Автор: Пономарёва Екатерина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 52
Населённый пункт: БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, г САЛАВАТ
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы по изучению ПДД в детском саду "
Раздел: дошкольное образование
Организация работы по изучению ПДД с детьми дошкольного
возраста.
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах
России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-
транспортных
происшествий.
Особую
тревогу
вызывает
рост
числа
пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма
на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного
движения.
Дети
часто
становятся
причиной
дорожно-транспортных
происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или
велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и
пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот
переходит перекресток самостоятельно.
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма
являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение
на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не
обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в
полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно
определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость,
переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и
ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам
дорожного движения с самого раннего возраста.
Поэтому
в
дошкольном
учреждении
необходима
система
профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения правил
дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания
общей культуры ребенка.
Данную работу необходимо вести в течение всего учебного года.
Важно отметить, что в этом процессе должны быть задействованы не только
педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных
институтов.
Работа
по
профилактике
дорожно-транспортного
травматизма
включает три направления:
Работа с детьми
Работа с родителями;
Работа с педагогами.
Целью работы является формирование навыков безопасного поведения
на дорогах.
Для ее достижения необходимо решить несколько задач:
создавать условия для сознательного изучения детьми Правил
дорожного движения;
развивать
у
детей
умение
ориентироваться
в
различной
обстановке;
вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на
дорогах;
воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Решение этих задач осуществляется через следующие формы работы:
Игры (ролевые, дидактические, подвижные)
Чтение художественной литературы
Праздники, развлечения
Целевые прогулки
Экскурсии
Беседы
Наблюдения
Это специально организованные игровые занятия познавательного
цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением
транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций,
книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной
литературы,
заучивание
пословиц,
поговорок;
отгадывание
загадок,
кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные
игры; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам
дорожного движения, игры-драматизации и т. Д.
Работа
по
ознакомлению
с
правилами
дорожного
движения
основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми
тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных
видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы составляется
примерный
перечень
занятий,
в
который
входят
ознакомление
с
окружающим,
развитие
речи,
изобразительная
деятельность,
конструирование. В изучении правил дорожного движения особенно важным
является приобретение умений и навыков в процессе игровой деятельности.
Игра есть основной вид активности дошкольников, в процессе которой они
упражняют свои силы, расширяют ориентировку в пространстве, усваивают
социальный опыт.
Особый интерес по изучению правил дорожного движения вызывает у
детей сюжетно- ролевые игры: «Перекресток», «Автобус», «Дорожный
патруль», «Инспектор ДПС», «Такси», «Мы шоферы». Эти игры лучше
проводить в условиях автомобильного городка, на участке детского сада,
специально отведенных местах, оборудованных интерактивной доской,
автоматическим
светофором,
дорожными
знаками,
соответствующими
сюжетно-ролевыми костюмами.
Обыгрывание с детьми различных ситуации на дороге способствуют
лучшему усвоению правил дорожного движения. А подвижные игры:
«Бегущий
светофор»,
«К
своим
флажкам»,
«Займи
свое
место»,
«Автомобили», «Перекресток», «Сигналы светофора», «Мы водители»,
«Самый
быстрый»,
«Умелый
пешеход»
способствуют
закреплению
определенных навыков и умений и вызывают положительные эмоции и
хорошее настроение у детей.
Беседа и работа с наглядным материалом одна из самых доступных
форм организации работы по изучению ПДД. Во время бесед с детьми можно
обсудить следующие темы: «Виды транспортных средств», «Опасности на
улицах», «Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке»,
«Правила перехода проезжей части со взрослыми», «Виды и сигналы
светофоров», «Зачем нужны дорожные знаки», «Пешеходный переход:
подземный, надземный, наземный». Создание проблемной ситуации с
привлечением
героев
усиливают
познавательный
интерес
и
сделают
ситуацию неординарной, оттого более запоминающейся. Эффективными
формами работы являются изменение сюжета сказок с решением логических
задач, ситуаций-загадок.
