Напоминание

"В жаркой пустыне"


Авторы: Дорженковская Наталья Геннадьевна, Неклюдова Елена Борисовна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Пушкинский пролицей №78"
Населённый пункт: Республика Татарстан город Набережные Челны
Наименование материала: методическая разработка урока окружающего мира
Тема: "В жаркой пустыне"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пушкинский пролицей №78»

План – конспект

открытого урока в 4 классе «Б»

по курсу окружающего мира

Составители: Дорженковская Наталья Геннадьевна,

учитель высшей квалификационной категории

Неклюдова Елена Борисовна

учитель высшей квалификационной категории

Набережные Челны

1

2017/ 2018 учебный год

4 класс Окружающий мир

УМК «Перспектива» I полугодие

Технологическая карта к уроку «В жаркой пустыне»

Тема раздела

По родным просторам (18 часов)

Тема изучения

Природные зоны России (7 часов)

Цели

Сформировать представление о природных зонах России.

Ввести план представления природной зоны России.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Термины и понятия

Актуализация знаний о сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сооб -

ществах и экологических связях. Изучение природных зон России: арктических пустынь, тундры, лесной

зоны, степей, пустынь, субтропических лесов. Изучение зависимости природы каждой природной зоны от

распределения тепла и влаги. Изучение экологических связей в каждом природном сообществе.

Природные зоны, основные климатические пояса, переходные климатические пояса, пустыня, полупустыни,

бархан, дендрарий, животный мир, климат, климатический пояс, погода, пустыня, пыльная буря, расти-

тельный мир суховей, чернозём.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное

отношение

к

природе;

творческое отношение к

составлению

заданий

для

викторины;

— понимание своей успешно-

сти при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «пого-

да», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатиче-

ский пояс», «основные климатические пояса», «переходные климати-

ческие

пояса»,

«высотная

поясность»,

«пустыня»,

«сообщество»,

«утилизация отходов», «суховей», «пыльные бури», «чернозём», «по-

лупустыни», «барханы», «такыр», и использовать их в активном сло-

варе;

— определять природную зону полупустыни России и обосновывать

своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с се-

вера на юг и обосновывать своё мнение;

Рассказывать:

— о

природных

зонах

России

и

определять их местоположение на

карте природных зон;

— о причине чередования природ-

ных зон с севера на юг;

— о

природных

условиях,

расти-

тельном и животном мире природ-

ных зон России;

— о

приспособленности

растений

и животных к условиям жизни в

природной зоне;

2

— определять природные зоны высотной поясности России и обосно-

вывать своё мнение;

— определять самую большую по площади природную зону России и

обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновы-

вать своё мнение;

— устанавливать зависимость природы пустынь от распределения

тепла и влаги и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления заданий

для викторины.

Регулятивные умения:

выполнять задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учеб-

ного задания;

— выбирать вариант выполнения задания;

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диа-

лога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках

учебного диалога;

конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке

учебного задания в паре;

строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного

диалога, используя термины;

— адекватно использовать речевые средства для представления ре-

зультата.

— об экологических связях в при-

родном сообществе.

Сравнивать природные зоны Рос-

сии.

Изображать

на

контурной

карте

природную зону соответствующим

цветом.

Составлять цепи питания, харак-

терные для обитателей каждой при-

родной зоны.

Составлять и оформлять презен-

тацию

о

растениях

и

животных

природной зоны.

Составлять задания для викто-

рины об обитателях природной

зоны родного края.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Русский язык

Темы «Речевое общение», «Цель ре-

чевого общения», «Речевая культура»,

«Слово и его значение».

Информационный материал:

учебник «Окружающий мир», ч. 1, Рабочая тетрадь № 1, ат-

лас-определитель «От земли до неба», толковый словарь.

Демонстрационный материал:

Фронтальная;

индивидуальная — ;

3

Технология

Разделы «Человек и земля», «Человек

и вода», «Человек и информация».

