Автор: Кудашева Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 28"
Населённый пункт: посёлок Первомайский, Коркинский муниципальный район, Челябинская область
Наименование материала: конспект урока по ФГОС
Тема: Сказка В. Сутеева "Ёлка"
Раздел: начальное образование
1. Фамилия, имя, отчество учителя: Кудашева Ольга Владимировна.
2. Учебно-методический комплект: УМК «Начальная школа ХХI века», учебная хрестоматия «Уроки слушания» 1 класс,
автор: Л. А. Ефросинина.
3. Предмет: литературное чтение.
4. Класс: 1.
5. Тема: Сказка В. Сутеева «Ёлка».
6. Планируемые результаты:
Личностные:
1. Формировать мотивационную основу учебной деятельности обучающихся.
2. Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
3. Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения.
4. Формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
5. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Метапредметные:
1. Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2. Осуществлять анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; использовать знаково-символические
средства, моделей обложек.
3. Учить строить речевые высказывания в устной форме.
4. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
5. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
6. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:
1. Учить определять жанр и тему прочитанного произведения.
2. Уметь правильно называть произведение.
3. Уметь называть героев произведения, их поступки.
4. Учить смысловому чтению отрывков из художественного произведения.
5. Учить составлять модель обложки, схематический план сказки.
6. Уметь понимать авторскую точку зрения, отстаивать свою точку зрения.
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организаци-
онный момент.
Эмоциональный
настрой.
Приветствие и
создание
благоприятной
атмосферы.
Включение в деловой ритм.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!
- Какой у нас урок?
- Какое нужно настроение,
чтобы урок получился
интересным?
- Я желаю сохранить хорошее
настроение весь урок и
призываю вас к активной
работе.
Подготовка класса к работе.
- У нас урок литературного
чтения.
- Настроение должно быть
хорошим, радостным, весёлым.
Личностные:
самоопределение;
мотивационная основа
учебной деятельности;
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
2. Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности
обучающихся.
Вспомнить изученное
произведение,
выбрать из
имеющихся моделей
обложки ту, которая
подходит к данному
произведению.
Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные
недостатки.
- Ребята, когда я шла сегодня
утром на урок, то обратила
внимание на то, как падает
снежок, как красиво
переливаются снежинки в свете
фонарей, как кругом тихо. Я
сразу вспомнила, что на
прошлом уроке мы с вами
прочитали сказку С.Я.Маршака,
которая называется…
- Кто вспомнит, название
сказки? Почему такое название
дал своему произведению автор?
- Кто герои этого произведения?
- Какая из 3 предложенных
моделей обложки подходит к
сказке С.Я.Маршака «Тихая
сказка»? Почему?
- Кто считает, что подходит
модель обложки под № 1?
Объясните.
- Кто считает, что вторая модель
обложки соответствует
произведению С.Я.Маршака?
Выполняют задания,
тренирующие отдельные
способности к учебной
деятельности, мыслит.
операции.
- С.Я.Маршак «Тихая сказка».
- Главные герои сказки: ёж,
ёжиха, ежонок и волки.
- Модель обложки под № 3
подходит к произведению, так
как жанр произведения -
сказка, отмечаем
геометрической фигурой – круг.
Тема произведения – о
животных, круг разукрашен
коричневым цветом.
Личностные: способность
к самооценке на основе
критерия успешности
учебной деятельности;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения признаков;
использование знаково-
символических средств,
моделей обложек.
Объясните.
- Кто думает, что третья модель
соответствует прочитанному
произведению? Объясните.
- Подведём итог: кто же из ребят
оказался прав и почему.
- Молодцы, ребята.
3. Постановка
учебной задачи.
Создать проблемную
ситуацию.
Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию.
- Ребята, на доске записано
предложение. Кто его сможет
прочитать?
У ежихи и ежа иглы, как у …
- Всем ли понятен смысл
предложения?
Что нужно сделать, чтобы
восстановить предложение?
-Как вы думаете, какое слово
пропущено? Почему?
-Скажите, а почему я начала
говорить о ёлке?
- Ребята, какой праздник
приближается?
-Почти во всех странах мира
перед этим праздником
наряжают и украшают дерево. В
нашей стране – это ель, ёлка. И
мы сегодня прочитаем
новогоднюю сказку, которая
называется «Ёлка».
Ставят цели, уточняют
тему урока.
-В предложении нет
законченной мысли, нужно
вставить пропущенное слово
ЁЛКИ.