В работе с детьми дошкольного возраста важен принцип наглядности.
Поэтому важно использовать макеты светофора, дорожные знаки, разные
виды транспортных средств и другой сопутствующий материал.
На занятия по развитию речи и во время чтения художественной
литературы включать произведения по теме: В. Семернина «Запрещается –
разрешается», В. Кожевникова «Светофор», А. Дорохова «Заборчик вдоль
тротуара», «Шлагбаум», «Подземный ход», В. Орловой «Пешеходу», С.
Волковой «Торопышка переходит дорогу», «Торопышка на улице», М.
Приходкиной «По улицам города», Н. Сапотницкой «Правила маленького
пешехода»,
В.
Тимофеевой
«Азбука
безопасности»,
Н.
Носова
«Автомобиль», С. Маршака «Для пешеходов», А. Мецгер «Про машины»
Мотивировать детей составлять рассказы, заучивать стихи, пословицы,
загадки, считалочки.
При изучении с детьми правил дорожного движения использую
дидактические игры: «Какой знак», «Доскажи словечко», «Угадай знак»,
«Собери
машину»,
«Четвертый
лишний»,
«Игра
в
слова»,
«Группы
дорожных знаков», «Виды транспорта», «Умники и умницы», «Я-грамотный
пешеход», а также настольно – печатные игры: «Правила движения»,
«Подбери знак», «Умный светофор», «Улица». Работу с дидактическими
играми
целесообразно
проводить
индивидуально
или
небольшими
подгруппами.
Закрепить полученные знания помогут занятия художественным
творчеством. Дети рисуют различные виды транспорта и дорожные ситуации
на тему: «Улица нашего города», «Веселый светофор», «Дорожные знаки».
Развивать умение вырезать деталь транспортного средства: колеса, кабину,
кузов, окна, располагать на листе бумаги заготовки, правильно выполнять
последовательность их наклеивания продолжаем на аппликации. Темы для
аппликации: «Светофор», «Автобус», «Наши помощники – знаки дорожные».
Конструирование развивает у детей воображение, умение делать постройки
домов, дороги, транспорт из разного строительного материала. Дети
самостоятельно строят улицу в групповой комнате, обыгрывают ее. Темы для
конструирования «Макет нашей улицы», «Гаражи», «Машины».
Выяснить уровень знаний детей о правилах дорожного движения помогут
викторины
и
различные
конкурсы.
Такую
викторину
целесообразно
проводить в начале учебного года и в конце. Таким образом, в игровой
ненавязчивой
форме
можно
определить
уровень
сформированности
представлений дошкольников о правилах поведения на дороге.
Наблюдение, целевая прогулка, экскурсия направлены на закрепление
знаний детей о безопасности дорожного движения. Прогулка может быть к
пешеходному переходу, к светофору, к проезжей части, где можно
наблюдать за движением машин и работой водителя.
Работа с родителями.
Особое внимание должно уделяться работе с родителями, которая
ведется через разнообразные формы: анкетирование, консультации, стенды
по безопасности «Правила дорожного движения нужны и важны», «Дорога в
детский сад. Опасна ли она?» и др.
Разработка маршрута «Безопасная дорога в детский сад» поможет
обучить ребёнка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в
детский сад и обратно; обучить родителей, принимающих участие в
составлении
«маршрута»,
ориентированию в дорожной обстановке
и
предотвращению типичных опасностей.
Маршрут от дома в детский сад разрабатывается совместно родитель +
ребенок. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается с ребёнком, он
должен уметь объяснить его.
Таким образом, работа по профилактике детского дорожно-
транспортного травматизма должна проводиться планово, системно и
постоянно,
естественно
и
органично
интегрироваться
в
целостный
педагогический процесс. А формы организации работы по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма должны быть интересными и
разнообразными и вызывать положительные эмоции у детей и родителей.
+
❤
В Мои закладки