Автор: Хаустов Виктор Александрович
Должность: учитель
Учебное заведение: Ингольская СОШ филиал МБОУ Ивановской СОШ
Населённый пункт: п.Инголь Шарыповский район Красноярский край
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Художественная обработка древесины"
Раздел: среднее образование
Программа
Художественная обработка древесины
Составитель:учитель технологии
Хаустов Виктор Александрович
п.Инголь
Красноярский край
ВВЕДЕНИЕ
Будущее России - в руках его тружеников. Учитель технологии может
многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми. Времени на это в
школе отводится недостаточно. Выход – дополнительное образование- кружок
«Художественная обработка древесины».
Невольно вспоминается высказывание В.А. Сухомлинского: «Дети любят
труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка –
на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и
овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша».
Задача учителя – не только обучить школьников основным трудовым
навыкам, но и способствовать их комплексному развитию, практической
реализации ими знаний, полученных по основам различных наук, осознанному
формированию профессионального выбора, готовности к самостоятельной
трудовой жизни.
На
кружковых
занятиях
большое
место
занимает
эстетическое
воспитание учащихся, которое позволяет сделать труд источником радости.
Движение за красоту должно начинаться в школе и воплощаться в каждом
деле, в каждой работе. В процессе обучения изготовлению различных
декоративных элементов нужно стараться, чтобы учащиеся добивались
отличного
качества
выполнения
изделия,
чтобы
последние
отличались
красотой. Это достигается правильным выполнением каждой операции.
Учителя технологии раскрывают перед учащимися красоту, целесообразность
изделий, знакомят их с элементами технической эстетики.
В кружке «Резьба по дереву» решаются следующие цели:
1) развитие творческого потенциала и адаптации личности ребенка к
социальной среде в условиях рыночной экономики на основе освоения
технологии народного промысла «Резьба по дереву»;
2) формирование творческого отношения к трудовой деятельности;
3) этноэстетическое воспитание, воспитание благоприятного отношения к
дому и семье.
Решаются следующие задачи:
1) развитие познавательных интересов учащихся (наблюдательности,
творческого воображения, смекалки, самостоятельности);
2) привитие умений и навыков культуры труда;
3)
развитие
творческих
способностей
в
процессе
включения
в
художественную деятельность по изготовлению изделий с использованием
различных видов резьбы по дереву.
Кружок «Резьба по дереву» предназначен для обучения учащихся 5-9
классов. Эффективной организации работы кружка способствует правильный
подбор форм и методов работы с учащимися. С этой целью для обучения
технологии
резьбы
используются
следующие
методы
технологического
образования:
рассказ,
объяснение,
устный
и
письменный
инструктаж,
демонстрация, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения, дизайн –
анализ, метод проектов.
Основное место в освоении учащимися знаний и умений отводится
практическому методу, направленное, прежде всего на непосредственное
познание действительности. Так, на первоначальном этапе обучения могут
применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей
позы, умению держать инструмент, по координации движений. По мере
углубления
учащихся
в
работу
следует
приучать
их
самостоятельно
анализировать ее ход и проводить необходимую корректировку.
Отдельно
следует
сказать
о
проектном
методе,
связанном
с
планированием и осуществлением определенной практической деятельности.
Это чаще всего связано с работой над выбранным самим учащимся изделием.
Для этого потребуются значительные затраты учебного времени, поскольку
предполагает максимум самостоятельности и активности самого школьника. Но
зато приобретаемые при этом знания и умения носят более осознанный
характер.
Основная форма обучения – групповое занятие. Во время занятия
применяются коллективные методы работы. Выбирая форму ведения занятий,
необходимо
учитывать
индивидуальные,
возрастные
особенности
и
способности учащихся, т.к. это дает возможность более эффективно строить
учебный процесс.
Одним из наиболее действенных методов обучения является личный
показ учителем приемов художественной резьбы по дереву. Мастерски
выполненная работа рождает у ребят желание самореализоваться, т. е. самим
создать выразительные изделия. При этом соблюдаются следующие принципы
технологического образования: культуросообразность, природосообразность,
научность,
наглядность,
доступность,
связь
теории
с
практикой,
учет
возрастных и индивидуальных особенностей.
Планирование – основа правильной организации учебно-воспитательного
процесса. С помощью плана определяется логическая последовательность
изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них,
намечается
соотношение
между
объемами
теоретических
сведений
и
практическими работами – лабораторными и учебно-производственными, а
также соответствующие формы и методы обучения. В нем находят отражение
объекты труда, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и
раздаточный материал, используемые на конкретных занятиях.
