Авторы: Замалеев Азамат Аледдинович, Галеева Камилла Руслановна
Должность: тренер по баскетболу
Учебное заведение: МБУ СШ "УНИКС-ЮНИОР"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: повышение прыгучести баскетболисток 15-16 лет
Раздел: дополнительное образование
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ПРЫГУЧЕСТИ БАСКЕТБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Современный
баскетбол
характеризуется
интенсификацией
соревновательной
деятельности,
что
проявляется
в
увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения
как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и
стремительности
тактических
взаимодействий,
увеличении
числа
индивидуальных игровых действий [7].
Все это основано на высоком уровне физической подготовленности
игроков,
основанном
на
способности
каждого
баскетболиста
демонстрировать атлетизм в процессе соревновательной деятельности.
Современные требования к уровню развития физических качеств должны
позволять игрокам выполнять сложные технические приемы и активные
тактические
взаимодействия
на
высокой
скорости,
под
давлением,
поддерживать высокую интенсивность игры до последних секунд матча [40].
В настоящее время баскетбол претерпел значительные изменения в
правилах игры, а также в структуре игровой деятельности, которая
характеризуется значительным смещением акцента на усиление защитных
действий и технических возможностей отдельных игроков, а также на
увеличение продолжительности соревновательного периода и количества
официальных игр. В соответствии с правилами современного баскетбола
время выполнения атакующих действий и вывода мяча в передовую зону
было сокращено; Эти изменения требуют от команд использования быстрой
наступательной тактики, основанной на индивидуальных способностях
игроков.
Предоставление возможности
защитнику использовать более
активные действия привело к появлению контакта, борьбы за власть, как под
рингом, так и по всему игровому полю.
Эксперты отмечают, что одним из резервов повышения эффективности
соревновательной
деятельности
является
повышение
физической
3
подготовленности
баскетболистов,
а
именно:
скоростно-силовых
способностей, проявлением которых является прыгучесть [21, 34].
Исследователи
отмечают,
что
физические
показатели
и
функциональность отечественных игроков разного уровня профессионализма
пока не соответствуют требованиям современного баскетбола. Однако в
изученной литературе мы не нашли рекомендаций по совершенствованию
процесса подготовки игроков с учетом современных тенденций игры в
баскетбол, которой в последние годы сделало существенный скачок в его
развитии [15, 19].
Таким
образом,
существует
противоречие
между
растущими
требованиями к уровню прыжков баскетболистов в современных условиях, с
одной стороны, и отсутствием существующих методов развития способности
игроков к прыжкам с другой. Это противоречие актуализирует проблему
улучшения прыжковых способностей баскетболисток с использованием
различных средств.
Цель
исследования
–
теоретически
обосновать,
разработать
и
определить
эффективность
применения
комплексов
упражнений,
направленных на развитие прыгучести баскетболисток 15-16 лет.
Объект
исследования
–
процесс
физической
подготовки
баскетболисток 15-16 лет.
Предмет исследования – комплексы упражнений, направленные на
развитие прыгучести баскетболисток 15-16 лет.
Гипотеза исследования – предполагалось, что применение комплексов
упражнений в процессе физической подготовки баскетболисток 15-16 лет
положительно повлияет на развитие у них прыгучести.
Задачи исследования:
1.
Изучить вопросы развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет в
научно-методической литературе.
2.
Определить
исходные
показатели
прыгучести
баскетболисток
контрольной и экспериментальной групп.
4
3.
Разработать комплексы упражнений, направленных на развитие
прыгучести баскетболисток 15-16 лет.
4.
Проверить эффективность комплексов упражнений, направленных
на развитие прыгучести баскетболисток 15-16 лет.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие
методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Педагогическое тестирование.
5. Математическая статистика.
Практическая
значимость
заключается
в
том,
что
применение
предложенных комплексов упражнений в учебно-тренировочном процессе
тренерами преподавателями специализированных школ по баскетболу
способствует повышению развития прыгучести.
5
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.
Прыгучесть как физическое качество
Эффективность
спортивных
движений,
связанных
с
активным
взаимодействием спортсменов с объектами внешней среды, определяется в
основном характером развивающих сил, а также направлением и скоростью
движения. Анализ динамики различных спортивных движений, проведенный
рядом исследователей, позволил сделать вывод о том, что улучшение
рабочего эффекта обусловлено, прежде всего, проявлением большей внешней
силы в кратчайшее время, то есть «сильной мускулатуры». сила «сжатия». На
характер этого паттерна влияют режим и внешние условия мышц при
выполнении определенного спортивного движения. Это качество называется
«скоростно-силовые качества (способности)».
Основное
определение
скоростно-силовых
способностей
–
соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых
максимальная сила проявляется за минимальную единицу времени [30].
Обращение к работам В.Н. Платонова показало, что он не использует
термин «скоростно-силовые качества». Это качество он называет «взрывной
силой» и подразумевает преодоление сопротивления с максимальной
скоростью сокращения мышц. В поздних работах автор называет это
качество скоростной силой и пишет следующее определение: «скоростная
сила
-
это
способность
нервно-мышечной
системы
мобилизовать
функциональные
возможности
организма
для
достижения
силы
за
минимальный отрезок времени» [35].
Скоростно-силовая
подготовка
обратно
пропорциональна
силе
мышечного сокращения и скорости, с которой эта сила проявляется в
движении: с уменьшением внешнего сопротивления скорость движения
возрастает, а проявляемая мышечная сила падает [33].
6
Существуют
компоненты
мощности
в
скоростно-силовых
способностях:
1.
Силовой (динамическая сила): чем выше скорость движения, тем
больше динамическая сила;
2.
Скоростной: одним из важных механизмов повышения скоростного
компонента мощности служит увеличение скоростных и сократительных
свойств мышц ног, другим – улучшение координации работы мышц.
Скоростные свойства мышц в большей степени предопределяются разницей
быстрых и медленных волокон [9].
Среди координационных факторов, которые играют важную роль в
проявлениях взрывной силы, отмечают характер импульсов мотонейронов
активных мышц, частота их импульсов в начале разряда и синхронизация
импульсов разных мотонейронов [31].
Скорость и силовые составляющие зависят не только от поперечного
сечения, вязкостных свойств, плотности иннервации на единицы объема
мышечного волокна, но и от состояния двигательных частей коры головного
мозга [11].
В
баскетболе,
как
правило,
проявление
скоростно-силовых
способностей осуществляется прыжками. Прыжок относится к группе
скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в
которых основная сила тяги развивает мышечное усилие максимальной силы,
имеет реактивно-взрывной характер. В связи с этим такое проявление
скоростно-силовых
способностей
баскетболисток
следует
называть
прыжковыми способностями. Под прыжковой способностью понимается
способность человека развивать степень силы в отталкивании.
Л.Д.
Назаренко
дает
следующее
определение
прыгучести:
это
способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий за
наименьший отрезок времени при преодолении расстояния [31].
Специфические особенности проявления прыгучести являются:
быстрота и своевременность прыжка;
7
совершение прыжка с места или короткого разбега, как правило в
вертикальном направлении;
неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борьбы
(серийная прыгучесть);
управление своим телом в безопорном положении;
точность приземления и готовность к немедленным последующим
действиям [5].
