Напоминание

Роль народного танца в учебной и воспитательной работе.


Автор: Надина Марина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр эстетического воспитания детей" (национальной культуры) "Тяштеня"
Населённый пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка
Наименование материала: доклад
Тема: Роль народного танца в учебной и воспитательной работе.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры)

«Тяштеня»

«

Роль народного танца в учебной и

воспитательной работе

»

Подготовила: педагог дополнительного образования

Надина М.В.

1

Содержание:

Введение

1. Место и значение народного танца в учебной и воспитательной

работе с детьми

2. Специфика изучения народного танца в детском коллективе

Заключение

Использованная литература

2

Введение

Искусство танца близко детям и любимо ими, и обычно дети,

поступившие в хореографические коллективы, систематически посещают

занятия в течение достаточно длительного времени, проявляя настойчивость

и усердие в приобретении танцевальных навыков и знаний.

Систематические занятия детей хореографией и их заинтересованность

в изучаемом искусстве дают возможность проводить с ними большую

воспитательную работу, используя специфические средства искусства танца.

Во всех областях эстетического воспитания первостепенное значение

имеет высокое качество подготовительной работы для достижения хорошего

качества исполнения.

Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы

забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов. В

связи с этим актуально исследование специфики работы с детьми. Важно

знать и учитывать специфику работы с ними, чтобы не только получать

максимальный результат от занятий, но и меньше утомлять детей,

способствовать развитию их здоровья.

Цель данной работы - изучение роли народного танца в учебной и

воспитательной работе с детьми; специфики изучения народного танца в

детском коллективе.

Задачи:

-

определить

место

и

значение

народного

танца

в

учебно-

воспитательной работе с детьми;

- рассмотреть специфику изучения народного танца с детьми.

3

1.

Место и значение народного танца в учебной и воспитательной работе с

детьми

Народный танец, как никакой другой, отражает особенности

национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а

также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту

человеческого тела и духа.

Движения, связанные с народной музыкой вызывают у детей эмоциональный

подъем, приносят чувство радости, удовлетворения, поднимают настроение,

повышают

эмоциональный

тонус,

благотворно

влияют

на

духовное

и

физическое развитие.

Вместе

с

тем,

во

время

занятий народным

танцем ребенок

учится

логическому, целесообразному, организованному, грациозному движению, что

также

оказывает

большое

влияние

на

формирование

эстетической

и

внутренней культуры.

От занятий к занятиям ребенок приобретает уверенность в себе, добиваясь

красоты и выразительности танцевальных движений. Занятия хореографией

помогают ребенку избавиться от стеснительности, зажатости, комплексов - тем

самым, раскрывая в нем творческие способности и укрепляя его здоровье,

ребенок с помощью занятий становится развитым гармонически и эстетически.

На

занятиях

народным

танцем

мои

воспитанники

начинают

более

осмысленно

воспринимать

музыку.

Они

способны

во

время

занятий

охарактеризовать прослушанное произведение, оценить исполнение песни или

танца. С помощью музыкального сопровождения у ребенка развивается не

только эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма,

мелодический и гармонический слух, музыкальная память, но и дается

возможность

выразить

свои

чувства

в

движениях,

сделать

их

более

гармоничными, что также является основой эстетического воспитания.

4

В процессе занятий вырабатывается способность непроизвольно

сосредоточивать внимание на наиболее важном в данный момент объекте -

освоение музыки и построенной на ее основе танцевальной техники,

создание сложного рисунка танца, состоящего из частых перемещений

танцующих, смены партнеров, общения с ними.

Таким образом, создавая танцевальные навыки, совершенствуя и

закрепляя их, оказывая воздействие на развитие силы мышц, их эластичность

и подвижность суставно-связочного аппарата, является основным средством

освоения танцевального искусства.

2.Специфика изучения народного танца в детском коллективе

Народный танец играет особую роль в работе хореографического

коллектива. Основы обучения народно-сценическому танцу заложены в самой

специфике профессионального хореографического искусства России.

«Народный танец и методика его преподавания» – система знаний,

исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов

системы классического хореографического искусства – является дисциплиной

педагогической.