Начинать занятия резьбой по дереву в системе дополнительного образования нужно с
освоения наиболее простых видов резных работ: контурной и геометрической
(трехгранно-выемчатой). Эти виды художественной обработки дерева не требуют
сложных инструментов и труднодоступных материалов. Резную композицию
практически можно выполнить одним косым ножом на любой из лиственных
пород, а в геометрической резьбе и на всех хвойных породах. Несмотря на
простоту исполнения, контурная и геометрическая резьба обладают высокими
эстетическими качествами. Эти виды резьбы выглядят весьма эффектно, их
элементы позволяют создавать целые ряды разнообразнейших узоров, что
способствует развитию творческого воображения детей, а интересная творческая
работа помогает школьникам приобрести определенные умения и навыки. Знания
и навыки, полученные в течение первого года занятий, дают возможность детям на
втором году успешно справляться с более сложным видом работ: заоваленной
резьбой с подушечным и подобранном фоном, а на третьем году – и с
рельефной резьбой.
В контурной резьбе узор передается углубленными линиями различной
ширины, глубины и формы очертаний. Для исполнения углубленных линий в
резьбе применяются разные инструменты: полукруглые стамески, штихеля,
профильные резцы, косой нож. Рекомендуется для работы в этой технике
именно косой нож.
Внешне эта резьба кажется удивительно простой, однако качественно
выполнить ее можно, лишь освоив ряд профессиональных приемов. Контурная резьба
хорошо сочетается с другими видами плоскорельефной резьбы: геометрической,
ногтевидной, заоваленной. В этой технике могут быть выполнены геометрические и
растительные орнаменты, анималистические изображения. Например, на прялках
контурной резьбой в сочетании с ногтевидными прорезками народные мастера
передавали даже бытовые и жанровые сценки: выезды, свидания, танцы, чаепитие.
Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, береза,
ольха. Хвойные породы здесь практически не применяются из-за активно
выраженной текстуры древесины и из-за различной твердости составных частей
годичного кольца, мешающей плавному движению резца.
Во втором году обучения занимаются изучением заоваленной резьбы.
Особенностями заоваленной резьбы знакомятся на основе кудринской резьбы.
Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные
гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — закругленных. Они
сливаются в непрерывный, густой поток, который определяет весь ритм и строй
композиции. В композицию включены и иные изобразительные элементы —
всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы, расположенные между гирляндами.
Мягкость контуров, округлость форм рельефа, богатство светотени, живость
узоров составляют декоративный строй этой резьбы. Он дополняется эффектным
сочетанием сверкающего
полировкой
выпуклого
орнамента
с
матовыми
промежутками углубленных участков.
При освоении этого вида дети не только знакомятся с одной из интереснейших
страниц истории русского народного искусства. В процессе подготовки рисунков
под резьбу они узнают закономерности построения декоративных композиций,
приобретают многие практические навыки. Исполнение резных узоров заставляет
участников кружка проявить такие качества, как упорство и настойчивость, что
позволяет им вырабатывать соответствующие профессиональные навыки. Без этого
нельзя довести до завершения задуманную резную композицию.
Учебно-творческий процесс создания резных изделий в технике заоваленной
резьбы
—
эффективное
средство
эстетического
и
трудового
воспитания
школьников. Запас знаний и навыков, полученных школьниками в течение двух
лет занятий, позволяет на третьем году успешно справляться с более сложным
видом работы – рельефной резьбой.
В ходе изучения приемов исполнения резьбы у ребят должно вырабатываться
чувство
материала,
умение
выбирать
такие
формы
рельефа,
которые
соответствовали бы конкретной древесной породе и виду резьбы, основывались на
изучении традиций народного декоративно-прикладного искусства.
Деревянная резьба с глубоким, выразительным узором издавна встречается
в искусстве многих народов нашей страны. Как мы уже отмечали, немало резных
изделий хранится в музеях, а накладную рельефную резьбу можно встретить на
старинных деревянных домах сел и деревень. Ею украшены лобовые и торцевые
доски, светелки, наличники, фигурные очелья ворот и калиток, отчего дома
выглядят нарядно, празднично, как терема.
В рельефной резьбе фон выводится в один уровень, а по отношению к нему
отдельные детали резьбы выступают на разную высоту. Это и создает игру
светотени. Там, где глубина больше, тени темнее, выступающие части освещены
ярче. Все это придает резному узору особую пластичность и выразительность.
Работа над рельефными узорами по силам старшеклассникам, прошедшим
двухгодичный курс обучения резному делу.
За три года активных занятий в кружке учащиеся приобретают такой
запас знаний и навыков, который позволяет им самостоятельно заниматься
творчеством в области резьбы по дереву, совершенствуя приемы исполнения
изученных видов резьбы, а также осваивать новые – прорезную, объемную и
др.
Таким образом, народно-декоративное прикладное искусство активно
влияет
на
формирование
художественных
вкусов,
является
средством
трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.