Сенситивный период развития прыжковых способностей соответствует
возрасту 11-14 лет, а к 17-18 годам достигает самых высоких результатов.
Тем не менее, нет оснований говорить о консерватизме перехода к
дальнейшему развитию или поддержанию на высоком уровне результатов,
достигнутых в более позднем возрасте, особенно в спорте высших
достижений [1].
Современные
представления
в
теории
и
методике
спортивных
тренировок о развитии прыжковых способностей сводятся к тому, что
использование
упражнений
преимущественно
прыжкового
характера
улучшает только скорость отталкивания, а использование скоростно-силовых
и силовых упражнений обеспечивает увеличение силы отталкивания и
скорости. По-видимому, необходимо учитывать положение о необходимости
преимущественного развития мышечной силы в сочетании с упражнениями
для повышения подвижности в суставах и расслабления с целью развития
способностей к прыжкам [31, 38].
Таким образом, способность к прыжкам является одним из наиболее
важных физических качеств баскетболистов и включает в себя прыжки
игроков в самых разных игровых ситуациях как можно выше (бросок в
прыжке, подбор мяча из под щита, спорные вбрасывания, накрытие бросков
противника и т. д.).
Существует общая прыгучесть, под которой понимают способность
выполнять
прыжок
(вверх,
в
длину)
и
специальную
прыгучесть
–
8
способность развить высокую скорость отталкивания. Основной способ
воспитания прыгучести – сочетание разбега с отталкиванием [31].
Отличительными особенностями прыжков являются: взрывная сила,
скорость и ритм движений. Количественная величина усилий, развиваемая в
кратчайшие сроки при выполнении толчка в прыжках, должна быть
чрезвычайно большой. Это возможно только благодаря их взрывной природе.
Соотношение скорости и мощи проявляется в силе движения. Мгновенная
сократимость мышц с их сильным напряжением необходима для коротких и
сильных отталкиваний, что требует мощной концентрации волевых усилий.
Значит, взрывная сила - это способность проявить наибольшую величину в
минимальные сроки. Скорость движений, как составляющая прыжковой
способности,
обеспечивается
высокой
функциональной
лабильностью
нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой
возбуждения и торможения, сокращения мышц и их расслабления. Для
выявления уровня прыжковых способностей точность прикладываемых
усилий при высокой скорости выполнения движений имеет большое
значение. Это обеспечивает ритм движений. Одним из важных факторов
развития
прыжковых
способностей
является
степень
физических
и
координационных
способностей.
Известно,
что
на
начальных
этапах
обучения уровень развития силы является важной предпосылкой для
повышения показателей взрывной силы, одной из основных составляющих
прыжковых способностей [41].
Исходя из того, что эти качества всегда проявляются в определенной
структуре движения, необходимо выявить их специфические особенности,
присущие для конкретного вида спорта.
Специалисты
выделяют
следующие
специфические
особенности
прыгучести в баскетболе:
-
быстроту
и
своевременность
прыжка
с
определением
места
отталкивания;
- выполнения прыжка с различных видов разбега;
9
- умение управлять собственным телом и выполнять правильные
движения в воздухе, в борьбе за мяч, при контакте с соперником;
- выполнение серийных прыжков в игровых условиях борьбы за мяч;
- мягкость приземления и готовность без остановок выполнить
дальнейшие двигательные действия [14, 32, 39].
Качество прыжка баскетболистки зависит от высоты, на которой
спортсменка эффективно использует свои технические умения.
Замысловатость управления любым качеством в спортивных играх
состоит в том, что игрокам противодействует защитник, и он принимает
какое-то определенное решение в зависимости от игровой ситуации
(расположения партнеров по команде и соперника, расположения мяча и т.д.)
Сознательный контроль пространственных и временных параметров
играет важную роль в управлении собственного двигательного действия и
связан с развитием способности у обучающихся точно оценивать и
анализировать свои действия.
Целенаправленные
педагогические
воздействия
на
отдельные
механизмы контроля двигательных действий человека позволяет повысить их
точность у спортсменов.
Точность прыжков в прыжке зависит от 68-72% дистанции, 17-28%
направления и 3-13% способа броска. Для бросков с близкого расстояния
максимальная эффективность достигается в пометах. Чем больше расстояние
до кольца, тем меньше процент попадания. Высота прыжка используется в
зависимости от условий броска, что связано с адаптивной коррекцией
системы двигателя [5].
Исследования
некоторых
авторов
показали,
что
сопротивление
противника сильно влияет на высоту прыжка и эффективность прыжкового
броска [23, 26].
Таким
образом,
при
пассивном
сопротивлении
защитника
эффективность прыжка в длину при прыжке в длину составляет более 70%, в
10
среднем 62-67% и 41-45%, а при активном сопротивлении эффективность
удара заметно снижается и поэтому составляет 40-47%, 33-38% и 22-30%.
Наиболее
значительные
высоты
прыжков
и
коэффициенты
использования прыжков обнаруживаются при выполнении прыжков с
активным сопротивлением защитника. С увеличением броска высота прыжка
и способность высоко выпрыгнуть уменьшается.
Кроме того, сопротивление противника требует, чтобы игрок мог
контролировать движение в течение более длительного периода времени и
большей кинематической структуры.
Информация о том, в какой степени игрок реализует свои собственные
прыжковые способности, позволяет повыщать эффективность выполнения
техники
какого-нибудь
упражнения,
которое
структурно
связано
с
проявлением прыгучести [4].
Поскольку многие эксперты считают прыжок сложной способностью
человека максимизировать сложность в кратчайшие сроки, основными
критериями
будут
время
отталкивания,
приложенная
сила,
продолжительность и высота прыжка [13].
1.2. Научно-методические основы развития прыгучести
Некоторые авторы, говоря о проявлении скоростно-силовых усилий,
используют
термин
«прыжки».
Ученые
считают
прыжки
одной
из
важнейших характеристик общей и зачастую особой физической подготовки
спортсменов.
Исследования спортсменов показали, что, хотя способность к прыжкам
является
врожденной
способностью
человека,
особое
воздействие
физических упражнений может значительно повысить уровень скоростно-
силовых способностей учащихся. Но это возможно только при правильном
подборе средств и методов обучения в соответствии с возрастными и
половыми особенностями учащихся [11].
11
При
развитии
прыгучести
используются
упражнения
с
сопротивлением,
позволяющее
воздействовать
на
мышцы,
несущие
необходимую нагрузку в основном упражнении
при
сохранении
их
динамической структуры [1].
Основные методические подходы развития прыгучести:
1. Ударный метод развития прыгучести.
2. Метод развития прыгучести с использованием отягощений.
3. Плиометрические упражнения [30].
Ударный метод развития прыгучести и реактивной способности мышц,
заключен в том, что стимулируются мышцы с помощью растягивания,
предшествующееся активным усилием. Для этого следует использовать не
отягощение, а его кинетическую энергию, накопленную им при свободном
падении с какой-то высоты.