Регулятивные:
целеполагание;
Познавательные:
общеучебные:
самостоятельное
выделение –
формулирование
проблемы;
построение речевого
высказывания в устной
форме.
4. Слушание
нового
произведения.
Прочитать сказку
В.Сутеева.
Выполнить задание
учителя.
Чтение учителем сказки
В.Сутеева. На кульминационном
моменте «Снеговик
рассыпался…» остановиться.
- Ребята, как бы вы продолжили
сказку?
- А теперь давайте послушаем,
какой конец сказки придумал
автор.
Слушают сказку. Выполняют
задания, тренирующие
отдельные способности к
учебной деятельности,
мыслит. операции.
Регулятивные:
планирование своих
действий в соответствии с
поставленной задачей;
Личностные: ориентация
в нравственном
содержании и смысле
поступков героев
произведения.
Познавательные:
построение логической
цепи рассуждений;
Коммуникативные:
учитывать разные мнения
и стремиться к
координации различных
позиций в
сотрудничестве.
5. Выявление
первичного
слушания
произведения.
Активизировать
первичные знания
учащихся.
Активизирует первичные знания
учащихся.
- Понравилось произведение?
- За кого вы больше всего
переживали?
- Кому написали письмо дети?
- Как работали ребята?
- С кем отправился в путь
Снеговик? Почему?
- Что случилось с героями в
пути?
- Выполнил ли просьбу ребят
Дед Мороз?
Выполняют задания,
тренирующие отдельные
способности к учебной
деятельности, мыслит.
операции.
- Дети написали письмо Деду
Морозу с просьбой, чтобы Дед
Мороз дал им ёлку. В путь
отправили Снеговика и щенка.
В пути героям пришлось очень
нелегко, то поднялся буран, то
дикие звери хотели отобрать
письмо у Снеговика. Но всё
закончилось благополучно. На
следующее утро ребята вышли
на улицу и увидели ёлку, а
рядом с ней стоял Снеговик.
Личностные: эмпатия как
понимание чувств других
людей и сопереживание
им.
Регулятивные: контроль,
коррекция.
Познавательные: умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения
и стремиться к
координации различных
позиций в
сотрудничестве.
6.
Физкультминутка.
Провести
физкультминутку.
Называет действия, которые
необходимо выполнить.
- Устали? Давайте немного
отдохнём.
Сколько ёлочек зелёных, столько
выполним наклонов. (7)
Сколько здесь у нас зверьков,
столько сделаем прыжков. (6)
Сколько точек будет в круге,
столько раз поднимем руки. (5)
5 и 6 – за парты сесть,
7 и 8 – лень отбросим.
Выполнение физ. упражнений.
Личностные: установка на
здоровый образ жизни.
Регулятивные:
планирование своих
действий в соответствии с
поставленной задачей.
7.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой
(моделирование
обложки).
Активизировать
знания учащихся,
уметь моделировать
обложку к сказке.
Активизирует знания учащихся,
умение моделировать обложку к
сказке.
А) – Положите листочки перед
собой.
- Что вы слушали? Покажите на
моделях.
- К какому жанру относится это
произведение?
- Почему это сказка?
Б) - Подумайте, о ком эта
сказка? Покажите это на модели
обложки.
- Покажите свои работы. Почему
вы выбрали коричневый цвет?
В) – Чего не хватает на моделях
обложки?
- Какое название сказки
придумали бы вы?
- Сказка называется «Ёлка».
Сколько звуков и букв в слове
ёлка?
Г) - Хотите узнать, кто автор
сказки?
- Автор: Владимир Георгиевич
Сутеев. Покажите на своих
моделях.
- А теперь правильно назовите
произведение, которое мы
сейчас прочитали.
Выполняют задания,
тренирующие отдельные
способности к учебной
деятельности, мыслит.
операции.
Сказку отмечаем кругом и
закрашиваем коричневым
цветом, т. к. тема – о животных.
На моделях обложек не хватает
название и автора.
В сказках необычные герои –
Дед Мороз, Снеговик,
животные разговаривают и
помогают друг другу; Снеговик
оживает; Лиса – хитрая, Волк –
злой, зайчик всего боится.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения.
Личностные:
самоопределение.
8. Работа с текстом
произведения.
Организовать
деятельность по
применению новых
знаний.
1. Составляет схематический
план-цепочку.
-Ребята, давайте вспомним всех
героев сказки по порядку.
