Автор: Мамедова Саадет Агамамед Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №122
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Авторская программа
Тема: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» Ново-Савиновского района
г.Казани
Авторская программа
по сенсорному развитию детей раннего возраста
.
Составила: воспитатель
Мамедова С.А.
Пояснительная записка.
Настоящая
рабочая
программа
разработана
воспитателем
первой
младшей группы ДОУ № 122 Мамедовой С.А. по теме: «Сенсорное развитие
детей
раннего
возраста».
Над
этой
темой
начала
работать
в
2013
году.
Программа
предназначена
для
воспитания
и
обучения
детей
раннего
возраста,
с
учетом
индивидуальных
особенностей
по
основным
направлениям: физическому, познавательному,
речевому и художественно-
эстетическому развитию и составлена на основе методических рекомендаций к
«Программе воспитания и обучения детей в детском саду». Возраст детей,
участвующих
в
реализации
программы, 2-3
лет. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания зависит, насколько совершенно дети
слышат, видят, осязают окружающее.
Раннее детство – это фундамент всех человеческих начал. Именно в ранние
годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Профессор Н.М.
Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.
Сенсорное развитие – это развитие процессов восприятия и представлений о
предметах
и
явлениях
окружающей
среды.
Ребенок
рождается
на
свет
с
готовыми
органами
чувств.
Чтобы
развитие
проходило
полноценно,
необходимо
организовать
целенаправленное
воздействие
со
стороны
окружающей
среды
на
органы
чувств
ребенка.
Его
следует
научить
рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т.е. сформировать у него
перцептивные действия.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет
является предметная игра. С детьми этого возраста проводятся занятия в
игровой
форме,
в
которых
усвоение
какого-либо
материала
протекает
незаметно
для
малышей,
в
практической
деятельности.
Следовательно,
главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для
полноценного
восприятия
окружающей
среды,
и
в
первую
очередь
–
пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине
окружающих
предметов,
положении
в
пространстве
и
т.п.
С
восприятия
предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Конечно,
каждый
ребенок
даже
без
целенаправленного
воспитания,
может
воспринимать все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного
педагогического
руководства
взрослых,
оно
нередко
оказывается
поверхностным,
неполноценным.
Чтобы
сенсорное
развитие
проходило
полноценно,
необходимо
организовать
планомерное,
последовательное,
целенаправленное
воздействие
со
стороны
окружающей
среды
на
органы
чувств ребенка.
Содержанием данной программы является развитие сенсорной культуры
ребенка
в
области
восприятия
формы,
величины,
цвета,
формирования
целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем,
развитие слухового внимания, неречевого и речевого слуха. Все это составляет
основное
содержание
сенсорного
воспитания
в
детском
саду.
Программа
представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных
на последовательное развитие у детей основных свойств предметов.
Работая над данной темой, убеждаюсь в том, что сенсорный, чувственный
опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит,
как
он
воспринимает
мир
осязательным
путем,
во
многом
зависит
его
сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве,
настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
Из проведенной работы по сенсорному развитию детей, узнала много
нового, интересного и полезного для дальнейшей работы. Изучение этой темы
поможет найти более эффективные методы и приемы знакомства детей с
сенсорными
эталонами,
обучения
дошкольников
обследовательским
действиям при восприятии. Именно сенсорное воспитание включает в себя
формирование
восприятия
формы,
величины,
цвета,
пространственных
отношений
между
предметами,
а
также
музыкального
с л у х а ,
совершенствование
звукового
анализа
родной
речи,
развитие
мышечного
чувства и др.
Основная цель рабочей
программы
- обогащение
чувственного
опыта
д е т е й
р а н н е г о
в о з р а с т а ,
ф о р м и р о в а н и е
п р е д п о с ы л о к
д л я
дальнейшего умственного развития.
Задачи рабочей программы:
создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для
полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта
детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим
материалом;
формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов
(цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.);
воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения
целенаправленными
действиями
с
предметами
(умение
не
отвлекаться
от
поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению
положительного результата и т.д.);
научить детей учитывать свойства предметов во время действий с ними;
научить малышей выполнению простейших продуктивных заданий;
научить детей различать основные цвета;
сформировать навыки самостоятельной деятельности;
повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
сплотить детский коллектив;
повысить своего теоретического уровня, профессионального мастерства
и компетентности.
Основные принципы программы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в
целенаправленную
деятельность,
формирования
у
них
желания
выполнять
предъявленные
требования
и
стремление
к
достижению
конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание,
вызывая
интерес
к
работе,
за
счёт
постановки
последовательной
системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип
динамичности
- заключается
в
постановке
целей
по
обучению
и
развития
ребёнка,
которые
постоянно
углубляются
и
расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип
сотрудничества
- позволяет
создать
в
ходе
продуктивной
деятельности,
доброжелательное
отношение
друг
к
другу
и
взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и
умения
неразрывно
связаны
между
собой
и
образуют
целостную
систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных
упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на
знании
анатомо-физиологических
и
психических,
возрастных
и
индивидуальных особенностей ребенка.
Научности – заключается в формировании у детей системы научных
знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных,
существенных
признаков
(цвет,
форма,
величина),
в
выявлении
возможных
предметных
связей,
в
использовании
принятых
научных
терминов
(например,
шар,
куб,
призма,
цилиндр,
квадрат,
прямоугольник, треугольник).
