Напоминание

Развитие психологической стрессоустойчивости у тхэквондистов ВТФ перед соревнованиями


Автор: Бузаев Мухамедьяр Маликович
Должность: тренер
Учебное заведение: МБУ "СШОР единоборств "Кэмпо"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие психологической стрессоустойчивости у тхэквондистов ВТФ перед соревнованиями
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие психологической стрессоустойчивости у тхэквондистов ВТ

перед соревнованиями

Набережные Челны, 2019

2

Содержание

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы психологической подготовки в

тхэквондо........................................................................................................................ 6

1.1 Особенности психологической подготовки спортсмена к соревнованиям........6

1.2 Понятие самоконтроля и основные подходы к формированию

психологической готовности к участию в соревнованиях..........................................9

1.3. Методические подходы к повышению стрессоустойчивости в тхэквондо......14

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию психологической

стрессоустойчивости у тхэквондистов в предсоревновательном периоде..............20

2.1. Организация исследования..................................................................................20

2.2 Методика развития психологической стрессоустойчивости у тхэквондистов ВТ

перед соревнованиями.................................................................................................22

2.3 Результаты экспериментальной работы...............................................................24

Заключение................................................................................................................... 28

Список использованных источников..........................................................................30

3

Введение

В

современных

условиях,

с

целью

повышения

результативности

выступления спортсменов на международных соревнованиях, руководители

спортивных организаций, тренеры и спортсмены стали искать возможность

использования

психологических

и

психофизиологических

методов

для

повышения стрессоустойчивости, так как важным фактором при подготовке

спортсмена является умение справляться со стрессом, возникающим в

результате экстремальных физических и психологических нагрузок.

В переводе с английского стресс означает давление, нажим, усилие, а

также внешнее воздействие, создающее это состояние [8]. Впервые этот термин

ввел создатель концепции стресса, канадский физиолог Ганс Селье. Он показал

механизмы и процесс приспособления организма в зависимости от характера

воздействия и экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут

быть самыми различными, но независимо от особенностей они вызывают в

организме однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию или ведущие к

болезни. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом, а

положительные эмоции – эустрессом [9].

В последнее время, когда мировые рекорды стремительно растут, спорт

высших

достижений

становится

крайне

стрессогенным

и

все

более

экстремальным. Требовательность к профессиональным качествам спортсменов

увеличивается, а их успешность, особенно в последнее время, во многом стала

зависеть не только от общефизической и специальной подготовленности, но и

от способности противостоять воздействию всевозможных стрессогенных

факторов, т. е. от развития стрессоустойчивости. В тхэквондо эта способность

проявляется во время соревнований и при подготовке к ним, отсюда и высокая

роль

фактора

развития

уровня

стрессоустойчивости

у

спортсмена-

тхэквондиста.

В современной научной литературе [3, 5] понятие «стресс» имеет как

минимум три общеизвестных значения. Во-первых, оно может определяться

как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека

4

напряжение или возбуждение. В настоящее время в этом значении чаще

употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может

относиться к субъективной реакции, и в этом значении он отражает внутреннее

психическое состояние напряжения и возбуждения. В-третьих, стресс может

быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или

вредное воздействие. Также авторы выделяли компоненты стресса и различали

физиологические и психологические стрессоры (факторы). Физиологические

стрессоры оказывают непосредственное воздействие на ткани тела. К ним

относят болевые воздействия, холод, высокую температуру, чрезмерную

физическую нагрузку и др.

Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о

биологической значимости событий. Это сигналы угрозы и опасности,

переживания личности в результате конфликтов с близкими, различные обиды

и т. п. [5;14].

Проблему стресса в спорте исследовали многие авторы: разрабатывались

проблемы специальной и общей психологической подготовки в спорте, волевой

подготовки,

психической

готовности

к

соревнованию,

эмоциональных

состояний в спорте, психологии соревнования, индивидуальных различий в

эмоциональном реагировании, психической надежности в спорте и, наконец,

антиципации в спорте[13;24].

В современных исследованиях, оценивая травмирующее воздействие

различных

неблагоприятных

факторов,

возникающих

в

экстремальных

ситуациях, на психическую деятельность, выделяют психоэмоциональные

реакции и патологические состояния[14;21].

Однако, не смотря на обилие исследовательских работ, посвященных

стрессу, вопросы формирования психологической стрессоустойчивости у

тхэквондистов остаются мало изучены.

В связи с этим целью нашего исследования явилось разработать и

оценить

эффективность

методики

развития

психологической

стрессоустойчивости у тхэквондистов ВТ перед соревнованиями.

5

Задачи исследования.

1.Провести анализ специальной литературы по исследуемой проблеме.

2.Разработать методику развития психологической стрессоустойчивости у

тхэквондистов ВТ перед соревнованиями

3.Определить показатели развития психологической стрессоустойчивости

у тхэквондистов ВТ перед соревнованиями.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс тхэквондистов

ВТ.

Предмет

исследования

методика

развития

психологической

стрессоустойчивости перед соревнованиями.

Гипотеза

исследования.

Предполагается,

что

целенаправленное

применение

в

предсоревновательном

периоде

методики

развития

психологической

стрессоустойчивости,

позволит

повысить

показатели

психологической подготовленности тхеквондистов.

Методы исследования.

1.

Анализ научно-методической литературы.

2.

Тестирование

3.

Педагогический эксперимент

4.

Методы математической статистики.

Методологическая база исследования – Абрамова, В.В. [1], Усков, С.В.

[7], Решетова, А.А. [16]

Экспериментальная база исследования (база практики) –H2O, фитнес-клуб

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы психологической подготовки в

тхэквондо

6

1.1Особенности психологической подготовки спортсмена к соревнованиям

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не

только

от

высокого

уровня

физической,

технической

и

тактической

подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Действительно,

чтобы

реализовать

в

полной

мере

свои

физические,

технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того,

вскрыть резервные возможности как обязательный элемент соревнования,

спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям

спортивной деятельности[11;16].

Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и

динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к

психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе

обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в

считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной

борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена

к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.

Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но

и формируются в деятельности.

Соревновательная деятельность – это особый вид деятельности человека,

который

может

осуществляться

только

при

определенных

условиях:

соревнования должны быть соревнованиями. Естественно, что лучшей школой

психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях.

Соревновательный

опыт

в

спорте

важнейший

элемент

надежности

спортсмена. Но каждое соревнование – это и разрядка накопленного нервно-

психического потенциала и нередко причина значительных физических и

духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это всегда получение

определенных

результатов,

подведение

итогов

конкретного

этапа

в

совершенствовании спортивного мастерства спортсмена[7;13].

7

Следовательно,

организация

психологической

подготовки

к

соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств

личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность

и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать

адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию

реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные

условия деятельности[15;20].

В спорте существует понятие «классификация соревнований», которая

предусматривает их разделение по видам: чемпионаты, первенства, кубковые

соревнования,

классификационные,

отборочные,

предварительные

и

т.п.

Уровень

соревнований

оказывает

значительное

влияние

на

психику

спортсмена,

что,

в

свою

очередь,

требует

определенной

степени

психологической готовности. Поэтому на практике осуществляются два типа

психологической

подготовки

спортсменов

к

соревнованиям:

общая

и

специальная к конкретному соревнованию[9;21].

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и

идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию

идейной

убежденности,

воспитанию

свойств

личности.

В

программу

психологической

подготовки

должны

быть

включены

мероприятия,

направленные на формирование спортивного характера.

Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в

соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. Но

формируется он в тренировочном процессе. Основные критерии спортивного

характера:

1.

стабильность выступлений на соревнованиях;

2.

улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;

3.

более высокие результаты в период соревнований по сравнению с

тренировочными;

4.

лучшие результаты, чем в предварительном выступлении[7;11].

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:

8

1.

спокойствием

(хладнокровием)

спортсмена

в

экстремальных

ситуациях, что является характерной чертой его отношения к

окружающей среде (к условиям деятельности);

2.

уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон

отношения

к

себе,

обеспечивающей

активность,

надежность

действий, помехоустойчивость;

3.

боевым духом спортсмена[6].

Как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух

обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению соревновательной цели,

что способствует раскрытию резервных возможностей. Единство этих черт

спортивного

характера

обусловливает

состояние

спокойной

боевой

уверенности[17].

Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена

является воздействие как на сознание, так и на подсознание. Методы и

психопедагогические мероприятия должны использоваться с учетом уровней

воздействия на организм и поведение человека.

Лекции

и

беседы

направлены

на

психологическое

образование

спортсменов.

Их

содержание

должно

включать

в

себя:

объяснение

особенностей психических состояний, характерных для спорта; обучение

специфическим приемам, поведенческим актам и т.п. Следует помнить, что

основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение.

Беседы с другими людьми при спортсменах. Содержание бесед косвенно

направлено на спортсмена. В данном случае основной метод воздействия –

косвенное внушение.

Гетеротренинг (сеанс обучения аутогенной тренировке). В состоянии

расслабления спортсмены изучают и повторяют специально разработанные

формулы самовнушения.

Внушенный отдых. Спортсмену внушается покой, отдых в состоянии

полного расслабления при ощущении приятной тяжести тела и тепла в мышцах.

В состоянии полудремоты он воспринимает словесные формулы (не повторяя и

9

не противодействуя, не напрягаясь и не отвлекаясь). Метод воздействия –

внушение, воздействие на сознательный и подсознательный уровни.

Внушенный сон (гипноз) с сохранением высокой восприимчивости

спортсмена к тому, что говорит ведущий. Воздействие на подсознание. Метод –

императивное внушение.

Аутотренинг. Самостоятельное, без посторонней помощи использование

заранее подготовленных или изученных ранее внушений в состоянии глубокого

расслабления.

Целью

является

перевод

внушений

в

самовнушения,

совершенствование

механизмов

саморегуляции.

Метод

–самовнушение.

Размышления

и

рассуждения.

Это

способы

перевода

внушений

в

самовнушения, но только методом самоубеждения[5;15;20].

Таким

образом,

комплексное

использование

данных

методов

совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В последующем (в период

соревнований) это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания,

так как снижается негативное влияние подсознания.

1.2 Понятие самоконтроля и основные подходы к формированию

психологической готовности к участию в соревнованиях

Процесс воспитания будет мало эффективным, если спортсмен не

занимается самовоспитанием. Побуждение к самовоспитанию осуществляется

через обучение приемам саморегуляции. Некоторые из приемов очень простые.

Их необходимо просто запомнить и применять в нужный момент. Эти способы

саморегуляции называют отключение и переключение.

Регулирующую

функцию

здесь

выполняют

образы

отражаемого

и

отношение к ним, которые сложились у спортсмена. Доминантный очаг

уменьшается

в

результате

создания

нового

очага

возбуждения

при

сосредоточении

на

каких-то

объектах

внешнего

мира.

Эффективность

снижения напряженности будет тем выше, чем привлекательнее объект

наблюдения.

10

Цель отключения и переключения состоит в том, чтобы спортсмен

осуществлял длительное удержание направленного сознания в русле, далеком

от

травмирующей

ситуации.

В

данном

случае

приемы

саморегуляции

базируются на отражении спортсменом (основной функцией сознания является

отражение) окружающего материального мира[1;8].

Существуют способы саморегуляции, связанные с отражением своего

физического «Я». Они в наибольшей мере насыщены специальными приемами.

1. Контроль и регуляция тонуса мимических мышц. Этот прием требует

специальной тренировки. Наибольший эффект достигается, если в процессе

овладения данным приемом спортсмен проверяет и закрепляет его в

разнообразных жизненных ситуациях. Основным из критериев овладения этим

приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски

(отсутствие мышечного напряжения).