Сила
в
упражнении
проявляется
в
скорости
растяжения
или
сокращения работающих мышц. Поэтому обычно говорят о силовых
упражнениях, в которых сила проявляется главным образом в увеличении
веса перемещаемого груза, и о скоростных упражнениях, в которых
проявление силы связано с увеличением скорости движения. В первом
случае вы должны попытаться работать с максимально возможной нагрузкой,
во
втором
-
применить
нагрузку,
оптимальное
значение
которой
определяется
требуемой
скоростью
движения.
В
соответствии
с
современными взглядами, метод развития быстрой силы предполагает
упражнения с небольшими нагрузками (20% от максимальной силы).
Дозировка
должна
соответствовать
специализированному
упражнению
(циклическая, ациклическая) и учитывать начальное условие для начального
усилия (от расслабленного, предварительно напряженного или растянутого
состояния мышц) [35].
Развить
прыгучесть
можно
применяя
различные
комплексы
упражнений
с
запрыгиваниями,
перепрыгиваниями
или
доставаниями
различных предметов.
12
Плиометрика– это спортивная методика, направленная на выполнение
упражнений с собственным весом, во взрывном стиле и с высокой
интенсивностью. Именно благодаря этим составляющим, такая динамическая
аэробная работа, позволяющая сжигать максимальное количество жира, и
избежать получение всевозможных травм.
1.3. Методика развития прыгучести в баскетболе
Моторная динамичность баскетболистов характеризуется большой
частотой и насыщенностью конкурсных и учебных нагрузок. В сегодняшний
день период в видеоигровой практике возрастает доля действующих
конфигураций охраны и атаки (влияние, стремительный срыв, строгая охрана
нападающих
согласно
целому
полю).
Критические
игровые
условия
призывают с игрока перемещения согласно площадке с наибольшей
быстротой, внезапных остановок и скачков с наибольшим напряжением в
обстоятельствах спорт войн присутствие доведении мяча около колечко [7,
17].
Таким образом, игровая активность баскетболистов во многом зависит
от
уровня
развития
скоростно-силовых
способностей
спортсменок,
поскольку она является основным способом физической подготовленности и
оказывает существенное влияние на эффективность технических действий.
Техники, связанные с проявлениями прыжков, лидируют в арсенале
баскетболистов высокого уровня и влияют на исход игры в целом.
В практике тренировок и исследований результаты в ограниченном
диапазоне видов прыжков в основном исследуются и анализируются. В
большинстве случаев это прыжок вверх двумя ногами с размахом рук или
прыжок в длину с места.
Одним из важных комплексных скоростно-силовых характеристик
баскетболисток является прыгучесть, которая обусловлена, прежде всего,
13
взрывной силой ног. Для развития силы ног в тренировке все чаще и чаще
используют
специальные
прыжковые
упражнения,
отталкивания
и
перекидывания ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями.
Высококвалифицированные баскетболистки имеют в своем арсенале и
активно используют широкий диапазон прыжков. Однако различия в
координационной структуре, различный вклад в отталкивания маховых
движений рук и ног обусловили необходимость различения прыжков с
отталкиванием на одну-две ноги и выбранной позиции (степень участия
сократительного элемента и эластичных мышечных компонентов) позволили
выделить прыжки с места, с шага с разбега.
Прыжки одной ногой с места в баскетболе не выполняются;
значительная
разница
в
степени
участия
в
отталкивании
упругих
компонентов от прыжков с места и бега. Это привело к выбору
промежуточного типа прыжков - с шага. Прыжки с одной ноги с одним
шагом отличаются еще большей нагрузкой на упругие компоненты мышц,
чем прыжок с двух ног. В таких прыжках выражается вклад в отталкивание
маховых
движений
рук
и
ног.
Такие
прыжки
имеют
сложную
координационную структуру. Прыжки в одной ноги с разбегом, а также
прыжки с двух ног выполняются на высокой скорости и являются основными
типами прыжков, используемых в атаке.
Прыжки
с
шага
с
отталкиванием
одной
ногой
применяются
квалифицированными
спортсменами
не
часто,
это
скорее
следствие
ситуации, когда необходимо некоторое смещение во время прыжка и
выполнить
прыжок,
отталкиваясь
двумя
ногами,
не
представляется
возможным.
Прыжки с шага с отталкиванием двумя ногами – один из наиболее
распространённых видов прыжков. В эту категорию относятся прыжки, когда
игрок, получая мяч, меняет постановку одной из ног перед броском или
делает шаг для прыжка толчком двумя ногами в защите. Такие движения
14
перед отталкиванием помогают полнее использовать потенциал упругих
компонентов мышц.
По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе
скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в
которых максимальные силовые усилия, имеющие реактивно-взрывной
характер,
развиваются
в
главном
звене
рывка.
Скоростно-силовые
способности проявляются в различных режимах сокращения мышц и
обеспечивают
быстрое
движение
тела
в
пространстве.
Их
наиболее
распространенным выражением является так называемая «взрывная» сила, то
есть развитие максимальных напряжений в кратчайшие сроки - скачок.
Таким образом, прыжковая способность является одним из основных
специфических
двигательных
качеств,
который
определяет
скорость
движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание,
тем выше начальная скорость взлета.
Чтобы выполнить прыжок, вы должны обладать высоким уровнем
ловкости, что особенно необходимо в фазе прыжка. Кроме того, чтобы
эффективно выполнять прыжок, как по высоте, так и по длине, необходимо
иметь хорошие скоростные качества, а также силу [24].
Прыжок - главный элемент баскетбола. Чем выше этот показатель у
баскетболистки, тем больше она полезнее для всей команды. Прыжки
используются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой
в различных игровых ситуациях.
Результат в прыжке в длину с места и прыжке вверх толчком двумя
ногами тесно взаимосвязаны, эти тесты идентичны, поэтому обычно
выбирают
один
из
них,
более
схожий
по
структуре
движений
с
соревновательной деятельностью. В литературе имеются данные, что
показатели прыгучести в прыжках с места и разбега не имеют тесной
взаимосвязи. Слабая взаимосвязь между результатами в прыжках вверх с
разбега толчком одной ногой и двумя ногами с одной стороны и
результатами в прыжке вверх толчком двумя ногами с махом руками, с
15
другой. Между результатами в прыжках в высоту с толчком одной или двумя
ногами определена тесная взаимосвязанность. Очевидно, это объясняется
различным участием в реализации прыжков с места и разбега сократительного
элемента и упругих компонентов мышц [12].
Однако с позиций участия в осуществлении прыжков сократительного
элемента
и
упругих
компонентов
мышц
прыжковая
деятельность
баскетболисток является мало изученной.
Все
методы
воспитания
прыгучести
у
баскетболисток
должны
способствовать
развитию
комплекса
физических
качеств,
которые,
в
конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению
мощности толчка, специального двигательного навыка. Главные методы
развития прыгучести:
1.
метод
повторного
выполнения
упражнения:
(определенное
количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между
подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное
восстановление работоспособности спортсменки. Этот метод для развития
скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на
определенные группы мышц человека [39].