карта природных зон России, физическая карта России, табли-

цы «Природные зоны России».

Интерактивный материал:

карточки с учебными заданиями, презентация по теме изуче-

ния.

парная — ;

групповая — .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Организационный момент. High Five|

ХАЙ ФАЙВ/ СИГНАЛ ТИШИНЫ – ПОДНЯТАЯ РУКА

I I этап. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

Вид работы

Мотивировать к изуче-

нию темы.

Стимулировать интерес

к составлению

заданий

для викторины.

1. Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя» на 93 стр.

Расскажите о природных условиях степи.

Расскажите о растительном мире степи.

Расскажите о животном мире степей.

Расскажите о приспособленности растений к условиям жизни в степи,

используя примеры.

Расскажите о занятиях населения степной зоны.

2

. Групповая работа в сменных парах

Объясните значение слова:

Степь - Безлесное, бедное влагой ровное пространство в зоне сухого

климата, покрытое травянистой растительностью.

Суховей — сухой горячий ветер, приносящий продолжительную засу-

ху;

Пыльная буря — перенос пыли и песка сильными и продолжительны-

ми ветрами, выдувающими верхние слои почвы;

Чернозём — плодородная

почва

тёмного

цвета,

преобладающая

в

степных и лесостепных зонах.)

3. Учащиеся выполняют самостоятельно ТЕСТ по теме «Степи»

А. Каковы природные условия в степях?

1) жаркое лето, мало влаги 2) холодное короткое лето

1

2

4

3

ТАЙМД ПЭА ШЭА/ для развёрну-

тых ответов

На вопрос отвечает один ребёнок

по кругу, команда слушает. Вслух

отвечает стол на усмотрение учи-

теля.

.

ТАЙМД ПЭА ШЭА/ для раз-

вёрнутых ответов

1

2

4

3

Simultaneous

Round

Table/ СИ-

4

3) суровая зима, прохладное лето 4) дождливое и жаркое лето

Б. Какой растительный покров преобладает в степях?

1) широколиственные леса 2) деревья и кустарники

3) разнообразные травянистые растения 4) хвойные леса

В. Какое растение имеет корни – луковицы?

1) типчак 2) ковыль

3) тюльпан 4) осока

Г. Какое животное – хищник?

1) серая куропатка 2) дрофа

3) кобылка 4) степная гадюка

Д. Почему в степях погибает много птиц?

1) на них охотятся люди 2) из-за полевых работ

3) много хищников 4) засушливое лето

Е) Чем привлекает хлеборобов степь?

1) много влаги 2) жаркое лето

3) плодородные почвы 4) мало деревьев

Ж) О каком природном явлении в степях идёт речь?

Она возникает в степях во время засухи, особенно там, где земли распаханы. При

этом явлении резко уменьшается видимость. Переносимая ветром пыль прони-

кает повсюду, повреждая механизмы и затрудняя дыхание. В результате уничто-

жается почва, нередко уже с семенами. Они могут выпасть на землю за тысячи

километров.

1) гроза 2) торнадо

3) пыльная буря 4) ливень

З) Как растения приспособились к продолжительному засушливому лету?

1) узкие листья испаряют мало влаги

2) многие растения цветут весной, когда в почве много влаги

3) листья растений в виде колючек

4) летом наземные части растений отмирают, а в почве остаются корни- луко-

вицы

И) Какие степные животные занесены в Красную книгу?

1) журавль- красавка 2) степная дыбка

3) хомяк 4) степной орёл

Ответ: А -1, Б -3, В- 3, Г- 4, Д- 3, Е- 2, Ж – 3, З - 1,2,4, И- 1,3,4

У: Встаньте те, кто закончил эту работу.

4. Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что климат зоны степей отличается засушливым летом и

МАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ

По команде выполняют письмен-

ную работу на отдельных листоч-

ках и одновременно по окончанию

передают их по кругу.

Идёт взаимопроверка.