2. Контроль и регуляция мышечной системы спортсменов. Психическая

напряженность всегда вызывает ее избыточное напряжение. Тренировка в

расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов,

самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных

группах мышц.

3. Контроль и регуляция темпа движений и речи. Эмоциональная

напряженность, наряду с мышечной скованностью, выражается в повышении

привычного темпа движений и речи, при этом спортсмен начинает суетиться,

беспричинно торопиться. В этом случае управление своим состоянием сводится

к стремлению избавиться от суетливости, наладить четкий ритм своей

деятельности, исключить необходимость спешки.

4. Специальные дыхательные упражнения. Спокойное, ровное и глубокое

дыхание

способствует

снижению

напряжения.

Усвоенное

и

хорошо

закрепленное ритмичное дыхание оказывается высоко эффективным способом

саморегуляции эмоционального напряжения.

11

5. Разрядка. Этот прием дает «выход» эмоциональному напряжению. Как

прием саморегуляции, разрядка реализуется обычно в специфических формах

разминки (выполнение определенного упражнения в полную силу).

Наиболее эффективны способы саморегуляции, связанные с отражением

своего духовного «Я» (направление сознания на самого себя). Для них

характерны разнообразные приемы.

1. Отвлечение путем сюжетных представлений и воображений. Уметь

воссоздать и удержать в сознании картины прошлого (связанные с ощущением

спокойствия и уверенности) очень важно для саморегуляции эмоциональных

состояний.

2. Самовнушение. В процессе спортивной деятельности спортсмен может

давать себе наставления, приказы, обращаться к себе с просьбой и т.д. (в основе

этого

приема

саморегуляции

лежит

принцип

использования

словесных

формул).

3 Самоубеждение. Это своеобразная психотерапия, когда саморегуляция

осуществляется в разговорах с самим собой или с кем-то другим[2;15].

Следует выделить способы саморегуляции, в основе которых лежит

отражение спортсменом своего социального «Я». Для них характерны два

приема.

1. Регулирование цели. Это умение вовремя поставить цель в точном

соответствии

со

своими

возможностями,

отодвинуть

ее

в

состоянии

эмоциональной напряженности, а потом вновь актуализировать ее, когда

придет время, что доступно только спортсмену с многолетним спортивным

стажем и значительным опытом выступлений на соревнованиях.

2.

Ритуал

предсоревновательного

поведения.

В

его

основе

лежат

определенные стереотипы, вследствие чего нарушать его или изменять,

особенно на крупных соревнованиях, нецелесообразно, так что его выполнение

уже само по себе становится успокаивающим фактором.

Действительно,

самым

эффективным

способом

психологической

подготовки спортсмена к успешному выступлению в соревнованиях является

12

участие в соревнованиях. Для того чтобы решить эту противоречивую задачу,

необходимо реализовать соревновательные условия в учебно-тренировочном

процессе.

Известно,

что

соревновательные

упражнения

достаточно

часто

и

эффективно используются тренерами в ходе подготовки спортсменов: как при

осуществлении технической и физической подготовок, так и при передаче

специальных знаний.

Существуют методы обучения и тренировки спортсменов в целях

подготовки их к выполнению целостной соревновательной деятельности:

учебные игры в баскетболе, футболе и т.д. Кроме того, необходимо

использовать следующие способы психологической подготовки спортсменов к

соревнованиям:

1.

Контрольные мероприятия.

Проводятся в виде

соревнований в

определенном спортивном коллективе (внутригрупповые соревнования), для

которых характерны следующие элементы психологической напряженности:

спортивная

конкуренция,

стремление

каждого

спортсмена

к

победе,

соревновательный дух, желание показать высокие спортивные результаты и т.п.

Важно, что присутствуют на этих соревнованиях посторонние люди (родители,

знакомые, друзья спортсменов, руководители спортивной организации), что

повышает значимость мероприятия в глазах спортсменов-участников. Также

следует соблюдать основные для данного вида спорта традиционные ритуалы,

правила ведения спортивной борьбы[3;15].

2. Товарищеские встречи. Проводятся в виде соревнований в определенной

спортивной группе с приглашением спортсменов из других спортивных

коллективов (межгрупповые соревнования) в присутствии других людей и с

соблюдением всех правил и ритуалов в целях обеспечения высокой значимости

мероприятия для спортсменов-участников[12].

3. Психофизические

упражнения.

Эти упражнения характеризуются

выполнением определенных тактических задач при наличии физической

нагрузки

и

способствуют

развитию

и

совершенствованию

не

только

13

адаптационных возможностей спортсмена к экстремальным условиям, но и

воспитанию его волевых и физических качеств[4;19].

Использование психофизических упражнений требует: 1) постановки и

решения конкретной тактической задачи; 2) наличия физической нагрузки (в

качестве «помехи» для решения психологической задачи). Например, перед

легкоатлетом

ставится

тактическая

задача,

связанная

с

прохождением

дистанции (1/2 – бежать в среднем темпе, затем в максимальном), при этом на

спортсмена одевается специальный пояс, увеличивающий его вес (тяжесть

пояса зависит от тренированности спортсмена).

4. Психотехнические упражнения. В их основе лежит выполнение

определенных психологических задач в условиях максимальной точности

технических действий соревновательного характера. Осуществление этих

упражнений требует: 1) постановки и решения достаточно сложных (в

зависимости от уровня мастерства спортсмена) психологических задач; 2)

использования для решения поставленной задачи основных технических

соревновательных действий. Например, боксер должен по сигналу тренера

выполнить определенный удар (или серию ударов), причем оценивается и

быстрота реакции спортсмена на сигнал тренера, и быстрота и точность

технических действий. Или боксер должен за 10 с нанести максимальное

количество ударов, а оцениваться при этом будут техническое исполнение,

количество и сила ударов[9;20].

