Пыльная буря — перенос пыли и песка сильными и продолжительны-
ми ветрами, выдувающими верхние слои почвы;
Чернозём — плодородная
почва
тёмного
цвета,
преобладающая
в
степных и лесостепных зонах.)
3. Учащиеся выполняют самостоятельно ТЕСТ по теме «Степи»
А. Каковы природные условия в степях?
1) жаркое лето, мало влаги 2) холодное короткое лето
1
2
4
3
ТАЙМД ПЭА ШЭА/ для развёрну-
тых ответов
На вопрос отвечает один ребёнок
по кругу, команда слушает. Вслух
отвечает стол на усмотрение учи-
теля.
.
ТАЙМД ПЭА ШЭА/ для раз-
вёрнутых ответов
1
2
4
3
Simultaneous
Round
Table/ СИ-
4
3) суровая зима, прохладное лето 4) дождливое и жаркое лето
Б. Какой растительный покров преобладает в степях?
1) широколиственные леса 2) деревья и кустарники
3) разнообразные травянистые растения 4) хвойные леса
В. Какое растение имеет корни – луковицы?
1) типчак 2) ковыль
3) тюльпан 4) осока
Г. Какое животное – хищник?
1) серая куропатка 2) дрофа
3) кобылка 4) степная гадюка
Д. Почему в степях погибает много птиц?
1) на них охотятся люди 2) из-за полевых работ
3) много хищников 4) засушливое лето
Е) Чем привлекает хлеборобов степь?
1) много влаги 2) жаркое лето
3) плодородные почвы 4) мало деревьев
Ж) О каком природном явлении в степях идёт речь?
Она возникает в степях во время засухи, особенно там, где земли распаханы. При
этом явлении резко уменьшается видимость. Переносимая ветром пыль прони-
кает повсюду, повреждая механизмы и затрудняя дыхание. В результате уничто-
жается почва, нередко уже с семенами. Они могут выпасть на землю за тысячи
километров.
1) гроза 2) торнадо
3) пыльная буря 4) ливень
З) Как растения приспособились к продолжительному засушливому лету?
1) узкие листья испаряют мало влаги
2) многие растения цветут весной, когда в почве много влаги
3) листья растений в виде колючек
4) летом наземные части растений отмирают, а в почве остаются корни- луко-
вицы
И) Какие степные животные занесены в Красную книгу?
1) журавль- красавка 2) степная дыбка
3) хомяк 4) степной орёл
Ответ: А -1, Б -3, В- 3, Г- 4, Д- 3, Е- 2, Ж – 3, З - 1,2,4, И- 1,3,4
У: Встаньте те, кто закончил эту работу.
4. Обоснуйте своё мнение.
Верно ли, что климат зоны степей отличается засушливым летом и
МАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ
По команде выполняют письмен-
ную работу на отдельных листоч-
ках и одновременно по окончанию
передают их по кругу.
Идёт взаимопроверка.
Дети
отмечают
Знаком
«+»
пра-
вильные ответы.
Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению
темы;
— проявлять
желание
составлять
задания для викторины
Take off – Touch down «Встать -
сесть»
Mix Pair Share/ МИКС ПЭА ШЭА
Rally Robin/Релли Робин/ для
5
тёплой влажной зимой?
Верно ли, что летом степь особенно красива?
Можно ли утверждать, что в степи растут различные низкорослые
деревья и кустарники?
Можно ли утверждать, что все растения одинаково приспособлены к
степным условиям?
Верно ли, что степную зону населяют только растительноядные жи-
вотные?
коротких ответов
Дети танцуя ходят под музыку по
классу.
На
момент
паузы
рядом
стоящие дети образовывают пару и
отвечают на вопросы.
Начинает тот, …
у кого волосы темнее, светлее
кто выше, ниже
кто живёт выше
I I I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат
Вид работы
Мотивировать
к
изучению
темы.
Стимулировать
интере с
к составлению
заданий
для
викторины.
Учитель предлагает ответить на вопросы таблицы.
Школьники заполняют столбик «До», используя знаки «+» - если со-
гласны или «-», если не согласны.
До
Утверждение
После
Пустыня - самая небольшая природная зона
России.
Пустыни бывают только песчаные.
Днём и ночью в пустыне жарко.
В пустыне растёт только верблюжья колючка.
В пустыне обитают только верблюды и насеко-
мые.
В пустыне нет экологической проблемы
Но ситуация показывает, что им пока не хватает определённых зна-
ний и умений убедительно представить свою позицию.
А сейчас просмотрите презентацию.
Личностные умения:— проявлять
интерес к изучению темы;
— проявлять
желание
составлять
задания для викторины.
AR Guide (эй ар гайд)
— проявлять интерес к природным
зонам России;
— проявлять бережное отношение
к природе.