Продолжительность
интервалов
отдыха
определяется
двумя
физиологическими процессами:
1)
изменение возбудимости центральной нервной системы;
2)
восстановление
показателей
вегетативной
системы
(пульс,
давление), связанных с восстановлением дыхания, затратой кислородного
долга.
Интервалы отдыха должны быть не долгими, чтобы возбудимость
центральной нервной системы не успевала сильно понизиться, с другой
стороны длинными, чтобы организм мог восстановиться для последующей
работы. При применении повторного метода тренирующее воздействие на
организм обеспечивают в период утомлений после каждого повторения. Этот
метод помогает точно дозировать нагрузку, укреплять опорно-мышечный
16
аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую систему и дыхательную
систему. При таком методе уровень прыгучести повышается на 25-35% [14].
2. Интервальный метод. Этот метод похож с повторным методом. Но
если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется
исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим
тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха
3. Игровой метод развтия прыгучести. Однако этот метод обладает
существенным недостатком – ограничены дозировки нагрузок. Спортсменка
больше
применяет
это
качество,
чем
его
развивает.
Конечно,
есть
определенная нагрузка и игроки ее получают, если он активно борется под
кольцом, выпрыгивая вертикально вверх за мячом, который отскакивает
после совершенного броска по кольцу другим игроком. И если игрок часто
использует броски в прыжке. Значит, этот метод зависит от спортсмена – на
сколько он активно он учавствует в игре.
В заключительное период используется способ преподавания скачкам,
именуемый способом кольцевой занятия, что возможно осуществлять
согласно способу вторичных процедур. Способ кольцевой занятия проявляет
единое влияние в разнообразные категории мускул. Процедуры выбираются
подобным способом, для того чтобы любая дальнейшая ряд содержала
новейшую мускульную категорию, дозволяющую существенно повысить
размер деятельность присутствие точном чередовании деятельность и
развлечений.
Данный
порядок
гарантирует
существенное
повышение
многофункциональных
способностей
респирационной,
кровеносной
и
энергетической концепций размена. Однако в различие с вторичного
способа, районные влияния в конкретные категории мускул тут урезаны [38].
Для развития способностей баскетболистов к прыжкам наиболее
эффективными являются динамические упражнения, выполняемые с малыми
весами. Эти упражнения больше подходят для уже возрастных спортсменов.
Необходимо постоянно помнить, что способность спортсмена к прыжкам
улучшается
только
тогда,
когда
его
сила
и
скорость
улучшаются
17
одновременно во время тренировки. Следовательно, необходимо развивать
силу мышц-разгибателей (бедра, ноги, ступни), которые участвуют в
выполнении
прыжка.
Силовые
упражнения
должны
предшествовать
скоростной силе. Прыжковые упражнения и особенно прыжки после
прыжков в глубину очень эффективны для улучшения скорости бега.
Некоторые исследователи, в основном иностранные, считают, что высота
вертикального
прыжка
описывает
общую
силовую
тренировку
баскетболиста [16].
Также для развития скоростно-силовых способностей используют
упражнения
с
преодолением
веса
собственного
тела
и
с
внешним
отягощением (метание набивного мяча).
Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-
силовых качеств, условно можно разделить на два типа:
1. Упражнения преимущественного скоростного характера.
2. Упражнения преимущественного силового характера.
Упражнения с отягощениями могут быть либо постоянными, либо
меняющимися.
При
целенаправленном
развитии
скоростно-силовых
способностей
необходимо
руководствоваться
методическим
правилом:
упражнения, нужно выполнять с максимальным возможным темпом [11].
Сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности
икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов. Развивая
прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать
его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. Рекомендуют
ежедневно утром уделять не менее 5 минут укреплению ахиллового
сухожилия
и
голеностопных
суставов.
Рекомендуются
простые,
но
эффективные упражнения.
Полезно
сгибать
ноги
с
помощью
амортизации,
при
этом
сотягощениями
или
преодолевая
сопротивление
партнера.
Хорошо
пользоваться медицинскими мячами - катать их ногами. Можно ходить и
прыгать на носках с грузом в руках или на плече. Эффективен для
18
укрепления ног и прыжков на песке, прыжков со скакалкой, прыжков через
барьеры. Для скручивания коленного сустава (ноги вместе) и вращения колен
30-40 раз в обоих направлениях полезны. Кроме того, рекомендуется сгибать
ноги в коленном суставе с отягощениями, выпрыгивать с отягощениями,
ходить на полусогнутых ногах со штангой - в приседаниях, в полусседаниях
с поворотами на каждом шаге. Техника подготовки к прыжкам изменилась
из-за ускорения всех этапов игры. Прыжки с низкой баскетбольной стойки не
приносят успеха: игрок тратит время на сгибание и вытягивание ног в
коленном суставе, а мяч получает противник с более «заряженной» ногой и
менее согнутыми в коленных суставах ногами.
Эффективным для укрепления стопы и голени прыжки на песке, со
скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах. Для
коленного сустава полезны твистовые упражнения и вращение коленного
сустава по 25-30 раз в обе стороны. Кроме того, рекомендуется сгибание ног
в коленном суставе с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со
штангой – в приседе, полуприседе с поворотом на каждый шаг.
19
ГЛАВАII. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
В ходе работы нами применялись следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогический эксперимент.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Педагогическое тестирование.
5. Математическая статистика.
1. Анализ научно-методической литературы проводился с целью
изучения состояния вопроса в научно-методической литературе. В процессе
изучения литературы по подготовке баскетболисток особое внимание
уделялось вопросам методики развития прыгучести. Результаты анализа
научно-методической литературы послужили теоретической предпосылкой
для проведения нашего исследования.
2. Педагогический эксперимент проводился с целью выявления
эффективности разработанных комплексов упражнений, направленных на
развитие прыгучести у баскетболисток 15-16 лет. Исследования проводились
на базе МБУ СШ «УНИКС-ЮНИОР» г. Казани,
где проходил учебно-
тренировочный
процесс
баскетбольных
команд
девушек
учебно-
тренировочной группы 5 года обучения.
Всего в исследовании приняло
участие 24 баскетболистки, по 12 девушек в экспериментальной и
контрольной группе. В экспериментальной группе учебно-тренировочный
процесс
проводился
с
внедрением,
разработанных
нами
комплексов
упражнений. Эффективность разработанных нами комплексов упражнений
определялась путем сравнения результатов исследования с контрольной
группой, где тренировочные занятия по баскетболу проводились по
общепринятой методике.
20
3. Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью
баскетболисток проводились на соревнованиях города Казани, в процессе
товарищеских
матчей,
что
позволило
сделать
сравнительный
анализ
рассматриваемых показателей. В результате педагогического наблюдения в
нападении баскетболистки используют чаще броски после отталкивания с
двух ног (65%), чем броски после отталкивания одной ногой (35%), что
говорит о более частом использовании броска с дистанции, чем прохода. Но
эффективность бросков после отталкивания одной ногой выше (60%). Это
объясняется близкой дистанцией броска, а также атакой после обыгрыша
защитника или на пустое кольцо. Попадания после отталкивания с двух ног
имеют меньшую эффективность (25%), так как, выполняются, как правило,
со средней и дальней дистанциях. В защите баскетболистки чаще используют
для накрывания прыжки толчком двух ног (70%), так как игрок имеет
большую устойчивость, чем прыжки после отталкивания с одной ноги. При
этом, эффективность накрываний после отталкивания с двух ног (15%) и
накрывания после отталкивания с одной ноги (10%) низкая в обоих случаях,
что характеризуется большим арсеналом и высоким уровнем мастерства
нападающих.