5. Интеллектуальные задачи (безфизической нагрузки и технических

действий). Этот прием требует: 1) разработки специальных задач, включающих

в себя теоретические описания соревновательных ситуаций (экстремальных); 2)

решение их спортсменом за определенное время (срок зависит от опытности

спортсмена); 3) последующего обсуждения принятого спортсменом решения

(эффективность, рациональность, оптимальность предполагаемых действий)

Таким

образом,

благоприятное

воздействие

в

осуществлении

психологической подготовки спортсменов к соревнованиям оказывает такой

14

прием, как использование в процессе тренировок специальных упражнений,

позволяющих постепенно привыкать к соревновательным условиям.

1.3. Методические подходы к повышению стрессоустойчивости в тхэквондо

Исследования психического стресса, вызванного участием в спортивных

соревнованиях, выполненные Б. А. Вяткиным, позволили представить стресс

как

системное

явление,

определяемое

рядом

условий

различного

иерархического

уровня:

активностью

мотивации,

трудностью

заданий,

антиципацией угрозы и т. д. Наблюдения и специальные исследования

показали, что в основе высокой устойчивости к соревновательному стрессу у

спортсменов с различными свойствами нервной системы и темперамента лежат

индивидуальные

специфические

стабильные

приемы

психической

саморегуляции деятельности [2;10].

Достижение высоких спортивных результатов, как правило, связано с

индивидуальными

особенностями

нервной

системы

спортсменов,

типа

темперамента, уровня нейротизма и умением справляться со стрессом.

Известно, что состояние психоэмоциональной сферы значительно влияет

на степень адаптации функциональных систем организма к постоянно

изменяющимся внешним условиям. Так, острое эмоциональное напряжение

может

вызвать

самые

различные

болезненные

ощущения

–чрезмерную

потливость, бледность, сердцебиение и сексуальные нарушения, тошноту и

потерю аппетита или наоборот, чувство неутолимого голода и жажды [1;11].

Одним

из

наиболее

эффективных

путей

борьбы

с

устойчивыми

стрессовыми

состояниями

и

их

последствиями

является

коррекция

психоэмоционального состояния человека [3].

Недостатком

психологических

методов

коррекции

является

их

недостаточная объективность и, как следствие, очень высокие требования к

опыту и профессионализму специалиста, проводящего процедуру. В связи с

этим, в последнее время широко развиваются психофизиологические методы

15

коррекции психоэмоционального состояния и также программно-аппаратные

способы поддержки проведения реализующих эти методы процедур [2;13].

Универсальным

и

эффективным

средством

повышения

уровня

стрессоустойчивости спортсменов с различным типом темперамента является

аутогенная тренировка. Так, для лиц с сильной нервной системой, мало

тревожных,

эмоционально

не

возбудимых

в

условиях

соревнований

наибольший эффект дают приемы мобилизации и стимуляции. Для лиц со

слабой нервной системой, высоко тревожных и эмоционально возбудимых,

наибольший положительный эффект дают варианты успокоения, понижения

уровня стресса, внушения уверенности в своих силах, алгоритмизация

(программирование) поведения на старте.

Так, автор, изучая данную проблему, обнаружил следующие данные о

том, что спортсмены с сильной и слабой нервной системой демонстрируют

различные результаты при различном уровне стресса. Спортсмены слабого типа

нервной системы свои лучшие результаты показывают при относительно

низком уровне стресса, а спортсмены сильного типа – при среднем и даже

высоком. Следовательно, низкий стресс является оптимальным для первых, а

высокий – для вторых[17].

Таким

образом,

в

практике

следует

уделять

внимания

вопросу

регулирования

уровня

стресса

с

учетом

свойств

нервной

системы

и

темперамента спортсменов.

Достаточно обширно в исследованиях представлены психологические

технологии

преодоления

стрессового

состояния

и

формирования

стрессоустойчивости. Наиболее эффективными являются следующие методы:

• метод условных рефлексов (по Павлову);

• моделирование ситуаций, максимально приближенных к тем, которые

вызывают стресс;

• элементы аутотренинга.

Представленные методы, по мнению М.А. Унакафова (2005), могут

использоваться

для

совершенствования

способностей

к

успешному

16

выступлению

в

условиях

ответственных

соревнований

[4].

Известный

специалист в области изучения психологии стресса, спорта, личности и

индивидуальности спортсмена Б.А. Вяткин (2012) в своих научных трудах

рассматривает общую концепцию управления стрессом как средство для

составления

индивидуальных

программ,

которые

изменяются

с

учетом

особенностей каждого спортсмена. Основные составляющие этих программ

представлены ниже.

Определение

«индивидуального

профиля

стресса»

картины

специфических реакций на стресс, которые свидетельствуют о начале влияния

стресс-факторов (осознание спортсмена, когда стресс начинает воздействовать

на организм). Обучение навыкам релаксации, поскольку расслабление – основа

других способов управления стрессом. Обучение другим методам активной

борьбы

со

стрессом

(проигрывание

адаптивных

форм

поведения,

предшествующих стрессовым событиям). Программированный подход к

управлению стрессом должен быть частью общей подготовки к конкретному

соревнованию.

В качестве средства повышения устойчивости к стрессу представляет

интерес адаптивное биоуправление, осуществляемое с помощью внешней

обратной связи. Она представляет собой комплекс процедур, при которых

человеку посредством технических средств подается информация о текущем

состоянии

его

физиологической

функции,

помогающая

обучиться

ее

саморегуляции и впоследствии изменять эту функцию произвольно. На основе

этого подхода было разработано несколько способов программно-аппаратной

поддержки процесса тренировки стрессоустойчивости [5;18].

В основу такого современного подхода к решению этой задачи были

положены следующие предпосылки. Любой психический процесс по И.П.

Павлову может быть представлен сочетанием низшей и высшей форм нервной

деятельности. Низшая нервная деятельность проявляется в виде безусловных

рефлексов.