Дети

отмечают

Знаком

«+»

пра-

вильные ответы.

Личностные умения:

проявлять интерес к изучению

темы;

— проявлять

желание

составлять

задания для викторины

Take off – Touch down «Встать -

сесть»

Mix Pair Share/ МИКС ПЭА ШЭА

Rally Robin/Релли Робин/ для

5

тёплой влажной зимой?

Верно ли, что летом степь особенно красива?

Можно ли утверждать, что в степи растут различные низкорослые

деревья и кустарники?

Можно ли утверждать, что все растения одинаково приспособлены к

степным условиям?

Верно ли, что степную зону населяют только растительноядные жи-

вотные?

коротких ответов

Дети танцуя ходят под музыку по

классу.

На

момент

паузы

рядом

стоящие дети образовывают пару и

отвечают на вопросы.

Начинает тот, …

у кого волосы темнее, светлее

кто выше, ниже

кто живёт выше

I I I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

Вид работы

Мотивировать

к

изучению

темы.

Стимулировать

интере с

к составлению

заданий

для

викторины.

Учитель предлагает ответить на вопросы таблицы.

Школьники заполняют столбик «До», используя знаки «+» - если со-

гласны или «-», если не согласны.

До

Утверждение

После

Пустыня - самая небольшая природная зона

России.

Пустыни бывают только песчаные.

Днём и ночью в пустыне жарко.

В пустыне растёт только верблюжья колючка.

В пустыне обитают только верблюды и насеко-

мые.

В пустыне нет экологической проблемы

Но ситуация показывает, что им пока не хватает определённых зна-

ний и умений убедительно представить свою позицию.

А сейчас просмотрите презентацию.

Личностные умения: проявлять

интерес к изучению темы;

— проявлять

желание

составлять

задания для викторины.

AR Guide (эй ар гайд)

— проявлять интерес к природным

зонам России;

— проявлять бережное отношение

к природе.

Познавательные умения:

— раскрывать

значение

понятий

«пыльные бури», «чернозём», «по-

лупустыни»,

«пустыни»,

«барха-

ны», «такыр», «тропики», «субтро-

пики»,

«дендрарий»

и

использо-

вать их в активном словаре;

IV этап. Учебно-познавательная деятельность

6

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок В. Природные зоны юга России

Цели:

Стимулировать:

— интерес к природным зонам

России;

— бережное отношение к при-

роде.

Актуализировать умения вы-

полнять

взаимопроверку,

кор-

ректировку

и

взаимооценку

учебного задания.

Ввести понятия «лесостепи»,

«степь», «суховей», «пыльные

бури»,

«чернозём»,

«полупу-

стыни»,

«пустыни»,

«барха-

ны»,

«такыр»,

«тропики»,

«субтропики», «дендрарий».

Научить:

— определять

климатические

особенности

природных

зон

степей, пустынь и субтропиков

России

и

обосновывать

своё

мнение;

— определять

зависимость

природы

зоны

степей

и

пу-

стынь от распределения влаги,

тепла

и

обосновывать

своё

мнение;

— определять

приспособлен-

ность растений и животных к

природным

условиям

зоны

I.

Работа по теме урока.

Просмотр

презентации,

сопровождающийся

рассказом

учителя.

Заполните правый столбик, используя знаки «+» или «-». Из-

менилось ли ваше мнение? Почему?

II.

Чтение материала учебника с.

94—97.

У: Назовите и укажите на карте природную зону, следующую за

зоной степей. (Полупустыни, пустыни.)

См. «Учителю на заметку».

III.У: Раскройте значение слов «пустыня», «барханы», «такыр».

Пустыня — большое

безводное,

не

заселённое

людьми

про-

странство, лишённое растительности или со скудной расти-

тельностью;

Барханы — песчаные холмы в пустынях и полупустынях; та-

кыр — ровное глинистое пространство в пустынях и полупу-

стынях.

