Напоминание

"Мир веселых звуков и букв"


Автор: Кузнецова Эльвира Васильевна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с №450
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: проект
Тема: "Мир веселых звуков и букв"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Мир веселых звуков и букв».

Проект составила: учитель-логопед МКДОУ №450 «Сибирская сказка»,

Кузнецова Эльвира Васильевна

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май).

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.

Участники проекта: учитель – логопед, воспитатели, дети логопедической

группы МКДОУ, родители. Возраст детей: 5-7 лет.

Образовательная область: познавательно - речевое развитие ребенка.

«Актуальность темы ».

• В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой

является особо актуальной. В условиях модернизации дошкольного

образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» -

ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов,

определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный

– согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к

чтению, самостоятельно читать слова.

• Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать

предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития

фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять

и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.

Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят

общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов,

активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности,

нравственных и эстетических качеств личности ребенка

Цель проекта: Развитие фонематического слуха у детей с ОНР при

подготовке к изучению грамоты.

Задачи проекта: для детей:

• Развивать фонематическое восприятие.

• Закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного

анализа с использованием игровых технологий.

• Закрепить знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать

понятие гласный, согласный звуки, умение правильно их произносить.

• Выработать навыки составления и чтения слогов, слов.

• Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь

Задачи проекта: для педагогов:

• Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и

воспитателя при изучении грамоты детьми.

• Подготовить информационно - консультативный блок для педагогов.

• Развивать коммуникативные способности детей, формировать

эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную

деятельность.

• В ходе коррекционного обучения проверить целесообразность и

эффективность применения выбранных приемов и технологий при изучении

звуков и букв детьми с ОНР (III уровень).

Задачи проекта: для родителей:

• Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-

воспитательной работе с детьми.

• Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к

обучению в школе.

• Привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе.

• Подготовить консультационный блок для родителей.

Ожидаемые результаты по проекту: для детей:

• Развитие фонематического восприятия.

• Закрепление навыка правильного звукопроизношения.

• Закрепление навыка звукобуквенного анализа.

• Развитие навыков составления и чтения слогов, слов.

• Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического

строя и связной речи у детей.

Ожидаемые результаты по проекту: для педагогов:

• Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

• Совершенствуется профессиональное мастерство учителя-логопеда и

педагогов ДОУ.

• Сформируется эмоциональный контакт педагогов, детей родителей с

детьми через совместную деятельность

Ожидаемые результаты по проекту: для родителей:

• Повышение заинтересованности, активности, творческого участия

родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и

семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

• Повышение компетентности родителей в коррекционнообразовательном

процессе и вопросе подготовки детей к школьному обучению.

I этап - Подготовительный (сентябрь)

• Провести диагностическое обследование по теме проекта.

• Составление календарных планов по обучению грамоте и по коррекции

звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте.

• Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.

• Создание предметно - развивающей среды в группе для совместной с

воспитателем и самостоятельной деятельности детей по подготовке к

обучению грамоте.

• Консультация для педагогов “Особенности развития фонематического

слуха у детей нашей группы (по результатам диагностики)”.

• Информирование родителей, формирование интереса к совместной

деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного

материала, дидактических игр.

II этап – основной (октябрь – май)

• В совместной деятельности педагога и детей.

• Коррекция звукопроизношения.

• Формирование фонематического слуха

• Научить детей не путать понятия звук и буква.

• Развитие звуко – буквенного анализа слов.

• Исследования для закрепления образа букв,

• Самостоятельная деятельность детей.

• Промежуточная диагностика детей. (декабрь).

II этап – основной (октябрь – май)

• С педагогами ДОУ – с помощью проведения консультаций, семинаров-

практикумов, бесед.

• Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и

воспитателя при обучении детей грамоте. (сентябрь)

• Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в

индивидуальную работу с детьми.

• Консультация для педагогов логопедической группы «Использование

игровой деятельности при изучении гласных и согласных звуков». (октябрь)

II этап – основной (октябрь – май)

С родителями: проведение консультаций, семинаров, практикумов,

родительских собраний.

• Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика».

• Консультация: «Выполнение домашних рекомендаций логопеда»

• Создание альбомов «Место звука в слове», «Звуковые картинки» «Цепочка

слов».

• Конкурс «Сделай букву сам».

• Индивидуальные консультации с учителем – логопедом.

• Подведение итогов.

III этап – заключительный (май)

• Проведение итоговой диагностики.

• Итоговое родительское собрание.

• Презентация проекта на итоговом родительском собрании

. • Оформление фотоотчета для родителей и педагогов ДОУ на тему: «Мир

веселых звуков и букв».

• Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Вывод:

Такая целенаправленная, комплексная работа взаимодействия

воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой

деятельности помогает детям логопедической группы в устранении

имеющихся у них трудностей при усвоении грамоты. Реализация

поставленных задач осуществляется на индивидуальных и подгрупповых

логопедических занятиях. Разнообразие и вариативность дидактического

материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет

ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух детей.

Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте,

закрепления полученных навыков на индивидуальном занятии с

воспитателями, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогает

успешному усвоению основ грамоты в детском саду.

Список литературы:

• Гомзяк О.С. «Говорим правильно» Альбом упражнений по обучению

грамоте детей подготовительной к школе логогруппы.

• Миронова Н.М. «Развиваем фонематическое восприятие у детей

подготовительной логогруппы». Альбом упражнений для дошкольников с

речевыми нарушениями.

• Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов,

воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов

педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В.

Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002 . – 240 с.

• Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия».

• Лагутина А. В. Формирование функционального базиса чтения у детей 4-х

лет с ОНР // Дефектология. – 2006. - № 6. – С. 49-58.

• Филичева Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего

недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Филичева Т. Б., Чиркина

Г. В. // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 36-41.

• Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.

для логопеда/ Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева, 1999.

• Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего

недоразвития речи у детей 5 лет., Москва, 2002.

• Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа

по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999

• Кузнецова Е.В, Тихонова Н.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с

нарушениями речи. М.: Творческий Центр «Сфера», 2000.

• Интернет ресурсы.



В раздел образования