При создании изделий декоративно-прикладного искусства решение
художественно-творческих
задач
органически
сочетается
с
овладением
приемами специфических ремесел, с приобретением определенных трудовых
навыков по выполнению творческих замыслов в том или ином материале.
Результаты такого труда приносят школьникам творческое удовлетворение,
оказывая на них глубокое эмоциональное воздействие.
Творческий процесс по созданию изделий декоративно-прикладного
искусства носит не только воспитывающий, но и обучающий характер,
позволяет школьникам в ходе практического выполнения изделий приобрести
специальные трудовые умения и навыки, а также специальные навыки из
области художественно-технической деятельности. На таких занятиях получает
реализацию интерес детей к искусству и техническому творчеству.
Во время работы у ребят формируется общая культура труда. Они
овладевают
графической
грамотой
при
выполнении
рабочих
чертежей
инструментов, в процессе создания проектов изделий и эскизов их декора, а
также знакомятся с физическими и декоративными свойствами различных
материалов, технологическими процессами их обработки, оборудованием,
инструментами.
У школьников появляется желание и потребность трудиться, так как эта
деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и
творческое удовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда,
вызывает желание вновь испытывать чувство радости от его процесса и
результатов.
Занятия в школьном кружке позволяет учащимся приобщиться к
интересному делу, которое обогатит внутренний мир, заполнит интересным
творческим трудом свободное время.
Школьники далеко не всегда будут создавать безупречные декоративные
композиции. Однако сам процесс познания действительности и ее отражение в
образах искусства значительно
важнее для их эстетического и трудового
воспитания,
нежели
художественный
результат
их
произведений.
Этот
активный процесс эстетического воспитания в труде ведет к приобретению
учащимися разнообразных профессиональных навыков, формированию и
развитию их художественного вкуса.
Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией. Но
даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою жизнь с декоративно-
прикладным искусством, навыки, полученные на занятиях кружка, помогут им
в работе по любой специальности. Кружковцы станут людьми, понимающими
красоту. Недаром многие взрослые в организации своего досуга возвращаются
к увлечениям детства.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство в школе позволяет
решать те воспитательные задачи, которые сегодня являются одним из важных.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Построение современного образовательного пространства характеризуется
переходом от «школы памяти» к «школе мышления», от «знаниевой»
педагогики к «способностной».
Современная жизнь требует от учащихся
обладания многосторонними знаниями и умениями, более высокого уровня,
чем
раньше.
Согласно
исследованиям
ученых,
российские
школьники
превосходят зарубежных сверстников по уровню усвоения фактического
материала и приобретения знаний, но уступают, и порой существенно, в
умении применять полученные знания в различных жизненных ситуациях и
СВОБОДНО выражать себя в творчестве. Поэтому, на наш взгляд, просто
необходимо научить детей ориентироваться в полученных знаниях, умению
творчески выражать их и формировать собственный взгляд на события.
Важнейшая задача учителя заключается в формировании интересов своих
учеников. Многосторонний, комплексный подход обучения с опорой на детское
творчество, предполагающий художественное освоение традиций позволяет
заинтересовать ребенка, приобщить его к культурно-историческому наследию,
дает толчок к творческой деятельности.
Традиционное искусство является эффективным и действенным средством
для пробуждения в детях уважения к культурному наследию Родины, своему
народу, нации.
Актуальность этнокультурного воспитания доказывается и
педагогами практиками. И научными изысканиями, т.к. народная культура,
являясь одним из связующих элементов, скрепляет социо-общность, этнос.
Народное искусство как хранитель культурно-исторической памяти
представляет собой целостное видение окружающего мира; оно всегда
привязано к родной земле, народу Отечества. Чем бережнее будет сохранен
генетический фонд традиционной национальной культуры, тем богаче и ценнее
выявится культурная сокровищница народа, тем более нравственно здоровыми
будут наши подрастающие поколения.
Искусствовед В.В. Медушевский замечает, что «цель разумно мыслящей
педагогики – возврат к традиции. Ключ к такому решению – в обновлении
педагогического видения, в пробуждении к вечному». Данная концепция
является одной из приоритетных задач современной российской педагогики,
направленной
на
оптимизацию
учебно-познавательной
деятельности
обучающихся
с
целью формирования
гражданского
и
нравственно-
эстетического мировоззрения.
Школа есть тот период, когда строится «переходный мост» от
созерцательного детства к осмысленности жизненных явлений взрослым
человеком. Включение обучающихся в процесс «прирастания» к истокам
традиционной художественной деятельности – верный путь сбережения
преемственных связей для передачи народных традиций как духовных
ценностей от поколения к поколению. Приобщение школьников к ремеслу
через ознакомление, а затем «вживание» и «погружение» в традицию
посредством
творческого
переосмысления
полученных
знаний
являются
прочным базисом, где закладывается культура человека, его нравственные
устои, эстетические идеалы.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в
художественном
образовании
детей.