Познавательные умения:
— раскрывать
значение
понятий
«пыльные бури», «чернозём», «по-
лупустыни»,
«пустыни»,
«барха-
ны», «такыр», «тропики», «субтро-
пики»,
«дендрарий»
и
использо-
вать их в активном словаре;
IV этап. Учебно-познавательная деятельность
6
Цели деятельности
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Планируемый результат
Блок В. Природные зоны юга России
Цели:
Стимулировать:
— интерес к природным зонам
России;
— бережное отношение к при-
роде.
Актуализировать умения вы-
полнять
взаимопроверку,
кор-
ректировку
и
взаимооценку
учебного задания.
Ввести понятия «лесостепи»,
«степь», «суховей», «пыльные
бури»,
«чернозём»,
«полупу-
стыни»,
«пустыни»,
«барха-
ны»,
«такыр»,
«тропики»,
«субтропики», «дендрарий».
Научить:
— определять
климатические
особенности
природных
зон
степей, пустынь и субтропиков
России
и
обосновывать
своё
мнение;
— определять
зависимость
природы
зоны
степей
и
пу-
стынь от распределения влаги,
тепла
и
обосновывать
своё
мнение;
— определять
приспособлен-
ность растений и животных к
природным
условиям
зоны
I.
Работа по теме урока.
Просмотр
презентации,
сопровождающийся
рассказом
учителя.
Заполните правый столбик, используя знаки «+» или «-». Из-
менилось ли ваше мнение? Почему?
II.
Чтение материала учебника с.
94—97.
У: Назовите и укажите на карте природную зону, следующую за
зоной степей. (Полупустыни, пустыни.)
См. «Учителю на заметку».
III.У: Раскройте значение слов «пустыня», «барханы», «такыр».
Пустыня — большое
безводное,
не
заселённое
людьми
про-
странство, лишённое растительности или со скудной расти-
тельностью;
Барханы — песчаные холмы в пустынях и полупустынях; та-
кыр — ровное глинистое пространство в пустынях и полупу-
стынях.
Такыр – растрескавшийся глинистый участок
IV. У: Расскажите партнёру по встрече на …. минут
1.
о природных условиях полупустынь и пустынь.
2.
о растительном мире зоны пустынь.
3.
о животном мире пустыни.
4.
о приспособленности растений к условиям жизни в зоне пу-
стынь, используя примеры.
V.
Задание Рабочая тетрадь, №
5, с.
55.
Составьте схему цепи питания для обитателей пустынь.
Диагностические задания:
Предметные умения:
— рассказывать
о
природной
зоне степей, пустынь, субтропи-
ков России и определять их ме-
стоположение
на
карте
природ-
ных зон России;
— определять
климатические
особенности природной зоны пу-
стынь
и
субтропиков
России
и
обосновывать своё мнение;
Взаимопроверка
Manage Mat/МЭНЭДЖ МЭТ
Партнёр по плечу
Регулятивные умения:
— выполнять
взаимопроверку,
корректировку
и
взаимооценку
учебного задания.
Взаимопроверка
В сменных парах по часам
Сlock Buddies / КЛОК БАДДИС
Партнёр по плечу
Manage Mat/МЭНЭДЖ МЭТ
7
степей и пустынь и обосновы-
вать своё мнение;
— определять
зависимость
природных условий на Черно-
морском побережье Кавказа от
моря
и
гор
и
обосновывать
своё мнение;
— рассказывать
о
природной
зоне степей, пустынь, субтро-
пиков России и определять их
местоположение на карте при-
родных зон России;
— рассказывать
о
природных
условиях, растительном и жи-
вотном
мире
природных
зон
степей, пустынь и Черномор-
ского побережья Кавказа;
— рассказывать
о
приспособ-
ленности
растений
и
живот-
ных к условиям жизни в зоне
степей и пустынь;
— рассказывать
о
раститель-
ном и животном мире степей,
пустынь
и
субтропиков
Рос-
сии;
— сравнивать
природу
зоны
пустынь
и
субтропиков
Рос-
сии;
— изображать
на
контурной
карте природную зону соответ-
ствующим цветом;
— составлять
цепи
питания
обитателей
зоны
степей,
пу-
стынь;
— составлять
и
оформлять
презентацию
о
растениях
и
VI. Обоснуйте своё мнение.
Верно ли, что в зоне полупустынь и пустынь всегда жарко?
Можно ли утверждать, что в пустыне нет растительности?
Верно ли, что в пустыне обитают только пресмыкающиеся и
грызуны?
Верно ли, что уши помогают создавать тень на солнцепёке пу-
стынному ушастому ежу и песчаной лисице?.)
Верно ли, что все животные пустынь не пьют воду?