Подчиняясь закономерностям общей педагогики, танцевальная педагогика

опирается на дидактические принципы: воспитывающего обучения, научности

и доступности учебного материала, наглядности при изучении нового

материала, прочности знаний, умений и навыков, активности творческой

деятельности учащихся, их самостоятельности, связи учебного материала с

жизнью и интересами учащихся.

Помимо общепринятых принципов (принцип единства эмоционального и

сознательного, единства художественного и технического, единства теории и

практики, принципа самоконтроля) в танцевальной педагогике существуют

субъективно-индивидуальные.

Они

характеризуются

личными

взглядами

учителя на способы практического осуществления намеченных задач, его

видением предмета, дающим наиболее эффективный результат в обучении. В

5

методах

обучения

выделяют

методики

индивидуальные

и

групповые,

общепризнанные, которые могут ассимилироваться, трансформироваться и

видоизменяться.

Поэтому связь методики с теорией и практикой будет является

необходимым процессом в развитии хореографического образования.

Следование главным принципам народного танца – доступности и

целесообразности в выборе основных элементов различных видов танца

народов мира; познанию и пониманию связи народного танца с музыкой,

песней, литературой, изобразительным искусством; творческому восприятию

народных танцев и современных танцевальных композиций; изучению основ

народно-сценического танца, которые предусматривают развитие у учащихся

пластики тела, координации движений, музыкальности, выразительности –

способствует гармоническому и физическому развитию.

К средствам эстетического воспитания в процессе обучения народно-

сценическим танцам относятся, прежде всего, разнообразные виды самого

танца. В каждом из них преподаватель может указать своим ученикам на

проявления прекрасного. Средствами эстетического воспитания являются

также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также

обстановка занятий, использование произведений искусства и т.п.

Эстетическое воспитание характеризуется следующими методами:

- эмоционально-выразительное объяснение упражнений и танцевальных

движений, образное слово;

-

технически

совершенный

и

эмоционально-выразительный

показ

упражнения

и

танцевальных

движений,

который

вызвал

бы

чувство

восхищения прекрасным;

- вдохновляющий пример в действиях и поступках;

-

практическое

приучение

к

творческим

проявлениям

красоты

в

танцевальной деятельности в процессе занятий народно-сценическим танцем.

Средства воспитания – это все то, с помощью чего преподаватель

воздействует

на

учащихся.

К

средствам

воспитания

относятся:

слово,

6

наглядные пособия, кино- и видеофильмы, беседы, собрания, традиции,

литература,

балетные

спектакли,

произведения

изобразительного

и

музыкального искусства и др.

Приемы воспитания – это частные случаи действий по использованию

элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной

педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят

подчиненный характер.

При проведении урока педагог должен суметь донести до исполнителей

все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен

практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая

раскладка. Желательно сохранять единый темп ведения урока. Объяснение

упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза

между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического

аппарата исполнителей.

Важную

роль

в

процессе

воспитания

народными

танцами

играет

музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждой занятия.

Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков

народного танца является баян или аккордеон, реже — рояль. Музыка должна

соответствовать движению по характеру стилю, национальной окраске. Педагог

концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте,

хорошо знать хореографический и музыкальны материал каждого урока.

Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только

ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.

В детском хореографическом коллективе необходимо разделять детей по

годам обучения, то есть степени их подготовленности. Необходимо знать

технические возможности детей того или иного года обучения. Это позволяет

делать

постановки

успешными.

Но

это

не

значит,

что

фантазия

балетмейстера должна быть скована учебной программой. Он безусловно

должен вести коллектив вперед.

7

Перед педагогом стоит задача поддержания интереса к освоению основ

народного танца, раскрытия его красоты. Это обеспечивает формирование у

ученика сознательного и ответственного отношения к занятиям.

На уроках народного танца знания тут же воплощаются в практику:

объяснение, показ, исполнение. Для успешного достижения цели педагог

начинает урок с рассказа о задачах урока и элементах танца, которые

предстоит изучить на уроке. На основе пройденного за несколько уроков

материала ученики могут представить танцевальный этюд.

На уроках народного танца педагог должен придерживаться принципа

от простого к сложному. Приступать к изучению очередного, более сложного

движения, можно только тогда, когда точно освоены и отработаны все

элементы, составляющие движение. Неточность создает грязь в исполнении.

Избавиться от этой привычки сложно, а иногда невозможно.

