Оптимизация двигательной активности за счёт повышения уровня устойчивости внимания в тренировочном процессе детей 5-6 лет.
Автор: Березнева Анастасия Сергеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: БОУ ДО г. Омска "ДЮЦ "Смена" Населённый пункт: Омск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Оптимизация двигательной активности за счёт повышения уровня устойчивости внимания в тренировочном процессе детей 5-6 лет. Раздел: дошкольное образование
Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детский (юношеский) центр «Смена».
Методическая разработка по теме:
Оптимизация двигательной активности за
счёт повышения уровня устойчивости
внимания в тренировочном процессе
детей 5-6 лет
.
Выполнила:
педагог
дополнительного образования
Березнева Анастасия
Сергеевна
Г. Омск – 2016г
Главная цель раннего обучения – создать прочную основу для
воспитания здорового, сильного, работоспособного, гармонично развитого
молодого поколения.
Дошкольный
возраст
–
это
возраст
интенсивного
роста
и
развития всех функций и систем организма детей. Высокая двигательная
активность
и
значительное
развитие
двигательных
функций
позволяют
считать
этот
возраст
благоприятным
дня
начала
регулярных
занятий
физической культуры и спорта.
Необходимо
грамотно
дозировать
нагрузку
по
объёму,
интенсивности,
длительности.
Чрезмерная
нагрузка
может
привести
к
переутомляемости организма, к отрицательной работа ССС и ДС, в целом к
отрицательному
тренировочному
эффекту.
При
недостаточной
нагрузке,
никаких изменений в организме не происходит.
Девочки
5-6
лет
в
большинстве
своём
п одв ижны е ,
непоседливые,
эмоциональные,
привыкшие
к
относительной
свободе
в
выборе своих занятий дети. Обладают неутомимостью, когда увлечены
игрой или интересным делом, и быстрой утомляемость, как только им
становится скучно. Они очень любопытные и любят фантазировать, им
присуща впечатлительность, запоминают то, что им интересно, а остальное
с
трудом.
Память
преимущественно
механическая,
они
стремятся
запомнить и произвести слово в слово. Внимание неустойчивое, мышление
конкретное и зависит от восприятия. Двигательная активность в основном
повышена, что мешает девочкам запоминать элементы, вызывает усталость
к окончанию занятия, следовательно, повышается уровень утомляемости.
Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая
потребность в двигательной активности. Двигательная активность в этом
возрасте становится всё более целенаправленной в значительной мере,
зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они
руководствуются в своей деятельности. Cсамостоятельность, уверенность в
себе,
чувство
удовлетворения
являются
хорошими
стимулами
для
целенаправленной двигательной активности детей.
Рациональное
сочетания
разных
видов
занятий
и
форм
двигательной деятельности осуществляемых под руководством педагога,
должна представлять собой определённый двигательный режим. При этом
необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по
объёму
и
интенсивности
двигательной
активности.
Ориентировочными
показателями суточного объёма двигательной активности можно считать
детей 5 лет – 13-14 тысяч движений, 6 лет – 14,5-15 тысяч движений.
Интенсивность
двигательной
активности
детей
5-6
лет
колеблется в пределах 55-70 движений в минуту.
Сезонные
изменения
двигательной
активности
детей
проявляются
в
повышении
двигательной
активности
в
весенне-летний
период
и
снижении
в
осенне-зимний.
Сезонная
зависимость
суточной
двигательной
активности
–
это
общебиологической
явление,
которые
необходимо
принимать
во
внимание
при
организации
физического
воспитания детей.
Такие учёными как Шармаева С.Ю., Шишкина В.А. отмечают три
периода подъёма двигательной активности детей:
Утренний (с 8:00 до 9:00)
Дневной (с 10:30 до 12:00)
Вечерний (с 16:30 до 19:00
Возможно,
предположить,
что
такое
изменение
двигательной
активности детей в течение дня обусловлено не только биологическими
факторам, но и режимом дня детского сада.
Недельная динамика двигательной активности. Как показывают
наблюдения, суточный объём естественной двигательной активности детей
изменяется и по дням недели, увеличиваясь от вторника к четвергу и резко
падая к пятнице, что может быть обусловлено общим утомлением детей и
соответствующим
снижением
их
активности.