4. Метод педагогического тестирования использовался с целью
контроля за развитием прыгучести у баскетболисток 15-16 лет. На основе
изучения специальной литературы было выяснено, что для подготовки
спортсменов в видах спорта, где прыгучесть – одно из ведущих качеств,
предлагается
ряд
тестов,
использование
которых
в
совокупности
обеспечивает получение информативных данных.
Нами использовались следующие контрольные испытания:
1) «Выпрыгивание вверх с места толчком двумя ногами со взмахом
рук» – измеряется высота выпрыгивания следующим образом: на стену
крепится бумажная лента с разметкой от основания (0 см) до верхней точки
(350 см) с точностью до 1 см. Занимающийся становится боком к разметке в
основной стойке и по сигналу тренера выполняет прыжок в высоту с
21
касанием
разметки
на
максимальной
высоте.
Оценивается
высота
выпрыгивания (см);
2) «Выпрыгивание вверх с одного шага толчком одной ногой» – стоя
боком к разметке, прикрепленной к стене, испытуемый делает шаг вперед и
выполняет прыжок вверх с сильным взмахом рук, касаясь разметки рукой в
наивысшей точке. Оценивается высота выпрыгивания (см);
3) «Прыжок в длину с места» – на полу вдоль границы баскетбольной
площадки крепится бумажная (или из плотной ткани) лента длиной 300 см. с
разметкой через каждый сантиметр. Занимающийся становится у начала
разметки и по команде тренера выполняет прыжок вперед толчком двумя
ногами со взмахом рук. Дальность выпрыгивания оценивается с точностью
до 1 см (см) [32].
Тестирование проводилось в начале и в конце педагогического
эксперимента, что позволило проследить прирост показателей развития
прыгучести баскетболисток 15–16 лет в экспериментальной и контрольной
группах.
5. Метод математической статистики был использован для проведения
сравнительного анализа. Для этого определялись следующие величины:
1) средний арифметический результат в группе;
2) разница в показателях до и после педагогического эксперимента;
3) вычисление процентных изменений.
2.2. Организация исследования
Исследования проводились на базе МБУ СШ «УНИКС-ЮНИОР» г.
Казани где проходил учебно-тренировочный процесс баскетбольных команд
девушек 15-16 лет учебно- тренировочной группы 5 года обучения. Всего в
исследовании приняло участие 24 баскетболистки. По 12 девушек в
экспериментальной и контрольной группе. В экспериментальной группе
учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанных
22
нами комплексов упражнений. В контрольной группе учебно-тренировочный
процесс проводился по программе спортивной школы. Девушки имеют 1-ый
и 2-ой разряд взрослый разряд.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (август-октябрь 2018 года) включал анализ научной и
методической литературы: определение объекта и предмета исследования,
его цели и задач, формулирование гипотезы. В процессе исследования
определялась частота и эффективность применения игровых действий в
нападении и защите, структурно связанных с проявлением прыгучести. На
основе
изученных
материалов
разработаны
комплексы
упражнений,
направленные на развитие прыгучести в процессе физической подготовки
баскетболисток,
спланировано
проведение
контрольных
испытаний,
педагогического наблюдения и педагогического эксперимента.
Второй этап включал в себя период с ноября 2018 по февраль 2019года.
На этом этапе осуществлялся педагогический эксперимент по внедрению в
учебно-тренировочный
процесс
экспериментальных
комплексов
упражнений, направленных на развитие прыгучести у баскетболисток 15 – 16
лет.
На третьем этапе (март –апрель 2019 г.) проводилась обработка
полученных
данных
методом
математической
статистики,
анализ
и
обобщение
полученных
результатов,
осуществлялись
написание
и
оформление выпускной квалификационной работы.
23
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Исходные показатели развития прыгучести баскетболисток 15-16 лет
В начале нашего исследования нами оценивался исходные показатели
прыгучести баскетболисток с помощью тестов. Результаты тестирования
представлены в таблице 1.
Таблица 1
Исходные показатели прыгучести баскетболисток 15-16 лет
экспериментальной и контрольной групп
Примечание: I – экспериментальная группа, II – контрольная группа, Х
– среднее значение, Sх – стандартная ошибка среднего значения.
№ п/п
Выпрыгивания
с места
толчком двумя
ногами со
взмахом рук,
см
Выпрыгивания
вверх с одного
шага толчком
одной ногой,
см
Прыжок в
длину с места,
см
I
II
I
II
I
II
1.
41
40
52
51
179
177
2.
38
37
51
49
170
168
3.
42
39
53
47
186
160
4.
40
42
54
54
184
177
5.
37
40
49
53
165
175
6.
46
39
55
47
189
170
7.
41
38
51
49
180
168
8.
35
41
47
55
171
180
9.
44
36
52
51
187
169
10.
40
45
50
57
178
191
11.
42
41
54
54
187
180
12.
41
40
53
51
184
177
Х
40,5
39,8
51,7
51,5
180
174,3
Разница,
%
1,72
0,38
3,27
Sх
2,97
2,37
2,30
3,18
7,73
7,96
24
В контрольной группе среднее значение в тесте «Выпрыгивание с
места толчком двумя ногами со взмахом рук» – 39,8±2,37см, а в
экспериментальной группе – 40,5±2,97см. Разница между результатами в
группах равна 1,72%. В тесте «Выпрыгивание вверх с одного шага толчком
одной ногой» в контрольной группе среднее значение 51,5±3,18см, а в
экспериментальной группе 51,7±2,3см. Разница между результатами в
группах равна 0,38%. В тесте «Прыжок в длину с места» в контрольной
группе среднее значение в контрольной группе 174,3±7,96 см, а в
экспериментальной группе 180 ± 7,73 см. Разница между результатами групп
3,27%.
Таким
образом,
средние
показатели
прыгучести
баскетболисток
контрольной и экспериментальной групп на первом этапе исследования
практически не отличаются, что указывает на однородность групп.
3.2. Комплексы упражнений для развития прыгучести баскетболисток 15-16
лет
На основе изучения научно-методической литературы и собственного
опыта были разработаны комплексы упражнений для развития прыгучести у
баскетболисток 15 – 16 лет.
Отличительными особенностями комплексов упражнений развития
прыгучести стали:
1. Применение упражнений высокой интенсивности (ЧСС 180-190
уд/мин); интенсивность нагрузки определялась количеством прыжков за
единицу времени, количеством пробегаемых отрезков за единицу времени,
количеством повторений в серии. Контроль за воздействием нагрузки
осуществляется по ЧСС: работа в диапазоне ЧСС от 180 до 190 уд/мин в
зависимости от поддерживающего или развивающего характера задач,
соответствующих индивидуальным особенностям спортсмена и периоду
25
годичного цикла тренировки. Интервалы отдыха между упражнениями – 1
минута до 3 минут, между сериями – от 3 минут до 5 минут.