17

В процессе эволюции у высших животных и человека сформировался

новый

механизм

приспособления

высшая

нервная

деятельность,

обеспечивающая индивидуальную адаптацию к изменяющимся условиям

среды. В ее основе лежат явления условного рефлекса и внутреннего

торможения. Это позволяет рассматривать эволюцию человека как процесс

растущего освобождения от принуждающих инстинктов. Чем выше уровень

развития организма, тем более гибким является его поведение и тем меньшую

роль играют инстинкты, подчиняясь нравственности и социальным нормам.

Сформированный за миллионы лет механизм реагирования на внешнее

стрессогенное

воздействие

(выброс

в

кровь

адреналина,

повышение

артериального давления, учащение сердцебиения и др.), который способствует

подготовке организма к «борьбе или бегству», для современного человека в

подавляющем большинстве случаев не просто бесполезен, но и вреден,

приводя, в конце концов, к возникновению того или иного психосоматического

или нервнопсихического заболевания [3].

Возможность преодоления автоматизма инстинктивного реагирования

обеспечивается механизмом внутреннего торможения, создающим временной

интервал между воздействием и реакцией организма, и позволяющим более

точно различить (дифференцировать) данный сигнал от похожего. В результате

существенно

уменьшается

количество

факторов,

провоцирующих

неоправданную подготовку организма к «борьбе или бегству» и связанную с

ней психоэмоциональную напряженность. Механизм внутреннего торможения

формируется в процессе индивидуального обучения, накопления жизненного

опыта и составляет весьма существенный аспект личности, широко варьируя от

субъекта к субъекту [1].

Наиболее

эффективным

инструментом

обучения

является,

так

называемое,

адаптивное

биоуправление

искусственно

(сознательно)

направляемые

изменения

функционального

состояния

отдельных

физиологических

систем

организма,

в

том

числе

и

произвольно

не

18

регулируемых, осуществляемые с помощью биологической обратной связи

(БОС) [4;19].

Цель БОС-терапии – это регистрация и возврат пациенту биологической

информации о состоянии его организма и изменениях тех или иных

собственных физиологических процессов в теле. БОС-метод не использует

никаких внешних воздействий на человека. В ходе БОС-сеанса при помощи

специальной аппаратуры происходит регистрация параметра физиологической

системы (частоты сердечных сокращений, тонуса сосудов, периферической

температуры, волны электрической активности головного мозга и др.) его

усиление и преобразование полученной информации в доступную для человека

форму, в виде звуковых сигналов и зрительных образов. Благодаря такому

свойству психофизиологии человека, как явление переноса (генерализации),

человек, приобретая навык эмоционального контроля в процессе тренировки,

переносит это умение в реальную деятельность. При многократном повторении

этот

процесс

автоматизируется,

и

индивид

приобретает

действенный

инструмент самоконтроля в любых ситуациях, нарушающих эмоциональное

равновесие [5].

Программное обеспечение позволяет задавать заранее разработанную

программу,

направленную

на

процесс

повышения

стрессоустойчивости

спортсменов.

Теоретический анализ научной литературы по проблеме преодоления

стресса у спортсменов показал, что занятия спортом предъявляют к личности

спортсмена

конкретные

требования,

что

указывает

на

необходимость

осуществления не только физической, но и психологической подготовки.

Установлено, что достижение высоких результатов в соревнованиях

спортсмены с разными свойствами нервной системы и темперамента возможно

только при соответствующих условиях и, прежде всего, при определенном

уровне стресса. Одним из наиболее эффективным, доступным и универсальным

средством повышения устойчивости к стрессовым нагрузкам у спортсменов

является аутогенная тренировка. В тоже самое время существуют новые,

19

современные,

высокоэффективные

аппаратные

методы

повышения

устойчивости к соревновательному стрессу. Биологически обратная связь

является перспективным и требующим дальнейшего развития направлением в

вопросах повышения стрессоустойчивости и работоспособности спортсменов.

20

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию

психологической стрессоустойчивости у тхэквондистов в

предсоревновательном периоде

2.1. Организация исследования

Исследование проводилось в четыре этапа:

1 этап (сентябрь-октябрь 2018 г.) – анализ научной и учебно-методической

литературы, формулирование цели и задач исследования, подбор методов и

методик исследования. Теоретический обзор литературы включал анализ

актуальности

и

степень

разработанности

проблемы

повышения

стрессустойчивости у тхэквондистов, а также выявление средств направленных

на повышения психологической готовности к соревнованиям.

2 этап (ноябрь 2018 г. – март 2019 г.) – включал организацию и проведение

опытно-экспериментальной

работы

по

изучению

результативности

экспериментальной методики.

3 этап (апрель 2019 г.) – включал проведение математико-статистической

обработки

полученных

промежуточных

и

конечных

данных,

а

также

формулирование выводов.

4 этап (май 2017 г.) – завершение оформления исследовательской работы и

подготовка к ее защите.

Исследования проводились на базе H2O, фитнес-клуб г. Набережные

Челны.

В эксперименте приняли участие – 20 юношей в возрасте 14-15 лет. С

целью

выявления

эффективности

экспериментальной

методики

были

сформированы две однородные группы: экспериментальная группа – 10 детей и

контрольная группа – 10 детей.

В контрольной группе занятия тхэквондо проводились по традиционной

программе, а в экспериментальной группе в предсоревновательном периоде

применялись предложенная нами методика, направленная на повышение

21

стрессоустойчивости.

Занятия проводились в спортивном зале каждый раз

непосредственно после тренировки. В зале сохранялась практически полная

тишина, что способствовало сосредоточению испытуемых на выполнении

заданий. Испытуемые располагались в положении лежа на татами.

Изменение показателей стрессоустойчивости мы определяли с помощью

следующих тестов:

1.

Методика

Шкала

профессионального

стресса.

Опросник

предназначен для оценки как наличия стрессовых состояний и даже

неврозов,

так

и

прогнозирования

их

возникновения

в

профессиональной

деятельности.

