Напоминание

Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного


Автор: Любовь Геннадьевна Епанова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Белоевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Белоево
Наименование материала: Конспект по русскому языку в 4 классе
Тема: Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного
Раздел: начальное образование





Назад




КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ

Учитель: Епанова Любовь Геннадьевна

Тема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

Цели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и сложном предложениях, о способах

соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.

Планируемые результаты

Предметные: знать характерные черты сложного предложения и простого предложения;

уметь выделять грамматическую основу предложения;

уметь определять вид предложения ;

уметь ставить знаки препинания между частями предложения .

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать учебно-познавательный

интерес к предмету.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «ШР» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник:в 2ч./В.П Канакина, В.Г Горецкий

М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.1.; презентация, раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап

самоопределения к

деятельности

-Здравствуйте, ребята.

К: настраиваться

на урок.

II. Актуализация

знаний и мотивация

Словесн.; учебный

диалог.

Практич.;

орфографическое

задание.

Фронтальная форма работы

-Начнем мы наш урок с одного очень интересного

задания. Но сначала откройте свои тетради и запишите

сегодняшнее число и классная работа.

Словарная работа

-Ребята, начнём мы наш урок со словарного диктанта.

(Один ученик работает на закрытой части доски,

остальные все в тетради).

Я буду диктовать вам словосочетания, ваша задача-

записать слова и подчеркнуть в них ошибкоопасные

места.

Календарь природы, известный человек, сельское

хозяйство, весёлые каникулы, тракторный завод,

передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны

горизонта.

Проверка:

-Мы закончили выполнять это задание, и теперь я

предлагаю проверить ,что получилось.

(Ученик, который работал у доски проверяет

написание слов вслух, а остальные в своих тетрадях).

-Поднимите руки те, у кого слова написаны по-

другому?

-Кто выполнил работу без ошибок?

Как оценим работу учащегося?

Календарь природы, известный

человек, сельское хозяйство,

весёлые каникулы, тракторный

завод, передовой комбайнёр,

багажный вагон, стороны

горизонта.

П:классификация

объектов по

выделенным

признакам.

П:поиск и

выделение

необходимой

информации.

III. Постановка

учебной задачи

Словесн.:учебный

диалог

Фронтальная форма работы

-Ребята, посмотрите, у меня на доске написаны два

предложения. Прочитайте их.

Со…нце встало и осв…тило окрес…ность.

Со…нце встало, и окрес…ность оз…рилась светом.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетради)

Солнце(сущ.) встало (глаг.) и

осветило(глаг.) окрестность.

Солнце (сущ.) встало(глаг.), и

окрестность (сущ.) озарилась

К: умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли в

соответствии с

Практич.;

синтаксический

анализ.

Практич.;

орфографическое

задание.

-Найдите и подчеркните главные члены предложения,

подпишите, какой частью речи они выражены.

-Хорошо! Ребята, а чем похожи эти предложения?

-Чем они отличаются?

-Как вы думаете, почему?

-Назовите грамматическую основу в перовом

предложении?

-Какую роль играет в этом предложении союз и?

-Нужна ли здесь запятая?

-Найдите грамматическую основу во втором

предложении.

-Какую роль играет в этом предложении союз и?

-Нужна ли здесь запятая?

-Хорошо! Совершенно верно!

-А как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на

уроке?

-О каких предложениях?

-Тема нашего урока звучит так: «Простые и сложные

предложения»

-Сформулируйте цель нашего урока?

-Вот мы и поставили цель! Молодцы! А теперь начнем

работать, чтобы достичь поставленных целей

(глаг.) светом.

В них содержится одна и та же

мысль.

Во втором предложении стоит

запятая, а в первом нет.

Солнце встало и осветило.

Он объединяет однородные члены

предложения.

Нет, не нужна.

Солнце встало, озарилась светом.

Он соединяет две части сложного

предложения.

Да,нужна.

О предложениях.

О предложениях сложных и

простых.

Вспомнить, какие предложения

называются простыми, а какие-

сложными, научиться различать

простые и сложные предложения.

задачами и

условиями

коммуникации.

П:умение

ориентироваться

в любой системе

знаний; находить

ответы на

вопросы.

П:

самостоятельное

формулирование

познавательной

цели.