2. Занятия
плиометрией
предусматривают
выполнение
целого
комплекса упражнений, начиная с развития абсолютной силы мышц и
выполнения программ по растягиванию как в целях улучшения эластичности
мышц, так и в целях подготовки к тренировке. Плиометрические упражнения
являются важным видом тренировки, поскольку, повторяя все основные
баскетбольные движения, вырабатывают правильную технику, а еще
тренируют нейромышечную систему.
3.
Прыжковые упражнения планировались на начало тренировки, так
как в противном случае утомление мышц вызовет отрицательный эффект.
4.
Периодичность занятий с использованием предложенных нами
комплексов: два раза в неделю в середине (2-ий день) и в конце (5-день)
микроцикла.
Основные
методы
выполнения
упражнений
–
повторный,
соревновательный. Основное условие гибкого и эффективного управления
тренировочным процессом – постоянный мониторинг состояния всех его
компонентов, а именно: учет и анализ всей проделанной спортсменом работы
и контроль за его состоянием (реакцией на тренировочную работу).
Все упражнения были разделены по индексу интенсивности:
от
умеренно
высокой
до высокой.
Продолжительность: каждый из
4-х
комплексов упражнений применялся на протяжении 4-х микроциклов в
последовательности отраженной в табл. 2, 3.
Таблица 2
График выполнения комплексов 1 и 2
Ноябрь 2018 г.
Декабрь 2018 г.
Неделя
Комплекс
упражнений
1
2
3
4
5
6
7
8
Комплекс
упражнений 1
2, 5
день
2, 5
день
2, 5
день
2, 5
день
26
Комплекс
упражнений 2
2, 5
день
2, 5
день
2, 5
день
2, 5
день
Таблица 3
График выполнения комплексов 3 и 4
Январь 2019 г.
Февраль 2019 г.
Неделя
Комплекс
упражнений
9
10
11
12
13
14
15
16
Комплекс
упражнений 3
2, 5
день
2, 5
день
2, 5
день
2, 5
день
Комплекс
упражнений 4
2, 5
день
2, 5
день
2, 5
день
2, 5
день
По
результатам
педагогического
наблюдения
были
разработаны
комплексы упражнений. Основу прыжковой подготовки составили четыре
комплекса упражнений (табл. 4-7):
Таблица 4
Комплекс упражнений 1, направленный на развитие прыжков толчком с
одной ноги
Упражнение
Микроцикл
№1
Микроцикл
№2
Микроцикл
№3
Микроцикл
№4
Приме-
чание
4 точки
2х10 раз
(каждой
ногой)
2х10 раз
(каждой
ногой)
2х10 раз
(каждой
ногой)
2х10 раз
(каждой
ногой)
отдых 1
мин.
Прыжки
на
одной ноге
2х20 м.
(каждой
ногой)
2х20 м.
(каждой
ногой)
2х20 м.
(каждой
ногой)
2х20 м
(каждой
ногой)
отдых 2
мин.
Выпрыгива-
ния
махом
ноги
2х20 м.
(каждой
ногой)
2х20 м.
(каждой
ногой)
3х20 м.
(каждой
ногой)
3х20 м.
(каждой
ногой)
отдых 2
мин.
Выпрыгива-
3х6 раз
4х6 раз
4х6 раз
4х6 раз
отдых 2
27
ния
в
положение
выпада
(каждой
ногой)
(каждой
ногой)
(каждой
ногой)
(каждой
ногой)
мин.
Прыжок
на
1-2-3
3х7 раз
4х8 раз
4х8 раз
4х8 раз
отдых 2
мин.
Комплекс упражнений №1
Упражнение 1.
4 точки –4 точки, являющиеся вершинами квадрата со
стороной примерно 45-60 см. Игрок начинает с 1, потом на 2, 3, 4 и снова на
1, далее прыгать уже спиной обратно с 1 на 4, потом на 3, 2 и снова на 1. Это
одно повторение.
Упражнение 2.
Прыжки на одной ноге – игрок встает на линию
старта и по сигналу начинает прыгать на одной ноге до линии финиша с
максимальной скоростью прыжка, слегка сгибания ногу в коленном суставе.
Это упражнение, ко всему прочему, увеличивает скорость бега.
Упражнение 3.
Выпрыгивания махом ноги – Игрок встает на линию
старта и по сигналу начинает прыгать с одной ноги приземляясь на другую
ногу, акцентируя внимание на мощный вынос маховой ноги вертикально
вверх и мощный толчок опорной ногой.
Упражнение 4.
Выпрыгивания в положение выпада – из положения
приседа игрок выпрыгивает вверх. Во время прыжка выносит одну ногу
вперед, приняв положение выпада. Затем выполняет прыжок из положения
выпада, и приземляется в исходное положение. Упражнение выполняется
сперва на одну ногу, затем на другую.
Упражнение 5.
Прыжок на 1-2-3 – упражнение, требующее хорошо
выдержанного
ритма.
Игрок
делает
два
коротких
шага
и
прыгает
максимально высоко. Как только игрок приземлился, повторить упражнение
на другую ногу.
28
Таблица 5
Комплекс упражнений 2, направленный на развитие прыжков толчком двумя
ногами
Упражнение
Микроцикл
№1
Микроцикл
№2
Микроцикл
№3
Микроцикл
№4
Приме-
чание
Подскоки с
двух ног
2х25 м.
3х25 м.
3х25 м.
3х25 м.
отдых
2 мин.
Прыжки с
подтягиваем
колен к
груди
2х15 раз
2х12 раз
2х10 раз
2х8 раз
отдых
2 мин.
Прыжки из
стороны в
сторону
4х6 раз
4х8 раз
5х8 раз
5х8 раз
отдых
2 мин.
Прыжки из
положения
полуприседа
3х5 раз
3х7 раз
4х7 раз
4х7 раз
отдых
3 мин.
Комплекс упражнений №2
Упражнение 1. Подскоки с двух ног – Игрок встает на линию старта.
Ноги слегка согнуты на ширине плеч. По сигналу начинает делать прыжки
на, помогает себе маховым движением рук. Выпрыгнуть вертикально вверх с
двух ног, за счет работы голеностопов. Прыгать сразу после приземления.
Упражнение 2. Прыжки с подтягиваем колен к груди – из положения
стоя, ноги на ширине плеч, слегка согнуты игрок делает прыжок как можно
29
выше. В момент прыжка постараться коснуться своими коленами до груди.
Перед приземлением выпрямите ноги в исходное положение.
Упражнение 3. Прыжки из стороны в сторону –Игрок из положения
баскетбольной стойки выполняет прыжок с двух ног максимально вверх и в
сторону,
за
счет
работы
голеностопных
суставов.
Приземлившись,
выпрыгивает в другую сторону.
