Автор: Шмелева Галина Ивановна
Должность: Воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 66 "Ёлочка"
Населённый пункт: п Софрино
Наименование материала: Статья
Тема: КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ»
Раздел: дошкольное образование
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ»
Актуальность.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретет всё большее
общественное значение. И перед дошкольными образовательными
учреждениями, на современном этапе стоят задачи формирования с самого
раннего детства высоких нравственных качеств: основ гражданственности,
любви к Родине, бережного отношения к её природе, историческому и
культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и
традициям других народов.
Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений
знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился,
и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром
и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство
любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма.
Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка
индивидуально.
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, родного города.
В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от
близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - мой
город - моя страна).
Вид проекта: групповой;
По приоритету метода: творческо-информационный.
По продолжительности: краткосрочный
Участники реализации проекта: Воспитатели, дети средней группы № 4;
родители;
Проблема:
Результаты мониторинга, показали необходимость усиления работы в данном
направлении: расширение и углубление знаний о родном посёлке.
Обоснование проблемы:
Дошкольное детство – важнейший этап становления личности. Одна из
задач нравственного воспитания ребенка – воспитание любви к малой
Родине, к родному краю. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за
свою Родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и
вырос, природу, которая его окружает.
Решением данной проблемы в нашей группе стала реализация проекта «Моя
малая Родина».
Цель проекта:
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические
отношения и чувства любви к своей семье, родному городу, к природе.
Развивать чувство гордости за свою малую Родину.
Задачи:
--- Совершенствовать знания детей о малой Родине –поселке Софрино
--- Развивать интерес к своему поселку с ближайшим окружением –
улицами, общественными и жилыми зданиями, транспортом.
--- Воспитывать любовь к своей малой Родине, уважения к своему народу.
Гипотеза:
Работа над проектом имеет большое значение для познавательных интересов
детей. Применение эффективных методов повышает интерес детей к
окружающей действительности.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей сформированы начальные представления о родном крае
вызывающие чувство гордости и любви. Знание названия своего поселка,
улицы, на которой живут, домашнего адреса.
Продукт проектной деятельности
Фотографии занятий, развлечений, семейное древо семьи, презентация:
«Мой любимый посёлок Софрино», создание папки «Мой любимый посёлок
Софрино», детские рисунки, поделки.
Формы работы над проектом:
Беседы с детьми
Беседа «Моя семья»;
Беседа о домашних адресах;
Беседа о профессиях родителей;
Рассматривание серии картинок и фотографий «Наш поселок»;
Рассматривание фотографий достопримечательностей Софрино.
Просмотр видеофильма
«Наш поселок любимый»(презентация)
Предметно-развивающая среда
Создание и оформление уголка нравственно-патриотического воспитания
детей, «Я живу в России» (Герб, флаг, гимн Российской Федерации)
Занятия
Аппликация на тему «Флаг России» (бумагопластика)
Чтение худ /лит
З.Александрова «Родина»;
С.Орлов «Родина»;
Заучивание стихотворения «Флаг»
Посещение выставки детских работ в детском саду «Край в котором я
живу»
Сюжетно-ролевые игры
«Семья», «Мой любимый питомец»
Строительная игра
«Улица».
Консультация для родителей
«Роль семьи в воспитании у детей любви к малой Родине».
Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей
"
-
Создание предметно развивающей среды в старших группах для
-
"
нравственно патриотического воспитания дошкольников
Уважаемые коллеги!
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается
нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным
личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали
и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном
негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки
нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у
подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое
время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно
показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища,
кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий
потребностей детства».
Понимая важность этого вопроса, проводится работа по нравственно-
патриотическому воспитанию не только старших дошкольников, но и вводятся начала
социально-нравственного воспитания в младшем и среднем возрасте.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным
местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим
миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей
задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей
семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к
природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским
традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с
символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости
за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в
труде, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе
его лежит развитие нравственных чувств.
Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию
помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами нашего детского сада.
Правильно организованная развивающая среда в группах нашего детского сада позволит
каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится
взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и
поступки.
Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам
мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает
«зоны ближайшего развития» детей.
Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных
группах имеют отличительные признаки.
- В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами,
самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические
папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности,
достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все
символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты Главы республики, мэра
города); карты края, адаптированные для детей. Вводится материал о православии.
Опыт работы нашего дошкольного учреждения показал, что эффективность
педагогической практики по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, в
том числе и создание предметно-развивающей среды, была достигнута путем объявления
конкурса для педагогов «Модернизация патриотического уголка», в котором приняли
участие педагоги всех возрастных групп.
Специально созданная комиссия в составе администрации дошкольного учреждения и
независимых представителей, в лице педагогов других дошкольных учреждений города,
оценивала уголки по следующим критериям:
- эстетичность, доступность;
- наличие символики, отражающей тематику;
- соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических требований к
материалам и атрибутам;
- разнообразие материала, его соответствие возрасту детей и требованиям программы:
макеты, картины, альбомы, иллюстрации, дидактические игры, карты, исторические
документы, фотографии, буклеты, наборы открыток, краеведческая и художественная
литература, папки-передвижки, рисунки и поделки детей краеведческой тематики и т.д.;
- наличие материала по родному краю;
- умение воспитателя презентовать свой уголок.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный,
требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.
Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо
понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы
приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».