Р:постановка

учебной задачи.

IV. Открытие

нового знания

Практич.: анализ

языкового материала.

Парная форма работы

-Сейчас вы будете работать в парах. У каждого из вас

на парте лежат карточки с заданием. Послушайте, что

нужно сделать!

-Вспомните, чем отличается простое предложение от

сложного. Распределите предложения по двум группам:

простые предложения и сложные предложения. Это

задание вы выполняете в парах.

П:поиск и

выделение

необходимой

информации.

К: умение с

достаточной

полнотой и

Словесн.: учебный

диалог.

Практич.;

синтаксический

анализ.

Наглядн.:

демонстрация ответа

учащихся.

Карточка

Распредели предложения в две группы: простые

предложения и сложные. В таблицу ответов

запишите только номер предложения.

1)Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

2) Мороз крепчал, но не кусался.

3) Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

4)Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел.

5)Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

6)Молодые побеги сморщились и завяли.

7)Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.

8)Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

Простые предложения

Сложные предложения

-Поднимите руку, кому непонятно задание? На

выполнение этого задания у вас есть 4 минуты.

Проверка:

--На экране вы видите правильные ответы. Сравните с

тем, что получилось у вас.

-Чем похожи пары предложений?

-Чем отличаются предложения?

-На что стоит обратить внимание, чтобы не допускать

ошибки при постановке запятых?

-Поднимите руки те, кто допустил ошибки? Что не

получилось?

-Ребята, скажите, чем простое предложение отличается

от сложного предложения?

-Давайте проверим себя. Прочитайте материалы

рубрики «Вспомните» на с.36 учебника.

Простые

предложени

я

Сложные

предложения

2,3,6,7

1,4,5,8

Один и тот же союз.

По структуре.

На союзы. А, но – всегда ставится

запятая.

и - и ; , и

В простом предложении одна

грамматическая основа ,а в

сложном предложении две и

более.

точностью

выражать свои

мысли в

соответствии с

задачами и

условиями

коммуникации.

V.Первичное

закрепление во

Работа по вариантам

-Найдите упр.49 на с.36.Ребята, прочитайте задание!

П:поиск и

выделение

внешней речи

Практич.:списывание,

синтаксический

анализ.

Наглядн.:

демонстрация ответа

учащихся.

-Прочитайте выразительно поэтические строки.

Хорошо!

-Прочитайте выражения, которые употреблены в

переносном значении.

-Какую роль эти слова играют в тексте?

-Послушайте, что вам нужно сделать. Это задание мы

будем выполнять по вариантам.

1 вариант списывает первое предложение.

2 вариант списывает второе предложение.

-Выделить грамматическую основу в предложении,

определить и определить, какое это предложение

сложное или простое.

Проверка:

-Поднимите руки, кто справился с заданием? Проверим

устно. Прочитайте предложение, которое вы списали, и

скажите простое оно или сложное? Как определили?

Докажите.

-Итак, ребята, скажите, чем отличается сложное

предложение от простого предложения?

-Как связаны, части сложного предложения?

Динамическая пауза

-Дежурные, проведите, пожалуйста, физминутку.

Ветер гонит, ель стонет, лес

шепчет.

1 вариант:

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Простое предложение т.к одна

грамматическая основа

2 вариант:

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

Сложное предложение т.к две

грамматических основы.

В простом предложении одна

грамматическая основа ,а в

сложном предложении две и

более.

Интонацией.

необходимой

информации.

К:умение

слышать и

слушать.

Р:сличение

способа действия

и его результата

с эталоном.

VI.Самостоятельная

работа с

самопроверкой

Практич.:

синтаксический

анализ.

Индивидуальная форма работы

-Теперь я хочу проверить, как вы научились отличать

сложные предложения, от простых предложений.

Каждый выполняет работу индивидуально.

-Прочитайте задание. Поднимите руку, кому непонятно,

что нужно сделать?

-Приступайте к заданию, на это у вас есть 4 минуты и

будем проверять. Каждый выполняет задание

самостоятельно.

П:умение

ориентироваться

в любой системе

знаний; находить

ответы на

вопросы.

К:умение

слышать и

Карточка

Отметьте галочкой сложные предложения.

Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.

Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят

грачи.