Такыр – растрескавшийся глинистый участок

IV. У: Расскажите партнёру по встрече на …. минут

1.

о природных условиях полупустынь и пустынь.

2.

о растительном мире зоны пустынь.

3.

о животном мире пустыни.

4.

о приспособленности растений к условиям жизни в зоне пу-

стынь, используя примеры.

V.

Задание Рабочая тетрадь, №

5, с.

55.

Составьте схему цепи питания для обитателей пустынь.

Диагностические задания:

Предметные умения:

— рассказывать

о

природной

зоне степей, пустынь, субтропи-

ков России и определять их ме-

стоположение

на

карте

природ-

ных зон России;

— определять

климатические

особенности природной зоны пу-

стынь

и

субтропиков

России

и

обосновывать своё мнение;

Взаимопроверка

Manage Mat/МЭНЭДЖ МЭТ

Партнёр по плечу

Регулятивные умения:

выполнять

взаимопроверку,

корректировку

и

взаимооценку

учебного задания.

Взаимопроверка

В сменных парах по часам

Сlock Buddies / КЛОК БАДДИС

Партнёр по плечу

Manage Mat/МЭНЭДЖ МЭТ

7

степей и пустынь и обосновы-

вать своё мнение;

— определять

зависимость

природных условий на Черно-

морском побережье Кавказа от

моря

и

гор

и

обосновывать

своё мнение;

— рассказывать

о

природной

зоне степей, пустынь, субтро-

пиков России и определять их

местоположение на карте при-

родных зон России;

— рассказывать

о

природных

условиях, растительном и жи-

вотном

мире

природных

зон

степей, пустынь и Черномор-

ского побережья Кавказа;

— рассказывать

о

приспособ-

ленности

растений

и

живот-

ных к условиям жизни в зоне

степей и пустынь;

— рассказывать

о

раститель-

ном и животном мире степей,

пустынь

и

субтропиков

Рос-

сии;

— сравнивать

природу

зоны

пустынь

и

субтропиков

Рос-

сии;

— изображать

на

контурной

карте природную зону соответ-

ствующим цветом;

— составлять

цепи

питания

обитателей

зоны

степей,

пу-

стынь;

— составлять

и

оформлять

презентацию

о

растениях

и

VI. Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что в зоне полупустынь и пустынь всегда жарко?

Можно ли утверждать, что в пустыне нет растительности?

Верно ли, что в пустыне обитают только пресмыкающиеся и

грызуны?

Верно ли, что уши помогают создавать тень на солнцепёке пу-

стынному ушастому ежу и песчаной лисице?.)

Верно ли, что все животные пустынь не пьют воду?

VII. Определите и подчеркните лишнее:

а) ковыль, полынь, верблюжья колючка, типчак;

б) джузгин, колосняк, дрофа,

верблюжья колючка;

в) верблюд, ушастый ёж, песчаный удавчик, заяц;

г) журавль-красавка, дрофа, серая куропатка, корсак;

д) суслик, хомяк, лемминг, тушканчик.

Ответы: а) Верблюжья колючка; б) дрофа; в) заяц; г) кор-

сак; д) лемминг.)

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ

Каждый ребёнок пишет на всех

листочках опорные слова по теме

«Пустыня» в своей графе при сме-

не по кругу:

1. Климат

2. Растения

3. Животные

4.Экология и человек.

Получив

свой

лист,

составляет

рассказ,

опираясь

на

данные

опорные слова.

Партнёр по лицу

Manage Mat/МЭНЭДЖ МЭТ

— определять

зависимость

при-

роды зоны пустынь от распреде-

ления влаги, тепла и обосновы-

вать своё мнение;

— определять

приспо соблен-

ность

растений

и

животных

к

природным

условиям

зоны

пу-

стынь и обосновывать своё мне-

ние;

Think- Write- Round – Robin/

Финк- Райт- Раунд- Робин «Поду-

май- Запиши- обсуди в команде»

Коммуникативные умения:

формулировать

высказывание

в рамках учебного диалога, ис-

пользуя термины;

— учитывать

разные

мнения

и

стремиться

к

сотрудничеству

в

рамках учебного диалога.