В
основе
декоративно-прикладного
искусства лежит возрождение духовного наследия народа, сохранение и
развитие художественных традиций. Художественные промыслы и древние
ремесла рассматриваются как
часть материальной и духовной культуры
народа.
В настоящее время декоративно-прикладное искусство, особенно
художественные промыслы, переживают трудный период невостребованности
и незаслуженного забвения, что способствует утрате многих уникальных и
самобытных видов народного искусства.
Современному подростку трудно ориентироваться в мире искусства.
Навязчивая реклама, низкопробные телепрограммы, многие товары для
детей и зачастую игрушки, призывающие к разрушению и насилию, вызывают
далеко недобрые чувства. Все это вытесняет многовековые традиции и
внедряет упрощенные нормы и образцы зарубежной массовой культуры.
Нарушение равновесия эмоционального и рационального начала в
современном человеке. Дефицит интеллекта ставит серьезные
проблемы
развития полноценного общества в недалеком будущем. Особенно опасно
утерять остроту эмоционального восприятия в детстве, когда духовная сторона
личности только зарождается. Поэтому недостаточное внимание к образованию
в области художественного развития школьников, способствующего духовному
становлению личности ребенка, уже сейчас ставит большие проблемы
творческой
несостоятельной,
неспособности воспринимать прекрасное в
искусстве и жизни.
Воздействие народного и декоративно-прикладного искусства на растущего
ребенка
многопланово;
оно
выступает
как
школа
воспитания
чувства
прекрасного,
стимулирует
творческий
потенциал,
способствует
взаимопониманию в детском коллективе.
Через художественные образы и предметный мир декоративно-прикладного
искусства к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его
традиций и обычаев. Процесс изготовления красивых и нужных изделий,
умение их создать своими руками имеют большое значение для воспитания у
них здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда.
Гуманизм и жизнеутверждающая сила народного искусства, чистота его
образов и сюжетов, поэтический язык орнамента, уникальность технических
приемов, доступность восприятия во многом способствуют формированию
мировоззрения детей, их созидательному отношению к окружающему миру,
определению своего «я» в жизни.
Один из видов творческой деятельности, в процессе которой есть
возможность реализовывать собственные идеи - это резьба по дереву. Когда
воспитанник обнаружит, что, подобно другим увлечениям, резьба может стать
пристрастием,
поглощающим
все
свободное
время
и
в
тоже
время
пристрастием увеличивающим радость жизни. Резьба по дереву – древнее
искусство, элементы которого можно найти в любом уголке мира и любой
культуре.
Среди множества стилей резьбы можно выделить контурную, рельефную,
скульптурную, прорезную, геометрическую .
Каждый вид резьбы знакомит с её методами, приемами, историей
возникновения. Последовательное приобретение знаний, практических умений
и трудовых навыков способствуют им вырастать культурными, знающими
людьми, которые так нужны нашей родине, и мере того, как будут расти
удовольствие от работы и уверенность в себе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с искусством резьбы по дереву. История развития деревянной резьбы
и ее современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы
кружка. Решение организационных вопросов. Правила безопасности труда.
Практическая работа. Подготовка рабочего места.
Тема 2. Особенности контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение
задания по образцу (на светлом фоне)
Контурная резьба (контурное гравирование) по светлой и затонированной
древесине. Пластический характер контурного решения композиции. Примеры из
истории народного декоративно-прикладного искусства (мордовские свадебные
сундуки, ярославские прялки 1-й четверти XIX века, кудринская, яворовская резь-
ба, мотивы городецкой резьбы XIX века, набоиные доски Вологодской области
конца XIX века и др.) Пластический характер решения композиции. Законо-
мерности интерпретации природных форм в декоративных образах. Симметрия в
декоративной композиции.
Материалы. Инструменты. Характер подготовительного рисунка в зависимости от
инструмента (штихель, косой нож), деревянной поверхности (естественного цвета
дерева или тонированной).
Этапы выполнения контурной композиции.
Практическая работа. Изготовление строганной основы под резную композицию
растительного характера по размерам образца (возможно использование в качестве
основы
под
резьбу
крышки
школьного
пенала).
Работа
над
эскизом.
Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной
композиции.
Тема 3.
Декоративный язык контурной резьбы по тонированному фону.
Композиция анималистического характера
Ознакомление с произведениями народных мастеров на анималистическую тему
(элементы вологодских, городецких прялок 1-й половины XIX века, набойными
досками Архангельской области XIX-XX вв., мотивами вологодских, кировских,
нижегородских кружев XIX века, близких по пластике контурным изображениям).