Подняли золотые головки одуванчики, и зацвел

шиповник.

Солнце сияло, но не грело землю.

Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.

Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.

На деревьях набухли почки, но листья еще не

проклюнулись.

Проверка:

-Поднимите руки, кто справился с заданием? Проверим

устно. Прочитайте предложение, которое вы отметили

галочкой и докажите, почему оно является сложным?

Вывод:

-Как отделяются части сложного предложения?

-Какие предложения называются сложными?

-Какие предложения называются простыми?

Вот-вот выбросят листья из

почек деревья, прилетят грачи.

(Две грамматические основы:

деревья выбросят, грачи

прилетят)

Подняли золотые головки

одуванчики, и зацвел шиповник. .

(Две грамматические основы:

одуванчики подняли ,шиповник

зацвел)

Выглянуло солнце, и земля

озарилась ярким светом. .(Две

грамматические основы:

выглянуло солнце, земля

озарилась)

На деревьях набухли почки, но

листья еще не проклюнулись. .(Две

грамматические основы: почки

набухли, листья не

проклюнулись)

Части сложного предложения

отделяются запятыми и союзами.

Сложными называются

предложения, имеющие в составе

две и более грамматические

основы.

Простыми называются

предложения, имеющие одну

грамматическую основу.

слушать.

Р:сличение

способа действия

и его результата

с эталоном.

VII.Включение в

систему знаний,

повторение

Практич.:

списывание,

синтаксический

анализ.

Фронтальная форма работы

-Для того чтобы закрепить наши знания, мы с вами

поработаем с упр.50 на с.36.Прочитайте предложения.

-Ребята, подумайте и скажите, с помощью чего части

предложения объединяются в сложное предложение?

(Ученики указывают способ связи в каждом

предложении)

-Давайте сравним наши наблюдения с выводами в

учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите

внимание!».

-Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном

предложении?

-Спишите предложение под № 4, вставляя

пропущенные буквы. Выделите грамматическую

основу.

-Назовите грамматическую основу предложения.

-Хорошо! Молодцы!

Вывод:

-Какие предложения называются сложными?

-Назовите способы связи частей в сложном

предложении?

Словарная работа

-Ребята, подберите синонимы к слову прекрасный.

-Подчеркнем в этом слове непроверяемую гласную и

поставим ударение.

-Запишите это слово в свою тетрадь.

1 вариант придумывает сложное предложение с этим

словом и записывает его в тетрадь.

2 вариант придумывает простое предложение и

записывает его в тетрадь.

Проверка:

1.Безсоюзная связь.

2.Союзами.

3.Союзами.

4.Союзами.

5.Союзами.

Между частями сложного

предложения всегда ставится

запятая.

Осень наступила, высохли цветы,

глядят кусты.

Сложными называются

предложения, имеющие в составе

две и более грамматические

основы

Интонацией (без

союзов),интонацией и союзами и,

а, но.

-Красивый ,превосходный,

удивительный, чудный и тд.

П:поиск и

выделение

необходимой

информации.

К: умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли в

соответствии с

задачами и

условиями

коммуникации.

Р:сличение

способа действия

и его результата

с эталоном.

-Зачитайте ваши предложения и назовите

грамматическую основу.

VIII. Рефлексия

деятельности

(по продукту)

Практич.:

синтаксический

анализ.

-Наш урок подходит к концу. Скажите, какая тема урока

у нас сегодня была?

-Какие цели мы ставили на урок?

-Хорошо, молодцы!

-Прочитайте предложения, которые представлены на

доске и соотнесите их со схемами.

Предложения:

В дуплах старых осин располагаются ночные птицы и

запасливые белки.

Труд кормит, а лень портит.

Мы зашли к старику, а потом отправились дальше.

Схемы:

и

, а

-Ребята, посмотрите на доску, перед вами начало фразы:

сегодня я узнал…

было трудно…

я научился…

было интересно узнать, что…

я смог…

Вам нужно дополнить эти предложения устно. Спасибо

за урок!

Простые и сложные предложения.

Цели: вспомнить, какие

предложения называются

простыми, а какие- сложными,

научиться различать простые и

сложные предложения.

Р:оценивание

качества и

уровня усвоения

материала.

Р:оценка

результата

работы



В раздел образования