Преподаватель в хореографическом коллективе должен опираться на

программу предмета, которая составляется на основе учебного плана и

устанавливает содержание, объем знаний.

Для успешного проведения урока необходимо использовать ряд

приемов. Например, переставлять раз в неделю учеников с одного места на

другое. Такой прием дает педагогу возможность лучше контролировать

уровень освоения материала учениками. На середине зала группу можно

размещать в шахматном порядке, это позволяет увидеть всех учеников

одновременно. Также желательно менять линии через 1-2 урока. Разбивка

учеников по группам позволяет им перемещаться по залу свободно.

Педагог должен помнить, что самое ценное в его работе - это умение

добиться безусловного выполнения своих указаний, довести дело до конца.

Иначе замечания теряют смысл, ученики будут относиться к занятиям

небрежно. Пример взрослого или сверстника действует лучше, чем длинные

и подробные объяснения правил и приемов исполнения.

8

Освоение народного танца детьми зависит от ряда причин. Это

безусловно природные данные, их физическая подготовка, во многом

концентрация внимания.

Одни могут контролировать свои действия, т.е. исполнять движения по

строгим правилам в течение 1,5 часов, а другие - в течение 10-15 минут.

Важным организующим моментом для детей является музыка. Для

маленьких детей она должна иметь незамысловатую простую мелодию при

четком ритмическом рисунке. Не исключено повторение одной и той же

мелодии, чтобы дети привыкли к ней и лучше различали начало и доли такта.

Полезно по очереди каждому ребенку отсчитывать вслух начало и доли

такта.

Народный танец - это постоянный путь к совершенствованию. От того

как начнется этот путь зависит будущее танцовщика. Начало сродни

фундаменту здания, который должен быть основательным и надежным.

Заключение

Целью данной работы было изучение роли народного танца в учебной и

воспитательной работе с детьми; специфики изучения народного танца в

детском коллективе.

Народный танец преподается не только в специальных учебных

заведениях - хореографических училищах и академиях. Его изучают в

коллективах художественной самодеятельности.

Возрастает ценность и значимость деятельности педагога народно-

сценического танца. Используя народно-сценический танец как средство

сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в

ребенке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом,

ощущение счастья бытия и творчества.

Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе

народных

обычаев,

традиций,

историй

костюма

является

мощным

инструментом

формирования

элементов

этнического

самосознания

и

9

национальной

культуры

детей,

поэтому

предложенные

формы

работы

руководителя танцевального коллектива (педагога-хореографа) крайне важна в

его практической деятельности.

Роль преподавателя народного танца чрезвычайно важна. Он должен

обладать серьезными профессиональными знаниями и педагогическим

опытом.

Надо

отметить

высокую

и

сложную,

многоплановую

и

психологически тонкую роль педагога при обучении хореографии. Обучение

танцевальной технике и воспитание творческой личности должно идти в

единой системе учебно-воспитательного процесса, организуемого педагогом,

личность которого весьма значительно влияет на становление личностных

качеств учащихся.

10

Использованная литература

1. Адеева, Л.М.Педагогика классического танца - особенности

профессии. Цели и задачи педагогического процесса [Текст сборник статей

преподавателей кафедры хореографического искусства СПбГУП. - Киров:

Диамант, 2007. с. 122 - 127

2. Антоненко, Г.С. Задача педагога-хореографа в работе с детским

хореографическим коллективом [Текст] : сборник статей преподавателей

кафедры хореографического искусства СПбГУП. - Киров: Диамант, 2007. с.

112 - 121

3. Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие

новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп. В сб. Голос художника: проблема

синтеза в современной хореографии. Материалы международной

конференции. – Волгоград, 1999. – С.41-50.

4. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников./ Б.Т.

Лихачев – М.: Педагогика, 1999.

5. Звездочкин В.А, Основы подготовки специалистов-хореографов

[Текст] : учебное пособие / В.А. Звездочкин, Е.Н. Громова, Ю.И. Громов,

А.С. Запесоцкий. - СПб. : СПбГУП, 2006. - 632 с.

6. Конорова, Е.В. Хореографическая работа со школьниками [Текст] /

Е.В. Конорова. - Л. : Учпедгиз, 1958.- 356 с.

7. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического

танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. - СПб.: ИГПУ, 1996. – 264 с.

8.

Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.

11



В раздел образования