Цвет как активное средство создания художественного образа. Элементы
цветоведения (цветовой тон: насыщенность, светлота; ахроматические тона;
хроматические цвета: теплая и холодная гамма, дополнительные цвета). Контраст.
Его значение в создании декоративной композиции. Контраст цвета, фактур, све-
тотени и др. Нюанс и его роль. Характерные особенности, свойственные нюансу.
Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону.
Технология тонирования и прозрачной отделки деревянной поверхности. Способы
перевода рисунка на темный фон.
Приемы работы сидя, стоя (с поворотом заготовки и без поворота).
Практическая работа. Декоративные композиции для игровых комнат детского
сада.
Подготовка основы. Работа над эскизом (на темном фоне), использование
набросков, зарисовок животных. Декоративная трактовка форм животного мира.
Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы.
Тема 4. Художественные и технологические особенности геометрической
(трехгранновыемчатой) резьбы. Исходные элементы геометрической резьбы.
Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Примеры
резных композиций из истории народного декоративно-прикладного искусства
(прялки, вальки, рубели Архангельской, Вологодской, Тверской и других областей
России, изделия армянских и грузинских мастеров; геометрическая резьба народов
Средней
Азии;
изделия
прибалтийских
мастеров).
Исходные
("азбучные")
элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность
исполнения.
Ритм в декоративной композиции: равномерные, убывающие или нарастающие
ритмические повторы; размер, интервал, светлота в ритмическом построении.
Практическая
работа.
Подготовка
деревянной
основы
под
элементы
геометрической резьбы. Разметка (поперек волокон) резного поля на одиночные и
двойные полосы под соответствующие элементы "азбуки" (каждый из резных
элементов повторяется многократно на протяжении всей полосы). Исполнение
резьбы.
Тема 5.
Орнамент геометрического характера из изученных ("азбучных")
элементов. Работа по образцам
Использование резной пластины с "азбукой" в качестве справочного материала
при сочинении композиций. Возможные композиционные сочетания резных эле-
ментов.
Приемы
использования
одного,
нескольких
элементов
в
узоре.
Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Ритм
в работе над геометрической резьбой.
Практическая работа. Исполнение по образцу декоративной резной пластины с
несложной композицией.
Тема 6. Пластина с декоративной композицией из растительных элементов или
анималистического характера (сочетание контурной и геометрической резьбы на
темном или светлом фоне).
Примеры из истории народного декоративно-прикладного искусства композиций
анималистического
характера
и
с
растительными
элементами
(например,
пряничные доски Вятской, Московской областей).
Особенности декоративной трактовки образа. Характер геометрического узора в
зависимости от породы дерева. Способы отделки резной поверхности.
Практическая
работа.
Создание
декоративных
пластин
для
оформления
помещений начальных классов (коллективное задание), работа над эскизами ком-
позиции в заданном формате. Зарисовки с натуры животных, птиц, аквариумных
рыб; рисование листьев, цветов (возможно с ботанических гербариев). Исполь-
зование зарисовок летнего периода. Декоративная переработка образов под
сочетание геометрической и контурной резьбы. Исполнение в материале.
Тема 7. Исполнение утилитарного изделия (строганного или точеного) с резной
заставкой (вид резьбы по выбору учащегося)
Проект изделия. Учет функционального назначения предмета и его связь с
декором. Учет эргономических требований. Пропорции предмета. Их художест-
венное
значение.
Понятие
о
пропорциональных
отношениях.
Простые
пропорциональные отношения. Понятие масштабности, соразмерности формы и ее
элементов.
Разработка
резной
заставки.
Зависимость
способа
отделки
от
утилитарного назначения изделия.
Практическая работа. Создание проекта. Изготовление (столярным или токарным
способом) основы предмета согласно проекту и выполнение резной заставки.
(Отделка
готового
изделия
-
зонирование,
лакирование,
полирование
-
производится в зависимости от выбранного вида резьбы: геометрической или кон-
турной, по светлому или темному фону).
Тема 8. Экскурсии.
Посещение музеев и выставок. Экскурсии на природу.
Тема 9. Итоговое занятие
Итоги деятельности учащихся. Организация выставки изделий кружковцев.
Тематический план
Тема занятия
Кол-во часов
Всего
теория
практика
Вводное занятие
3
3
Особенности контурной резьбы.