VII. Определите и подчеркните лишнее:
а) ковыль, полынь, верблюжья колючка, типчак;
б) джузгин, колосняк, дрофа,
верблюжья колючка;
в) верблюд, ушастый ёж, песчаный удавчик, заяц;
г) журавль-красавка, дрофа, серая куропатка, корсак;
д) суслик, хомяк, лемминг, тушканчик.
Ответы: а) Верблюжья колючка; б) дрофа; в) заяц; г) кор-
сак; д) лемминг.)
МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ
Каждый ребёнок пишет на всех
листочках опорные слова по теме
«Пустыня» в своей графе при сме-
не по кругу:
1. Климат
2. Растения
3. Животные
4.Экология и человек.
Получив
свой
лист,
составляет
рассказ,
опираясь
на
данные
опорные слова.
Партнёр по лицу
Manage Mat/МЭНЭДЖ МЭТ
— определять
зависимость
при-
роды зоны пустынь от распреде-
ления влаги, тепла и обосновы-
вать своё мнение;
— определять
приспо соблен-
ность
растений
и
животных
к
природным
условиям
зоны
пу-
стынь и обосновывать своё мне-
ние;
Think- Write- Round – Robin/
Финк- Райт- Раунд- Робин «Поду-
май- Запиши- обсуди в команде»
Коммуникативные умения:
— формулировать
высказывание
в рамках учебного диалога, ис-
пользуя термины;
— учитывать
разные
мнения
и
стремиться
к
сотрудничеству
в
рамках учебного диалога.
МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР
— рассказывать
о
природных
условиях, растительном и живот-
ном
мире
природной
зоны
пу-
стынь;
— рассказывать о приспособлен-
ности
растений
и
животных
к
условиям жизни в зоне пустынь;
— рассказывать о растительном и
животном мире пустынь и суб-
тропиков России;
— сравнивать природу зоны пу-
стынь и субтропиков России;
8
животных
природной
зоны
степей, пустынь, субтропиков
России;
— строить понятные для парт-
нёра
высказывания
в
рамках
учебного
диалога,
используя
термины;
— учитывать разные мнения и
стремиться к сотрудничеству в
рамках учебного диалога.
Билетик на выход.
Составьте и запишите для своего партнёра по столу вопрос по
данной теме.
Обменяйтесь вопросами, дайте ответ на вопрос партнёров по
столу.
— показывать на контурной карте
природную
зону
соответствую-
щим цветом;
— составлять цепи питания оби-
тателей зоны пустынь;
— составлять и оформлять презен-
тацию
о
растениях
и
животных
природной зоны степей, пустынь,
субтропиков России.
V этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Домашнее задание.
Цели деятельности
Варианты заданий
Планируемый результат
Стимулировать интерес к со-
ставлению
заданий
виктори-
ны.
Научить:
— ориентироваться
в
разных
вариантах
выполнения
зада-
ния;
— планировать своё действие
в соответствии с учебным за-
данием;
— использовать
приобретён-
ные
знания
для
составления
заданий для викторины;
— составлять
задания
для
викторины;
— представлять
результ ат
свой деятельности.
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включа-
ет:
выбор варианта задания (информативный, импровизацион-
ный, эвристический);
выбор способа деятельности (индивидуальный или коллек-
тивный);
самоорганизацию по выполнению задания:
— планирование деятельности;
— выполнение задания;
— представление результатов деятельности.
Импровизационный вариант
Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию - рассказ
о воображаемой научной экспедиции в зону пустынь, используя
приобретённые знания и умения данной темы по материалу учеб -
ника, справочную литературу или информацию сети Интернет.
Эвристический вариант
Составьте и оформите вопросы для викторины об обитателях при-
родной зоны пустынь и полупустынь России, используя приоб-
ретённые знания и умения данной темы по материалу учебника,
справочную литературу или информацию сети Интернет.
Личностные умения:
— проявлять интерес к составле-
нию заданий для викторины.
Познавательные умения:
— использовать
приобретённые
знания
Регулятивные умения:
— выбирать вариант выполнения
задания;
— выполнять учебное действие в
соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
— адекватно
использовать
рече-
вые средства для представления
результата.
Предметные умения:
— составлять задания для викто-
рины.
9
VI этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности
Научить:
— соотносить полученный ре-
зультат с поставленной целью;
— оценивать
результат
учеб-
ной деятельности.
Самоанализ I. Задание. Закончите предложения:
1. Мне важно знать о разнообразии природных
зон России, потому что…
2. Для того чтобы составить задания для викто-
рины, нужно…
Самооценка II. Задание. Закончите предложение:
Я доволен (льна) … (очень, не очень) тем, что могу
выполнить правильно учебное задание … (само-
стоятельно, при небольшой помощи учителя).