Опросник

состоит

из

22

утверждений, на каждое из которых необходимо выбрать один из

прилагаемых ответов. Тестирование продолжается 15-30 мин.

Оценка результатов производится путем подсчета суммарной

оценки

по

всем

утверждениям

в

соответствии

с

ключом.

Интерпретация результатов.

40-50 баллов – очень высокий уровень стресса;

25-40 баллов – высокий уровень;

15-25 – средний уровень (с тенденцией к высокому);

5-15 – средний уровень (с тенденцией к низкому);

0-5 баллов – низкий уровень стресса.

2.

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory - STAI)

является

информативным

способом

самооценки

уровня

тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как

состояние)

и

личностной

тревожности

(как

устойчивая

характеристика

человека).

Разработан

Ч.Д.Спилбергером

и

адаптирован

Ю.Л.Ханиным.

Под

личностной

тревожностью

понимается

устойчивая

индивидуальная

характеристика,

отражающая

предрасположенность

субъекта

к

тревоге

и

предполагающая

наличие

у

него

тенденции

воспринимать

достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на

22

каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность,

личная тревожность активизируется при восприятии определенных

стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки,

самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как

состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями:

напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это

состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую

ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности

во времени.

Тестирование

проводилось

в

начале

и

в

конце

второго

этапа

исследования.

Результаты исследования были обработаны с использованием методов

математической статистики:

Среднеарифметическая величина - среднее слагаемое, при определении

которого общий объем данного признака в совокупности данных поровну

распределяется между всеми единицами, входящими в данную совокупность.

Среднеквадратическое отклонение - показатель рассеивания значений

случайной величины относительно её математического ожидания.

t-критерий для двух независимых выборок (двухвыборочный t-критерий)

проверяет гипотезу о равенстве средних в двух выборках (предполагается

нормальность распределения переменных, а также равенство дисперсий

выборок).

2.2 Методика развития психологической стрессоустойчивости у тхэквондистов

ВТ перед соревнованиями

Нами

была

разработана

методика

развития

психологической

стрессоустойчивости у тхэквондистов ВТ перед соревнованиями. Содержание

экспериментальной методики составили упражнения аутогенной тренировки.

23

Методика

включала

в

себя

постепенное

прохождение

4

этапов:

медитации на дыхании, релаксации, мобилизации и создании программы

успешной деятельности.

Первый этап - дыхание. Продолжительность 3-5 минут. Тхеквондистам

предлагалось сесть поудобнее и выполнить упражнение «Медитация на

дыхании» – сконцентрировав внимание на потоках воздуха, входящих и

выходящих из организма. Подобная концентрация на процессе дыхания носит,

во-первых,

выраженный

седативный

характер,

а

во-вторых,

отвлекает

тревожных тхеквондистов от негативных мыслей по поводу результатов

предстоящих

соревнований,

переключает

ориентировку

внимания

от

экстернального к интернальному направлению.

Второй этап - релаксации. Продолжительность 3-5 минут. Далее

тхеквондистам предлагалось вслед за психологом мысленно, про себя,

произносить формулы самовнушения: «Я – расслабляюсь – и – успокаиваюсь»,

синхронизируя их с ритмом своего дыхания, как это было указано выше. После

субъективного определения наиболее напряженной части тела испытуемый

концентрировал на ней внимание и про себя повторял формулы самовнушения

типа: «Мое лицо расслабляется и успокаивается» или «Мои руки мягкие и

теплые», сопровождая эти формулы соответствующими представлениями.

Третий этап - мобилизации. Продолжительность 3-5 минут.

После

достижения необходимой степени расслабления тхеквондистам предлагалась

для мысленного проговаривания формула: «Я – спокоен – и уверен – в себе!»,

также синхронизированная с дыханием, но с противоположными пропорциями

элементов дыхательного цикла. Первая часть формулы, произносимая навдохе,

была достаточно протяженной, а вторая (на выдохе) – короткой. Последнюю

часть формулы – «в себе!» рекомендовалось произносить на форсированном

выдохе с эмоциональным нажимом.

Третий этап - программа успешной деятельности и. Продолжительность

3-5 минут. После этого тхеквондистам предлагалось создать мысленную модель

24

своего успешного выступления на соревнованиях и подумать об этом несколько

раз.

Таким

образом

создавалась

своеобразная

программа

успешной

деятельности,

которой

тхеквондисты

должны

были

следовать

на

соревнованиях. Она включала в себя образ спокойного, уверенного в себе

человека, имеющего необходимый уровень интегральной подготовленности.

2.3 Результаты экспериментальной работы

С

целью

обоснования

эффективности

методики

развития

психологической

стрессоустойчивости

у

тхэквондистов

ВТ

перед

соревнованиями нами было проведено исследования показателей тревожности

и профессионального стресса.

Результаты проведенных нами исследований показателей тревожности и

стрессоустойчивости тхеквондистов представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели тревожности и стрессоустойчивости тхэквондистов

ВТ экспериментальной и контрольной групп на первом и втором этапе

п/п

Показатели

КГ (n-30)

ЭГ(n-30)

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

1

ЛТ (баллы)

54,37±0,83

51,89±1,41

54,61±0,84

43,41±1,67

р >0,05

р <0,05

2

СТ (баллы)

55,76±0,84

53,64±1,56

55,80±1,03

42,53±1,79

р >0,05

р <0,05

3

ПС (баллы)

43,83±1,07

42,32±0,31

43,54±1,09

27,84±1,42

р >0,05

р <0,05

Примечание: P - достоверность различий при уровне значимости р=0,05;

Анализ экспериментальных данных показывает, что в начале исследований

показатели

личностной

тревожности,

ситуативной

тревожности,

профессионального стресса у испытуемых обеих групп не имели достоверных

различий и находились на низком уровне.