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР

— рассказывать

о

природных

условиях, растительном и живот-

ном

мире

природной

зоны

пу-

стынь;

— рассказывать о приспособлен-

ности

растений

и

животных

к

условиям жизни в зоне пустынь;

— рассказывать о растительном и

животном мире пустынь и суб-

тропиков России;

— сравнивать природу зоны пу-

стынь и субтропиков России;

8

животных

природной

зоны

степей, пустынь, субтропиков

России;

— строить понятные для парт-

нёра

высказывания

в

рамках

учебного

диалога,

используя

термины;

— учитывать разные мнения и

стремиться к сотрудничеству в

рамках учебного диалога.

Билетик на выход.

Составьте и запишите для своего партнёра по столу вопрос по

данной теме.

Обменяйтесь вопросами, дайте ответ на вопрос партнёров по

столу.

— показывать на контурной карте

природную

зону

соответствую-

щим цветом;

— составлять цепи питания оби-

тателей зоны пустынь;

— составлять и оформлять презен-

тацию

о

растениях

и

животных

природной зоны степей, пустынь,

субтропиков России.

V этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Домашнее задание.

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

Стимулировать интерес к со-

ставлению

заданий

виктори-

ны.

Научить:

— ориентироваться

в

разных

вариантах

выполнения

зада-

ния;

— планировать своё действие

в соответствии с учебным за-

данием;

— использовать

приобретён-

ные

знания

для

составления

заданий для викторины;

— составлять

задания

для

викторины;

— представлять

результ ат

свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включа-

ет:

выбор варианта задания (информативный, импровизацион-

ный, эвристический);

выбор способа деятельности (индивидуальный или коллек-

тивный);

самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Импровизационный вариант

Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию - рассказ

о воображаемой научной экспедиции в зону пустынь, используя

приобретённые знания и умения данной темы по материалу учеб -

ника, справочную литературу или информацию сети Интернет.

Эвристический вариант

Составьте и оформите вопросы для викторины об обитателях при-

родной зоны пустынь и полупустынь России, используя приоб-

ретённые знания и умения данной темы по материалу учебника,

справочную литературу или информацию сети Интернет.

Личностные умения:

— проявлять интерес к составле-

нию заданий для викторины.

Познавательные умения:

использовать

приобретённые

знания

Регулятивные умения:

выбирать вариант выполнения

задания;

— выполнять учебное действие в

соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— адекватно

использовать

рече-

вые средства для представления

результата.

Предметные умения:

— составлять задания для викто-

рины.

9

VI этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить:

— соотносить полученный ре-

зультат с поставленной целью;

— оценивать

результат

учеб-

ной деятельности.

Самоанализ I. Задание. Закончите предложения:

1. Мне важно знать о разнообразии природных

зон России, потому что…

2. Для того чтобы составить задания для викто-

рины, нужно…

Самооценка II. Задание. Закончите предложение:

Я доволен (льна) … (очень, не очень) тем, что могу

выполнить правильно учебное задание (само-

стоятельно, при небольшой помощи учителя).

Личностные умения:

проявлять

понимание

своей

успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

соотносить

по ставленную

цель и полученный результат дея-

тельности;

— оценивать результат собствен-

ной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

Соотнести

полученный

ре-

зультат с поставленной целью.

Оценить результат своей де-

ятельности.

Цели темы:

Сформировать представление

о природных зонах России.

Ввести план представления природной зоны России.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практи-

ческой деятельности.

Ключевые умения

Личностные умения:

— проявлять творческое отношение к составлению заданий для

викторины.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания для составления заданий

для викторины.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке

учебного задания в паре.

Предметные умения:

— составлять задания для викторины об обитателях природной

Заполняется учителем по окон-

чании изучения темы.

10

зоны родного края.