Личностные умения:
— проявлять
понимание
своей
успешности при изучении темы.
Регулятивные умения:
— соотносить
по ставленную
цель и полученный результат дея-
тельности;
— оценивать результат собствен-
ной деятельности.
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка учителя
Результат деятельности
Соотнести
полученный
ре-
зультат с поставленной целью.
Оценить результат своей де-
ятельности.
Цели темы:
Сформировать представление
о природных зонах России.
Ввести план представления природной зоны России.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практи-
ческой деятельности.
Ключевые умения
Личностные умения:
— проявлять творческое отношение к составлению заданий для
викторины.
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания для составления заданий
для викторины.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке
учебного задания в паре.
Предметные умения:
— составлять задания для викторины об обитателях природной
Заполняется учителем по окон-
чании изучения темы.
10
зоны родного края.
Зона пустынь России
На вопрос, где сосредоточены главным образом пустыни и полупустыни России, можно ответить однозначно: на юго-востоке её Евро-
пейской части. Если точнее, то граница, которая разделяет эти песчаные места со степной полосой, проходит к югу от города Волгогра-
да. Начинается она от левого берега реки Волги, далее тянется к Казахстану на северо-восток, потом довольно круто поворачивает к
южной стороне, достигает предгорий Кавказа и далее совпадает с долиной, где протекает Терек.
Долгое время территория, простирающаяся около Каспийского моря и занимающая низовья рек Волги и Кумы, не могла считаться пусты -
ней — учёные долго спорили по этому поводу. Поэтому было решено эти долины, которые в результате неграмотной деятельности здесь
человека стали прямо-таки «голыми», называть полупустынями.
Таким образом, климат, почвы, флора и фауна этих мест теперь полностью соответствуют названию — пустыни и полупустыни России,
так как тут жаркое лето, а зима, наоборот, очень морозная и лютая. В общей сложности климат можно назвать одновременно суро-
вым и сухим. Осадки в основном выпадают здесь весной, а также в начале летнего сезона; однако уровень испарения превышает их в
несколько раз. Поэтому, как таковая, весна, когда всё цветёт и зеленеет, в этих местах длится только апрель — май. Зимой же наряду с мо-
розами бывают ветры — настолько сильные, что часто снег ими сдувается с почвы. Так образуются достаточно обширные пространства
чёрного цвета, которые так и называют — «чёрные земли». Называют их так ещё и потому, что здесь растёт необычное растение — чёр-
ная полынь, имеющая тёмные ветки и крохотные листья. На первый взгляд, совершенно несъедобная, полынь выручает многих животных
в тяжёлое зимнее время. Эти места являются заповедником под названием «Чёрные земли».
Значительный участок полупустынь и пустынь расположен на территории, которая ранее была морским дном, теперь это Прикаспийская
низменность. Ландшафт весьма своеобразный — на многие километры вперёд, до самого горизонта простирается абсолютно ровная по-
верхность земли. Поэтому находиться здесь несколько жутковато. Только западная часть этих территорий немного оживляется обрыви -
стыми склонами Ергенинской возвышенности, также можно иногда встретить на пути небольшие холмы округлой формы. Их именуют
сегодня соляными щполами, так как в их основании — каменная соль.
Настоящая же пустыня начинается ближе к Каспийскому морю. Там пространства совсем оголённые, почва глинистая, растительности по -
чти нет. Есть и довольно большие пространства, занятые песками. Они не сдуваются с почвы, так как закреплены корнями растущих тут
элимусов — злаков, имеющих вид кустарника.
Звучит довольно парадоксально, однако в пустынях и полупустынях России фауна и флора богаче, чем в степной полосе. Больше всего
здесь обитает, конечно, грызунов — хомяков, полевых мышей, тушканчиков и сусликов. Выживают они в самые знойные и морозные пе -
риоды просто — впадают в спячку. Из хищников можно увидеть хорьков, корсаков, а также змей и различных птиц. А из более крупных
животных здесь обитают сайгаки — небольшие антилопы, способные перемещаться со скоростью до 80 км/ч.
Ушастый ёж — необычный зверёк, у него иглами покрыта только спинка. Иглы тонкие и короткие. Мех короткий и мягкий. Мордочка
острая. Уши длинные (31—39 мм), подвижные, отогнутые вперёд, они закрывают глаза. С помощью ушей ушастый ёж регулирует темпе -
ратуру тела. Ноги длиннее, чем у обыкновенного ежа; пустынная лисица — имеет крупные широкие уши и лапы с опушёнными мехом
11
подушечками для защиты от перегрева. У песчаной лисицы превосходное зрение, слух и высокочувствительное обоняние. Она может
долгое время обходиться без питья, довольствуясь влагой из пищи
12