Упражнение 4. Прыжки из положения полуприседа – игрок принимает
положение приседа примерно на ¼ амплитуды (угол сгибания между
голенью и бедром 135
о
). Делает мощные выпрыгивания, при приземлении
принять исходное положение.
Таблица 6
Комплекс упражнений 3, включающий в себя плиометрические упражнения
Упражнение
Микроцикл
№1
Микроцикл
№2
Микроцикл
№3
Микроцикл
№4
Приме-
чание
Выпрыгива-
ния с махом
ноги
2х25 м.
3х25 м
3х25 м
4х25 м
отдых
2 мин.
Тройной
прыжок
2х4 раз
2х5 раз
2х5 раз
3х5 раз
отдых
90 с.
Поперемен-
ные
выпрыгива-
ния из
положения
выпада
3х10 раз
5х8 раз
5х8 раз
5х10 раз
Отдых
2 мин.
Спрыгивания
с тумбы с
3х8 раз
3х8 раз
4х6 раз
4х6 раз
2 мин.
отдых.
30
последую-
щим
прыжком
Высота
тумбы
20 – 25
см.
Комплекс упражнений №3
Упражнение1. Выпрыгивания с махом ноги – игрок встает на линию
старта и по сигналу начинает прыгать с одной ноги на другую, акцентируя
внимание на мощный вынос маховой ноги вертикально вверх и мощный
толчок опорной ногой.
Упражнение2. Тройной прыжок – ноги были на ширине плеч, слегка
согнуты. Игрок делает присед и из этого положения прыгает в длину и
высоту одновременно. Приземляется на одну ногу и, совершив толчок этой
ногой, прыгает снова. Затем в момент прыжка меняет ногу, и приземляется
на нее и выполняет прыжок с этой ноги, приземляется в исходное положение.
Это и будет одно повторение.
Упражнение3. Попеременные выпрыгивания из положения выпада – из
положения выпада игрок отталкивается обеими ногами и выполняет прыжок.
Во время прыжка меняет ноги местами, и приземляется в той же позиции
выпада, но уже с другим расположением ног. Сразу после приземления сразу
повторить прыжок.
Упражнение 4. Спрыгивания с тумбы с последующим прыжком–
использовать очень невысокий ящик, высотой 15 – 25 см. Стоя на ящике в
положении ноги слегка согнуты, стопы на ширине плеч, спрыгнуть с ящика и
тут же выпрыгнуть вверх на максимальную высоту с минимальным временем
соприкосновения с полом.
Таблица 7
Комплекс упражнений 4, включающий в себя комплексное воздействие
Упражнение
Микроцикл
Микроцикл
Микроцикл
Микроцикл
Приме-
31
№1
№2
№3
№4
чание
Прыжки на
одной ноге
4х20 м.
(каждой
ногой)
4х20 м.
(каждой
ногой)
4х20 м.
(каждой
ногой)
4х25 м.
(каждой
ногой)
отдых
2 мин.
Спрыгивания
с тумбы с
поворотом на
180°
4х6 раз
4х6 раз
4х8 раз
4х8 раз
отдых
2 мин.
Высота
тумбы
20-25
см
Поочередные
отталкивания
от
платформы
со сменой
ног
4х16 раз
4х18 раз
4х20 раз
4х20 раз
отдых
2 мин.
Высота
тумбы
20-25
см
Приседания
4х8 раз
4х8 раз
4х10 раз
4х10 раз
отдых
2 мин.
Комплекс упражнений №4
Упражнение1. Прыжки на одной ноге – игрок встает на линию старта и
по сигналу начинает прыгать на одной ноге до линии финиша с
максимальной скоростью прыжка, слегка сгибания ногу в коленном суставе.
Это упражнение, ко всему прочему, увеличивает скорость бега.
Упражнение2. Спрыгивания с тумбы с поворотом на 180° – стоя у
переднего
края
тумбы.
Сделать
шаг,
спрыгнуть
с
тумбы
на
пол.
Приземлившись на пол, на две ноги, сразу же, максимально мощно
выпрыгнуть вверх, сделав в воздухе поворот на 180°. Приземлиться на две
ноги. Приземление на пол должно быть мягким.
32
Упражнение 3. Поочередные отталкивания от платформы со сменой
ног
–
стоя на полу перед тумбой, поставить правую ногу на тумбу, пятка
располагается у края тумбы. Оттолкнуться ногой, расположенной на тумбе
максимально высоко. Находясь в воздухе поменять ногу. Приземлившись,
сразу оттолкнуться другой ногой. Продолжить выполнение, чередуя ноги.
Упражнение 4. Приседания – ноги на ширине плеч, носки слегка
развернуты, руки соединены в замке за головой. При выполнении приседания
пятки от пола не отрывать, спина ровная, слегка наклонена вперед.
3.3. Показатели прыгучести баскетболисток 15-16 лет экспериментальной и
контрольной групп в конце эксперимента
В
течение
четырех
месяцев,
в
учебно-тренировочном
процессе
экспериментальной группы применялись разработанные нами комплексы
упражнений.
Изменение
показателей
прыгучести
в
контрольной
и
экспериментальной группах представлено в таблице 8.
Как
показывают
результаты
в
обеих
группах
наблюдается
положительная динамика двигательных качеств за период занятий. Однако,
выявлены различия в темпах прироста некоторых показателей в исследуемых
группах.
Таблица 8
Показатели развития прыгучести баскетболисток 15-16 лет в конце
эксперимента
33
Примечание: I – экспериментальная группа, II – контрольная группа, Х
– среднее значение, Sх – стандартная ошибка среднего значения.
В тесте «выпрыгивание вверх с места толчком двумя ногами со
взмахом рук» среднее значение в контрольной группе 41,3±2см, а в
экспериментальной группе 43±2,9 см. В тесте «выпрыгивание вверх с одного
шага толчком одной ногой» среднее значение в контрольной группе 53,2±2,9
см, в экспериментальной группе 54,6±2,1см. Наибольшая разница в в тесте
«прыжок в длину с места» среднее значение в контрольной группе 176,8±7,67
см, а в экспериментальной группе 184,4±6,7см.
Разница результатов между контрольной и экспериментальной групп
существенно увеличилась: в тесте «выпрыгивание вверх с места толчком
двумя ногами со взмахом рук» разница 3,95%, в тесте «выпрыгивание вверх с
одного шага толчком одной ногой» 2,57%, в тесте «прыжок в длину с места»
№ п/п
Выпрыгивание
вверх с места
толчком двумя
ногами со
взмахом рук,
см
Выпрыгивание
вверх с одного
шага толчком
одной ногой,
см
Прыжок в
длину с места,
см
I
II
I
II
I
II
1
44
42
55
52
185
180
2
42
38
54
51
177
172
3
43
40
56
48
191
165
4
45
42
57
54
184
179
5
41
41
51
54
170
177
6
47
42
57
50
191
172
7
43
40
54
52
185
171
8
37
42
51
57
178
181
9
48
39
56
54
189
170
10
42
46
53
58
182
194
11
41
41
55
56
192
182
12
43
42
56
52
189
178
Х
43,0
41,3
54,6
53,2
184,4
176,8
Разница,
%
3,95
2,57
4,12
Sх
2,9
2,0
2,1
2,9
6,7
7,67
34
4,12%.