3
2
5
Декоративный язык контурной резьбы по
тонированному фону
3
5
8
Художественные и технологические особен-
ности геометрической (трехгранновыемчатой)
резьбы. Исходные элементы геометрической
резьбы
5
5
10
Орнамент геометрического характера из
изученных ("азбучных") элементов
2
5
7
Пластина с декоративной композицией из
растительных элементов или
анималистического характера (сочетание
контурной и геометрической резьбы на
темном или светлом фоне)
2
10
12
Исполнение утилитарного изделия
(строганного или точеного) с резной заставкой
(вид резьбы по выбору учащегося)
2
21
23
Экскурсии
2
2
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО:
24
48
72
Второй год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Режим работы во втором году обучения. Решение организационных вопросов.
Правила безопасности труда школьников.
Практическая работа. Подготовка рабочего места.
Тема 2. Декоративные и технологические особенности заваленной резьбы.
Инструменты. Материалы. Приемы работ.
Ознакомление с декоративным языком заваленной резьбы (слайды, фотографии,
изделия в материале).
Характер подготовительного рисунка для этого вида резных работ. Соответствие
очертаний деталей композиции радиусам резчицких стамесок.
Показ приемов работы полукруглыми стамесками, косым ножом. Характеристика
инструмента.
Практическая работа. Выполнение рисунка (по образцам) простейшей гирлянды
резного заваленного рельефа (например, на крышку школьного пенала).
Тема 3.
Растительные мотивы в заваленной резьбе (декоративная пластина).
Резьба с подушечным фоном
Ознакомление с резными композициями растительного характера в кудринской
резьбе. Декоративная особенность построения растительных узоров. Сочетание
мягких заваленных элементов с деталями, обогащенными контурными прорезками
(листья, лепестки цветов и др.). Техника исполнения резьбы с подушечным фоном.
Практическая работа. Изготовление резной композиции (допускается работа по
образцам) с растительными мотивами в виде декоративной подарочной пластины.
Тема 4. Анималистические композиции ( на плоских поверхностях). Резьба с
подобранным фоном.
Столярные операции но изготовлению основы декорируемого предмета. Примеры
анималистических композиций ( с изображением птиц, рыб, различных зверей) из
творчества мастеров кудринской
резьбы.
Приемы
введения
таких
изображений
в
резной
растительный
орнамент.
Особенности резьбы с подобранным фоном. Инструменты. Прием обработки
выбранного (удаленного) фона. Способы отделки резной поверхности
Практическая работа.
Изготовление и декоративное оформление заваленной
резьбы деревянной шкатулки (ларца).
Тема 5. Исполнение резного рельефа на точеных изделиях (характер фона — по
выбору).
Столярные и токарные операции по подготовке основы декорируемого изделия.
Приемы безопасной работы.
Ознакомление учащихся с разными композициями на точеных изделиях (чаши,
кубки, тарелки, блюда и др.)
Особенности перевода рисунка и исполнения резьбы на поверхностях вращения.
Отделочные операции.
Практическая работа. Исполнение на токарном станке чаши (тарелки, блюда) и ее
декоративное убранство техникой заваленной резьбы.
Тема 6.Экскурсии.
Посещение музеев и выставок. Экскурсии на природу.
Тема 7. Заключительное занятие
Подведение итогов за второй год обучения. Организация выставки созданных
работ. Задание на летний период.
Практическая работа. Оформление итоговой выставки.
Тематический план
Тема занятия
Кол-во часов
Всего
теория
практика
Вводное занятие
3
3
Декоративные и технологические особенности
заваленной резьбы
2
2
4
Растительные мотивы в заваленной резьбе
(декоративная пластина). Резьба с
подушечным фоном
4
5
9
Анималистические композиции ( на плоских
поверхностях). Резьба с подобранным фоном.
1
20
21
Исполнение резного рельефа на точеных из-
делиях (характер фона — по выбору).
1
30
31
Экскурсии
2
2
Заключительное занятие
2
2
ИТОГО:
15
57
72
Третий год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Краткий обзор итогов 2-го года обучения. Режим работы кружка в новом году.
Организационные вопросы. Вопросы охраны труда и правила техники безо-
пасности. Организация рабочего места.
Тема
2.
Декоративные
особенности
рельефной
резьбы.
Инструменты.
Материалы для этого вида резных работ
Сущность рельефной резьбы. Примеры из истории народного декоративно-
прикладного искусства. Просмотр слайдов, диафильмов, кинофильмов, репродук-
ций. Оборудование, инструменты, материалы, приспособления. Знакомство с
образцами работ учащихся предыдущих лет обучения или с изделиями руководи-
телей
кружка.
Макроскопические
признаки
различных
древесных
пород,
применяемых в рельефной резьбе. .Влажность, удельный вес. Прочность,
раскалывание, твердость древесины. Пороки древесных пород. Рисунок волокон в
зависимости от направления среза. Зависимость рельефа в резьбе от текстуры
древесины.
Практическая
работа.
Упражнения
по
заточке
и
правке
инструментов.
Изготовление державок для закрепления резной пластины при работе.