Наиболее
высокая
двигательная активность отмечена в среду и четверг, её объём в среднем
выше на 10% по сравнению с другими днями недели.
Двигательная активность детей 5-6 лет имеет ярко выраженные
индивидуальные
проявления,
что
в
основном,
о п р еделя ется
индивидуально-типологическими
особенностями
нервной
системы
и
физического
развития,
степенью
самостоятельности,
устойчивостью
интересов к определённым играм, педагогическими воздействиями и пр.
Разброс
индивидуальных
показателей
двигательной
активности
детей
в
течении одного дня пребывания их в дошкольном учреждении составляет:
у пятилеток – 10,8-13,6 тысяч движений;
у шестилеток – 12,5 – 15,2 тысяч движений.
Основной
резерв
для
достижения
оптимального
уровня
двигательной
активности
состоит
в
организованных
формах
занятий:
гимнастических, учебных, оздоровительных, лечебно-коррекционных и др.,
и
использовании
рационального
педагогического
воздействия,
учитывающего индивидуальные особенности ребёнка (состояние здоровья,
физическое
развитие,
уровень
развития
моторики).
Потребности
детей
старшего
дошкольного
возраста
в
двигательной
активности
достаточно
высоки, но они не всегда реализуется на должном уровне.
В
самостоятельной
деятельности
старших
дошкольников
прослеживаются
индивидуальные
особенности,
отмечено,
что
детям
с
высоким
уровнем
двигательной
активности
(генеративные
дети),
как
правило
присуща
однообразная
деятельность
с
большим
количеством
бесцельных, ненаправленных движений. У этих детей преобладают высокой
степени интенсивности (бег на перегонки, друг за другом, бег на скорость, с
ловлей и увёртыванием, прыжки в длину с разбега, прыжки через короткую
скакалку, игры с элементами спорта), которые составляют более 70% всего
времени самостоятельной деятельности детей.
Детям
с
низким
уровнем
двигательной
а к т и в н о с т и
(гипоактивные,
малоподвижные
дети)
также
присуща
однообразная
деятельность,
часто
прерываемая
статическими
позами.
У
этих
детей
преобладают игры низкой степени интенсивности (сюжетно-ролевые, игры с
песком
и
т.
д.),
которые
составляют
большую
часть
всего
времени
на
прогулке.
Эти
дети,
как
правило,
предпочитают
играть
в
одиночку
или
вдвоем. У них отмечается довольно устойчивый интерес к тем играм, в
которых
сюжеты
и
действия
однообразны
(качание
куклы,
кормление,
укладывание
спать,
обычная
ходьба
и
т.
д.).
Малоподвижные
дети
не
желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как
постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.
Для
детей
со
средним
уровнем
двигательной
активности
(оптимальный уровень двигательной активности) характерна разнообразная
деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной
степени
интенсивности.
Такие
дети
широко
используют
в
своей
самостоятельной деятельности игры и упражнения, разученные ранее, во
время
организованной
двигательной
деятельности.
Исследования
Мишенькиной В. Ф. показали, что средний уровень развития двигательной
активности, игры и физические упражнения, связанные с ним, являются
наиболее
благоприятными
для
детей
старшего
дошкольного
возраста
(средний
пок азатель
двигательной
активности
этих
детей
в
самостоятельной
деятельности
составляет
2100
-
3700
движений).
Продолжительность
самостоятельной
деятельности
детей
колеблется
в
пределах 40 - 85 минут.
Задача
педагога
заключается
в
повышении
двигательной
активности
у
детей
с
низкой
подвижностью
до
среднего
уровня
и
в
воспитании у них интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям
или играм с элементами спорта; в развитии физических качеств, умении
использовать полученные ранее на занятиях двигательные навыки в своей
самостоятельной деятельности.
Детей
с
высокой
интенсивностью
двигательной
активности
важно
учить
сознательно,
управлять
своими
действиями,
чередуя
интенсивные
с
менее
интенсивными
движениями;
воспитывать
у
них
выдержку
и
настойчивость,
внимательность,
интерес
к
играм
и
упражнениям, требующим точного выполнения.
Оптимизировать
уровень
двигательной
активности
мы
предлагаем путем повышения уровня устойчивости внимания.