25

После

завершения

исследований

в

экспериментальной

группе

тхэквондистов произошли достоверно значимые улучшения всех изучаемых

показателей (P < 0,05). В контрольной группе показатели улучшились но

значимых изменений отмечено не было (P >0,05).

Так, у испытуемых КГ результаты в начале и в конце эксперимента

результаты в показателе личной тревожности были следующими: в начале

эксперимента 54,37±0,83 баллов, в конце эксперимента - 51,89±1,41 баллов

У испытуемых ЭГ результаты в начале и в конце эксперимента результаты

в показателе личной тревожности были следующими: в начале эксперимента

54,61±0,84 баллов, в конце эксперимента - 43,41±1,67 баллов

Различия

в

темпах

прироста

показателей

личной

тревожности

тхэквондистов обеих групп за время эксперимента достоверны (P < 0,05).

Результаты в показателе ситуативной тревожности у тхэквондистов КГ в

начале и в конце эксперимента были следующими: в начале эксперимента

55,76±0,84 баллов, в конце эксперимента - 53,64±1,56 баллов.

Результаты в показателе ситуативной тревожности у тхэквондистов ЭГ в

начале и в конце эксперимента были следующими: в начале эксперимента

55,80±1,03 баллов, в конце эксперимента - 42,53±1,79 баллов.

Различия в темпах прироста показателей ситуативной тревожности

тхэквондистов обеих групп за время эксперимента достоверны (P < 0,05).

Анализ показателей свидетельствует о наличии высокой личностной и

ситуативной тревожности у тхэквондистов контрольной группы как в начале,

так и в конце эксперимента, тогда как у тхэквондистов экспериментальной

группы тревожность к концу эксперимента стала умеренной.

Исходя из полученных результатов исследования, можно заключить, что

применение

в

учебно-тренировочном

процессе

тхэквондистов

экспериментальной методики развития психологической стрессоустойчивости

позволяет существенно понизить показатели личностной и ситуативной

тревожности, тем самым, обеспечивая достижение высоких спортивных

результатов в соревновательном поединке.

26

Помимо показателей тревожности нами также были изучены показатели

профессионального стресса.

Результаты в показателе профессионального стресса у тхэквондистов КГ в

начале и в конце эксперимента были следующими: в начале эксперимента

43,83±1,07 баллов, в конце эксперимента - 42,32±0,31 баллов.

Результаты в показателе профессионального стресса у тхэквондистов ЭГ в

начале и в конце эксперимента были следующими: в начале эксперимента

43,54±1,09 баллов, в конце эксперимента - 27,84±1,42 баллов.

Различия в темпах прироста показателей профессионального стресса

тхэквондистов обеих групп за время эксперимента достоверны (P < 0,05).

Анализ показателей свидетельствует о наличии очень высокого уровня

стресса у тхэквондистов

контрольной группы в начале и высоком уровне

стресса в конце эксперимента, тогда как у тхэквондистов экспериментальной

группы показатель профессионального стресса к концу эксперимента стал

средним.

Исходя из полученных результатов исследования, можно заключить, что

применение

в

учебно-тренировочном

процессе

тхэквондистов

экспериментальной методики развития психологической стрессоустойчивости

позволяет существенно понизить показатели профессионального стресса, тем

самым,

обеспечивая

достижение

высоких

спортивных

результатов

в

соревновательном поединке.

На рисунке 1 представлен прирост показателей тревожности и стресса за

период эксперимента.

ЛТ

СТ

ПС

0,00

10,00

20,00

30,00

40,00

50,00

60,00

4,78

3,95

3,57

25,80

31,20

56,39

КГ

ЭГ

27

Примечание: ЛТ - Личностная тревожность (баллы); СТ – Ситуативная тревожность (баллы); 3-

Профессиональный стресс (баллы);

Рис. 1 - Улучшение показателей тревожности и стрессоустойчивости

экспериментальных и контрольной групп за период эксперимента

Улучшение показателей в контрольной и экспериментальной группах за

период эксперимента составил: личностная ситуативная тревожность - КГ –

4,78 %, ЭГ – 25,80 %; ситуативная тревожность - КГ – 3,95 %, ЭГ – 3,95 %;

профессиональный стресс - КГ – 3,57 %, ЭГ – 56,39 %.

Столь значимое улучшение показателей в экспериментальной группе

объясняется

рациональным

содержанием

средств

в

разработанной

и

реализованной экспериментальной методике.

У тхэквондистов контрольной группы наблюдается повышенный уровень

ситуативной и личностной тревожности, профессионального стресса. Это

свидетельствует о низком уровне стрессоустойчивости и формировании

благоприятных условий для возникновения болезненных реакций организма.

Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что

применение

методики

развития

психологической

стрессоустойчивости

приводит к существенной оптимизации состояния личной и ситуативной

тревожности, снижению уровня профессионального стресса у тхэквондистов

ВТ перед соревнованиями.

28

Заключение

1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме преодоления

стресса у спортсменов показал, что занятия спортом предъявляют к личности

спортсмена

конкретные

требования,

что

указывает

на

необходимость

осуществления не только физической, но и психологической подготовки.

Установлено, что достижение высоких результатов в соревнованиях

спортсмены с разными свойствами нервной системы и темперамента возможно

только при соответствующих условиях и, прежде всего, при определенном

уровне стресса. Одним из наиболее эффективным, доступным и универсальным

средством повышения устойчивости к стрессовым нагрузкам у спортсменов

является аутогенная тренировка. В тоже самое время существуют новые,

современные,

высокоэффективные

аппаратные

методы

повышения

устойчивости к соревновательному стрессу. Биологически обратная связь

является перспективным и требующим дальнейшего развития направлением в

вопросах повышения стрессоустойчивости и работоспособности спортсменов.

2.Нами

была

разработана

методика

развития

психологической

стрессоустойчивости у тхэквондистов ВТ перед соревнованиями. Содержание

экспериментальной методики составили упражнения аутогенной тренировки.

