Автор: Кузнецова Эльвира Васильевна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с №450
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: проект
Тема: "Мир веселых звуков и букв"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Мир веселых звуков и букв».
Проект составила: учитель-логопед МКДОУ №450 «Сибирская сказка»,
Кузнецова Эльвира Васильевна
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май).
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта: учитель – логопед, воспитатели, дети логопедической
группы МКДОУ, родители. Возраст детей: 5-7 лет.
Образовательная область: познавательно - речевое развитие ребенка.
«Актуальность темы ».
• В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой
является особо актуальной. В условиях модернизации дошкольного
образованиях один из критериев выпускника в области «Коммуникация» -
ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов,
определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный
– согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к
чтению, самостоятельно читать слова.
• Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать
предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития
фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять
и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.
Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят
общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов,
активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности,
нравственных и эстетических качеств личности ребенка
Цель проекта: Развитие фонематического слуха у детей с ОНР при
подготовке к изучению грамоты.
Задачи проекта: для детей:
• Развивать фонематическое восприятие.
• Закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного
анализа с использованием игровых технологий.
• Закрепить знания о звуках, особенностью их артикуляции, формировать
понятие гласный, согласный звуки, умение правильно их произносить.
• Выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
• Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь
Задачи проекта: для педагогов:
• Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и
воспитателя при изучении грамоты детьми.
• Подготовить информационно - консультативный блок для педагогов.
• Развивать коммуникативные способности детей, формировать
эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную
деятельность.
• В ходе коррекционного обучения проверить целесообразность и
эффективность применения выбранных приемов и технологий при изучении
звуков и букв детьми с ОНР (III уровень).
Задачи проекта: для родителей:
• Повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-
воспитательной работе с детьми.
• Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к
обучению в школе.
• Привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе.
• Подготовить консультационный блок для родителей.
Ожидаемые результаты по проекту: для детей:
• Развитие фонематического восприятия.
• Закрепление навыка правильного звукопроизношения.
• Закрепление навыка звукобуквенного анализа.
• Развитие навыков составления и чтения слогов, слов.
• Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического
строя и связной речи у детей.
Ожидаемые результаты по проекту: для педагогов:
• Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
• Совершенствуется профессиональное мастерство учителя-логопеда и
педагогов ДОУ.
• Сформируется эмоциональный контакт педагогов, детей родителей с
детьми через совместную деятельность
Ожидаемые результаты по проекту: для родителей:
• Повышение заинтересованности, активности, творческого участия
родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и
семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
• Повышение компетентности родителей в коррекционнообразовательном
процессе и вопросе подготовки детей к школьному обучению.
I этап - Подготовительный (сентябрь)
• Провести диагностическое обследование по теме проекта.
• Составление календарных планов по обучению грамоте и по коррекции
звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте.
• Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
• Создание предметно - развивающей среды в группе для совместной с
воспитателем и самостоятельной деятельности детей по подготовке к
обучению грамоте.
• Консультация для педагогов “Особенности развития фонематического
слуха у детей нашей группы (по результатам диагностики)”.
• Информирование родителей, формирование интереса к совместной
деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного
материала, дидактических игр.
II этап – основной (октябрь – май)
• В совместной деятельности педагога и детей.
• Коррекция звукопроизношения.
• Формирование фонематического слуха
• Научить детей не путать понятия звук и буква.
• Развитие звуко – буквенного анализа слов.
• Исследования для закрепления образа букв,
• Самостоятельная деятельность детей.
• Промежуточная диагностика детей. (декабрь).
II этап – основной (октябрь – май)
• С педагогами ДОУ – с помощью проведения консультаций, семинаров-
практикумов, бесед.
• Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и
воспитателя при обучении детей грамоте. (сентябрь)
• Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в
индивидуальную работу с детьми.
• Консультация для педагогов логопедической группы «Использование
игровой деятельности при изучении гласных и согласных звуков». (октябрь)
II этап – основной (октябрь – май)
С родителями: проведение консультаций, семинаров, практикумов,
родительских собраний.
• Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика».
• Консультация: «Выполнение домашних рекомендаций логопеда»
• Создание альбомов «Место звука в слове», «Звуковые картинки» «Цепочка
слов».
• Конкурс «Сделай букву сам».
• Индивидуальные консультации с учителем – логопедом.
• Подведение итогов.
III этап – заключительный (май)
• Проведение итоговой диагностики.
• Итоговое родительское собрание.
• Презентация проекта на итоговом родительском собрании
. • Оформление фотоотчета для родителей и педагогов ДОУ на тему: «Мир
веселых звуков и букв».
• Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.
Вывод:
Такая целенаправленная, комплексная работа взаимодействия
воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой
деятельности помогает детям логопедической группы в устранении
имеющихся у них трудностей при усвоении грамоты. Реализация
поставленных задач осуществляется на индивидуальных и подгрупповых
логопедических занятиях. Разнообразие и вариативность дидактического
материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет
ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух детей.
Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте,
закрепления полученных навыков на индивидуальном занятии с
воспитателями, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогает
успешному усвоению основ грамоты в детском саду.
Список литературы:
• Гомзяк О.С. «Говорим правильно» Альбом упражнений по обучению
грамоте детей подготовительной к школе логогруппы.
• Миронова Н.М. «Развиваем фонематическое восприятие у детей
подготовительной логогруппы». Альбом упражнений для дошкольников с
речевыми нарушениями.
• Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов,
воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов
педагогических училищ/ под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В.
Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002 . – 240 с.
• Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия».
• Лагутина А. В. Формирование функционального базиса чтения у детей 4-х
лет с ОНР // Дефектология. – 2006. - № 6. – С. 49-58.
• Филичева Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего
недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Филичева Т. Б., Чиркина
Г. В. // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 36-41.
• Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.
для логопеда/ Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева, 1999.
• Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего
недоразвития речи у детей 5 лет., Москва, 2002.
• Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа
по коррекции звукопроизношения. М: ООО «Гном-Пресс», 1999
• Кузнецова Е.В, Тихонова Н.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с
нарушениями речи. М.: Творческий Центр «Сфера», 2000.
• Интернет ресурсы.