Для более наглядного восприятия результатов исследования, нами
вычислен
прирост
показателей
прыгучести
в
экспериментальной
и
контрольной группе в процентах. Результаты вычислений представлены в
таблице 9.
Таблица 9
Прирост уровня развития прыгучести баскетболисток 15-16 лет в
экспериментальной и контрольной группах в процессе педагогического
эксперимента
ТЕСТЫ
Прирост, %
Экспериментальна
я
группа
Контрольная
группа
1. Выпрыгивание вверх с места
толчком двумя ногами со взмахом
рук
5,8
3,7
2. Выпрыгивание вверх с одного
шага толчком одной ногой
5,3
3,1
3. Прыжок в длину с места
2,3
1,2
35
0
2
4
6
5,8
5,3
2,3
3,7
3,1
1,2
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Рис.1. Прирост показателей прыгучести баскетболисток 15 – 16 лет в
экспериментальной и контрольной группах за время педагогического
эксперимента, %
Результаты исследований позволяют констатировать более высокий
прирост
прыгучести
в
экспериментальной
группе,
по
сравнению
с
контрольной группой. По всем трем тестам в экспериментальной группе мы
наблюдаем больший прирост показателей прыгучести, чем в контрольной
группе– в тесте «Выпрыгивание вверх с места толчком двумя ногами со
взмахом рук» на 5,8%, в тесте «Выпрыгивание вверх с одного шага толчком
одной ногой» на 5,3%, в тесте «Прыжок в длину с места» на 2,3%. В
контрольной группе прирост показателей прыгучести значительно ниже.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента доказывают
эффективность использования предложенных нами комплексов упражнений
на развитие прыгучести в процессе физической подготовки баскетболисток
15 – 16 лет.
36
ВЫВОДЫ
1. По итогам анализа научно-методической литературы определено, что
специфическими особенностями прыгучести являются: взрывная сила,
быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально
короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно
большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь
скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и
сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости
мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации
волевых усилий. Для развития прыгучести баскетболисток используют
упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые
упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с
отягощениями, выполняемые с максимальной интенсивностью.
2.
В
начале
нашего
эксперимента
были
выявлены
показатели
прыгучести баскетболисток 15-16 лет экспериментальной и контрольной
37
групп В контрольной группе среднее значение в тесте «Выпрыгивание с
места толчком двумя ногами со взмахом рук» – 39,8±2,37см, а в
экспериментальной группе – 40,5±2,97см. Разница между результатами в
группах равна 1,72%. В тесте «Выпрыгивание вверх с одного шага толчком
одной ногой» в контрольной группе среднее значение 51,5±3,18см, а в
экспериментальной группе 51,7±2,3см. Разница между результатами в
группах равна 0,38%. В тесте «Прыжок в длину с места» в контрольной
группе среднее значение в контрольной группе 174,3±7,96 см, а в
экспериментальной группе 180 ± 7,73 см. Разница между результатами групп
3,27%. Показали прыгучести до начала эксперимента примерно равные.
3.
На
основании
анализа
научно-методической
литературы
и
педагогических
наблюдений
нами
были
разработаны
4
комплекса
упражнений. Каждый комплекс упражнений имел свою направленность:
комплекс упражнений 1, направленный на развитие прыжков толчком одной
ноги; комплекс упражнений 2, направленный на развитие прыжков толчком
двумя
ногами;
комплекс
упражнений
3,
включающий
в
себя
плиометрические упражнения; комплекс упражнений 4, включающий в себя
комплексное воздействие. Все комплексы упражнений выполнялись по 4
микроцикла и имели разный объем нагрузки. Упражнения выполнялись 2
раза в микроцикл по 15-20 минут в начале основной части занятия.
Комплексы упражнений выполняются по 2 раза в микроцикл во 2 и 5 день
микроцикла.
4. По результатам всех тестов в контрольной группе прирост наиболее
существенный, что говорит об эффективности внедренных комплексов
упражнений.
По всем трем тестам в экспериментальной группе мы
наблюдаем достоверное улучшение:
в тесте «
выпрыгивание вверх с места
толчком двумя ногами со взмахом рук» среднее значение в контрольной
группе 41,3±2см, а в экспериментальной группе 43±2,9 см. В тесте
«выпрыгивание вверх с одного шага толчком одной ногой» среднее значение
в контрольной группе 53,2±2,9 см, в экспериментальной группе 54,6±2,1см.
38
Наибольшая разница в в тесте «прыжок в длину с места» среднее значение в
контрольной
группе
176,8±7,67
см,
а
в
экспериментальной
группе
184,4±6,7см. Разница результатов между контрольной и экспериментальной
групп существенно увеличилась: в тесте «выпрыгивание вверх с места
толчком
двумя
ногами
со
взмахом
рук»
разница
3,95%,
в
тесте
«выпрыгивание вверх с одного шага толчком одной ногой» 2,57%, в тесте
«прыжок в длину с места» 4,12%.
В экспериментальной группе мы
наблюдаем больший прирост показателей прыгучести, чем в контрольной
группе. В тесте «Выпрыгивание вверх с места толчком двумя ногами со
взмахом рук» на 5,8%, в тесте «Выпрыгивание вверх с одного шага толчком
одной ногой» на 5,3%, в тесте «Прыжок в длину с места» на 2,3%. В
контрольной группе прирост показателей прыгучести значительно ниже.
Результаты исследований позволяют констатировать более высокий прирост
прыгучести в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной
группой.
39
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Для
определения
эффективности
комплекса
упражнений
направленного на развитие прыгучести у баскетболисток следует регулярно
проводить контрольные тестирования. Тесты должны включать в себя
упражнения, показывающие развитие эластичности мышц ног; упражнения,
показывающие развитие силы мышц ног; упражнения, показывающие
развитие быстроты мышечных сокращений; упражнения, показывающие с
технику прыжков; упражнения, показывающие прыжковую выносливость.
2. Упражнения, направленные на развитие прыгучести, относительно
быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой
мышечной работы и даёт малый эффект при наступлении утомления,
поэтому
при
развитии
прыгучести
используют
интервалы
отдыха,
достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения
стараются выполнить, когда нет значительных следов утомления от
предшествующей
нагрузки.
В
тренировочном
процессе
спортсменок
рекомендуется использовать повторный метод, поскольку этот метод
позволяет точно дозировать нагрузку. Упражнения выполняются через
определенные интервалы отдыха (2-3 мин), в течение которых происходит
достаточное восстановление работоспособности спортсменок.
3. Для развития прыгучести баскетболисток в тренировочном процессе
рекомендуется использовать такие средства, как: прыжки на двух и на одной
ноге,
прыжки
в
глубину,
многоскоки,
спрыгивание-запрыгивание
на
возвышение, прыжки с использованием утяжелений, плиометрические
упражнения.
Чтобы
достичь
наибольшей
эффективности,
необходимо
чередование нагрузок и отдыха, которые целесообразно применять два раза в
неделю: во второй и пятый день микроцикла.