Методика включала в себя постепенное прохождение 4 этапов: медитации на

дыхании,

релаксации,

мобилизации

и

создании

программы

успешной

деятельности. Занятия аутогенной тренировкой проводились в спортивном

зале каждый раз непосредственно после тренировки. В зале сохранялась

практически полная тишина, что способствовало сосредоточению испытуемых

на выполнении заданий. Испытуемые располагались в положении лежа на

татами.

3. Улучшение показателей в контрольной и экспериментальной группах

за период эксперимента составил: личностная тревожность - КГ – 4,78 %, ЭГ –

25,80 %;

ситуативная тревожность - КГ – 3,95 %, ЭГ – 3,95 %;

профессиональный стресс - КГ – 3,57 %, ЭГ – 56,39 %.

29

Столь значимое улучшение показателей в экспериментальной группе

объясняется

рациональным

содержанием

средств

в

разработанной

и

реализованной экспериментальной методике.

У тхэквондистов контрольной группы наблюдается повышенный уровень

ситуативной и личностной тревожности, профессионального стресса. Это

свидетельствует о низком уровне стрессоустойчивости и формировании

благоприятных условий для возникновения болезненных реакций организма.

Обобщая результаты педагогического эксперимента, можно заключить, что

применение

методики

развития

психологической

стрессоустойчивости

приводит к существенной оптимизации состояния личной и ситуативной

тревожности, снижению уровня профессионального стресса у тхэквондистов

ВТ перед соревнованиями.

30

Список использованных источников

1.

Абрамова,

В.В.

Пути

преодоления

стресса

спортсменами

в

спортивной соревновательной деятельности / В.В. Абрамова, Ю.А. Иванькова //

Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2. №

4 (10). С. 70-76.

2.

Абрамова, В.Н. Психологический тренинг стрессоустойчивости на

основе дистанционных неконтактных технологий регистрации биопараметров /

В.Н. Абрамова, М.В. Алюшин, Л.В. Колобашкина // Вопросы психологии. 2014.

№ 6. С. 144-152.

3.

Бурцева,

И.Ю.

Влияние

стиля

воспитания

на

развитие

стрессоустойчивости юных гимнасток / И.Ю. Бурцева, Е.А. Пархоменко //

Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации.

2018. № 1. С. 44-46.

4.

Вознесенская, Т.Г. Эмоциональный стресс и профилактика его

последствий // Русский медицинский журнал. - 2006. - Том 14. - № 9. – С. 19-23.

5.

Вяткин, Б. А. Использование спектрального анализа голоса как

индикатора уровня психического стресса во время спортивных соревнований /

Б. А. Вяткин // Спортивный психолог. – 2012. – № 2 (26). – С. 49–51.

6.

Житков, И.А. Психофизиологические особенности в спорте / И.А.

Житков, С.Х. Житкова, Р.Р. Халфина // Актуальные проблемы физической

культуры,

спорта

и

туризма

материалы

VII

Международной

научно-

практической конференции. Уфа, 2013. - С. 225-228.

7.

Усков,

С.В.

Формирование

навыков

стрессоустойчивости

курсантов вузов мвд россии на занятиях по специальной физической

подготовке / С.В. Усков // Научный портал МВД России. 2016. № 1 (33). С. 130-

135.

8.

Унакафов, М.А. Способ тренировки адаптационных механизмов

личности к стрессовым ситуациям и устройство для его реализации // Описание

31

изобретения к патенту Российской Федерации №2251972, МПК 7 A61В5/16

5/053, опубликованное 20.05.2005г., бюлл. №14.

9.

Касаткин, П.Н. Пути развития стрессоустойчивости у биатлонистов

в спорте высших достижений / П.Н. Касаткин, Т.В. Балыкина-Милушкина //

Теория и практика физической культуры. 2013. № 5. С. 35-38.

10.

Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания :

учебник : в 2-х томах. – Киев : Олимпийская литература, 2003. – Т. 2. – 392 с.

11.

Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П.

Матвеев. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб. : Лань, 2005. – 384 с.

12.

Начинская, С.В. Спортивная метрология / С.В. Начинская. – М. :

Академия, 2005. – 240 с.

13.

Никитушкин,

В.Г.

Организационно-методические

основы

подготовки спортивного резерва / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. –

М. : Советский спорт, 2005. – 232 с.

14.

Нагибин, И.В. Методика формирования базовых двигательных

действий

в

тхэквондо

на

основе

совершенствования

психологического

компонета в ориентировочной части обучения / Нагибин И.В. // Современные

проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 273.

15.

Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г.

Озолин. – М. : Астрель-АСТ, 2006. – 863 с.

16.

Решетова, А.А. Организация психологического сопровождения

спортсменов сборной россии по тхэквондо / Решетова А.А., Дулова Е.И.,

Назаров К.С., Горовая А.Е., Митин И.Н. // Ресурсы конкурентоспособности

спортсменов: теория и практика реализации. 2018. № 1. С. 211-213.

17.

Симаков, А.М. Индивидуализация спортивной деятельности в

тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства / Симаков А.М. // Ученые

записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 5 (159). С. 266-271.

18.

Тигунцев, С.А. Психологическая характеристика спортсменов,

занимающихся восточными единоборствами (на примере тхэквондо) / Тигунцев

С.А. // Человеческий капитал. 2013. № 1 (49). С. 134-137.

32

19.

Халфина, Р.Р. Особенности предстартовых состояний юных борцов

и способы их коррекции / Р.Р. Халфина, М.Р. Галин // «Научно-педагогическое

обозрение. Pedagogical Review», 2014. - № 1(3). - С. 82-84

20.

Шилько, В.Г. Повышение стрессоустойчивости студенток под

влиянием занятий различными видами спорта / В.Г. Шилько, Е.С. Потовская,

Т.А. Шилько, О.Н. Крупицкая, А.Б. Шарафеева // Теория и практика

физической культуры. 2018. № 11. С. 17-19.

21.

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.:

Питер, 2012. – 256 с.



В раздел образования