Зона пустынь России

На вопрос, где сосредоточены главным образом пустыни и полупустыни России, можно ответить однозначно: на юго-востоке её Евро-

пейской части. Если точнее, то граница, которая разделяет эти песчаные места со степной полосой, проходит к югу от города Волгогра-

да. Начинается она от левого берега реки Волги, далее тянется к Казахстану на северо-восток, потом довольно круто поворачивает к

южной стороне, достигает предгорий Кавказа и далее совпадает с долиной, где протекает Терек.

Долгое время территория, простирающаяся около Каспийского моря и занимающая низовья рек Волги и Кумы, не могла считаться пусты -

ней — учёные долго спорили по этому поводу. Поэтому было решено эти долины, которые в результате неграмотной деятельности здесь

человека стали прямо-таки «голыми», называть полупустынями.

Таким образом, климат, почвы, флора и фауна этих мест теперь полностью соответствуют названию — пустыни и полупустыни России,

так как тут жаркое лето, а зима, наоборот, очень морозная и лютая. В общей сложности климат можно назвать одновременно суро-

вым и сухим. Осадки в основном выпадают здесь весной, а также в начале летнего сезона; однако уровень испарения превышает их в

несколько раз. Поэтому, как таковая, весна, когда всё цветёт и зеленеет, в этих местах длится только апрель — май. Зимой же наряду с мо-

розами бывают ветры — настолько сильные, что часто снег ими сдувается с почвы. Так образуются достаточно обширные пространства

чёрного цвета, которые так и называют — «чёрные земли». Называют их так ещё и потому, что здесь растёт необычное растение — чёр-

ная полынь, имеющая тёмные ветки и крохотные листья. На первый взгляд, совершенно несъедобная, полынь выручает многих животных

в тяжёлое зимнее время. Эти места являются заповедником под названием «Чёрные земли».

Значительный участок полупустынь и пустынь расположен на территории, которая ранее была морским дном, теперь это Прикаспийская

низменность. Ландшафт весьма своеобразный — на многие километры вперёд, до самого горизонта простирается абсолютно ровная по-

верхность земли. Поэтому находиться здесь несколько жутковато. Только западная часть этих территорий немного оживляется обрыви -

стыми склонами Ергенинской возвышенности, также можно иногда встретить на пути небольшие холмы округлой формы. Их именуют

сегодня соляными щполами, так как в их основании — каменная соль.

Настоящая же пустыня начинается ближе к Каспийскому морю. Там пространства совсем оголённые, почва глинистая, растительности по -

чти нет. Есть и довольно большие пространства, занятые песками. Они не сдуваются с почвы, так как закреплены корнями растущих тут

элимусов — злаков, имеющих вид кустарника.

Звучит довольно парадоксально, однако в пустынях и полупустынях России фауна и флора богаче, чем в степной полосе. Больше всего

здесь обитает, конечно, грызунов — хомяков, полевых мышей, тушканчиков и сусликов. Выживают они в самые знойные и морозные пе -

риоды просто — впадают в спячку. Из хищников можно увидеть хорьков, корсаков, а также змей и различных птиц. А из более крупных

животных здесь обитают сайгаки — небольшие антилопы, способные перемещаться со скоростью до 80 км/ч.

Ушастый ёж — необычный зверёк, у него иглами покрыта только спинка. Иглы тонкие и короткие. Мех короткий и мягкий. Мордочка

острая. Уши длинные (31—39 мм), подвижные, отогнутые вперёд, они закрывают глаза. С помощью ушей ушастый ёж регулирует темпе -

ратуру тела. Ноги длиннее, чем у обыкновенного ежа; пустынная лисица — имеет крупные широкие уши и лапы с опушёнными мехом

11

подушечками для защиты от перегрева. У песчаной лисицы превосходное зрение, слух и высокочувствительное обоняние. Она может

долгое время обходиться без питья, довольствуясь влагой из пищи

12



В раздел образования