Тема 3. Композиция растительного орнамента (задание по образцам)
Характерные особенности композиционного построения рельефной резьбы, ее
специфические черты. Отличие рисунка с натуры от подготовительного рисунка
для резьбы, имеющего декоративный характер. Фактура, текстура материала как
активные средства художественной выразительности.
Стадии выполнения рельефной резьбы. Приемы обработки фона.
Практическая работа. Зарисовки орнаментальных резных композиций с образцов
народного искусства. Подготовка деревянной пластины под резьбу. Перевод
рисунка на материал. Надрезание и подрезание контуров. Углубление фона.
Моделирование деталей резьбы. Фактурная проработка фона.
Тема
4.
Пластина
с
декоративной
композицией
на
свободную
тему
(творческая работа)
Виды и классификация клеев для древесины, их свойства, способы приготовления
и рекомендации по применению. Выбор материала- и учет его текстуры при
выполнении деревянного рельефа. Склеивание основы под резьбу. Виды отделки
резных поверхностей.
Практическая работа. Выбор сюжета. Выполнение подготовительного рисунка с
тональной передачей планов рельефа. Исполнение резного рельефа. Отделка
деревянной поверхности резьбы доступным способом.
Тема 5. Композиция по сюжетам народных сказок (коллективная работа)
Проект оформления конкретного помещения. Выделение зоны для декоративных
пластин с рельефной резьбой. Соразмерность резных пластин объему помещения,
его функциональному назначению.
Особенности работы над рисунком к сказкам с учетом декоративных и
технологических свойств и условностей рельефной резьбы.
Организация коллективной творческой работы над резными пластинками.
Практическая работа.
Исполнение проекта оформления интерьера помещений
начальных классов. Выбор эпизода из сказки. Коллективная работа над
подготовительными рисунками и исполнением рельефа в материале. Закрепление
рельефа в помещении.
Тема 6.Экскурсии.
Посещение музеев и выставок. Экскурсии на природу.
Тема 7. Заключительное занятие
Итоги за два года обучения. Советы и рекомендации по самостоятельной
творческой работе учащихся. Награждение наиболее активных членов кружка.
Подготовка и оформление выставки творческих работ членов кружка. Обсуждение
выставки с привлечением актива школы и учащихся разных классов. Выдача
удостоверений об окончании трехлетнего курса обучения.
Тематический план
Тема занятия
Кол-во часов
Всего
теория
практика
Вводное занятие
2
2
Декоративные особенности рельефной резьбы.
Инструменты
3
3
6
Композиция растительного орнамента
(задание по образцам)
3
15
18
Пластина с декоративной композицией на
свободную тему (творческая работа)
5
16
21
Композиция по сюжетам народных сказок
(коллективная работа)
1
20
21
Экскурсии.
2
2
Заключительное занятие
2
2
ИТОГО:
18
54
72
Четвертый год обучения
Тема 1.
Вводное занятие
богородская
игрушка.
Знакомство с искусством
богородских мастеров. История развития деревянной игрушки. Ознакомление с
программой и режимом работы кружка. Решение организационных вопросов.
Правила безопасности труда.
Практическая работа. Подготовка рабочего места.
Тема
2.
Особенности
скульптурной
резьбы.
Материалы.
Инструменты.
Выполнение задания по образцу. Выполнение приемов богородским ножом.
Поперечный рез грани. Поперечный рез кромки. Поперечный рез пласти.
Богородская резьба. Виды игрушек. Примеры из истории народной игрушки.
Динамическая игрушка (игрушка – забава, игрушки из щепы-миниатюра (ощеп)).
Закономерности интерпретации природных форм декоративных образов. Законы
построения композиции.
Материалы. Инструменты. Характер подготовительного рисунка в зависимости от
инструмента (полукруглая стамеска, богородский нож), Этапы выполнения
скульптурной композиции.
Практическая работа. Изготовление основы для деревянной игрушки по размерам
образца. Работа над эскизом. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на
древесину. Изготовление резной игрушки.
Тема 3. Декоративный язык богородской резьбы.
Ознакомление с произведениями народных мастеров на анималистическую тему.
Способы перевода рисунка. Приемы работы сидя (с поворотом заготовки).
Практическая работа. Игрушка-забава «Вот так кузнецы».
Подготовка основы. Работа над эскизом, использование набросков, зарисовок
животных и людей. Декоративная трактовка форм животного мира. Перевод
рисунка на основу. Исполнение резьбы персонажа «старик».
Тема 4. Художественные и технологические особенности богородской резьбы.
Исходные элементы резьбы.
Декоративные и технологические особенности скульптурной резьбы. Примеры
резных композиций из истории
народной игрушки. Порядок их разметки и
последовательность исполнения.
