Автор: Тимофеева Ирина Марковна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Сланцевский детский сад №3 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Сланцы, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Страна "Фруктов"
Раздел: дошкольное образование
Конспект коррекционно-развивающего занятия
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Страна «Фруктов»
Цель: Активизация познавательной деятельности детей.
Задачи:
1.
Коррекционно-образовательные
задачи:
обобщить
и
закрепить знания о классификационной группе «фрукты»,
актуализировать словарный запас по лексической теме
«фрукты».
2.
Коррекционно-развивающие
задачи:
Развитие
зрительного и слухового внимания, мышления, памяти,
зрительное и тактильное восприятие, тонкой и общей моторики.
3.
Коррекционно-воспитательные
задачи:
Формирование
навыков
сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование:
картинки – фрукты, магнитная доска и магниты для крепления наглядных
пособий,
«Волшебный мешочек», муляжи фруктов, карточки «Четвертый лишний», «Найди и
вычеркни», простой карандаш, цветные карандаши.
Ход занятия:
I . Вступительная часть
Приветствие. Упражнение: «Здравствуйте»
Ручки, ручки, просыпайтесь – Здравствуйте!
Поднимают ручки вверх
Ласковые ручки наши – Здравствуйте!
Поглаживают ручки
Пальчики сердитые – Здравствуйте!
Сжимают, разжимают пальчики
И ладошки – наши крошки – Здравствуйте!
Хлопают в ладошки
Разбудите наши ножки – Здравствуйте!
Поглаживают ножки
Ласковые ножки – Здравствуйте!
И притопы, и притопы – Здравствуйте!
Выполняют притопы
Все друг другу подмигните – Здравствуйте!
Подмигивают друг другу
И друг другу улыбнитесь – Здравствуйте!
Улыбаются друг другу
Психолог: «Понравилось ли Вам это упражнение? Как Вы думаете, зачем мы его проводили?».
II . Основная часть:
1.Упражнение «Загадки». Выберите картинку. Тот, у кого картинка-отгадка, должен прикрепить
ее на магнитную доску.
Далее психолог загадывает загадки про фрукты, а дети выставляют на магнитную доску
картинки-отгадки (слива, яблоко, груша…) и называют их.
Жёлтый фрукт.
Он очень сладкий.
Не нужна и шоколадка.
Я сушить его могу,
Получу я курагу.
Отвечай мне на вопрос.
Что же это? - …(Абрикос)
Что за барышня такая
Смотрит с ветки, не моргая.
Синий сарафан на диво.
Догадались? Это - ... (Слива)
Ношу оранжевый наряд,
И мандарин – мой младший
брат.
Мой старший брат — синьор
грейпфрут,
Кто назовет, какой я фрукт?
(Апельсин)
Её едят, варенье варят,
И сок чудесный выжимают,
Загляни в осенний сад
Чудо-мячики висят.
Фрукт на ощупь бархатный.
Ароматный, сахарный.
Формой на кувшин похожа,
Как её названье всё же?
(Груша)
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.
(Яблоко)
Ты съешь его и посмотри –
Большая косточка внутри!
(Персик)
Варят варенье и компот,
Из ягод этих каждый год,
Когда поспеет, краснеет,
И собирают их с деревьев!
(Вишня)
Фрукт на свете всем
известный,
Хоть и кислый, но полезный.
Ты его нарежь — и в чай.
Как зовется? Отвечай!
(Лимон)
Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?
(фрукты).
- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).
- Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).
- Где растут фруктовые деревья? (в саду).
- Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).
Верно! Молодцы! Вот мы и попали во фруктовый сад!
2. Упражнение «Волшебный мешочек».
Психолог: А сейчас мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». Как вы думаете, что может быть
в этом мешочке? (фрукты)
Психолог: Правильно. Сейчас вы по очереди будете засовывать руку в мешочек, и на ощупь
должны отгадать, что вы нашли в этом мешочке. А когда вытащите свой фрукт, должны
положить в вазочку.
3. Упражнение «Найди и вычеркни». ( приложение 1)
Перед началом работы дошкольникам показать таблицу, в которой находятся изображения
фруктов: яблоки, сливы, апельсины и груши, затем объясняют, что:
а) апельсины обвести в круг (
), груши одной чертой по диагонали (/);
Օ
б) сливы зачеркнуть двумя линиями по диагонали (X), апельсины обвести в круг(
), груши одной
Օ
чертой по диагонали (/);
в) яблоки зачеркнуть одной линией по горизонтали (—), сливы зачеркнуть двумя линиями по
диагонали (X), апельсины обвести в круг (
), груши одной чертой по диагонали (/).
Օ
4. Пальчиковая гимнастика «Фрукты».
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:
Левую ладошку держат «ковшиком», указательным
пальцем правой руки «мешают».
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Опять «варят» и «мешают».
5. Упражнение «Запоминай порядок».
Психолог выкладывает на столе 5-7 фруктов. Необходимо запомнить их последовательность.
Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.
6. Упражнение «Четвертый лишний».
(приложение 2)
Психолог: Что же здесь четвёртый лишний?
Постарайтесь угадать.
Посмотрите на картинку,
Вы смогли уже понять?
Задание: детям необходимо раскрасить лишний предмет в каждом ряду.
III. Заключительная часть/ Рефлексия
Дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на
занятии больше всего.
1
Приложение
Стимульный материал для развития внимания
«Найди и вычеркни»
а)
б)
в)
2
Приложение
«
Четвертый лишний»
Инструкция: «Найди лишний предмет и раскрась его».