Дети
Снеговик
щенок
Заяц
Лиса
Волк
Белка
Медведь
Сорока
Дед
Мороз
Выполняют задания,
тренирующие отдельные
способности к учебной
деятельности, мыслит.
операции.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
осуществлять пошаговый
контроль по результату;
Выполнение учебных
действий в громкоречевой
и умственной форме.
Познавательные: поиск
2. Рассматривание
иллюстраций в учебнике.
- Рассмотрите иллюстрации.
- Скажите, к какому моменту
сказки подходит каждая
иллюстрация. (хорошо
читающие дети могут найти
отрывок и прочитать.)
3. Работа с конвертами-
сюрпризами.
- Ребята, у вас на партах лежат
конверты. Что на них
нарисовано? Что написано?
- Если на конверте написаны
ваши имена, то можем ли мы
посмотреть, что находится
внутри конверта?
Давайте посмотрим. Достаньте
письмо. Читаем то, что написано
молча, про себя.
- А теперь скажите, что вы
сейчас прочитали?
- А теперь прочитаем песенку
вслух «по цепочке», затем
хором.
Снеговик, Снеговик,
Храбрый снежный почтовик,
В тёмный лес пойдёшь
И письмо снесёшь.
Дед Мороз письмо получит –
Найдёт в лесу ёлочку,
Попушистее, получше,
В зелёных иголочках.
Эту ёлку поскорей
Принеси для всех детей.
1 иллюстрация – Снеговик
отправился в путь.
2 иллюстрация – Снеговик
рассыпался.
3 иллюстрация – Ёлка во дворе.
-На конвертах нарисованы
ёлочки. Написано имя каждого
ребёнка в классе.
-Мы прочитали песенку ребят,
отрывок из сказки.
необходимой
информации,
использование знаково-
символические средств,
выполнение анализа
объекта с выделением
существенных и
несущественных
признаков; смысловое
чтение отрывков из
художественных текстов.
9.
Физкультминутка.
Провести
физкультминутку.
Называет действия, которые
необходимо выполнить.
- Скажите, ребята, а почему
Снеговик на улице не растаял?
Выполнение физ. упражнений.
Руки вверх и вниз,
Руки на пояс, наклоны в
Личностные: установка на
здоровый образ жизни.
Проведём небольшую разминку,
я буду читать стихотворение, а
вы выполняете произвольные
движения руками и ногами.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
У детишек во дворе
Мёрзнет носик в декабре.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
сторону.
Прыжки на месте,
Покружиться,
Движения руками.
10. Творческая
работа.
Установить
осознанность
прочитанного
произведения.
Выполнить задания,
тренирующие
отдельные
способности к
учебной
деятельности,
мыслит. операции.
Устанавливает осознанность
прочитанного произведения.
- С каким новым произведением
сегодня познакомились?
Назовите правильно.
- Каким вы себе представляете
Снеговика?
-Нарисуйте Снеговика на
обратной стороне листочка.
- Поднимите листочки вверх,
покажите, какие прекрасные
Снеговики у вас получились.
- А я тоже нарисовала
Снеговика, вот он какой.
- Итак, мы создали с вами
книжку-самоделку к сказке
В.Сутеева «Ёлка». Нашу
коллекцию сказок мы пополним
ещё одной книжкой.
Выполняют задания,
тренирующие отдельные
способности к учебной
деятельности, мыслит.
операции.
- Сказка В.Сутеева «Ёлка».
Регулятивные:
планирование своих
действий в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации;
Коммуникативные:
учитывать разные мнения
и стремиться к
координации различных
позиций в
сотрудничестве.
11. Рефлексия
деятельности.
Организовать
рефлексию.
Организует рефлексию.
- Ой, ребята, посмотрите, у
Снеговика в руках конверт. На
нём написано: «Вручить ребятам
1 «Б» класса. От Деда Мороза.
- Как вы думаете, что в нём?
Давайте посмотрим.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Познавательные:
рефлексия.
- Это книга со сказками
В.Сутеева. Вы сегодня хорошо
работали на уроке. Молодцы. И
Дед Мороз вам прислал подарок
– книгу. Она будет находиться в
нашей классной библиотеке.
- Кто из вас хотел бы прочитать
эту книгу?
- А кто из вас сможет дома
прочитать родителям сказку
«Ёлка»?
- Ну, вот и хорошо, а на
следующем уроке литературного
чтения вы и расскажите, какое
из двух заданий вы выполнили.
- На этом и заканчиваем наше
путешествие в мир сказок.
Надеюсь, что и в конце урока у
вас сохранилось отличное
настроение.