Практическая работа. Подготовка деревянной основы под богородскую резьбу.
Разметка и изготовление черновой резьбы персонажа «медведь».
Тема 5. Работа над образом (мужик, медведь).
Использование инструкционно-технологической карты в качестве справочного
материала при создании образов. Зависимость выразительности композиции от
глубины вырезания.
Практическая работа. Исполнение по образцу и инструкционно-технологической
карте.
Тема 6 .Подготовка основы для движения динамической игрушки, изготовление
мелких деталей (музыкального инструмента, ручного инструмента, крепежных
деревянных гвоздиков.
Примеры из истории
народной динамической игрушки (игрушки-забавы).
Различные способы приведения в движение динамической игрушки. Особенности
декоративной трактовки образа. Способы отделки резной поверхности.
Практическая работа. Создание движущихся реек, изготовление инструмента для
игрушки. Работа над эскизом. Изготовление наковальни, соединительных гвоздей.
Сборка и подгонка изделия. Выставка готовых изделий.
Тема 7.
Изготовление изделия
по
выбору с применением инструкционно-
технологической карты.
Проект изделия. Учет функционального назначения предмета и его связь с
декором. Учет эргономических требований. Пропорции предмета. Их художест-
венное
значение.
Понятие
о
пропорциональных
отношениях.
Простые
пропорциональные отношения. Понятие масштабности, соразмерности формы и ее
элементов.
Практическая работа. Создание проекта. Изготовление основы предмета согласно
проекту и выполнение резьбы.
Тема 8. Заключительное занятие
Итоги деятельности учащихся за прошедший период. Организация выставки
изделий кружка.
Ожидаемые результаты:
В ходе работы достигаются следующие результаты:
приобретение знаний по истории резьбы по дереву;
знание терминологии художественной резьбы;
закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках
технологии по теме: «Художественная обработка материалов»;
способность применить и углубить знания, полученные
в образовательном процессе;
формирование художественных вкусов;
развитие творческих способностей;
активизация познавательной деятельности;
развитие памяти, волевых качеств, усидчивости, устойчивости внимания;
эстетическое воспитание;
приобретение определенных трудовых навыков;
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.В. Художественная резьба по
дереву, кости и рогу. - М., 1984
2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митляпская Т.Б. Художественная резьба по
дереву, кости и рогу. — М.: Высш. шк., 1978.
3. Афанасьев А.Ф. Резчики по дереву. - М., 1988
4. Басалыго B.C. Белорусский сувенир. — Ми.: Беларусь, 1976.
5. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. — М.: Евразийский регион.
6. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. -М., 1986
7. Богуславская ИЛ. Русское народное творчество. - Л., 1968
8 .Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. - М., 1972
9. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. —
М.: Леси, пром-сть, 1985.
10. Луканский Э.П. Первый шаг в творчестве. — Ми.: Полымя, 1985.
11. Двоиникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. М., 1972
12. Елкин В.Н. Дерево рассказывает сказки. - М., 1978
13. Жижина С.Г. Крестьянский резчик Федор Черепнев // Народное искусство
России: Традиция и стиль. - М., 1995
14. Званцев МЛ. Заволжье. - М., 1972
15. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом: Справ, пособие. - М., 1995
16. Леонова А. К. Народная деревянная скульптура Белоруссии. — Ми.: Наука
и техника, 1977.
17. Калугин А.И., Плотников Ю.В. Охрана труда и пожарная безопасность в
образовательной школе. - М., 1980
18. Крейдлин Л.И. Столярные работы. - М., 1974 Новоселов Ю'.А. Интерьер
вашего дома. — М.: Евразийский регион, 1995
19. Матвеева Т.М. Мозаика и резьба по дереву. - М., 1989
20. Матвеева Т.М. Убранство русских кораблей. - Л., 1979
21. Матвеева Т.М. Основы художественного ремесла (Под ред. В.А-
Барадулина). - М., 1987
22. Матвеева Т.М. Работа по дереву: Библ. указ. лит. _ М., 1994. -(Народное
творчество. Социокультурная деятельность в сфере досуга. Вып.1)
23. Макаров A.M. Пластика природных форм. — Ми.: Беларусь, 1988.
24. Луканский Э.П. Первый шаг в творчестве. — Ми.: Полымя, 1985.
25. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. — Мн.: Полымя, 1990.
26. Caxyma E.M. Народное искусство и художественные промыслы Белоруссии.
— Ми.: Полымя, 1982.
27. Соболев Н.Н. Русский орнамент. — М.: Гос. архит. изд-во, 1948.
28. Федотов Г. Волшебный мир дерева. — М.: Просвещение, 1987.
29. Яковлева К. Чудо чудное, диво дивное. — М.: Молодая гвардия, 1984.