Внимание
-
сосредоточенность,
деятельности
субъекта
в
данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Внимание
является
не
самостоятельным
психическим
процессом,
а
качественной
характеристикой
восприятия,
памяти,
мышления,
обеспечивающей
избирательный
характер
психической
деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого
поля
возможных
объектов.
Внимание
-
обязательное
условие
продуктивности всякой сознательной деятельности. Особенно велика его
роль
в
познавательной
деятельности,
в
частности
спортивной.
Непонимание
учебного
материала,
в
запоминание
его,
ошибки
при
выполнении заданий и т.п. часто вызываются недостаточным развитием
внимания
учащихся.
Внимание
зависит
от
характера
деятельности,
в
которую
вовлечён
человек,
от
её
значения
для
данного
человека,
от
особенностей
личности:
потребностей,
интересов,
волевых
качеств,
темперамента, характера. Значительную роль играет настроение, а также
физическое состояние человека.
Необходимо, чтобы дети понимали значение обучения и ту роль,
какую внимание играет в учебном и тренировочном процессе, чтобы у них
возникал интерес не только к самой деятельности, но и к её результатам.
Следует
предъявлять
спортсменкам
чёткие
требования,
учитывая,
что
предлагаемая работа должна быть им посильна, но не слишком легка.
Правильная
организация
занятия,
предусматривающая
вовлечение
в
работу всех детей, способствует воспитанию внимания. При этом надо
помнить, что существенную роль в отвлечении внимания играет утомление,
возникающее как от трудной, так и от однообразной работы. Поэтому в
течение
занятия
нужно
разнообразить
виды
работы,
но
менять
их
не
слишком
часто,
т.
к.
это
может
провести
к
неустойчивости
внимания.
Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания.
Решающее
значение
имеет
формирование
интересов
и
приучение
к
систематическому, дисциплинированному труду.
В целом при рациональной методике обучения детей с пяти лет
и
соблюдения
всех
режимных
моментов
обучения
положительно
сказывается на развитии психики.
Для целенаправленного развития внимания и интереса во время
проведения учебнo-тренировочного занятия мы проводили подвижные игры,
так как в возрасте 5-6 лет подвижные игры занимают ведущее место. Это
объясняется необходимостью удовлетворять большие потребности девочек
в
движении.
У
юных
гимнасток
преобладает
предметно-образное
мышление.
В
связи
с
этим
подвижные
игры
должны
носить
сюжетный
характер, предоставляя участникам возможность проявления творческой
активности. Игры были разработаны для детей 5 - 6 лет на развитие
устойчивости внимания.
В 2006 - 2007 году проводился педагогический эксперимент в
течение
7
месяцев.
После
эксперимента
дети
стали
значительно
внимательней,
что
отразилось
на
технике
выполнения
элементов
художественной гимнастики. Экспериментальная группа показала высокие
результаты на соревнованиях, хотя изначально группы были однородны.
Практические рекомендации.
1. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько
хорошо тренер владеет изучаемым материалом и кратко излагает задачи
урока. В течение занятия нужно разнообразить виды работы, но менять их
не слишком часто.
2.
Игры
целесообразно
использовать
в
подготовительной
и
заключительной частях учебно-тренировочного занятия.
3. Целесообразно проводить индивидуальную работу с детьми,
отстающими в отдельных видах движений. Двигательные задания нужно
предлагать детям в виде игровых упражнений, которые подбираются с
учетом уровня двигательной активности детей.
4.
Девочкам
с
«высоким»
уровнем
двигательной
активности
предлагаются
задания
на
развитие
внимания,
координации
движений,
ловкости, требующей точности выполнения действий.
5.
Девочкам
с
«низкой»
двигательной
активностью
предлагаются
задания
на
развитие
быстроты
и
скорости
движений,
на
быстрое
переключение
с
одного
действия
на
другое.
Интересное
содержание,
юмор,
музыкальное
оформление,
игры,
соревнования,
радостная
атмосфера
способствуют
активизации
двигательной
деятельности. Значительную роль играет настроение, а также физическое
состояние человека.
6. К девочкам со «средним» уровнем двигательной активности
предъявлять более высокие требования к качеству выполнения заданий.
7.
Более
внимательным
заинтересованы
дети
тогда,
когда
учебно-тренировочное занятие проходит под музыкальное сопровождение.