Формы проведения занятий:
фронтальная (групповая) форма;
по подгруппам - основная форма работы на занятиях;
игровая форма;
индивидуальная деятельность;
развивающие игры;
интегрированная форма.
Индивидуальные занятия проводятся во время самостоятельной деятельности,
преимущественно с детьми, отстающими в развитии, с каждым ребенком 1раз
в неделю.
Чтобы достичь поставленный цель и решить задачи, у нас в группе работает
сенсорный уголок. Мы оборудовали этот уголок так, чтобы игры и пособия
были доступны детям и задачи решались во всей деятельности в течение дня.
У
нас
много
разнообразных
игр,
в
том
числе
и
авторские.
Например,
«Собираем бусы», «Найди по цвету», «Сложи по форме и величине» и др. Мы
их используем в разных формах проведения занятия и в режиме дня.
К концу года дети умеют:
• успешно ориентироваться в предметной деятельности;
• узнавать и соотносить с эталоном основные цвета спектра;
•
различать
и
знать
геометрические
формы:
квадрат,
круг,
треугольник,
прямоугольник;
• идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма,
величина).
Программа имеет своё перспективное планирование. Занятия ведутся 2 раза в
неделю:
первое
занятие
знакомство
и
второе
–
закрепление
пройденного
материала, т.е. получается одна тема на неделю. А последняя неделя каждого
месяца
проводится
итоговое
мероприятие
в
игровой
форме.
Разработана
кратковременная проектная деятельность по теме «Игры и игрушки».
Перспективное планирование.
СЕНТЯБРЬ.
Тема: Игра с шариками «Топают ножки по цветной дорожке»
Цель: Научить узнавать и называть красный и синий цвета.
Тема: «Подбери листочки».
Цель: Сравнить два предмета по величине. Научить различать предметы по
размеру, сравнить (такой - не такой).
Тема: «Занимательные коробки»
Цель: Научить узнавать и называть зеленый цвет, закреплять красный, синий,
желтый цвета. Закреплять знание круглой формы.
ОКТЯБРЬ.
Тема: «Ёжики поссорились»
Цель:
Продолжать
учить,
узнавать
и
называть
красный,
синий,
желтый,
зелёный цвета. Научить определять размер и качество предметов: большой-
маленький; мягкий – твердый.
Тема: «Что ты пробовал? (покажи, скажи)»
Цель: Развивать вкусовые ощущения.
Тема: «Лесные детишки»
Цель: Закреплять понятия «большой-маленький, длинный-короткий, быстрый-
медленный».
НОЯБРЬ
Тема: «Собери пирамидку»
Цель: Предложить собрать пирамидку по образцу.
Тема: «Чайная посуда»
Цель: Закреплять знание основных цветов. Приучить соотносить предметы
разные
по
свойствам.
Учить
осуществлять
выбор
из
предметов
двух
разновидностей.
Тема: «Магазин посуды»
Цель: Закреплять знание основных цветов. Научить обыгрывать небольшой
сюжет. Заинтересовать детей общаться друг с другом.
ДЕКАБРЬ
Тема: «Игрушки для Оли и Коли»
Цель: Продолжать научить различать и называть цвета. Определять свойства
предметов (мягкий, колючий, гладкий, шершавый, теплый, холодный).
Тема: «Подбор крышек к коробкам разной формы»
Цель:
Продолжать
учить
детей
определять
форму
(круг,
квадрат),
цвет,
величину
предметов
и
их
частей.
Учить
соотносить
отдельные
части
предметов по размеру и цвету.
Тема: «Нарядные бусы»
Цель: Научить чередовать предметы по величине, цвету, форме.
ЯНВАРЬ
Тема: «Маленькие и большие ножки идут по дорожке»
Цель: Закреплять слова «длинная, короткая». Учить правильно соотносить
слово с размером предмета.
Тема: «Подушки пирамидки»
Цель: Закреплять основные цвета (шесть цветов), развивать мелкую моторику
рук, глазомер. Учить ориентировке в величине.
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Сравни»
Цель: Закреплять в словаре детей понятия «большой, маленький». Закреплять
представления о цвете, форме и качестве предметов, продолжать соотносить
предметы по величине.
Тема: «Найди игрушку»
Цель: Закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно
называть признаки «высокий, низкий»
Тема: «Оденем куклу»
Цель: Учить понимать слова «такой - не такой», «разные», группировать по
цвету, находить пару (варежки, носочки, сапожки).
МАРТ
Тема: «Что звучит?»
Цель:
Учить
определять
на
слух
звучание
музыкальных
инструментов,
правильно их называть.
Тема: «Собери картинку»
Цель: Учить складывать картинки из двух половинок.
Тема: «Тонет, не тонет»
Цель:
Учить
детей
действовать
с
резиновыми
игрушками,
природными
материалами камушками.
АПРЕЛЬ
Тема: «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки»
Цель: Развивать зрительно – слуховое внимание, координацию движений.
Тема: «Бусы для мишки»
Цель: Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
Развивать
мелкую
моторику
рук.
Во спитывать
о т з ы вч и в о с т ь ,
доброжелательность.
Тема: «Что за предмет?»
Цель: Учить называть предметы и его описывать.
МАЙ
Тема: «Угадай игрушку» (повторение)
Цель: Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его
основные признаки, описание.
Тема: «Что звучит?» (повторение)
Цель:
Учить
определять
на
слух
звучание
музыкальных
инструментов,
правильно их называть.
Тема: «Нарядные бусы» (повторение)
Цель: Учить чередовать предметы пол величине, цвету, форме.